Древние образы в народном искусстве (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Знаки и символы в народном праздничном костюме»

Технология: Работа над народным праздничным костюмом, его символикой.

Тип занятия: Комбинированный. Изучение нового, практическая работа.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, таблицы: «Знаки и символы в русском народном искусстве»; материалы: ткань х/б, холст, кисти, акрил, клей.

Литературный ряд: Б. Дубровин; Конфуций (551 - 479).

Музыкальный ряд: Инструментальная народная музыка.

Цель: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его принципами композиционного пространства, знаками-символами.

Задачи: Формировать навыки создания единого художественного образа в декоративной композиции, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству, любовь к родной культуре.

План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление (творческая мастерская)

  4. Итог

Ход занятия:



  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к работе (наличие материалов, тетрадь).

Приветствие учащихся. Осанка учащихся при работе за партой.

  1. Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку:

« Знаки и символы управляют миром -

а не слово и не закон»

Конфуций (551 - 479 до н.э.).

Ребята, открыли тетради по искусству и записали тему урока.

Прошу ответить на вопрос. Какие предметы украшали русского человека, его быт?

- Дом, предметы быта, мебель, одежда.

Совершенно верно - посуда, предметы быта, игрушки украшены росписью; постройки резьбой; одежда и полотенца вышивкой.

Но, пожалуй, одежда человека в гораздо большей степени, чем остальное вещественное окружение людей, представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи.

Каждый народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему символов.

Ребята, если вы внимательно рассмотрите вышивку и роспись, какие изображения можно увидеть?

- Цветы, фигуры людей, геометрические значки, полоски, кружочки и т. д.

Молодцы! Те узоры, которые вы определили, мы можем назвать солярными знаками.

Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах (украшение, представляющее собой узор, называется орнаментом).

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живет.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет

Быть может нитками, зигзаги

В узоры вытканы не зря,

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Как точно и красиво сказал об орнаменте поэт Б. Дубровин.

Ребята, запишите в тетрадь определение орнамента.

Слово « орнамент» в переводе с латинского (ornamentum) означает «украшение».

Орнаментом называют узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов (форм растительного и животного мира), путем упрощения и обобщения.

Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Наверное, самым известным применением узора и орнамента является русский народный костюм и если рассматривать орнамент с точки зрения символики в народном костюме, то можно сказать, что ни один элемент там не изображен просто так. Каждый имеет свое значение и находится на своем месте.

Это не только красота предмета, но и защита, оберег его владельца. Известно, что даже до появления письменности, люди уже пробовали украшать свои предметы утвари различными символами (рядом линий, ромбов, точек),

Рассмотрите слайды с изображением русской народной праздничной одежды, архитектуры, предметов быта, народных промыслов, таких как хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, каргопольская игрушка и др.

Слайд № 1 Птицей оно представлялось… Древние знаки исимволы.

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд №2 Дымковская игрушка.

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд №3 Вышивка выполнялась там, где заканчивалась ткань, рукава, ворот.

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд №4Множество таких изображений можно найти в убранстве дома и утвари.

Древние образы в народном искусстве (5 класс).Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд № 5Русская народная роспись хохломская.

Древние образы в народном искусстве (5 класс).Слайд № 6 Русский народный костюм. Рубаха.



Слайд № 7Символы и узоры древних славян.

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд № 8 свастика - знак солнца и вечного движения.



Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд № 9 Символы и знаки.



Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд № 10 Символы и знаки.



Древние образы в народном искусстве (5 класс).





Слайд № 11 Знаки и символы в русском народном костюме

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд № 12 Лебединая песня реконструктора: Русская.

Слайд № 13

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Слайд № 14 Солярные знаки.

Слайд 2560Х1440. Вечереет. На прогулке.

Всеволод Иванов.

Древние образы в народном искусстве (5 класс).



Ь Слайд № 16 Русский народный южный костюм.

Древние образы в народном искусстве (5 класс).

Закрепление знаний (творческая мастерская)

Учащиеся работают в группах.

Задание:

  1. Определить значение орнаментов в русском народном праздничном костюме, предметах быта, народных промыслах, архитектуре.

  2. Какие цвета преобладают в русском народном праздничном костюме? Имеет ли цвет в декоративно-прикладном искусстве символическое значение?



  1. Предназначение оберега?

Вывод:

1.- Прослеживается связь между знаками и символами ,наличника, дома, который служит крепостью, предметов быта которые хранят тепло человеческих рук, оберегает семью от непогоды и внешних врагов.

Костюма, который определяет роль и место человека в обществе и народных промыслах, которые не теряют связь времен и являются составной частью духовной жизни русского народа.

2.-Цвет несет содержательную символическую нагрузку. Русская народная праздничная одежда, отличалась богатой красочностью с преобладанием огненно-красного горячего цвета. Посланца красного солнца, символ огня, красоты, здоровья силы и славы.

3.-На народной одежде размещено много оберегов, удерживающих надолго магические символы, которые защищают человека от сглаза, нечистой силы.

Да, ребята, действительно на протяжении всей своей истории человек проявлял свою способность распознавать и узнавать абстрактные изображения - знаки и символы для предостережения, руководства, передачи информации.

Попытайтесь и вы понять и применить эту информацию на практике при выполнении творческого задания в работе над русским народным праздничным костюмом, его символикой. При выполнении задания можете пользоваться таблицей декоративно-прикладного искусства с изображением знаков и символов: Мать Сыра Земля (макошь), древо жизни, символы солнца, земли, птицы счастья, засеянное поле и т. д.

Расписать заготовку знаками и символами, которые выберете для себя, своих близких.

Учащиеся работают индивидуально.

Итог: Проверка выполненного задания. Подведение итогов.

Домашнее задание: Подготовить и принести нарядные декоративные вазы, выполненные на уроках изобразительного искусства на школьную выставку детского творчества.







© 2010-2022