Урок изобразительного искусства Беседа по картине В. Васнецова Аленушка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Виктор Михайлович Васнецов

1848-1946

«Алёнушка»

Урок изобразительного искусства Беседа по картине В.Васнецова Аленушка






Выполнила Тасбаева Алтын,10-02ш.о.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка».

Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника (демонстрируются портреты Васнецова В.). Виктор Михайлович учился в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств, затем в Академии художеств. Виктор Михайлович Васнецов провел свое детство среди красивой северной природы. Вокруг села, в котором он жил, был большой темный и дремучий лес. В детстве он слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и написал на их темы немало картин. Некоторые из них вы видели в книжках, когда читали сказки. Какие картины этого художника вы знаете? («Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Богатыри»).

Посмотрите на эту картину. Кто эта девочка, одиноко сидящая на камне у воды? Кого она вам напоминает? (Это Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».) Правильно. Художник так и назвал картину - «Аленушка». А почему она такая печальная и задумчивая? (Аленушка - сирота, ее родители умерли, и Аленушка с братцем остались одни. Пошли они по белу свету. Когда они шли по дороге, братец захотел пить, а на дороге им попадались сначала коровье, потом конское, затем козье копытца, наполненные водой. Аленушка не разрешала братцу пить, но он не послушался, напился из козьего копытца и превратился в козленка. Аленушке очень жаль братца, поэтому она такая грустная и печальная) Хорошо, дети. А как художник показал, что девочка горюет? (У девочки печальное лицо, и сидит она на камне, согнувшись, обхватив колени руками) Правильно.

Присмотритесь внимательнее, как художник написал лицо девочки. Глаза большие, грустные, взгляд остановился в одной точке; рот полуоткрыт, и кажется, что из него вот-вот вырвется стон; волосы растрепал ветер, и они рассыпались по плечам. А сколько горя в ее позе! Вся фигура поникла, голова опущена на сцепленные пальцы рук. Склоненная фигурка Аленушки обрисована мягкими линиями, которые придают нежность и поэтичность ее образу. Эти же линии повторяются в очертаниях камней.

Расскажите, как одета Аленушка. (Одета Аленушка бедно, на ней старенький порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень)

Тяжело жилось детям-сиротам. Ходили сироты по деревням с котомками за плечами и просили милостыню. Бедные люди сочувствовали им, делились последним, хотя им и самим голодно жилось. А богатые обычно бывали жадными и ничего не подавали, наоборот, обижали сирот и надсмехались над ними. Некому позаботиться об Аленушке. Кто же сочувствует ей? Посмотрите-ка повнимательнее на картину. Заметили вы что-нибудь? (Аленушка одна, никого из людей здесь нет. Вокруг нее темный лес. А вон там, на ветке березы, над головой Аленушки, сидят ласточки)
Ласточки, конечно, сочувствуют Аленушке. Они не улетают от нее, а сидят на ветке и нежным щебетаньем как будто стараются успокоить ее. Да и не только ласточки, вся природа сочувствует горю девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Пожелтевшие листочки, медленно кружась в воздухе, опускаются на зеркальную поверхность пруда. Острая осока топорщит вверх свои длинные узкие листья, как бы собираясь защитить Аленушку, если кто-нибудь вздумает обидеть ее. Какое время года изображено на картине? (Ранняя осень. Листья уже желтеют и опадают. Осока кое-где поникла. Небо серое и хмурое)
Осень - самое печальное время года. Природа умирает, только весной она снова возродится к жизни. Осень и выбрал художник, чтобы сильнее подчеркнуть настроение Аленушки. И краски художник выбрал неяркие. Какие цвета преобладают здесь?
(В картине больше всего темно-зеленых, коричневатых, бурых цветов. Яркие цвета тоже есть, но их мало: за лесом виднеется светлая розовая полоска зари, на сарафане Аленушки яркие розовые цветы, осока тоже яркая, зеленая)

Ярких красок мало, ими художник хотел еще больше подчеркнуть серовато-зеленый тон картины. Здесь художник изобразил Аленушку, опечаленную своей горькой жизнью, но вы читали сказку об Аленушке и помните, что все кончилось хорошо. Расскажите, чем кончается сказка. (Дети рассказывают.) Художник тоже верил, что наступят для Аленушки хорошие дни. Он желал ей счастья и радости, поэтому старался своей картиной вызвать сочувствие у зрителя к судьбе бедных детей-сирот.

Что вам конкретно понравилось в картине? (дети отвечают)

Картина В. М. Васнецова «Аленушка» была и остается одним из наиболее известных и любимых народом произведений живописи, близким ему своим глубоко национальным характером. В этой картине художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом.


© 2010-2022