«Троица» Андрея Рублева как Святыня русского народа

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Троица» Андрея Рублева как Святыня русского народа.

9 класс

Духовное возрождение-это путь духовного становления.


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с величайшим памятником древнерусской культуры и его создателем;

  2. Дать детям представление о непреходящих общечеловеческих ценностях, запечатленных на иконе;

  3. Учащиеся должны осознать, почему любовь и согласие являются общечеловеческими ценностями.

Оборудование:

1. Репродукция иконы «Троица » Андрея Рублева.

2. Портрет иконописца,

3.Магнитофон и кассету с записью церковного песнопения.

Xод урока

Слово учителя:

Затерян во времени день и чае рождения великого иконописца. И никто не скажет теперь нам, потомкам Андрея Рублева, под сводами какого дома он был рожден, как имя его матери, которая качала его колыбель , кто был его отцом.

Известно только что, в 1405 году он примет монашество с именем Андрея, а позже, повзрослев и выучившись живописному ремеслу, будет совместно с художником Феофаном Греком расписывать Благовещенский собор Московского Кремля, вместе с художником Даниилом Черным писать фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире, руководить работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице - Сергиева монастыря. И здесь, в этом благословенном месте, он и напишет свою знаменитую «Троицу».

Большую часть творений не сохранило бурное время монголо-татарского нашествия. Но и то, что осталось, свидетельствует о великом творческом подвиге Андрея Рублева.

Он умер 29 января 1430 года и похоронен в Спасо - Андрониковом монастыре в Москве. Последние слова, обращенные к покинутым на земле друзьям: «…Братие… не забудьте мене, егда молитесь…поминайте мою любовь...» Но самым верным свидетельством его любви к людям была знаменитая икона «Троица».

(Дети созерцают икону в течение двух минут. Звучит духовная музыка.)

Слово Учителя.

О жизни песнь, где слиты воедино

Божественные три начала...

Забылось сердце, в муках мысль застыла,

И музыка Вселенной зазвучала…

Три ангела - Создателя явленье,

Сомкнули круг единый вновь и вновь,

Вторгая в нас те волны вдохновенья,

Где все Надежда, Вера и Любовь.

И свет проник в сырую толщу жизни,

Одухотворяя, нежа и любя…

Пусть отзвук сердца будет

Звонким, чистым

И не разрушит гимна Бытия.

(Гаак Т.П.)

С древних времен существовало множество толкований «Троицы». Были философы, которые, считали, что «Троица» - явление самого Бога, а два ангела - служители, сопровождающие его. Художники при этом выделяли среднего ангела, который и являл собой Бога.

Иначе организует библейский сюжет Андрей Рублев. Его ангелы равны между собой. Между ними существует некое единство, что подчеркивается композицией. Ангелы , их одеяния , склоненные головы как бы образуют круг, который традиционно считался символом вечности. Три лица, три ипостаси, а Бог един в трех лицах : «Отец» , «Сын», «Святой Дух».

У каждого ангела в руках посох - образ одинаковой у всех лиц «Троицы» власти и силы.

Нет единства в истолковании положения ангелов. По одной поправке ангел слева - образ Отца. Его волей начиналось устроение Вселенной. И палаты позади него - символ домостроительства. Лику этого Ангела живописец придал твердость и волю. На нем небесно-лазурный хитон (1).

Средний ангел обращен к правому (Духу Святому), но голова его повернута к Отцу. Это Сын. Ему предстоит воплотиться, принять человеческую природу. Во всем его облике смирение и согласие стать искупительной жертвой. Он одет в темно-багряный хитон и лазурный гиматий. На плече золотая полоса. Это клав - символ царской власти. Именно это позволяет говорить, что Спаситель занимает центральное место на иконе. На лице ангела кротость, задумчивость и вместе е тем решимость исполнить роль искупительной жертвы (2). Опущена на трапезу (3) его рука. Он благословляет чашу-образ смерти и страдания (4), За ним - дерево - символическое изображение «древа жизни».

Тихая печаль на склоненном лице третьего Ангела - Духа - Утешителя. За ним изображена гора- символ духовного роста.

Икона воплощает гениальную мысль о том, что Любовь и Единство святы, они - основа бытия, неискаженная злом идея жизни.

По другой версии, Иисус находится справа. За ним Храм как олицетворение Церкви, которая им создана.

По третьей версии вообще нельзя называть конкретно, где находится какой-либо из ангелов, так как каждый из них соединяет в себе три начала. Они единосущны.

Учитель: Каким настроением проникнута икона? Какова ее главная мысль? Какие чувства пробудил в вас этот гениальный памятник древней русской культуры? Напишите небольшое сочинение, используя материал, услышанный на уроке.

Примечание.

  1. Хитон-нижняя одежда в виде длинной рубахи. 2. Искупительная жертва- приносящая избавление , Иисус стал такой жертвой после распятия на кресте. Смертью своей он искупил людские грехи.

  2. Трапеза - вкушение пищи. По библейской истории, Авраам угощал пришедших к нем) ангелов.

  3. Чаша, жертвенная чаша,- старинный сосуд, который в древности использовали в религиозном ритуале. В древние периоды истории было распространено гадание на чаше, когда введенный в состояние транса человек видел в воде чаши свою судьбу.

В православии моление у чаши связывается с традицией убивать осужденного на смерть подношением чаши с ядом, с молением пронести чашу с ядом мимо.

  1. Авраам - «высокий отец», так переводилось имя патриарха первоначально, после явления Ангелов Бог дает ему другое имя - Авраам, что значит «отец множества».

Словарь специальных терминов

Акафист - церковное песнопение в честь Иисуса Христа, Богоматери и святых.

Амвон - возвышение в христианском храме перед алтарем.

Ассист - в иконописи линии, лучи, выполненные листовым золотом или краской, имитирующей золото.

Литература к уроку:

  1. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи, M. Просвещение, 1993.

  2. Большой путеводитель по Библии. М. Республика, 1993.

  3. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-ХУII века. М., «Мысль», 1992.

© 2010-2022