Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Рабочая программа изобразительному искусству  для 6 класса составлена  на основании следующих  нормативно – правовых дакументов:        Рабочая программа по русскому изобразительному искусству  для 5 класса составлена  на основании следующих  нормативно – правовых        документов:     - Федеральный Закон  Российской Федерации  №  273-ФЗ  от  29  декабря  2012 г "Об образовании в Российской Федерации";     - Федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего образования (...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МБОУ «Старочелнинская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено

на совете методического объединения

________/ Бадертдинов Н.Х../

Протокол № 1 от

« 22_» августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Старочелнинская СОШ» ____________/Галлямова Г.Н../

« 24_» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Старочелнинская СОШ»

___________/ХазиповФ.Х./

Приказ № 117 от

« 25_» августа 2014 гРАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 6 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Старочелнинская средняя общеобразовательная школа»

учителя изобразительного искусства

Вагизова Рунара Фоатовича







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №2

от «25» августа 2014г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа изобразительному искусству для 6 класса составлена на основании следующих нормативно - правовых дакументов:

Рабочая программа по русскому изобразительному искусству для 5 класса составлена на основании следующих нормативно - правовых

документов:

- Федеральный Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом

Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. « Об утверждении федерального

перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»

- Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г № 68 -ЗРТ « Об образовании»;

- Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»

№443РТ от 18.07.2004 г ;

- Приказ министерства образования и науки Республики Татарстан № 4154 / 12 от 09.07.2012 г. «Об утверждении базисного и

учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан , реализующих программы начального общего и основного

общего образования»;

- Письмо МО и Н РТ об учебных планах Республики Татарстан (Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от

09.07.2014 №1637);

Учебный план МБОУ «Старочелнинская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015

учебный год, утверждённый решением педагогического совета от 11.08.2014 г. , протокол № 1.

от 28.12.2001. № 1403).

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.

Учебный план МБОУ «Старочелнинская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015

учебный год, утверждённый решением педагогического совета от 11.08.2014 г. , протокол № 1.

Цель: формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;

  • формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-комуникативная, рефлексивная деятельности.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

  • Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедейных технологий с умением импровизировать.

Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

  • Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО, Примерной программы по ИЗО и авторской программы выявило, что программа разработанная Б.М. Неменским реализует обязательный минимум содержания образования.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по ИЗО предлагает основные разделы в 5-7 классах:

5-7 классы (105 часов) 1 час в неделю


Разделы

Всего часов

1.

Изобразительное искусство его виды и жанры

40

2.

Язык изобразительного искусства и художественный образ

35

3.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве

20

4.

Опыт творческой деятельности

10

Итого

105

Авторская программа Б.М. Неменского предлагает изучить указанные разделы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО по ниже указанному основному содержанию:

Основное содержание

Тема

Классы

5

6

7

8

9

1.

Основы изобразительной грамоты

«Изобразительное искусство в жизни человека»

35

2.

Основы декоративной грамоты

35


3.

Основы визуально-зрелищной культуры

35

4.

Основы конструктивной грамоты и дизайна

17

5.

Синтез пространственных и временных искусств.


17

Наряду с этим, раздел Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО «Изобразительное искусство его виды и жанры» изучается в 6-ом классе в основном содержании авторской программы Б.М. Неменского - «Основы изобразительной грамоты» по теме «Изобразительное искусство в жизни человека».

Через вышеназванные темы авторской программы происходит знакомство с произведениями искусств, с художественным образом и художественно-выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства: рисунком, линией, пятном, композицией, цветом и основами цветоведения, цветом в произведении живописи, объемными изображениями, основами языка изображения, с искусством изображения, как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества, что соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства это предусмотрено и Федеральным компонентом государственного стандарта и авторской программой. Программы носят практикоориентированный характер.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с приемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по ИЗО добавлен раздел «Опыт творческой деятельности», который через практические занятия дает возможность использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета через светотень и цвет. Построение пространства, через линейную и воздушную перспективу. Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять через практическую и творческую деятельность, контрольные и тестовые работы, анализа произведений искусств.

В творческой деятельности учащиеся используют орнаменты для украшения предметов быта, одежды, архитектурных сооружений и т.д. Дает возможность изучить орнаменты разных народов России.

Новизна рабочей программы в том, что в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся, которые содержат следующие компоненты:

знать /понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, свето­тень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их ос­новные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

-значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природ­ные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (плас­тических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной вы­разительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, уз­навать изученные произведения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Учебник: нет.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и лите­ратурного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использо­вать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материа­лы, отделка готовых изделий).

Содержание примерной программы направлено на реализации приоритет­ных направлений художественного образования: приобщение к искусству как ду­ховному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детали­зации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изуче­ние к узкотехнологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ре­бенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники: использовать видеоматериалы о художествен­ных музеях и картинных галереях.

При организации учебного процесса обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал, обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей практической реализацией.


Учебно-тематический план

6 класс

(1час в неделю, всего35 часов)


Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)

Изобразительное искусство его виды и жанры

Изобразительное искусство в жизни человека.


I четверть

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

9

9

2

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

1

1

Рисунок - основа изобразительного творчества.

1

1

-

Линия и ее выразительные возможности

1

1

-

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

1

-

Цвет. Основы цветоведения.

1

1

-

Цвет в произведениях живописи.

1

1

-

Объемные изображения в скульптуре

1

1

-

Основы языка изображения.

1

1

1

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

1

-


II четверть

Мир наших вещей Натюрморт.

7

7

1

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

1

-

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира.

1

1

-

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

1

1

-

Освещение. Свет и тень.

1

1

-

Натюрморт в графике.

1

1

-

Цвет в натюрморте.

1

1

1

Выразительные возможности

натюрморта.

1

1

-



III четверть

Вглядываясь в человека. Портрет.

10

10

1

Образ человека - главная тема искусства.

1

1

-

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

1

-

Изображение головы человека и её основные пропорции

1

1


Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

1

-

Портрет в скульптуре

1

1

-

Сатирические образы человека.

1

1

-

Образные возможности освещения в портрете

1

1

-

Портрет в живописи

1

1

-

Роль цвета в портрете.

1

1

1

Великие портретисты

1

1

-


IV четверть

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

9

9

1

Жанры в изобразительном искусстве

1

1

-

Изображение пространства

1

1

-

Правила линейной и воздушной перспективы

1

1

-

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.




Пейзаж - настроения

1

1

-

Пейзаж в русской живописи

1

1

-

Пейзаж в графике

1

1

-

Городской пейзаж

1

1

1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

1

-

Итого

35

35

5

Содержание учебного предмета


I ЧЕТВЕРТЬ

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительною искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.

Тема. Рисунок - основа изобразительного творчества

Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графические произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная тушь и палочка, бумага'.

Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линии, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунком трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий - тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).

Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.

Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмин;). О. Верейского, И. Голицына и др.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе-[ нии и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - свет­лое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Домини­рующее пятно. Линия и пятно.

Задание: изображение различных осенних состояний в приро­де (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Материалы: черная и белая гуашь, кисти, бумага или бумага [ для аппликаций, клей.

Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты XVII- [XVIII веков, графические рисунки Ф.Васильева, И.Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебе­дева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.


Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета '(«Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выражен­ным состоянием и фактурной живописью.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Задание: изображение осеннего букета с разным настроени­ем - радостный, грустный, торжественный, тихий ,и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изо­бражением букетов: В.Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина с фруктами; И. Хруцкий. Цветы и плоды; И. Грабарь. Хризан­темы; К.Коровин. Цветы и фрукты. На берегу моря; С.Гера­симов. Сирень; А.Пластов. Сенокос (фрагмент).

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.- и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материа­лах.

Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные мате­риалы.

Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения ани­малистического жанра - работы В. Ватагина, И. Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного ис­кусства в графике, живописи и скульптуре.



II ЧЕТВЕРТЬ

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во всё времена человек создавал изображения окру­жающего его мира. Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для раз­личных эпох и контрастные между собой по языку изображения.

Тема. Изображение предметного мира - натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Задание: работа над натюрмортом из плоских изображении знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликации, клей.

Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих [действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте - «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н.)) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в ис­кусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Сред­них веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт VII, XVIII, KIX-XX веков.

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор[мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических |тел.

Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.

Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природ­ные формы для анализа конструкции.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. [Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометриче­ских тел (зарисовки).

Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таб­лицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предмет­ного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Воз­рождения.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Задание: изображение геометрических тел из гипса или бума­ги с боковым освещением.

Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага. Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические 1тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;

наглядные пособия и таблицы; произведения искусства - натюрморты из европейской живописи XVII-XVIII веков.


Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Задание: практическая работа предполагает оттиск с апплика­ции на картоне.

Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фото­графический валик, бумага для оттисков.

Зрительный ряд: изображения в печатной графике гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV-XVIII веков | (А.Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможнойстей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи-1 си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственные натюрморт и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: А.Матисс. Красные рыбки; М. Сарьян Виноград; В.Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И. Mauiков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний на4 тюрморт; А. Ники ч. Торжественный натюрморт.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Задание: работа над натюрмортом, который можно было бй назвать «натюрморт-автопортрет».

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапу­нов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бума­ги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.

III ЧЕТВЕРТЬ ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ

Тема. Образ человека - главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изо­бражения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрожде­ния в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII-XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И» Репина, И. Крам­ского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: работа над рисунком или аппликацией - изображе­ние головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, гу­бы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бума­га, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фо­тографии различных лиц.

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов.

Задание: объемное конструктивное изображение головы.

Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.

Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы: учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А.Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропор­циях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской голо­вы; П.Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракур­се; Рембрандт.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклас­сника.

Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.

Зрительный ряд: Г. Гольбейн Младший. Графические пор­треты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой. К. Сомова, М. Врубеля.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения ра­боты - круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве кар­каса.

Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Берн и ни. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гуд он. Бюст Вольте­ра; Ф.Шубин. Портрет князя Голицына; Н.Андреев. Панька: А.Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказитель­ница былин М. Д. Кривоколенова.


Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных ге­роев или создание дружеских шаржей.

Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш

Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонар-10 да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и гра­фике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политичекая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изобра­жением головы в различном освещении.

Материалы: черная акварель, кисть, бумага.

Зрительный ряд: графические и живописные портреты Ремб­рандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М.Караваджо, К.Брюллова; И.Репин. Мужичок из робких; фо­тографии головы в разном освещении.

Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII- XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Задание: аналитические зарисовки композиций портретов из­вестных художников.

Материалы: карандаш, акварель, бумага.

Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.


Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В. Ван Го г. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.

Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих Художников.

Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов (по выбору учителя).

IV ЧЕТВЕРТЬ

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.

Тема. Изображение пространства

Беседа о пилах перспективы в изобразительном искусств«И Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст-1 ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХГ века и его образный смысл.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение» правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правила} перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. П интуриккио. Портрет мальчика; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; С.Щедрин. Веранда, обвитая виноградом! Новый Рим; И.Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И.Шишкин. Рожь.

Тема. Пейзаж - большой мир.

Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Задание: работа над изображением большого эпического пей­зажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение за­дания может быть как индивидуальным, так и коллективным с ис­пользованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппли­кации.

Зрительный ряд: Н.Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лорре н. Пейзаж с похищением Европы; П.Брейгель. Времена го­да; С.Щедрин. Вид на Капри; И.Левитан. Над вечным поко­ем; Н. Рерих. Гималаи.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: создание пейзажа-настроения - работа по представ­лению и памяти с предварительным выбором яркого личного впе­чатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, По­ле маков; П.Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Го г. Пшенич­ное поле и кипарисы; И.Левитан. Золотая осень. Март. Боль­шая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь. Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.

Тема. Городской пейзаж.

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно-то эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) го­род».

Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII ве­ка, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX - нача­ла XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства - труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульп­туры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все вре­мена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художест-3 венного изображения в искусстве, ее претворении в художествен­ный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечест­венном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портре­та и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изо­бразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспек­тива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве вы­разительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных тех­никах и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны­ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первич­ными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы че­ловека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соот­ношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тировано анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.



Учебно- методическое обеспечение уроков.


  1. О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

  2. О.В.Павлова «Обучение основам изобразительной грамоты» 5-7 классы…- Волгоград: Учитель, 2008г.;

  3. З.А. Степанчук, О.С. Степанчук «Изобразительное искусство 1-8 классы. Опыт творческой деятельности обучающихся» Волгоград. : Учитель, 2009г

  4. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984..

5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

6. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

7. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

8. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

9. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

10. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для обучающихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008.

11. Фотографии художников.

12. Таблицы, схемы.

13. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

14. CD Рассказы о жанрах русской живописи.

15. И.Б. Полякова, Т.А. Мухина. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс..Методическое пособие.- М.: Просвещение, 2010.

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству, 6 класс

(1 час в неделю, всего 35ч.)


Тема,

тип урока,

форма проведения

Вид учебной деятельности

Планируемый результат освоение материала

Дата

Примечание

Обще учебные

Специальные

Факт

План

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

урок формирования новых знаний

Урок лекция

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею, знать отличия произведений искусств разных жанров и времен.

8.09

2.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Комбинированный урок

Урок- практикум

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самосто­ятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).


  • о существовании изобразительного искусства во все вре­мена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

Уметь владеть линией, знать условность и образность линейного изображения

15.09

3.

Линия и ее выразительные возможности

Комбинированный урок

Урок- практикум

Выразительные средства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа.

Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер.

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художест­венного изображения в искусстве, ее претворении в художествен­ный образ;

Уметь владеть линией, знать условность и образность линейного изображения

22.09

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Комбинированный урок

Пятно в ИЗО искусстве. Роль пятна в изображении и ее выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Линия и пятно.

Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, туман)

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

Знать Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Линия и пятно. Умело переходить от общего к частному.

29.09

5.

Цвет. Основы цветоведения.

Комбинированный урок

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщен­ность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограни­ченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета

-пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны­ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

Знать основные и составные цвета. Уметь использовать цвет на практике.

6.10

6.

Цвет в произведениях живописи.

Комбинированный урок

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цве­та». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодейст­вие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живопи­си. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональ­ных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Задание: изображение осеннего букета с разным настроени­ем - радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первич­ными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы че­ловека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. Уметь цветом передавать пространственные планы, конструировать объемные формы.

13.10

7.

Объемные изображения в скульптуре

Комбинированный урок

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.- и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материа­лах.

Уметь видеть и использовать в качестве средств выражения соот­ношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

Иметь общее представление о скульптуре и скульпторах.

20.10

8.

Основы языка изображения.

урок контроля и проверки знаний и умений

Смотр знаний, тестирование

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения.

Знать ряд выдающихся художников и произведений искусств в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечест­венном искусстве;

Уметь находить нужную информацию по теме. Адекватно воспринимать язык искусства.

29.10

9.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Комбинированный урок

Беседа.

Изображение как познание окружающего ми­ра и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творчес­кой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображе­ния в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Понимать ценность произведений искусств и отвечать на вопрос: Почему люди хранят произве­дения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Владеть навыками чтения произведений искусств. Умело использовать фантазии.

12.11

10.

Изображение предметного мира - натюрморт.

Комбинированный урок

Многообразие форм изображения мира вещей в истории ис­кусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жа­нра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.

Уметь создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

Уметь передавать предметы в пространстве, используя язык графики.

19.11

11.

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира.

Комбинированный урок

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плос­костные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор­мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила-изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.

  • активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тированно анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Уметь планировать деятельность, выполнять задания, определять последовательность действий, владеть способами построение форм.

29.11

12.

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

Комбинированный урок

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и по­чему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ра­курса.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометриче­ских тел (зарисовки).

  • создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

Знать правила перспективы. Уметь планировать деятельность, выполнять задания, определять последовательность действий, владеть способами построение форм.

3.12

13.

Освещение. Свет и тень.

Комбинированный урок

Освещение как средство выявления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собствен­ная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как сред­ство организации композиции в картине.

Задание: изображение геометрических тел из гипса или бума­ги с боковым освещением.

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соот­ношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

Знать правила светотени, ее роль в перспективе. Свет и композиция.

10.12

14.

Натюрморт в графике.

Комбинированный урок

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образ­ный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и по­кой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художни­ком своих переживаний и представлений об окружающем его ми­ре. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Задание: практическая работа предполагает оттиск с апплика­ции на картоне.

видеть конструктивную форму предмета, владеть первич­ными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;

Знать, что такое натюрморт. Знать общее представление о графике, ее видах. Уметь пользоваться навыками графики на практике.

17.12

15.

Цвет в натюрморте.

Комбинированный урок

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможно­стей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состоя­ния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами

Уметь цветом передавать пространственные планы, конструировать объемные формы.

24.12

16.

Выразительные возможности

натюрморта.

Урок беседа

Контрольная работа

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искус­стве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художни­ка, его представлений и представлений людей его эпохи об ок­ружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его разви­тие. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».

основные средства художественной выразительности в изо­бразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспек­тива;

Натюрморт- жанр ИЗО искусства. Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею, знать отличия произведений искусств разных жанров и времен.

14.01

17.

Образ человека - главная тема искусства.

Комбинированный урок

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Знать художников портретистов разных эпох. Уметь высказывать свое мнение о портретном произведении, уметь анализировать.

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художест­венного изображения в искусстве, ее претворении в художествен­ный образ;

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею, знать отличия произведений искусств разных жанров и времен. Работать с Интернетом.

21.01

18.

Конструкция головы человека и ее пропорции

Комбинированный урок

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: работа над рисунком или аппликацией - изображе­ние головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, гу­бы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Знать роль портрета в искусстве.

Знать схематическое строение головы человека. Симметрия. Величина.

28.01

19.

Изображение головы человека в пространстве

Комбинированный урок

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность инди­видуальных особенностей и физиономических типов. Задание: объемное конструктивное изображение головы.

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

4.02

20.

Портрет в скульптуре

Комбинированный урок

Урок-практикум

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

- о разных художественных материалах, художественных тех­никах и их значении в создании художественного образа.

Знать виды скульптуры: бюст, рельеф, барельеф, памятник. Знать из какого материала мастер выполняет скульптуру и инструментами

11.02

21.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Комбинированный урок

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклас­сника.

  • особенности творчества и значение в отечественной куль­туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портре­та и натюрморта;

Уметь выполнять наброски портрета человека, знать историю возникновения графических серий портретов.

18.02

22.

Сатирические образы человека.

Комбинированный урок.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных ге­роев или создание дружеских шаржей.

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны­ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

Знать виды сатиры. Виды карикатур, дружеский шарж Уметь предать характер человека через шарж..

25.02

23.

Образные возможности освещения в портрете

Комбинированный урок

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изобра­жением головы в различном освещении.

-пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны­ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

Знать основные и составные цвета. Уметь использовать цвет на практике.

4.03

24.

Портрет в живописи

Комбинированный урок

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII- XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Задание: аналитические зарисовки композиций портретов из­вестных художников.


  • создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

Знать схематическое строение головы человека. Симметрия. Величина. Цвет в портрете.

11.03

25.

Роль цвета в портрете.

Комбинированный урок

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тированно анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Умело применять цвет, телнь, полутень в портрете в портрете Умение выбирать адекватные выразительные средства в потрете.

18.03

26.

Великие портретисты

Обобщающий урок

повторительно-обобщающий урок

Беседа. Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художни­ком. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Уметь работать над анализом картины, описывать ее.

Знать портретистов России.

25.03

27.

Жанры в изобразительном искусстве

Комбинированный урок

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.

Знать и различать жанры ИЗО искусства

Знать жанры изобразительного искусства и уметь их различать. Уметь использовать справочно-информационный материал.

1.04

28.

Изображение пространства

урок формирования новых знаний

урок-экскурсия

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Основываясь на картины, иконы -уметь распознавать виды перспективы: линейную, воздушную и обратную.

Знать правила перспективы: воздушная, линейная, обратная. Уметь использовать на практике, в пейзаже, натюрморте.

8.04

29.

Правила линейной и воздушной перспективы

урок обучения умениям и навыкам

Урок-практикум

Перспектива - учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­душной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

  • создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

Знать правила перспективы: воздушная, линейная, обратная. Уметь использовать на практике, в пейзаже, натюрморте.

15.04

30.

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

Комбинированный урок

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Задание: работа над изображением большого эпического пей­зажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение за­дания может быть как индивидуальным, так и коллективным с ис­пользованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

основные средства художественной выразительности в изо­бразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспек­тива;

Знать особенности построения пейзажа, умело использовать знания перспективы на практике.

22.04

31.

Пейзаж - настроение

Комбинированный урок

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: создание пейзажа-настроения - работа по представ­лению и памяти с предварительным выбором яркого личного впе­чатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Учащиеся должны уметь:

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь)

Уметь передавать настроение пейзажа в разных цветовых гаммах: холодные и теплые цвета.

29.04

32

Пейзаж в русской живописи.

Задание: создание пейзажа-настроения - работа по представ­лению и памяти с предварительным выбором яркого личного впе­чатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Учащиеся должны уметь:

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь)

Уметь передавать настроение пейзажа в разных цветовых гаммах: холодные и теплые цвета.

6.05

33.

Пейзаж в графике.

Комбинированный урок

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно­го эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть исполь­зован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) го­род».


  • ряд выдающихся художников и произведений искусств в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечест­венном искусстве;

Уметь работа над графической композицией «Городской пейзаж». Использовать художественные средства выразительности.

15.05

34.

Городской пейзаж

Комбинированный урок

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно­го эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть исполь­зован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) го­род».

  • ряд выдающихся художников и произведений искусств^ в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечест­венном искусстве;

Уметь работа над графической композицией «Городской пейзаж». Использовать художественные средства выразительности.

20.05

35.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Обобщающий урок

повторительно-обобщающий урок

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства - труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.

Выявить знания учащихся полученные за год.

Научить выдвигать гипотезы, понимать необходимость языка искусства. Уметь действовать по алгоритму.

27.05


© 2010-2022