- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Кружок Юный художник для начальных классов
Кружок Юный художник для начальных классов
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова И.Н. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кружковая работа « Юный художник»
Содержание программы
Пояснительная записка………………………………………2
Учебно-тематический план …………………………………5
Содержание программы….…………………………………..6
Перечень оборудования…………..…………………………..8
Список литературы…………………………………………...8
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости и разработки программы.
Кружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
2.Цель и задачи программы.
Цель заключается в том, чтобы дать дополнительные знания учащимся о видах изобразительного искусства , показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.
Задачи программы:
- организация и систематическое развитие художественно
творческой деятельности школьников;
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
- развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
- повышение уровня художественной образованности школьников - расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
- воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.
3.Особенности программы
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за сёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Обучение в кружке строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда - от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников. В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю по 45 минут, 34часа в год.
5.Краткое описание основных способов и форм работы с детьми.
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека. Теоретическая деятельность учащихся на кружке связана с уроками окружающего мира, литературы и музыки. Практическая деятельность (в дизайне, декоративно-прикладном искусстве) - с уроками трудового обучения. Разнообразные формы приобретает самостоятельная работа учащихся по углублению и расширению знаний, полученных на занятиях, наблюдению и осмыслению окружающей действительности. Формы занятий: игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, самостоятельная работа. Формы подведения итогов по каждой теме или разделу- конкурсы и выставки рисунков.
6. Краткое описание основных методов и технологий.
Поисковая работа находит выражение
в коллекционировании репродукций по выбранным темам,
в устройстве выставок,
в чтении литературы по искусству,
рассматривание альбомов по видам искусства,
посещение выставок и музеев.
Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения. Большое эстетико-воспитательное значение приобретают занятия, посвящённые изучению жизни и творчества выдающихся художников. Нужно научить ребёнка понимать искусство, тогда и отношение к собственной деятельности будет приобретать серьёзный, творческий характер. Художественные умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе посещения кружка
7. Прогнозируемые результаты.
В результате учащиеся должны знать:
особенности языка живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства ;
музеи города Саратова;
выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства .
Дети должны уметь:
работать с натуры в графике и живописи над натюрмортом и пейзажем;
выбирать наиболее подходящий формат листа для создания работ;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками;
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности
8.Средства, необходимые для реализации программы.
Арсенал упражнений и техник, используемый на занятиях, многогранен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков),
художественных материалов (различных видов кистей, карандашей, мелков, красок).
Особенностями среды кружка являются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация, здоровьесбережение.
С целью накопления опыта творческого общения в программу кружка вводятся коллективные задания. А это очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
Учебно-тематический план кружка «Юный художник»
№
п/п
Раздел
Тема занятия
Кол-во
часов
Аудиторная
занятость
Неаудиторная
занятость
Даты
занятий
1.
«С любовью к малой Родине»
Открытка из Саратова. «Сцены из жизни горожан…».
Экскурсия по городу .
6
3
3
2.
«Подводный мир моими глазами»
Жизнь обитателей рек и морей; профессии, связанные с подводной деятельностью; персонажи подводного мира из сказок, мифов и легенд.
Экскурсия в краеведческий музей.
4
2
2
3.
Здравствуй, гостья Зима!
Новогодняя открытка.
Экскурсия в парк.
4
2
2
4.
Здравствуй, гостья Зима!
Зимний пейзаж.
Экскурсия по зимнему городу.
6
3
3
5.
Декор предметов.
Декор предметов народного быта.
Экскурсия в краеведческий музей.
4
2
2
6.
Древние образы в современных игрушках.
Экскурсия в Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Изготовление эскизов игрушек.
4
2
2
7.
Весна идёт, весне дорогу!
Экскурсии по городу и в набережной. Весенний пейзаж.
6
3
3
Всего часов в год
34
17
17
Содержание программы
«С любовью к малой Родине»- 6ч.
Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула - но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.
Памятники архитектуры - наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Материалы: тонированная бумага, восковые мелки или гуашь, белая бумага.
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды старинных оград в Саратове. Современные декоративные решетки и ограды в наших городах.
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари - украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
«Подводный мир моими глазами»-4ч.
Жизнь обитателей морей; профессии, связанные с подводной деятельностью; персонажи подводного мира из сказок, мифов и легенд.
«Здравствуй, гостья Зима!»-10ч.
Что сделал художник на улицах моего города (в моем селе)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, литографий, образцы детских работ в разных техниках.
«Декор предметов»-4ч.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
При этом обязательно подчеркивается назначение посуды: для кого она, для какого случая.
Материалы: тонированная бумага, гуашь, пластилин, глина, водно-эмульсионная краска.
Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).
«Древние образы в современных игрушках»-4ч.
Игрушки - какими им быть - придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти маленького размера, тампоны.
Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): дымка, городец, филимоново, богородская резная игрушка, игрушки из подручного материала: упаковок, ткани, меха.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.
Музыкальный ряд: русская народная музыка, П.Чайковский "Детский альбом".
«Весна идёт, весне дорогу!»-6ч.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды старинных оград в Саратове. Современные декоративные решетки и ограды в наших городах.
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари - украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Перечень оборудования
На занятиях кружка необходимы следующие художественные материалы:
графитовый карандаш,
ластик,
гелиевая ручка,
маркер, фломастер,
гуашевые и акварельные краски,
кисти разных видов и размеров,
набор цветного картона,
белой бумаги различного формата,
самоклеющейся плёнки,
ножницы,
клей ПВА,
скотч прозрачный и цветной,
акриловая краска-спрей.
Список литературы
1.Алексеева В.В. «Что такое искусство?» М., 1991
2.Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением» М., 1997
3.Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. «Творчество и преодоление стереотипов» СПб., 1994
Казакова Е.И. «Диалог на лестнице успеха» СПб., 1997
4. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», М.,1998
5.Копытин А.И. «Основы арт-терапии» СПб., 1994
6.Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М., 1994
7.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»
8.«Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга» под ред. Е.Д. Хомской М., 1986
9.Оклендер В. «Окна в мир ребёнка» М., 1997
10.Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию творческого потенциала учащихся» М., 1998
11.« Изобразительное искусство и художественный труд» под рук. Неменского Б.М., М., 2006
12.Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М., 2005
9