Открытый урок Воин - поэт Тимофей Сметанин

Открытый урок по предмету якутский язык как государственный на тему "Воин - поэт Тимофей Сметанин". Урок посвящен 70-ю ВОВ. Много писателей из Якутии были участниками войны. Среди них был 23-й поэт Тимофей Сметанин. Он принимал участие в легендарном сражении на Орловско-Курской дуге. Молодой поэт был связистом 184-го минометного полка. Здесь ему понадобились меткость глаз, ловкость рук, сноровка и смелость охотника-следопыта.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тиксинская средняя общеобразовательная школа № 1»


Предмет: Культура народов Республики Саха (Якутия)

Учитель: Горохова Найбина Иннокентьевна

Класс: 8

Оборудование: эпиграф, раздаточный материал, презентация Power Point.

План урока:

1. Организационная часть.

2. Вступительное слово учителя.

3. Жизнь и творчество поэта Т. Сметанина.

4. Основная часть урока: работа по группам.

5. Поэма «Анюта».

6. Итог урока.


Воин - поэт Тимофей Егорович Сметанин

Цель урока:

• познавательная: углубление знаний учащихся о войне 1941-1945 гг.,

• ознакомить учащихся с разнообразием и глубиной поэзии времен войны;

• развивающая: выразительное чтение стихотворения, выступление перед аудиторией;

• воспитательная: любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ.


  1. Организационная часть.

Дьоьогой о5ото

Уутун иьэн улааппыт, уйгутугар торолуйбут,

Киьи буолбут, дьолу булбут,

Ала5аркаан-тэтэгэркээн айыллыбыт А5а дойдум

Алдьархайга ааннаппыт амырыыннаах кэмигэр

Мин тугу эмэни оноруум,

Мин тугу эмэ комолоьуум

Напившись чистой воды, вырос на благодатной земле,

Стал человеком, счастье нашел,

В тяжелые годины любимому Отечеству

Принести бы пользу,

Помочь бы ему.

- Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на этом уроке. Правильно. Я вам прочитала отрывок из поэмы «Дьоьогой о5ото» Т.Е. Сметанина.


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок посвящен поэзии времен Великой Отечественной войны. Казалось бы, война и стихи - никак не совместимые понятия, но и на войне поэты оставались поэтами. Мы будем читать отрывки из стихотворений и поэм поэта - воина

Т. Сметанина, чьё творчество во многом посвящено военной теме. Поэзия времен Великой Отечественной войны представляет собой целую поэтическую вселенную, состоящую из множества поэтических миров - ярких, индивидуальных, вместе с тем составляющих идейно-художественное единство. Она как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными, в них в чеканной форме выразилось народное самосознание, народная точка зрения на события.

3.Жизнь и творчество Т. Сметанина

Тимофей Сметанин - блистательный талант якутской литературы. Он прожил очень короткую жизнь. От роду ему было отпущено всего лишь двадцать восемь лет.

Он родился 25 ноября 1919 г. в Средне-Вилюйском улусе - ныне Кобяйском улусе в семье бедных крестьян. Благодаря Советской власти в 1929 году он поступил в неполную среднюю школу в с. Кобяйцы. От своих сверстников Тимофей Сметанин отличался особой любовью к литературе и живописи. Его литературные способности выявились еще в школьные годы. Так первое произведение Т.Сметанина - это небольшое поэтическое стихотворение под названием «Былатыан суолунан бардарбыан!». Оно было опубликовано на странице газеты «Колхоз сирдьитэ» Намского улуса и имело для юного стихотворца программное значение. Действительно, начинающий корреспондент газеты Тимофей Сметанин мечтал неукоснительно следовать по пути пламенного поэта, прозаика и драматурга П.А. Ойунского. После этого стихотворения он регулярно печатался на страницах республиканских и районных газет. В 1939 году в газете «Эдэр коммунист» вышла рецензия семиклассника Тимофея Сметанина на книгу поэта Чагылгана «Нюргусун». Статья привлекла внимание читающей публики и даже самого поэта Чагылгана… Вскоре Т. Сметанин сам начал писать стихи и рассказы для детей и юношества. Эти произведения отмечались остротой сюжета, красочностью и гибкостью языка, образностью изложения фактов и событий. В 1940 году он окончил Якутский техникум потребкооперации, стал работать инструктором-бухгалтером в Кобяйском районе и продолжал писать стихи и рассказы.

Когда началась Великая Отечественная война, его призвали в армию с августа 1942 года. Он принимал участие в легендарном сражении на Орловско-Курской дуге. Молодой поэт был связистом 184-го минометного полка. Здесь ему понадобились меткость глаз, ловкость рук, сноровка и смелость охотника-следопыта. В короткие передышки между боями солдат из Якутии писал стихи, в которых зримо предстают тяжелые фронтовые будни: «Освобожденная деревня» (1943), «Черные волосы с кровью» (1943), «Русский якут» (1943), «Сражайся за Победу» (1942), «За Родину!» (1942), «Признание» (1943) и другие.

4.Работа по группам

- Группам раздаю задание. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка стихотворения на якутском языке. Подготовьтесь к пересказу стихотворения на русском языке (О чем говорится в этом отрывке?). Для подготовки 5 минут.

«Кырдьык иьин кыргыс» (Сражайся за Победу)

Молуйуон сурэхтэр тумсуулэрэ,

Молуйуон быччыннар кууруулэрэ,

Советскай норуот до5ордоьуута,

Сууьарыылаах сутурук охсуута,-

Харана кууьу хампарытан,

Халлаан куонун арылытан

Уруй буоллун, Улуу Олох!

Тускул буоллун, Дьоллоох Олох!

Единство миллионов сердец,

Напряжение миллионов мышц,

Дружба советского народа,

Как удар мощного кулака,

Уничтожит темные силы,

Раскроет небесную высь.

Да здравствует вечная жизнь!

Слава счастливой жизни!

«Саллаат сурэ5э» (Сердце солдата)

Эрдэ кырдьыбыт иьин кырдьыбат

Эрдээх саллаат сурэ5э тэбэр буолла5ына,

Сааспын сэрии сарбыйбытын иьин,

Сарданалаах кун коро турда5ына,-

Син биир этиэ5им:

Сирдээ5и дьолу билэбин диэн

Хоть постарел я рано,

Но если бьется солдатское смелое сердце,

Хоть война украла мою юность,

Но если светит жаркое солнце,

Все равно скажу,

Что знаю земное счастье.

- Выступление групп.

- Какие проблемы ставит автор в стихотворениях?

- В произведениях Т. Сметанин описывает различные ситуации военной поры - призыв в армию, прощание с ранеными, боевые будни, лечение раненого солдата в госпитале, тоска по Родине и любимой, радость и ликование победы.

- Из покон веков народы, заселявшие нашу Родину, защищали и будут защищать Отчизну. О Родине, патриотизме народы писали, и будут писать.

5. Поэма «Анюта»

- В произведениях Т. Сметанина впервые в якутской литературе создал образ воина-освободителя. Сейчас послушайте отрывок из поэмы «Анюта».

Анюта

Анюта курдук кыргаттары

Босхолоспут буоллахпына,

Тохтубут хаан таммахтара

Имнэрин эргиппит буолла5ына,-

Мин дьоллоох киьибин,

Иэспин толообут эбиппин

Если я освободил

Таких девушек, как Анюта,

Если щеки их зарумянились

От крови, пролитой немцами,

Я счастлив от сознания,

Что исполнил долг солдата.

- О чем говорится в этом отрывке?

- В поэме рассказывается о том, как молодых украинских женщин отправляют в плен в Германию. Главная героиня - красивая девушка Анюта с золотыми кудрями-живет с родителями, учиться в школе. Но вот началась война, и Анюту с подругами отправили в Германию. Она берет с собой белого голубя.

В семью Анюты при наступлении Советской Армии попали солдаты, в том числе солдат-якут. Они помогают родителям Анюты строить новую хату. Неожиданно прилетает голубь Анюты с весточкой от нее. Прочитав, письмо солдаты обещают родителям вызволить из плена сестренку Анюту. Продолжая свой путь освободителей, они направляются в Берлин. А на обратном пути солдат-якут снова попадает в семью украинцев и встречается с вернувшейся из Германии Анютой.

6. Итог урока

- А ведь это все страшные и горькое последствия того самого выбора злой и доброй стороны в себе… Я надеюсь, что после нашего урока, помня об ужасных событиях прошлого в нашей стране и наблюдая то, что происходит сейчас в Украине, вы сможете сделать пусть и нелегкий, но правильный выбор. Он сделает нашу Родину добрее и дружнее, а значит, и сильнее перед любыми проявлениями зла.

- Закончим этот урок отрывками стихотворения.

«Учугэйин даа, тыыннаах буолар» (Как хорошо быть живым)

Кэрэ да до5отторбут

Кинилэр бугун суохтар.

Турун кинилэр кэриэстэригэр,

Тутун бакааллары куорээччи,

Умайдын олох храмыгар

Умнуллубат сырдык чумэчи

Милых наших друзей

Нет сегодня рядом с нами.

Встаньте почтить их память

С полными бокалами,

Пусть горит в храме жизни

Неугасимая светлая свеча.







© 2010-2022