Урок изобразительного искусства для 5 класса Деревянное зодчество. Русская изба

Системно-деятельностный подход на уроке по ФГОС. Урок начинается с рассказа ученицей стихотворения и видеоролика о русской избе. Данный момент на уроке прививает у учащихся чувство патриотизма. В первой части урока учащиеся знакомятся с историей деревянного зодчества,с правилами рубки избы. Беседа с учащимися сопровождается показом презентации, дети знакомятся с элементами декора избы: конек, причелины, полотенца. Во второй части урока небольшая творческая работа в группах, результатом которой я...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Автор -составитель: Гееб Марина Андреевна

Урок изобразительного искусства в 5В классе


Тема: «Деревянное зодчество. Русская изба»

Цель урока:

познакомиться с историей, искусством возведения и появления избы, с особенностями ее украшения.

Задачи урока

  • Сформировать навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении избы, предметов быта.

  • Развитие интереса к внутреннему миру человека.

  • Освоение художественного наследия

  • Сохранение наглядного и практического смысла, связи с фольклором.

  • Создание игровой атмосферы

  • Формирование художественных знаний, умений и навыков

Формирование культуры общения в коллективной деятельности

Развитие коллективного творчества и общности интересов.

Материалы: бумага, картон, клей, ножницы.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе . Элементы декоративного убранства русских изб.

Музыкальный ряд: народные мелодии - плясовые, лирические, русские народные песни, народная музыка в инструментальном изложении.

Оборудование: эскиз избы на листе ватмана (6шт), заготовки полосок бумаги для декоративных элементов, 6 памяток с символикой, клей, ножницы, фломастеры, карандаши.

Ход урока:

I Орг.момент: - В старину гостей встречали поклоном, давайте и мы поприветствуем наших гостей поклоном.

II Актуализация знаний:

1. -Начнем наш урок с интеллектуальной разминки. Перед вами кроссворд, угадав по горизонтали слова, вы легко угадаете ключевое слово по вертикали.

1) Это слово означает «строй, порядок, система» в строении Древнего мира. (имеет капитель) (ордер)

2) Данный ордер характеризуется сужающимися кверху колоннами, которые венчаются капителями простой и строгой формы. (дорический)

3) Ордер с прямыми колоннами, капитель украшена красивыми завитками, напоминающими рога барана. (ионический)

4) Ордер, капитель которого имеет форму колокола с художественным орнаментом. (коринфский)

5) Художественный стиль архитектуры 12века с использованием стрельчатых арок, ажура (готика)

6)Стиль 16века, зародившийся в Италии, в переводе «причудливый», характеризуется пышностью форм. (барокко)

7) Стиль 17-18 века европейского искусства, в переводе с латинского «образцовый», характеризуется правильностью форм. (классицизм)

8) Вид искусства, искусство строить, сооружать. (архитектура)

2. - Почему слово Архитектура является ключевым? (все слова относятся к архитектуре, мы изучаем раздел)

Сегодня мы продолжим работу по данному разделу.

III Сообщение темы урока:

  1. О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение в исполнении Кристины.( слушание стихотворения с мультимедиа)

РУССКАЯ ИЗБА

Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так изба рубилась,
Но это было так давно.

Входящий в избу клал поклоны,
Смотрел на образа, крестясь,
И пахло хлебом испеченным,
И ждали щи, в печи томясь.

А печь в избе была главою,
Сложить ее лишь мастер мог.
Кирпич к кирпичику, стеною,
Струился из трубы дымок.

Горел огонь, в печи гудело,
На улице метель, пурга.
Окошко все заиндевело,
У печки сторож - кочерга.

Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.

Изба жила всей полной жизнью:
Труды, заботы, радость, грусть,
Ей приходилось за Отчизну,
Отдать сынов, спасая Русь.

Ждала с войны, изба, старея,
Просев на бок за много лет,
Но, помня все до поколенья,
Смотрела окнами им вслед.

Да, Русь могуча и едина,
И это не пришло извне.
Большая роль, неоспоримо,
Принадлежит простой ИЗБЕ.

- Вы догадались о чем пойдет речь на уроке? ( о русской избе)

2. Целеполагание:

-Откройте учебник на стр. 119, прочитайте тему урока (1 ученик читает)

- Что такое зодчество? (архитектура по- старинному - зодчество)

Целеполагание: -Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме?

3. Проблемная ситуация:

-Посмотрите на слайд. Какое архитектурное сооружение можно назвать избой? Почему вы так думаете?

IV Изучение нового:

1. Слово «изба» произошло от древнего «изьба», «истобка» - изначально так называлась отапливаемая часть дома. Можно ли сегодня назвать дома избой?

-Из каких элементов строения состоит изба? ( слайд)

Исследуйте стр.119- 120 , найдите информацию об элементах строения избы, прочитайте (1 читает). Итак, как называлась верхняя часть дома? Средняя? нижняя?


Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, порядок. Чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
крыша дома связывалась в народных представлениях с небом,

клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) - с землёй, а

подклет (погреб) - с подземным миром.

-Ребята, как вы думаете, имело ли значение место для постройки изб? ( поближе к воде и лесу)

Место выбирали особым образом: брали старую дубовую кору, клали на место, где хотели избу ставить, и не трогали её три дня. На 4-й день смотрели: если там паук или муравья - не ставили , считали место плохим. А когда находили под корою мурашку черную или червяков - доброе место. Неудачным место также было там, где раньше стояла баня, где был пожар, проливалась кровь. После выбора места хозяин освящал его специальным ритуалом. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов - жертвоприношения курицы, барана, коня. Под бревна 1-го венца укладывали шерсть, зерно, деньги - символ богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома.

2. -Из какого материала строили (рубили) крестьянские избы?

-Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?

На Руси испокон веков главным строительным материалом было дерево. Дерево - самый древний строительный материал, который подарила нам сама Природа. Прочность древесины зарекомендовала себя веками, ведь срубы, построенные нашими предками ещё в 16-17 веках, стоят до наших дней.

Какие свойства дерева вы знаете? (отлично удерживает тепло, даже в трескучий мороз стены сруба теплые.)

- Какое дерево шло на строительство дома? Почему? (сосна и ель - источали хвойный аромат - лечебный, нейтрализует тяжелые запахи, озонирует воздух). Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложатся в сруб, хорошо удерживают влагу и долго не гниют.

- Кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, почувствовал чарующий запах смолы, аромат свежеиспеченного хлеба, пряность лечебных трав?

На столах у вас находится контейнер, возьмите каждый ватный шарик и ощутите запах хвои.

3. Каждая изба отличалась одна от другой. Как вы думаете, чем? (декором)

- А чем смотрела изба на этот мир?

Дом смотрел на мир окнами - очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

В связи с этим возник такой важный элемент декора, как наличник. Вслушайтесь в это слово.

Какова роль наличника?

-Обратите внимание на крышу избы, которую венчает гордый силуэт коня - бревно - охлупень. Для чего сажал русский человек конька на крышу? Помните, под полом каждой избы покоился принесенный в жертву конь или бык или петух. Так что коньки ставились не случайно, вовсе не для красоты. В старину в задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уподоблялась коню. Люди полагали, что в них сохранялась священная жизненная сила павших животных.

Резная доска, спускающаяся по краю крыши - причелина. Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин - полотенце - полуденное солнце в зените.
Таким образом, дом становился, словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом. Построенный на священной земле предков, освящённый специальным магическим обрядом, защищённый символикой солнца и небесных сил, находящиеся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому

  1. - Какие знаки люди использовали для украшения домов? (слайд)


  1. Практическая работа:

1) Посмотрите на эскиз избы, что бы вы добавили? (наличники, причелины, полотенце, охлупень)

- Чему мы научимся на уроке? ( декорировать дом)

Предлагаю сегодня поработать в группе.

Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?

Прежде чем приступить к работе, обсудите в группе, какая изба должна получиться, какие элементы вы используете.

Правила пользования ножницами.

Практическая работа ( музыка)

  1. Итог урока:

1)Каждая группа рассказывает о своем декоративном решении.

2) -Ответили на поставленные вопросы?

Где? Как? Зачем? Почему?

3) - Кому захотелось построить свой дом с использованием декоративных элементов?

© 2010-2022