Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 7-м классе.


Тема: «Красноречивое искусство».

Цели:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к искусству, посвященному теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

  • ознакомление с выдающимися произведениями отечественной культуры, посвященными теме войны;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественному наследию своего народа;

  • воспитание патриотических качеств подрастающего поколения, чувства ответственности за будущее своей страны, уважительного отношения к памятникам культуры.

Тип урока: изучение нового материала..

Форма проведения: .информационно-познавательная экскурсия.

Оборудование: выставка детских рисунков, фотоколлаж, оформленный фотографиями, посвященными событиям Великой Отечественной войны 1941-45 гг.; мультимедиапроектор, слайдовая презентация, магнитофон, диск с записями песен времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенного периода.

Ход мероприятия


К о м м е н т а р и й. Зал оформлен плакатами, рисунками, посвященными теме В.О. войны, в центре импровизированный «Вечный огонь». Тихо звучат мелодии военных лет.


  1. Организационный момент. Постановка целей. Создание эмоционального настроя.

Чтец 1

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой победы пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же полными слез.

Звучит фрагмент из «Заявления Советского Правительства от 22 июня 1941 года». На экране появляется видиохроника военных лет, рассказывающая о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Ведущий. Сегодня рядом с нами все меньше и меньше живых свидетелей тех огненных лет. Но есть свидетели немые, которые постоянно напоминают нам об ужасе войны, о шрамах окопов, о пепелищах сожженных городов… и они переживут века. Кто же те свидетели? Кто расскажет нам правду о тех далеких днях? (Ответы детей._

О войне 1941-1945 гг. поведает нам искусство - одно из самых красноречивых свидетельств прошлого. И чем меньше остается живых свидетелей тех лет, тем ценнее становятся произведения музыки, живописи, скульптуры, посвященные теме войны.

Чтец 2

Война! Твой страшный след

Живет в архивах пыльных,

В полотнах прошлых лет

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след

И в книгах, что на полке,

В мелодиях военных лет

И в постаментах звонких.


Ведущий. Сегодня нам предстоит отправиться в виртуальную экскурсию, где мы познакомимся с историей Великой Отечественной войны и художественной культурой, посвященной теме войны. Пройдем дорогами великих сражений, побываем в музеях и картинных галереях.

II. Убедительная сила искусства.

Ведущий. Искусством не только восхищаются - оно призывает и убеждает, дает силы и внушает веру. Так, в первые дни войны была создана серия плакатов, призывающих добровольцев на фронт.

На экране появляется панорама плакатов, выполненных в годы Великой Отечественной войны.


Среди них самый известный - «Родина-мать зовет!»

Звучит песня (музыка А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) «Священная война»


Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой,

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война…

Ведущий. Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)Такие произведения создавались художниками, музыкантами, чтобы дать людям силы, внушить им веру, поднять их боевой дух.

Ребята, кто знает из вас историю создания данного произведения?

Сообщение учащегося.

Плакат «Родина-мать зовет» был создан всего за одну ночь. И.Тоидзе позвонили и сказали, чтобы к утру был готов эскиз монументального полотна, призывающего добровольцев на фронт. Художник в этот момент вспоминает женщину, которая провожала своего сына на фронт. В ее лице не было и слезинки, но при этом оно выражало боль и страдания. Женщине трудно было расставаться со своим, возможно, единственным ребенком , но она понимала так, же как и любая другая мать и жена: «Кто же, как не ее сын или муж, защитит родное Отечество»?

Лицо именно этой женщины художник и запечатлел на своем полотне.

Ведущий. Посмотрите на этот плакат: разве может он оставить кого-нибудь равнодушным? Какие чувства вызывает у вас образ, созданный художником? (Ответы детей.)

Образ Родины - матери в первые дни войны смотрел со стен зданий всех городов России. Призывные пункты были переполнены.

III. Галерея военных лет.


Ведущий. Сейчас мы вас приглашаем в картинную галерею военных лет.

Демонстрация картин П.Кривоногова, К.Юона, А.Дейнеки, С.Герасимова, Ю.Непринцева на фоне музыки военных лет.


Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)


На нас смотрят картины тех далеких и жестоких событий. Как вы думаете, почему эти произведения особенно ценны для нас и для будущих

поколений?

Ответы детей.

А


Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс) потому что они созданы художниками, непосредственными участниками событий военных лет. И с этих полотен на нас смотрят не вымышленные образы, а их друзья, сыны, матери, те, кто сражался рядом, делился последним, видел смерть и боль. Они увековечены в этих полотнах. И не случайно репродукции этих картин помещены в учебниках истории, как исторические факты, документы прошлых лет.

Ведущий. Я хочу, чтобы вы запомнили лица тех, кто сумел так красноречиво описать события Великой Отечественной войны, не используя при этом не единого слова. Ведь кто как не сам участник, свидетель тех страшных событий мог достоверно и правдиво отразить то, что пережил сам. Перед нами, по сути, портреты тех, кто ковал великую победу.

Демонстрация портретов художников, свидетелей событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)


С.Герасимов П Корин А.Дейнека К.Юон

IV. Война глазами детей.


Ведущий. Галерею картин, посвященных Великой Отечественной войне, пополнили и работы наших учащихся.

Выставка работ учащихся.


Война не обошла ни одну семью в нашей стране. У кого-то погиб сын, муж, брат, племянник. Каждая семья может рассказать о тех далеких военных событиях. Вам было дано задание в ходе исследовательской работы собрать материал о тех родственниках, которые были причастны к Великой Отечественной войне. Свои впечатления, переживания выразить в рисунках. Ведь рисунок - это тоже своеобразный язык, где как бы зашифрованы эмоции, чувства того, кто их выполнил. Ребята, расскажите о своих работах? (Краткие комментарии учащихся.)



Чтец 1

Пусть же проходят за годами года,

Солдат не забудет страна.

Свято и ревностно память народа

Ваши хранит имена.

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою.

Вечная слава и вечная память

Живущим и павшим в жестоком бою!

V. Ужасы войны.


Звучит музыка. Демонстрация слайдов.


Ведущий. Фашизм… Как страшно это слово! Он беспощаден и жесток. Весь ужас этой тупой жестокости собран в картине Верещагина «Апофеоз войны». Посмотрите внимательно на это произведение. Оно было выполнено более ста лет назад. Сравните его с фотографией, сделанной в концлагере Освенцим. Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)

Находите ли вы сходство?

(Ответы детей.)

Разум отказывается понимать, как можно было проявить такое варварство по отношению к человеку. В годы Великой Отечественной войны в газовых камерах концлагерей фашистами были загублены тысячи безвинных жизней.

ИВнеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)звестнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-1871, Третьяковская галерея), - с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, - снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Какие чувства вызывает у вас эти изображения?

Ответы детей.

Как странно, через столетия переплелись фантазия художника, осуждающего тупую жестокость и беспощадная реальность. Глядя на эти изображения можно сказать, что у Смерти всегда одно лицо.

Преступление против человечества - самое страшное из всех зол!

VI. Спасти художественные ценности.

Ведущий. В СССР еще до войны работала комиссия по охране памятников. Война - это самое трагическое, что могло случиться. Ребята, представьте себе, что даже в такие страшные для нашей страны годы одной из самых главных задач было спасение культурных и художественных ценностей.

Представьте себе Берлин 1945 года. Советские войска вступили в Дрезден. Среди них была специальная команда, имевшая задачу спасти полотна великих мастеров кисти из Дрезденской картинной галереи.

Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)

Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)


Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)



Но на месте великолепного музея они увидели кирпичные руины. Обгорелые помещения, запустение, тишина. Кое-где на уцелевших стенах темные прямоугольники от висевших здесь когда-то картин. В результате долгих поисков в глубине одного из тоннелей Гросс-Котта были обнаружены картины великих мастеров кисти. Представьте себе великие шедевры в грязи, пыли, без всякой упаковки. Холод, сырость могли уничтожить полотна. И только одна была укрыта в зеленый деревянный ящик со странными замками. Но что же находится в нем, если такие бесценные сокровища валяются прямо под ногами?

Звучит музыка «Аве Мария». На экране появляется изображение «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти.

Когда ящик вскрыли, перед солдатами открылся удивительный образ святой Марии с младенцем на руках. Все стояли молча, сосредоточенно глядя на босоногую женщину, легко идущую по клубящимся облакам. Перед ними была одна из самых величайших картин, когда-либо созданных человеком.

Чтец 2

КВнеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)ак простая земная женщина,

Прижимая младенца - Христа,

Ореолом святым увенчана

Смотрит кротко Мадонна с холста.

Ей столетия мир поклоняется,

Светят тихой улыбкой уста,

Лечит душу ее красота.




Ведущий. Почему же не искушенные в искусстве люди, не проронившие ни звука в минуту встречи с ней, преодолевая смущение, то и дело подходили, подолгу стояли перед великим шедевром и уходили на цыпочках молча? Ответы детей.

Наверное, потому, что каждый солдат, глядя на «Сикстинскую мадонну», вспоминал свою мать. Ведь она несет своего сына Христа в жертву ради спасения мира. Так и каждая женщина, отправляя своего сына на фронт, отдавала его в жертву, ради спасения своего Отечества.

Ведущий. В тоннеле Гросс-Котта была найдена лишь небольшая часть картин Дрезденской галереи. Коллекции нацисты разбросали по разным тайникам: в шахтах, монастырях, замках, загородных поместьях. И многое спасти не удалось. Накануне капитуляции было взорвано несколько бункеров, где сгорели картины Рембранда, Микельанджело, Тациана и других великих мастеров кисти.

Видеозапись разрушенных городов, музеев, картинных галерей.

Во время Великой Отечественной войны на временно оккупированной советской территории фашисты разрушили и разграбили 427 музеев. Почти полностью вывезли экспонаты картинной галереи Курска, музея изобразительных искусств Ростова-на-Дону, художественного музея Смоленска, картинной галереи Симферополя. Фашисты разграбили в нашей стране 43 тыс. библиотек. Теперь становятся понятными слова Геббельса: «Если мы проиграем, то захлопнем за собой дверью с таким треском, который потрясет человечество…»

VII. По местам боевой славы.

Ведущий. Ребята, а сейчас мы продолжим нашу экскурсию по местам боевой славы. Как вы понимаете слово «памятник»?

Ответы детей.

Памятник представляет собой архитектурно-скульптурную композицию, состоящую из надгробия, гранитной плиты - возвышения, на которой установлены мемориальные ансамбли воинам, погибшим в годы войны.

Ведущий. Память как набат прошлого. И не случайно по всей нашей стране высятся памятники и обелиски героям и победителям. Ведь само слово «памятник» от слова «память», чтобы помнили. Ребята, а как вы думаете, где воздвигали памятники?

Ответы детей.

На местах бывших сражений, на местах боевой славы, на родине героев, в местах захоронения погибших.

ЧВнеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)тец 1

Я с вами, равный среди равных,

Я камнем стал, но я живу.

Вы, подарившие века мне,

Вы все, кто будет после нас,

Не забывайте ни на час,

Что я смотрю на вас из камня.


Сейчас мы совершим экскурсию как раз к такому мемориальному комплексу, который установлен на месте бывших боевых действий.

Фонозапись боевых действий.


Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Разгром врага на берегах Волги ознаменовал начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Об этом повествует мемориальный комплекс героям Сталинградской битвы в городе-герое Волгограде, бывшем Сталинграде. Мамаев курган… Здесь каждый квадратный метр земли насчитывает более 1250 пуль и осколков. А подвиг героев города увековечен в памятнике- ансамбле, посвященном этой битве.

Мамаев курган - господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы он был местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны города. Здесь защитники Сталинграда дали клятву: «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» Ребята, что вы знаете об этом мемориальном ансамбле?

Сообщения учащихся с использованием слайдовой презентации.

1. Ансамбль расположен террасами по склону кургана. Перед лестницей на курган - вводная композиция «Память поколений»: в центре площади 12-ти метровая фигура воина - автоматчика, окруженная бВнеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)ассейном. Автор этой работы скульптор Е.Вучетич, он же и главный художник, руководитель этого ансамбля, прообразом для своей скульптуры взял лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. И, наверное, не случайно, ведь Чуйков был непосредственным участником Сталинградской битвы 1942года. Маршал также был и военным консультантом данного комплекса.

Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)2. Поднимаясь выше, мы видим барельефные изображения. Интересно то, что основой для этих скульптур послужили настоящие стены крепостей, старых мельниц, которые во время войны служили оборонительными сооружениями для советских солдат. Архитекторы и скульпторы аккуратно вырезали частями стены и устанавливали их на кургане. Здесь даже сохранились следы крови. Эти стены -непосредственные участники боевых событий.

3Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс). Венчает памятник - ансамбль 80-метровая скульптура матери Родины, в гневе поднявшей карающий меч. Для ее возведения специально были приглашены самые знаменитые архитекторы этого времени (Белопольский, Демин), участвовавшие в постройке высотных зданий в Москве и других городах России. С высоко поднятым мечом в правой руке она призывает своих сыновей к защите Отечества.

На фоне синего неба фигура женщины как бы парит в высоте. Ее пластичное движение вперед придает ей легкость и грациозность. Разворот распахнутых рук, резкий поворот головы с откинутыми волосами придают ей торжественный, монументальный характер.

Один только меч 30 метров. Весь памятник из бетона. Идея проекта Вучетича. Он открыт 15 октября 1967 года.

Ведущий. Трагизм войны в том, что в ней гибнут невинные люди, дети, женщины, старики. Каждый знает страшное слово «блокада».

Военная блокада - изоляция группировкой войск города или государства, путем нарушения его внешних связей на суше, в воздухе и на море. Цель блокады - истощение блокируемой группировки и принуждение ее к капитуляции. В годы Великой Отечественной войны город Ленинград 900 дней и ночей находился в немецко-фашистском окружении.

Чтец 2

Блокада - далеко как это слово

От наших с вами мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Ведущий. Только в январе 1942 года ежедневно в Ленинграде умирало 4 тысячи человек. Какие произведения искусства могут рассказать нам о страшных событиях блокадного Ленинграда?

Сообщения учащихся с использованием слайдовой презентации.

На третьем километре бывшей «дороги жизни» у поселка Ковалево стоит памятник «Цветок жизни». В центре композиции наклонная плита с надписью «Во имя жизни и против войны»; детям - юным героям Ленинграда 1941-1945гг. Белый каменный цветок на 10-метровом стебле возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». Неподалеку расположен памятник Тани Савичевой - ленинградской школьницы, пережившей все трудности блокадной зимы. Памятник представляет собой каменные листки дневника Тани, где написано: «Умерла мама …»

Ведущий. Но недолго прожила и Таня. От голода, стужи подорвалось ее здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Дневник остался. «Смерть фашизму!» - кричит этот памятник. Но благодаря нашей памяти подвиг во имя жизни никогда не умрет в наших сердцах.


Звучит музыка

Ведущий. Памятники советским войнам возвышаются не только на территории России, но и в 24 странах мира. Наиболее грандиозным является мемориальный ансамбль «Войну-освободителю» в берлинском районе Трептов. Он хорошо известен всем, и мы остановимся здесь всего на одну минутку.

А знаете ли вы, что прообразом исполина стал тамбовчанин, бывший рядовой Красной Армии Иван Степанович Одарченко. Когда началась война, ему было всего 15 лет, поэтому на фронт он попал только в 1944 году. Служил Иван Степанович в 114-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии. Войну закончил под Прагой. После войны Одарченко служил в Берлине. А в 1947 году известный скульптор Вучетич пригласил его стать прообразом монумента воину-освободителю. Была выполнена 2,5 метровая гипсовая модель, а потом уже с нее в Ленинграде отлили 13 метровый памятник из бронзы весом в 72 тонны. Девочка на руках воина действительно была первоначально немецкой девочкой. И только потом скульптор решил, что советские воины прежде всего освобождали своих женщин, стариков и детей, поэтому на руках у Ивана Степановича Одарченко оказалась трехлетняя дочка коменданта Берлина Света Котикова.

VIII. День памяти - Победы праздник.

Ведущий. 9 мая 1945 года фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции.

Звучит сообщение о Победе над фашистской Германией.


Дорогой ценой досталась нам Победа. Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой человеческих жизней.

Фонозапись звуков Победного салюта.


Чтец 1

День памяти - Победы праздник.

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов, красок разных,

Что б не терялась с прошлым связь.

И плиты скорбные согреты

Цветов дыханьем полевым.

Прими боец,

Как дар, все это

Ведь это нужно нам - живым!


Возложение цветов к импровизированному вечному огню. Минута молчания.


Звучит песня (музыка Д. Тухманова, слова В.Харитонова)

«День Победы»


Ведущий. Пройдут века, но потомство будет всегда благодарно мастерам искусства, сумевшим увековечить подвиг русского народа в Великой Отечественной войне в своих полотнах, скульптурах. Так красноречивые в безмолвии всегда будут напоминать нам о тех трагических и далеких событиях.Внеклассное мероприятие по ИЗО Красноречивое искусство (7 класс)

11

© 2010-2022