Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»

Технологическая карта урока   Предмет:  Искусство (ИЗО) Класс  5   Базовый учебник: Изобразительное искусство Н.А.Горяева, О.В. Островская под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2011 год.   Тема урока: «Дымковская игрушка»   Цель урока: -Познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла.   Задачи урока: Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объёмной формы. Способствовать эстетическому воспита...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта урока


Предмет: Искусство (ИЗО) Класс 5

Базовый учебник: Изобразительное искусство Н.А.Горяева, О.В. Островская под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2011 год.

Тема урока: «Дымковская игрушка»

Цель урока:

-Познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла.

Задачи урока:

  • Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объёмной формы.

  • Способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народной художественной культуры.

  • Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.

Тип урока: Закрепление и совершенствование умений и навыков.

Необходимое оборудование :

-работы учащихся прошлых лет;

-плакаты «Дымковская игрушка»;

-презентации «Дымковская игрушка»;

-модели для раскрашивания «Дымковская игрушка»;

-раздаточный материал-карты-вставки «Дорисуй юбку»;

-гуашь, кисти, тычок,стаканчики-непроливайки.

УМК (литературный ряд)

Сборник «Народные художественные промыслы России»;

  • стихи о дымковской игрушке;

  • сказка о Дымке;

  • кроссворд «Народные промыслы».

УМК (музыкальный ряд)

  • вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

  • песня «Дымковская карусель»;

  • песня «Чем знаменито Дымково» (слова В.Фафанова);

  • бестекстовые мелодии, как сопровождение слов и действий учителя и фон во время самостоятельной работы детей.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

1. Проверим на месте ли

-«разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их.

2. Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

И не просто машет, а бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

3. А дневники на месте? Покажите их.

1). Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы детей/

2). Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа. Сегодня к нам на урок пришли гости они спрятались вот в этом волшебном сундучке. А чтобы познакомиться с ними достаточно отгадать загадки.

.

Загадки.

1. Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! ( Петушок)

2.Посмотрите, пышный хвост

У него совсем непрост -

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

Красной краскою горя, Как корона у царя (индюк)

3.Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (баран).

5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (конь)

6. Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд. (Барыня)

Учитель. - Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл?

7). Посмотрите внимательно еще раз на игрушки и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь. (Это дымковская игрушка)

-Да, верно, тема урока: «Дымковская игрушка» (открывается тема урока в презентации).

Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

  • Учитель. - Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрим игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.


Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме

Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу

Познавательные

осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Регулятивные

Волевая

саморегуляция

2

Этап "Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.

Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).

Цели и задачи:

для учителя - научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

  • Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка - белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

  • Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

  • Какие цвета брали для росписи игрушек?

  • Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

  • в ряд;

  • в шахматном порядке;

  • в клетке между линиями.

  • Обратите внимание на точки:

  • Между кольцами;

  • на кольцах;

  • по краю колец.

  • Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 - 4 цветов).

Дети садятся за столы.


Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла.

Взаимодействуют друг с другом(в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художников в сравнении и обсуждении)


«Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора.

Демонстрируют геометрические элементы из опорных карточек;




Демонстрируют цветные карточки из наборов;

Познавательные

Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объемной модели (макету).

Коммуникативные

Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.




Регулятивные

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.





Познавательные

Принцип: выполнил упражнение - подними над головой - покажи!

3

Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цели и задачи:

для учителя - научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;

для учащихся - выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.


  • Учитель. - Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

Учатся основным приемам кистевого мазкового письма на плоскости и макете


Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:

а) с опорой на рисунки и наглядные оригинальные изделия;

б) с опорой на схемы - демонстрация выполненных премов и упражнений

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах,

- регулятивная деятельность экспертов-«главных художников».

Познавательные

Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы.

Коммуникативные

Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.


Регулятивные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективыи исправлять ошибки.

4

Этап «Первичная проверка понимания». Игра «Найди свой узор».

Задача: организация командной (групповой) игры для мотивации и закрепления художественных образов.














#G8B5;L. _ _ A59G0A 40209B5 A 20<8 поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).

Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»

Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»

Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»


Подведение этапного итога деятельности учащихся. Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей. Первой завершила верно по времени задание команда «Полосочки» и получает активатор-смайлик с тремя улыбками. Команды «Точечки» и «Кружочки» получают смайлики с двумя и одной улыбками соответственно за второе и третье места.

Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах.

Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»

Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»

Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»

Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.

Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.

Познавательные

Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции.








Коммуникативные

Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме.

Регулятивные

Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу

5

Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

Совместное выполнение упражнений с музыкальным и видеосопровождением,визуально-табличные упражнения.

«Отдыхай-ка». Физминутка (Сидя)

( Чей ряд лучше и внимательнее будет делать упражнения.)

По солнышку, по солнышку (руки вверх - к плечам)

Дорожкой луговой (руки вперёд- к плечам)

Иду по мягкой травушке ( шагаем в воздухе)

Я летнею порой ( шагаем в воздухе)

И любо мне, и весело, ( повороты туловищем влево-вправо)

Смотрю по сторонам, (повороты головой)

И дымковской игрушке (руки вверх - к плечам, сжимая и разжимая кисти рук)

Радуюсь я там. (ножницы)

Радуюсь я там (ножницы)

6

Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек (бумажных макетов) в материале.

  • Учитель. - Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.


  • Учитель. -

Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

Какие?

Какие элементы росписи будете использовать?


  • Учитель. - Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

Конспект урока в 5 классе на тему «Дымковская игрушка»

Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора.

В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту - «главному художнику»


Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.

Познавательные

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора.


Коммуникативные

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов.

Регулятивные

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона - оригинального образца Дымковской игрушки.


6

Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления - деятельность экспертов - главных художников, демонстрирует у дачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.

Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи - росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности

Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка - до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме.

Познавательные

Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком.

Коммуникативные

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах

Регулятивные

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации - композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

7

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.

Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская деревянная расписная (матрешки), Богородская деревянная резная, Городецкая, Гжельская, Хохломская. Эксперты -главные художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки - открытки, иллюстрации, оригинальные изделия мастеров и т.д.).

8

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».

Цели и задачи:

Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласен с выводами, предложениями и оценками экспертов - «главных художников» и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год : Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.


Анализ дельты «УМЕЮ - НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку.

Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.


Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки.

Познавательные

Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.

Коммуникативные

Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном.

Регулятивные

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок.



© 2010-2022