Рабочая программа по МХК для 8-9 классов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по МХК для 8-9 классовМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 15 имени академика Юлия Борисовича Харитона»


Рабочая программа

по мировой художественной культуре

для 8-9 классов








Автор-составитель:

Тихая Светлана Михайловна,

учитель истории высшей категории



















сАРОВ


2015

Пояснительная записка



Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» разработана для организации образовательной деятельности учащихся 8-9 классов и составлена на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, авторской программы Учебная программа «Мировая художественная культура» для учащихся 8 - 9 классов (авторы-разработчики Г.Ф. Елисеева, учитель русского языка и литературы, С.М. Тихая, учитель истории и обществознания МБОУ Лицей №15 г. Сарова Нижегородской области») / Экспертное заключение НМЭС ГОУ ДПО НИРО № 211 от 17 ноября 2009).

Основная цель курса - развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей, воспитание эстетического вкуса и потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Цели курса «Мировая художественная культура»

  • формирование целостного представления о роли культуры в культурно-историческом процессе развития человека;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенции;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве;

  • углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности.

Задачи курса «Мировая художественная культура»

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его

исторические и национальные особенности;

  • приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного

искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Общая характеристика курса

В настоящее время необходимость прохождения курса Мировой художественной культуры в общеобразовательной школе осознана как одна из актуальных задач. Предмет формирует целостное представление о логике развития мировой культуры в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Таким образом, предмет «Мировая художественная культура» - необходимое звено в системе гуманизации образования.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (древность - классика - современность) и строится на принципах выделения национально-исторических понятий, ценностей, природных и культурных доминант. Из всех форм общественного бытия и сознания народа обращение к верованиям, науке, искусству позволяет приблизиться к пониманию миросозерцания народов в целом.

Тематическое планирование уроков подразделяется на тематические блоки:

«Хаос и космос», «Красота природы и сущность прекрасного», «Чудо рождения человека», «Владения Эрато», «Пути познания и рождение науки», «Музей», «Византия и Древняя Русь: диалог культур», «Возвращение королей», «Рыцари Востока и Запада», «Современники вечности» и др.

История искусства и культуры - это тот предмет, который предоставляет максимальные возможности для творческого саморазвития личности и призван снять и притом естественным образом (то есть культуросообразно!) противоречие, заключающееся в отчужденности культурных ценностей, существующих как бы самих по себе, в виде некоей второй реальности.

В рамках каждого тематического блока предлагаются на выбор несколько проектов, дополняющих друг друга. Каждый ученик может выбрать проект, представляющий для него наибольший интерес или соответствующий индивидуальным наклонностям, творческим предпочтениям. Несколько учеников могут объединиться в творческую группу, работающую над общим проектом. Заключительный урок каждого тематического блока посвящается подведению итогов, сдаче и защите проектов. Итоговое занятие тематического блока проводится в разных формах: компьютерной презентации, мини-доклада либо буклета, антологии. Такие работы могут дать начало более глубокому исследованию. Участие в создании учебных пособий - ещё одна форма отчёта. Коллективным творческим проектом может являться также подготовка тематического урока или праздника для учащихся других классов, школьная конференция.

Концепция, положенная в основу данной программы, представлена в ряде работ и публикаций:


  • Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990.

  • Гачев Г. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1988.

  • Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991.

  • Кон И.С. К проблеме национального характера. // История и психология. М., 1971.

  • Мельникова Е.В. Культуры и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). - М.: Диалог культур, 2006.

  • Шпенглер О. Закат Европы. - Мн.: ООО «Попурри», 1999.

  • keldysh.ru/book/sinpr.html

В свете этой концепции МХК предстаёт как синергетическая дисциплина с её обострённым вниманием к целому, к тому, что делает его большим, чем сумма слагающих его частей. Это новое отношение к вечному и преходящему даёт возможность овладеть культурой современной мысли для понимания культурных процессов и явлений.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Мировая художественная культура» разработан на уровне основного общего образования для учащихся 8-9 классов, рассчитан на два года обучения (1 час в неделю). Общая продолжительность 68 часов: 8 класс - 34 часа, 9 класс - 34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные

- представление о логике развития мирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и культурными событиями;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные

- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельный анализ условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планирование путей достижения целей;

- установка целевых приоритетов;

- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Коммуникативные

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

- работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- основам коммуникативной рефлексии;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные

- знать основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия;

- осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Предметные

- наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

- восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

- представление системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

- различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

- классификация изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

- осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

- уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

- формирование коммуникативной, информативной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;

- умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

- реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.

Базовые педагогические технологии

  • технология деятельностного метода;

  • технология проблемно-диалогического обучения;

  • критическое мышление;

  • проектная технология;

  • личностно-ориентированная технология.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, личностно-ориентированной, модульной технологий обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, критическое мышление, дебаты и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей учителя и учащихся каждого конкретного класса.




Распределение учебного материала

Название тематических блоков (разделов)

Количество часов

8 класс

9 класс

1. Введение

2

1

1

2. Раздел 1. Хаос и космос


3


3. Раздел 2. Чудо рождения человека


3


4. Раздел 3. Пути познания и рождение науки


3


5. Раздел 4. Владения Эрато


2


6. Раздел 5. Свет далёких цивилизаций


4


7. Раздел 6. Античная Греция


7


8. Раздел 7. Война и мир


4


9. Раздел 8. Весь мир - театр...


3


10. Раздел 9. Рим: от республики к империи


3


11. Раздел 1. «Византия и Древняя Русь: диалог культур»



3

12. Раздел 2. Кельты - забытые властители Европы



3

13. Раздел 3. Возвращение королей



3

14. Раздел 4. Рыцари Востока и Запада



4

15. Раздел 5. Время соборов



4

16. Раздел 6. Средневековый город как средоточие городской культуры



5

17. Раздел 7. Города-музеи



4

18. Раздел 8. На краю Ойкумены



3

19. Раздел 9. Танцевальная культура народов мира



3

20. Итоговый урок


1

1




Итого

68

34

34


Тематическое планирование

Номер занятия

Название раздела, темы

Количество часов

8 класс


1

Введение

1


Раздел 1. Хаос и космос

3

2

Первые представления о мире. Хаос и гармония

1

3

Космогонические мифы народов мира

1

4

Древние образы. Мировое дерево, мировая гора, дорога

1


Раздел 2. Чудо рождения человека

3

5

"Откуда мы пришли?..." Тайна происхождения человека

1

6

Начало художественного освоения мира

1

7

Отражение первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании

1


Раздел 3. Пути познания и рождение науки

3

8

Рождение науки

1

9

Античные школы мудрости

1

10

Александрия - центр научной мысли

1


Раздел 4. Владения Эрато

2

11

Стрелы Эрота и месть Афродиты

1

12

Отражение античных мифов о любви в мировой культуре

1


Раздел 5. Свет далёких цивилизаций

4

13

Колыбель цивилизации. "Дом двух рек"

1

14

Египет - "врата Вечности"

1

15

Индия и Китай

1

16

Япония

1


Раздел 6. Античная Греция

7

17

Античный идеал красоты

1

18

Греческий храм: архитектурный образ союза людей и богов

1

19

Оживший камень

1

20

"Не боги горшки обжигают..." Искусство керамики

1

21

"Кто не был в Афинах, тот чурбан..."

1

22

Античные образы в искусстве

1

23

Олимпийские игры

1


Раздел 7. Война и мир

4

24

Троянская война

1

25

"Илиада" и "Одиссея"

1

26

Александр Македонский: вслед за мечтой

1

27

Шедевры эллинизма

1


Раздел 8. Весь мир - театр...

3

28

Рождение театра. Театр Диониса

1

29

Комедия, трагедия, драма

1

30

Театр Кабуки

1


Раздел 9. Рим: от республики к империи

3

31

"Все пути ведут в Рим", или иероглифы Вечного города

1

32

Римский феномен, или идеал человека в Древнем Риме

1

33

Потеря гармонии, или конец античной эпохи

1

34

Итоговый урок

1


9 класс


1

Введение

1


Раздел 1. «Византия и Древняя Русь: диалог культур»

3

2

"Второй Рим, или наследница Античности"

1

3

"Взгляд сквозь небо, или как воплощается картина мира в христианском храме"

1

4

"Умозрение в красках"

1


Раздел 2. Кельты - забытые властители Европы

3

5

Мифы и верования. Кельтские сказители

1

6

"Обожают украшения как дети..."Кельтское искусство

1

7

Кельтские монументы и архитектура

1


Раздел 3. Возвращение королей

3

8

Король Артур: что хранит легенда?

1

9

Рыцари Круглого стола

1

10

Путь к Граалю

1


Раздел 4. Рыцари Востока и Запада

4

11

Рыцарство: идеал и его воплощение

1

12

Рыцари и Прекрасная Дама

1

13

Тамплиеры: идея, изменившая мир

1

14

"Старец горы" и ассасины

1


Раздел 5. Время соборов

4

15

Романская культура. Базилика как зеркало жизни человека в эпоху Средних веков

1

16

Пламенеющая готика

1

17

Кружево готических соборов

1

18

Готический стиль в искусстве и литературе

1


Раздел 6. Средневековый город

как средоточие городской культуры

5

19

Душа города

1

20

Первые Университеты.

1

21

Прощание со Швабией, или О чём поют ваганты?

1

22

Легко ли быть гуманистом? Человек эпохи Возрождения

1

23

Дорогами пилигримов

1


Раздел 7. Города-музеи

4

24

Флоренция

1

25

Венеция

1

26

Париж - законодатель моды

1

27

Барселона

1


Раздел 8. На краю Ойкумены

3

28

Слепок Вечности, или воплощение красоты мира в искусстве ислама

1

29

Мавританский стиль

1

30

Цивилизации доколумбовой Америки

1


Раздел 9. Танцевальная культура народов мира

3

31

Танцы народов Европы

1

32

Страстные ритмы Латинской Америки

1

33

Искусство индийского танца

1

34

Итоговый урок

1







ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс (34 ч)


Введение

Раздел 1. Хаос и космос

МРабочая программа по МХК для 8-9 классовифологическая картина мира. Рождение Вселенной. Космогонические мифы народов мира. Гармония, красота и безобразие. Происхождение Вселенной в мифах, философии, поэзии и живописи.

Древние образы. Мировое дерево, мировая гора, дорога. Отражение древних образов в культуре и искусстве.

Божественное устройство мира. Боги различных пантеонов.

Основные понятия темы: миф, мифология, мифологема, мифологизация, космогония, гармония, хаос.

Творческое задание: Найти отражение образов мирового дерева, мировой горы и дороги в художественной культуре народов мира; сравнительный анализ картин "Рай" Я.Брейгеля Старшего - "Пейзаж с павлинами" П.Гогена - "Молчание" М.Нестерова (как воплощается в них мечта художников о гармонии?).

Раздел 2. Чудо рождения человека

Рабочая программа по МХК для 8-9 классовБезусловная ценность человеческой жизни. Происхождение человека: мифологические версии. Боги, охраняющие младенцев: Гера, Авалокитешвара, Мокошь. Образ матери в искусстве.

Очаги первобытной культуры на территории современных государств (Франции, Испании, Англии, России и других). Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм.

Формирование культа богини-матери. Синкретический характер магического воздействия на природу: заклинание (слово), музыкальное и ритмическое сопровождение (звук), боевая и ритуальная раскраска (цвет), обряды и танцы (движение). Материнская и сыновняя любовь. (Сказка О.Уайльда "Мальчик-звезда")

Начало художественного освоения мира: первобытная скульптура, наскальная живопись, петроглифы. Мегалитические постройки первобытного человека - менгиры, дольмены, кромлехи. Особенности их построения, связь с культом Солнца. Стоунхендж.

Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия Тура Хейердала на острове Пасхи.

Основные понятия темы: тотемизм, фетишизм, анимизм, менгиры, дольмены, кромлехи.

Творческое задание: "Образ матери в мировом искусстве", антология колыбельных песен; рисунки к "звёздным" мифам; сочинение космогонического мифа на одну из предложенных тем ("Почему идёт дождь?", "Как появились звёзды?", "Откуда у розы шипы?").

Раздел 3. Пути познания и рождение науки

Путь к науке: прилежное наблюдение, терпеливые попытки использовать наблюдения. YII - YI в.в. до н.э. Иония. Изобрели серебряную монету, банки, залоговые письма.

Рождение науки - астрономии и геометрии в эпоху Фалеса и его преемников. Стремление к интеллектуальной свободе, завоёванной ценой тяжёлой борьбы. Свобода мысли + свобода действия. Начало новой истории: истории людей, изобретающих науку.

Знаменитые античные школы (школа Пифагора, ликей Аристотеля, академия Платона). Чаша Сократа.

Александрия - центр научной мысли. Эратосфен, Евклид, Ипатия.

Основные понятия темы: философия, диалектика, материализм, идеализм, эпикуреизм, стоицизм, кинизм.

Творческое задание: Составить биографический философский словарь.

Раздел 4. Владения Эрато


"И земли, и светила - всё движется любовью..." Муки и радости любви.

Культ Афродиты в Древней Греции. Атрибуты Афродиты. "Рождение Венеры" С.Боттичелли, "Любовь небесная и земная" Тициана.

В сетях Эрота. Истории великой любви. Мотив страдающей души в мифе об Эроте и Психее. Отражение сюжета об Амуре и Психее в сказке "Аленький цветочек".

"Аполлон и Дафна", "Зевс и Европа". Нарцисс и Эхо, Пигмалион и Галатея.

Звёздные истории любви. Персей и Андромеда. Орфей и Эвридика.

Основные понятия темы: лирика, трагедия

Творческое задание: Как иначе, по-вашему мнению, мог закончиться миф об Орфее и Эвридике? Предложите собственную версию.

Раздел 5. Свет далёких цивилизаций

Открытие древних цивилизаций. Говард Картер, Леонард Вулли, Франсуа Шампольон.

Древний Египет: врата Вечности. Вклад народов Месопотамии в развитие мировой цивилизации. Мифы и история Вавилонского царства, Ассирия и Финикии.

Притяжение Индии. Индийские храмы - "каменные цветы". Тадж-Махал - памятник любви и красоты. Осмысление мира и человека в искусстве Китая. Символизм китайского искусства. Япония: искусство видеть. культ гор и камней.

Основные понятия темы: обелиск, пилон, сфинкс, пирамида, зиккурат, пагода, танка, хокку, икебана.

Творческое задание: Составить рекламный буклет "Мы приглашаем посетить...", провести мини-исследование "Влияние японской художественной культуры на искусство и литературу Запада" или " Образ жизни древних египтян в египетском изобразительном искусстве "; сочинить хокку.

Раздел 6. Античная Греция

Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито-микенская пластика и архитектура. Лабиринт: миф или история? Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве. Расцвет культа красоты и гармонии В век Перикла. Так оживает камень...

«Свет античной культуры». Возвращение античности (эпоха Возрождения). Образы античности в мировой культуре XIX- XX вв.

Основные понятия темы: волюта, капитель, дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер, периптер.

Творческое задание: проект "Экскурсия по Акрополю", антология по античности "Боги Олимпа", "Античные герои"; "В мире крылатых слов" (лексическая работа со справочной литературой).


Раздел 7. Война и мир

Мифы о Троянской войне. Гомер. "Илиада"- поэма о войне. Историческая и фантастическая основа "Илиады". Открытия Г.Шлимана. Герои и Боги в поэме Гомера. Идеал героизма в поэме "Илиада". Гуманизм Гомера.

"Одиссея" Гомера - поэма о мирной жизни. Дом в жизни человека. Тема супружеской верности. Пенелопа и Телемах. Странствия Одиссея - фантазия и мечты о неизведанном.

Война и мир Александра Македонского. Эпоха эллинизма. Феномен эллинизма как синтез двух типов культуры. шедевры эпохи эллинизма .

Основные понятия темы: аэды, гимн, идиллия, элегия, эллинизм, эпиграмма, эпос.

Творческое задание: эссе "Я закрыл Илиаду и сел у окна...", карта "По следам Одиссея" или "По следам Александра Великого".

Раздел 8. Весь мир - театр

Дионисийские празднества. (Великие Дионисии). Возникновение греческого театра. Дионис и греческая трагедия. Аполлон и музы.

Человек против рока ("Прикованный Прометей" Эсхила, "Антигона" Софокла, "Медея" Еврипида). Человеческие пороки в комедиях Аристофана.

Трагедия Бога и трагедия человека. "Пьета".

Японский театр Кабуки. Театральные представления на Руси и в средневековой Европе. Карнавальные шествия в Бразилии и Венеции. Маскарады.

Италийская комедия масок: Макк, Папп, Буккон, Доссен.

Куклы выходят на сцену. Театр кукол. История кукол.

Основные понятия темы: Дионисии, трагедия, комедия, драма, котурны, орхестра, скене.

Творческое задание: Античные мотивы в современном театральном искусстве (спектакль "Сон в Летнюю ночь"); "Скульптурные портреты Вакха в творчестве Донателло, Микеланджело и Б.Торвальдсена)"; сравнительный анализ картин "Вакх" Караваджо и Рубенса; сопроводить слайды с иллюстрациями скульптурных изображений "Пьеты" разных авторов строками сонетов Микеланджело и обосновать свой выбор.

Раздел 9. Рим: от республики к империи

Загадочная культура этрусков. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Памятники древнеримской архитектуры и скульптуры. Архитектура Древнего Рима. Колизей. Триумфальные арки и общественные сооружения. Форум. Пантеон.

Помпеи: фрески и мозаики. Архетипы античного мира в мировой культуре.

Основные понятия темы: акведук, амфитеатр, мозаика, триумфальная арка, фреска, форум.

Творческое задание: проект"Все пути ведут в Рим"; антология "Античный Рим в мировой поэзии"; реферат "Мозаики Помпей".


9 класс (34ч)

Введение

"Погас негасимый светоч..." Мир варваров. Падение Западной Римской империи.

Раздел 1. «Византия и Древняя Русь: диалог культур»

Культурное наследие Византии. Достижения Византийской архитектуры. Роль античного наследия. Базилика и крестово-купольный храм. София Константинопольская. Мерцающий свет византийских икон и мозаик. Искусство иконописи. Символика света и цвета в иконе. Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне.

Архитектура Руси. Древнерусские иконы. Рублев, Даниил Чёрный, Дионисий, Феофан Грек. Символика свечи.

Скульптурный пояс Дмитриевского Собора. Храм Покрова-на-Нерли.

Основные понятия темы: базилика, иконоборцы, крестово-купольный храм, апсида. неф, алтарь. барабан, купол, мозаика, смальта.

Творческое задание: провести мини-исследование по теме: "Византийский след в русской культуре"; результаты отразить в презентации или докладе.


Раздел 2. Кельты - забытые властители Европы

Мифы и верования кельтов. Кельтские боги и богини. Религия и обряды кельтов. Кельтское искусство. Монументы и архитектура властителей Европы. Кельтские сказители. Музыка кельтов: прошлое и настоящее. Кельтская символика: крест, лабиринт, трискел.

Основные понятия темы: барды, друиды, трискел, кельтский крест.

Творческое задание: презентация "Кельтская символика".

Раздел 3. «Возвращение королей»


Король Артур: что хранит легенда? Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Мерлин и Артур. Загадочный Камелот.

Братство рыцарей Круглого стола. Тайна Грааля. Рыцарь Парцифаль.

Основные понятия темы: Грааль, Эскалибур, Камелот.

Творческое задание: мини-исследование по теме: "Король Артур: легендарная или историческая личность?", "Образ короля Артура в мировом кинематографе".

Раздел 4. Рыцари Востока и Запада


Рыцари: кто они? Римская почва и германские семена. "Мой дом - моя крепость"... Рыцарские замки. Рыцари на турнирах. Законы войны и рыцарский кодекс. Герб и девиз рыцаря.

Рыцарская литература: героические поэмы ("Песнь о Роланде", "Песнь о моём Сиде", "Песнь о Нибелунгах", "Тристан и Изольда") и куртуазная поэзия. Рыцари Церкви: госпитальеры (иоанниты), тамплиеры. Тамплиеры: идея, изменившая мир.

Самураи. Хасан ибн Сабах. "Старец горы" и ассасины.

Основные понятия темы: баллада, баркарола, баллето, мадригал.

Творческое задание: Антология "Образ Рыцаря в мировой культуре, составить сборник средневековой рыцарской поэзии или средневековых легенд.

Раздел 5. Время соборов


Понятие стиля в искусстве. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути романского искусства. Вормский собор, его внешний облик и скульптурное убранство. Символизм и экспрессия образов романского стиля.

От романского стиля в искусстве к готике. Образ мира и готический храм. Собор - книга тайн. Характерные особенности готической архитектуры. Витражные розы. Скульптурное убранство храма. Собор в Шартре, Собор Парижской Богоматери. Химеры Нотр-Дама. Соборы Германии и Австрии.

Основные понятия темы: витражи, готика, готическая роза, романский стиль, аркбутаны, консоль, горгульи, химеры.

Творческое задание: сравнительный анализ романского и готического храма; эскиз витража; сочинение "Свет в камне".

Раздел 6. Средневековый город

как средоточие городской культуры

Облик средневекового города. Ратуша и площадь. "Улицы одного человека".

Школы и Университеты. Схоластика как культурный феномен Средневековья. Пьер Абеляр, Сигер Брабантский, Фома Аквинский, Уильям Оккам.

Развлекательный театр жонглёров. Миракль и мистерия. Фарс и буффонада. Странствующие музыканты (ваганты, менестрели, трубадуры, труверы и миннезингеры).

Основные понятия темы: ваганты, менестрели, трубадуры, труверы и миннезингеры, схоластика.

Творческое задание: сопоставительный анализ системы образования в средние века и настоящее время.

Раздел 7. Города-музеи


Флоренция: Баптистерий Сан-Джованни, колокольня Джотто, Собор Санта-Марии дель Фьоре, капелла Медичи, палаццо Веккьо, понте Веккьо, галерея Уффици.

Венеция: Большой канал, площадь Сан-Марко, знаменитые мосты. Венецианский карнавал. Пиза. Падающая башня.

Знакомство с Парижем. Эйфелева башня, Нотр-Дам, Лувр, Монмартр. Елисейские поля и Триумфальная арка. Путешествие в Версаль. Париж - законодатель моды.

Барселона. Церковь Саграда Фамилия. Парк Гуэль. Волшебный фонтан. Толедо. Мадрид. Мир фламенко и кастаньет.

Основные понятия темы: идеал, утопия, мода.

Творческое задание: буклет "История одного шедевра", проект "Идеальный город" .

Раздел 8. На краю Ойкумены

Взаимодействие и взаимовлияние христианских и исламских традиций. Исламская культура. Как воплотилась красота мира в искусстве ислама. Влияние арабо-мусульманской культуры на культуру Европы. Архитектурные памятники Кордовы. Альгамбра - памятник мавританского стиля в Испании.

Индейцы без томагавков. Культура народов Доколумбовой Америки: ацтеков, инков, майя. Созидательный гений майя: письменность, календарь, архитектура, скульптура и декоративное искусство. Монументальное зодчество империи Инков. Архитектура и скульптура ацтеков. Гигантские статуи ольмеков.

Основные понятия темы: пирамида, рельеф, статуя, керамика, монументализм.

Творческое задание: буклет "Художественный мир ислама" или презентация по теме: "Исчезнувшая цивилизация...".

Раздел 9. Танцевальная культура народов мира

Танец как самостоятельный вид искусства. Терпсихора - муза танца.

Индийский танец. Зажигательные ритмы фламенко. Танго, завоевавшее мир.

Танцы народов мира.

Искусство балета. Зарождение балета в Италии. значение костюма в балете. Эскизы А.Бенуа, Л.Бакста, Н.Рериха. Балет - театр движений. Русская балетная школа.

Основные понятия темы: арабеск, балет, болеро, сегидилья, хота, кордебалет, пантомима.

Творческое задание: презентация "Танцевальная культура..."; рецензия на балетный спектакль.


Итоговый урок

Рукотворное чудо, или «Современники вечности»


Чудеса света: семь (Геродот), тридцать семь (И.Можейко) или больше?












Список литературы:


1. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. - М., 1990

2. Античность и Византия. - М.,1975

3. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. - М., 1994

4. Атлас чудес света. - М., 1996

5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1993

6. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. - М., 1991

7. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М., 1980

8. Белкин А.А. Русские скоморохи. - М., 1975

9. Боги, брахманы, люди: четыре тысячи лет индуизма. - М., 1969

10. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993

11. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970

12. Взаимодействие культур Востока и Запада. - М., 1990

13. Византия и Русь. - М., 1969

14. Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в Средние века. - СПб., 1997

15. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.,1996

16. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989

17. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1987

18. Древние цивилизации. - М., 1989

19. Дюби Ж. Европа в Средние века. - М., 1995

18.Ильина Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство. - М.,1993

19. История русского искусства. В 3 т. (Под ред. М.М.Раковой, И.В.Рязанцева) - М., 1991

20. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до ХХ в.

Под ред. Е.И. Ротенберга и М.И. Свидерской. М., 1988

21. Китай: традиции и современность. - М., 1976

22. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - М., 1976

23. Кто есть кто в античном мире. Словарь-справочник. - М., 1993

24. Культура Древнего Египта. - М., 1976

25. Культура Древней Индии. - М., 1973

26. Культура Древнего Рима. Т. 1-2. - М., 1985

27. Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1982

28. Культура эпохи Возрождения . - Л. , 1986

29. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала ХУШ в. - М., 1983

30. Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М., 1981

31. Матье М.Э. Во времена Нефертити. - Л., 1985

32.Матье М. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956

33. Матье М. Искусство Древнего Египта. Л., 1961

34. Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. -

М., 1973

35. Мифы Древней Индии. - М., 1985

36. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1.- М., 1980, Т.2. - М., 1982

37. Муаров К. Образы Италии. - М., 1993

38. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М., 1994

39. Немировский А.И., Ильинская А.С., Уколова В.И. Античность:

история и культура. - М., 1994

40. Неру Дж. Открытие Индии. - М., 1987

41. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. - М., 1989

42. Рапацкая Л.А. Русское искусство ХVII в. - М., 1995

43. Рапацкая Л.А. Русское искусство ХVШ в. - М., 1995

44. Рапацкая Л.А. Искусство "Серебряного века". - М., 1996

45. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М., 1998

46. Рубинштейн Р.А. Загадки пирамид. - М., 1966

47. Рутенберг В. И. Титаны Возрождения. - Л., 1976

48. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. - М., 1972

49. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М., 1971

50. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М., 1986

51. Фрезер Т. Сокровища человечества. - М., 1997

52. Художественные модели мироздания. - М., 1997

53. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. -

М., 1990.Рабочая программа по МХК для 8-9 классов


© 2010-2022