Тематическое планирование по ИЗО 3 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование 3Б класса

Тема,

тип урока

(страницы

учебника)



Основное содержание темы, термины и понятия

Виды деятельности , формы работы

Планируемые результаты

Творческая, исследова-тельская, проектная деятельность учащихся

Формы контро-ля

Дата

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

(УУД)

П

Л

А

Н

Ф

А

К

Т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Мастера Изображения, Постройки и Украшения (вводный ).

Учебник

( с. 3-9)

Учебник: условные обозначения и структура. Художественные материалы. Пост-

роение композиции. Ближний план. Способы получения разных оттенков цвета

Работа с учебником (с.7-9): знакомство, ориентирование по разделам, условные обозначения. Беседа «Три Брата-Мастера», «Художественные материалы». Рассматривание художественных материалов или иллюстраций в учебнике (с.8-9). Беседа «Что мы будем рисовать». Сообщение теоретических сведений о композиции рисунка. Построение композиции. Дальний и ближний планы. Оттенки цвета. Практическая работа, анализ выполненной работы

Познакомятся с новым учебником, с принадлежностями для рисования (папка с бумагой, карандаши по степени мягкости, акварель, гуашь, кисти и др). Научатся рисовать с натуры или по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни, смешивать краски для получения нужного оттенка, совершенствовать навыки работы с акварелью ( по сухому, по сырому)

Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобства, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке ИЗО принадлежностей и материалов.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализирует ее, осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и

использования информации.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы .

Личностные: ответственно относятся к учебе, задают вопрос: « Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него

Творческая работа: увидеть, как раскрываются пластические и колористические возможности живописца, рассказать о своих художествен-ных впечатлениях

Выполне-ние упражне-ния по работе с разными худо-жест-венными материа-лами. Рисунок с натуры или по памяти компози-ции на тему «Проща-ние с летом»

1.09

2

Твои игрушки (постановка и решение учебной задачи). Учебник

(с. 12-17)

Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времён. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городские, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки ( украшения) с её формой. Участие Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения - в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение

Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Народные игрушки». Рассматривание игрушек или просмотр мультимедийной презентации. Дидактическая игра «Узнай игрушку». Выполнение практических заданий: выбор среди нескольких игрушек богородской и дымковской, объяснение своего выбора; сбор игрушки из разных картинок. Беседа «Что мы будем делать». Способы лепки. Цветовой контраст в росписи». Лепка современной игрушки из пластилина, её роспись. Выставка и презентация работ учащихся

Получат начальные сведения о видах современного декоративно- прикладного искусства(дымковское, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки, щепковые (северные. Из Архангельска) птицы и др). Научатся передавать в лепных изделияз объёмную форму, её пропорции, соотношения; лепить фигурки по мотивам народных игрушек; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи. Освоят декоративную роспись

Познавательные:

строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её. ее

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение , формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию

Творческая работа. Изготовление игрушки и её роспись по собственному замыслу, Выполнение рисунков на тему « Моя любимая игрушка»

Лепка сов-

ремен-ной игрушки из пласти-лина, её роспись

8.09

3

Посуда у тебя дома ( открытие нового способа действия). Учебник

(с. 18-25)

Разнообразие посуды: её форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы. Украшения посуды её назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала ( фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов ( Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды

Беседа « Виды посуды». Рассматривание образцов посуды или просмотр мультимедийной презентации. Словесно-иллюстративные рассказы с элементами беседы « Из чего делают посуду».

«Путешествие по народным промыслам». Рассматривание образцов посуды, изготовленных мастерами народных промыслов. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Как изготавливается посуда». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Что мы будем рисовать». Выставка работ. Обсуждение и оценивание

Понимают связь между формой, декором посуды (её художественным образом) и её назначением. Научатся выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образца посуды). Овладевают навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением

Познавательные: общеучебные - извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); логические- осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах посуды.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи6 выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного

Творческая работа. Изготовление посуды из пластилина и её роспись по собственному замыслу

Лепка посуды с рос-писью по белой грунтов-ке. Вариант задания: приду-мать и изобра-зить на бумаге сервиз из несколь-ких предме-тов

15.09


творчества


4

Обои и шторы у тебя дома (открытие нового способа действия). Учебник

(с. 26-29)

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет… Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент)

Коллективный поиск ответа на вопрос «Какими должны быть обои и шторы в комнатах разного назначения?». Словено-иллюстративный рассказ «Ритм рисунка и его печатание». Рассматривание рисунка на обоях. Просмотр мультимедийной презентации «Печатание рисунка на бумаге и ткани». Сообщение теоретических сведений «Орнамент». Беседа «Что мы будем рисовать». Работа с учебником (с.28-29). Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Понимают роль цвета и декора в создании образа комнаты. Узнают о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретут опыт творчества и художественно- практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности ( качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), логические- осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющий и дополняющей представление о создании орнамента.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные:

проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Творческая работа. Задание: придумать узор и выполнить его на ткани

Созда-ние эскизов обоев или штор для комна-ты, имею-шей чёткое назначе-

ние (спаль-ня, гости-ная, детская). Вариант задания: выполнение эскиза обоев или штор для комнаты опреде-лённого назначе-ния в технике набойки с помо-щью трафарета или штампа

22.09

5

Мамин платок (решение частных задач). Учебник

(с.30-33)

Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение художественном образе платка(композиция, характер росписи, цветовое решение) его значения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий ,броский ,нарядный) или пожилой (приглушённый, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Цветовое решение платка

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Платок и его история». Рассматривание платков, шалей или слайдов с их изображением. Коллективный поиск ответа на вопрос « Чем платок отличается от ткани,». Беседа « Виды платков». Просмотр мультимедийной презентации. Сообщение теоретических сведений о производстве узорной ткани. Словесно- иллюстративный рассказ «Павловские платки и орнаментальные композиции на них». Рассматривание и составление композиционных схем. Беседа «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Воспринимают и эстетически оценивают разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимают зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Узнают основные варианты композиционного решения росписи платка( с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Научатся различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Овладевают опытом творчества и художественно-практическими навыками в создании эскиза росписи платка, выражая его назначение (для мамы. Бабушки, сестры; праздничный или повседневный)

.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводят по памяти информацию. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия); оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания ,отстраивают собственное мнение, формируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству

Творческая работа. Выполняют роспись платка акварелью на куске ткани белого цвета, вставив предварительно его в пяльцы. Исследование: поиск ответа на вопрос «Чем платок отличается от ткани?)

Созда-ние эскиза платка для мамы. Девочки или бабушки (празд-ничного или повсед-невного)

29.09

6-7

Твои книжки (освоение нового материала). Учебник

(с. 34-39)

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художников в создании книг. Художники детской книги ( Т.Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин и бр.). Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трёх Мастеров над созданием книги

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Как появились книги». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Какой бывает книга». Словесно- иллюстративный рассказ «С чего начинается книга». Беседа «Иллюстрации и художники- иллюстраторы». Рассматривание книг и слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Понимают роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы).

Научатся узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги, создавать детскую книжку-игрушку

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процессе с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге

Творческая работа

Разработ-ка детской книжки-игрушки с иллюст-ра-циями. Вариант задания (сокра-щение): иллюст-рация к сказке или конст-руи-рование обложки для книжки-игрушки

6.10

13.10

8

Открытки (решение частных задач). Учебник

(с. 40-41)

Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражен ие доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании типажной графики. Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев- Мастеров в создании форм предмета и его украшения

Вводная беседа «Что вы знаете об открытке?». Рассматривание открыток или просмотр слайдов. Беседа « Что мы будем делать». Поиск ответа на вопрос « От чего зависит оформление открытки?». Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Понимают и умеют объяснять роль художника и Братьев- Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Научатся создавать открытку к определённому событию, работать в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике. Приобретут навыки выполнения лаконичного выразительного изображения

Познавательные:

строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Регулятивные:

умеют осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Творческая работа: создание открытки по собственному замыслу

Созда-ние эскиза открыт-ки или декора-тивной закладки (возможно испол-нение в технике гратта-жа, гравю-ры наклей-ками или графи-ческой моноти-пии)

20.10

9

Памятники архитектуры (постановка и решение учебной задачи)

Учебник

(с. 46-51)

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры-каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т. д.). Памятники архитектуры-достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством

Вступительная беседа «деятельность художника на улице города (или села). Сообщение теоретических сведений «Что такое архитектура?). Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Дидактическая игра «Сложи из геометрических фигур разного вида и размера здания» (учебник, с.51).

Практическая работа.

Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Учиться видеть архитектурный обзор, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрыть особенности архитектурного образа города. Понимать. Что памятники архитектуры- это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию страны

Творческая работа: изучение и изображение одного из архитектур-ных памятников своих родных мест

Выполнение рисунка фрагмента улицы с архите-ктурным памятником любой эпохи

27.10

10

Парки, скверы, бульвар ы. (постановка и решение учебной задачи_. Учебник

(с. 52-55)

Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зелёных островов природы в городах)-важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками газонами фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т. д.). Разновидности парков (парки отдыха. Детские парки. Парки-музеи и т. д. ) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках- мемориалах воинской славы

Работа со справочной литературой. Словесно- иллюстративный рассказ «Парки Петергофа». Просмотр мультимедийной презентации « Парки Петергофа». Беседы «Элементы паркого искусства», «Образ парка». Просмотр слайдов. Беседа 2Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка или готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устройства (парк для отдыха. Парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объёмно-пространственную композицию и бумаги. Овладеть приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют у, проверяют, находят дополнительные сведения, используя справочную литературу.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и; ошибок намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление бережного отношения к уголкам природы в городе

Творческая работа: разработка эскиза и построение игрового парка (макет).

Исследование, рассматрива-ние фонарей у подъездов театров, в скверах, ажурных конструкций оград.

Создание зарисовок или фотографий

Изображение парка, сквера (возмо-жен коллаж).

Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллек-тивная работа)

10.11

11

Ажурные ограды (освоение нового материала). Учебник

(с. 56-59)

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узоречье наличников, просечных ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т. д.) в создании ажурного узоречья оград

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Ажурные ограды». Просмотр мультимедийной презентации «Ажурные ограды Петербурга». Беседа «Что мы будем делать». Работа с учебником (с.59). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Воспринимают, сравнивают, дают эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города, сравнивают между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.)., выявляя в них общее и особенное.

Научатся различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград, фантазировать, создать проект (эскиз) ажурной решётки, использовать ажурную решётку в общей композиции с изображением парка или сквера

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград. Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об узорах оград.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процессе с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа. Разработка узора для ограды. Выполнение рисунка красивой ажурной ограды в нашем городе. Сравнение ажурных оград и других объектов с ажурным узором

Созда-ние проекта ажурной решётки или ворот, выреза-ние из цветной бумаги, сложен-ной гармош-кой (решёт-ки и ворота могут быть вклеены в компо-зицию на тему «Парки, скверы, бульва-ры»)

17.11

12

Волшебные фонари (освоение нового материала). Учебник

( с.60-63)

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари-украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами

Работа с учебником (с. 60-61) или рассказ с просмотром мультимедийной презентации «Волшебные фонари». Сравнение старинных и современных фонарей с выявлением их особенностей. Описание объекта. Беседа «Что мы будем делать». Сообщение теоретических сведений с демонстрацией приёмов работы с бумагой (скручивание, закручи-

вание, склеивание).

Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа, выставка работ, их обсуждение и оценивание

Воспринимают , сравнивают, анализируют старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечая особенности их формы и украшений.

Научатся различать фонари разного эмоционального звучания, объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей, изображать необычные фонари. используя графические средства, или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивания приёмы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание)

Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о форме фонарей.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные: слушают учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, составляют описание объекта с использованием выразительных средств языка.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Исследование: найти в городе старинные фонари и зарисовать их,

Графическое изобра-жение или конструирова-ние формы фонаря из бумаги

24.11

13

Витрины (решение частных задач). Учебник

( с.64-67)

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины.

Связь оформления витрины с назначением магазина (« Ткани», « Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция, Реклама на улице.

Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций в учебнике или просмотр мультимедийной презентации. Выполнение задания: рассмотреть представленные варианты витрин, поиск ответа на вопрос «В чём проявляется связь между художественным оформлением витрины и профилем магазина?». Беседа « Что мы будем делать». Работа с учебником (с. 66-67)

Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа (групповая).

Выставка выполненных работ. Презентация, обсуждение и оценивание работ

Понимают работу художника в Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара, объясняют связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Научатся фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладеют композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты деятельности (чужой и своей); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные:

применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Творческая работа: создание эскиза по собственному замыслу. Исследование: рассмотреть витрины магазинов в городе и сфотографировать наиболее понравившуюся

Оформление витрины любого магази-на (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объём-ные макеты (по груп

пам)

1.12

14-15

Удивительный транспорт (постановка и решение учебной задачи).

Учебник

(с. 68-71)

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времён. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Природа-неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолёт -стрекоза, вездеход-паук ит. д

Беседа «История транспорта». Рассматривание слайдов или рисунков. Разгадывание загадок о разных видах транспорта. Беседа «Создание машины». Рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 69-70) или слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Описание создаваемого объекта. Демонстрация приёмов работы. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над рисунком.

Практическая работа.

Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Научатся видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение, видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта, фантазировать.

Создавать образы фантастических машин.

Овладеют новыми навыками в конструировании из бумаги

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализирует её, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Творческая работа: составление описания созданного вида транспорта, рассказа о нём

Приду-мать, нарисо-вать или строить из бумаги образы фантас-ти-ческих машин (назем-ных, водных, воздуш-ных)

8.12

15.12

16

Художник в цирке (открытие нового способа действия).

Учебник

(с.76-79)

Цирк-образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка-искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бестрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Цирк». Просмотр мультимедийной презентации « Цирк». Беседа о цирковых профессиях. Беседы «Художник и цирк», «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка.

Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Понимают и объясняют важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.). Научатся придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами, изображать яркое, весёлое, подвижное

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают роль культуры и искусства в жизни общества

Творческая работа: создание композиции по собственному замыслу

Выпол-нение рисунка или аппли-кации на тему циркового предс-

тавле-ния

22.12

17

Художник в театре

(постановка и решение учебной задачи).

(с. 80-87)

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия)-основа любого действия.

Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник-создатель сценического мира.

Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля

Вводная беседа « Из истории театра». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы « Художник и театр». Просмотр слайдов Беседа « Что мы будем делать». Рассматривание образца готового макета или иллюстраций в учебнике (с. 84-87). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над макетом. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Научатся сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы, понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля, создавать «Театр на столе»-картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры « в спектакль». Овладеют навыками создания объёмно-пространственной композиции

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, преобразовывают.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях. Умеют формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастие) деятельности

Творческая работа: создание макета по собственному замыслу

Выполнение макета к одному из спектаклей: «Снегурочка», «Кош-кин дом», «Сказка о царе Салтане» (по выбору)

12.01

18-19

Театр кукол

(решение частных задач).

Учебник

(с. 88-83).

Истоки развития кукольного театра, Петрушка-герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, её конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчёркнуто-утрированные черты лица

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Театр кукол. Рассматривание кукол разных видов. Беседа «Художник в театре кукол».

Работа с учебником (с.90).

Беседа «Что мы будем делать». Рассматривание образцов кукол, декораций, образцов материалов. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над рисунком.

Практическая работа.

Выставка выполнения работ. Обсуждение и оценивание работ

Получат представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Научатся придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани, использовать куклу для игры в кукольный спектакль

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о роли художника в театре, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о кукольных театрах, видах кукол.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процессе с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к театральному искусству

Творческая работа: создание куклы по собственному замыслу. Разыгрывание сценки из сказки

Изготовление кукол, декора-ций к выбран-ной сценке, подгото-вить эту сценку для показа (групповая работа)

19.01

26.01

20

Маска

(решение частных задач)

Учебник

(с.94-97)

Лицедейство и маски. Маски разных времён и народов. Маска как образ персонажа. Маски-характеры, маски- настроения Античные маски-маски смеха и печали-символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим

Сообщение теоретических сведений «Что такое маска?). Словесно-иллюстративный рассказ « Из истории маски». Просмотр слайд-шоу. Беседа «Из чего делают маски». Рассматривание масок, материалов. Беседа «Что мы будем делать».

Работа с учебником (с.96-97). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над изделием. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Научатся отмечать характер, настроение, воплощённые в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу, объяснять роль маски в театре и на празднике, конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику

Познавательные: преобразовывают объект (основу): импровизируют, изменяют, творчески переделывают.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, проявляют доброжелательность и отзывчивость и отзывчивость, сопереживают чувствам других людей

Творческая работа: создание маски по собственному замыслу

Конст-руи-рование вырази-тельных

остроха-рактер-ных

масок из бумаги

2.02

21

Афиша и плакат

(открытие нового способа действия).

Учебник

(с. 98-101)

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм

Сообщение теоретических сведений «Что такое афиша и плакат». Коллективный поиск ответа на вопрос: в чём различие между плакатом, афишей и картиной? Рассматривание афиш и плакатов. Выполнение задания в учебнике (с. 98) просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Получат представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название. Лаконично рассказывает о самом спектакле).

Научатся видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Обретут творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные:

Строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

Творческая работа: создание плаката, посвящённого цирковому представ-лению

Рисова-ние афиши к спектаклю театра кукол

9.02

22-23

Праздник в городе

(постановка и решение учебной задачи).

Учебник

(с. 102-103)

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление

Вводная беседа «Праздничный город». Просмотр мультимедийной презентации. Беседы «Чем украшают город днём и вечером?», «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка.

Составление последовательности работы над рисунком. Устное рисование. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Научатся объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к Празднику Победы (9Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным , красочным, необычным, создать в рисунке проект оформления праздника

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор (отвечают на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции.

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; составляют небольшие устные монологические высказывания.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию учебной деятельности

Творческая работа: создание в рисунке проекта оформления класса к празднику

Выпол-нение рисунка-проекта оформле-ния празд-ника. Вариан-ты заданий: выполне-ние рисунка «Праздник в городе (селе)»

16.02

23.02

24

Музей в жизни города

(освоение нового материала).

Учебник

(с.108-109)

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т. д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).

Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи

Рассказ « Из истории музеев». Беседа «Витрины музеев». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Кто работает в музее».

Коллективный поиск ответа на вопрос: «Можно ли создать музей у себя дома?». Заслушивание рассказов учащихся о домашних коллекциях.

Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка, составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Познакомятся с некоторыми искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов.

Получат представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию

Творческая работа: рассказ о коллекции, собираемой дома кем-то из близких людей

Выпол-нение рисунка уголка музея

1.03

25

Музеи искусства

(решение частных задач).

Учебник

(с. 110-113)

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов-хранители великих произведений мирового и русского искусства. Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А .С .Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города

Словесно-иллюстративный рассказ «Художественные музеи России». Сообщения учащихся о музеях искусств нашей страны. Просмотр мультимедийной презентации. Сообщения учащихся о наиболее любимых ими картинах. Обсуждение и оценивание работы учащихся

на уроке

Научатся понимать и объяснять роль художественного музея, учатся понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Получат представление и научатся называть самые значительные музеи искусств России-Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Познавательные: проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; умеют презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, составлять краткие сообщения на заданную тему.

Личностные: ответственно относятся к учёбе, умеют оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность)

Исследование:

Сообщения о знаменитых музеях страны, рассказ о своём любимом произведении изобразительного искусства (картине, скульптуре)

Заслуши-вание сооб-щений

8.03

26-27

Картина-пейзаж

(постановка и решение учебной задачи).

Учебник

(с.114-119)

Картина-особый мир. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами.

Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картин. Пейзаж-изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана,

А. Саврасова,

Ф. Васильева,

Н. Рериха,

А. Куинджи,

В. Ван Гога,

К. Коро и т. д.

Учимся смотреть картину-пейзаж.

Образ Родины в картинах-пейзажах.

Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже

Вводная беседа «Красота родного края в произведениях литературы, музыки и живописи». Просмотр мультимедийной презентации, сообщение теоретических сведений «Пейзаж как вид изобразительного искусства. Виды пейзажей». Просмотр слайд-шоу, беседа «Произведения живописи российских художников». Работа с учебником (с. 114-117). Художественно-выразительные средства живописи. Рассматривание рисунков с разной высотой линии горизонта, поэтапной последовательностью рисования предметов ближнего и дальнего планов.

Беседа «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком.

Практическая работа.

Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Получат представление о том, что картина,-это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями , чувствами и переживаниями

Научатся рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаёт цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.), изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением, выражать настроение в пейзаже цветом. Узнают имена крупнейших русских художников-пейзажистов

Познавательные:

строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своём впечатлении о ней,, извлекают информацию из прослушанного объяснения анализируют её, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата; планируют учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение. Формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

имеет мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней, понимают особую роль искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Творческая работа: рассказ-описание картины российского художника -пейзажиста

Изображение пейзажа по предс-тавле-нию с ярко выра-женным настроением (радост-ный или груст-ный, мрач-ный или нежный, певу-чий)

15.03

5.04

28-29

Картина-портрет

(освоение нового материала).

Учебник

(с. 121-125)

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты.

Портрет человека как изображение его характер, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Портрет». Просмотр мультимедийной презентации, беседа по произведениям живописи известных художников-портретистов. Просмотр слайдов с изображением портретов людей, живших в разные эпохи, или иллюстраций в учебнике (с. 120-123), выбор одного из портретов и составление рассказа об изображённом на нём человеке. Беседа «Что мы будем рисовать). Демонстрация приёмов рисования. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Получат представление об изобразительном жанре-портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Научатся рассказывать об изображённом на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера), создавать портрет кого-либо из дорогих ,хорошо знакомых людей (родители, одноклассники, автопортрет) по представлению ,используя выразительные возможности цвета

Познавательные: извлекают информацию из объяснения, анализируют её, составляют рассказ о героях картин-портретистов.

Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебной действия»); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения

Коммуникативные:

участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение. Формулируют ответы на вопросы.

Личностные:

ответствен-но относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к творчеству художников, соотносят свою часть работы с общим замыслом

Творческая работа: рассказ-описание картины-портрета знаменитого художника-портретиста.

Рисование автопортрета

Созда-ние портре-та кого-либо из дорогих, хорошо знако-мых людей (одного из роди-

телей, друга, подру-ги)

12.04

19.04

30

Картина натюрморта:

(освоение нового материала).

Учебник

(с.126-129)

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западно-европейские художники, работавшие в жанре натюрморта (К. Петров-Водкин,

П. Кончаловский, В. Ван Гога и др.).

Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте

Сообщение теоретических сведений «Натюрморт». Просмотр мультимедийной презентации. Рассматривание натюрмортов известных художников и их описание. Просмотр слайдов или работа с учебником (с.126-129). Беседы «Натюрморт и настроение», «Что мы будем рисовать».

Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Дидактическая игра-мозаика «Натюрморт». Обсуждение и оценивание работ

Научатся воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке=хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах, изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д. ).

Понимают, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.

Совершенствуют живописные и композиционные навыки. Узнают имена нескольких художников, работающих в жанре натюрморта

Познавательные:

умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения. Анализировать её, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию. Используя справочную литературу.

Регулятивные:

умеют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

Коммуникативные:

участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

ответст-венно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности:; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи

Творческая работа, постановка натюрморта по собственному замыслу

Созда-ние радост-ного, празд-ничного или тихого, груст-ного (изобра-жение натюр-морта по предс-тавле-нию с выражением настроения). Вариант задания: в изобра-жении натюр-морта расска-зать о конкрет-ном челове-ке, его харак-тере, его профес-сии

26.04

31-32

Картины исторические и бытовые

(решение частных задач).

Учебник

(с. 130-131)

Изображение в картинах исторического жанра событий из жизни людей, героев.

Красота и переживания повседневной жизни в картинках бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины

Сообщение теоретических сведений «Картины исторического и бытового жанров». Просмотр мультимедийной презентации. Анализ картин исторического и бытового жанра.

Рассматривание произведений живописи.

Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка.

Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа.

Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Получат представление о картинах исторического и бытового жанра.

Научатся рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении, изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице), выстраивая сюжетную композицию.

Совершенствуют композиционные навыки.

Освоят навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель)

Познавательные:

умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её.

Регулятивные:

умеют удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные:

участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение , формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа: создании композиции по собственному замыслу

Изобра-жение сцены из своей повсед-невной жизни в семье, в школе, на улице или изобра-жение яркого общезна-чимого события

3.05

10.05

33

Скульптура в музее и на улице

(освоение нового материала).

Учебник

(с. 132-137)

Скульптура-объёмное изображение, которое живёт в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики.

Человек и животное-главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре.

Скульптура и окружающее её пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятник к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельностии. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина)

Сообщение теоретических сведений

«Скульптура и её виды». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Скульптура в музее и на улице». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Что мы будем делать». Демонстрация приёмов работы. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Обсуждение и оценивание работы на уроке

Научатся рассуждать, эстетически относится к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников, назвать несколько знакомых памятников и их авторов, рассуждать о созданных образах.

Узнают виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

Научатся лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения

Познавательные:

умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи4 выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»).

Регулятивные:

умеют анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа: составление рассказа-описания любимой скульптуры

Лепка фигуры человека или живот-ного ( в движе-нии) для парко-вой скульп-туры

17.05

34

Каждый человек -художник.

Итоговое занятие

(обобщение и систематизация знаний)

Выставка лучших детских работ за год (в качестве общения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос «Какова роль художника в жизни каждого человека?»

Игры и игровые задания: «Симметрия», «Узнай картину», «Круговой кроссворд», «Экзамен у художника Тюбика», «Угадай героя и нарисуй его», «Собери пейзаж», «Собери натюрморт», «Кто внимательней?». «Дорисуй портрет».

Выступления обучающихся по темам «Народные художественные промыслы» (рассказ с показом изделий), «В мастерских художников». Разыгрывание сценки по ролям . (У художников6 портретиста, мультипликатора, скульптора, архитектора»)

Художественная выставка. Обсуждение и оценивание работы учащихся за год

Участвуют в организации выставки детского художественного творчества, проявляют творческую активность, проводят экскурсии по выставке детских работ.

Понимают роль художника в жизни каждого человека и рассказывают о ней

Познавательные:

умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные:

умеют оценивать результаты деятельности (чужой и своей).

Коммуникативные:

участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности; задают вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы

Творческая работа: подготовка сообщений по предложен-

ным учителем темам

Заслу-шива-ние сообще-

ний учащих-ся

Выпо-лнение игровых

заданий

24.05






























9



10

.


11



5



6



7





8



9


10



11

Транспорт в городе

Познакомить с городским транспортом, маши­нами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе по­стройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию.

Уч-ся должны учиться умению рисовать сложный объект по уменьшенной модели.

Знать разные виды транспорта.

Уметь

выполнять моделирование фантастических машин, применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

12

Парки, скверы, бульвары, города

Познакомить с планированием и созданием пар­ков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари; развивать воображение детей, творческую фанта­зию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Знать, что такое ландшафтная архитектура, что работа художника-архитектора - работа целого коллектива.

Уметь изобразить детскую площадку или «бульвар раздумий»

Уметь работать с бумагой (складывание в несколько слоев, прорезание ажурных узоров).

Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги в объеме.

13

Витрины магазинов

ознакомить с разнообразием декоративно оформ­ленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю ма­газина, облику здания, улицы.

Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.

Уметь отличать разные по назначению витрины и оформлению.

.Знать о роли художника в создании облика города.

Уметь составить проект оформления витрины.

14

Образ театрального героя. Эскиз куклы

Познакомить с кукольным театром, работой ху­дожника в нем; дать представление о кукле - маске актера, помо­гающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении.

Уч-ся учится рисовать по представлению и фантазии.

Познакомиться кукольным театром, работой ху­дожника в нем; иметь представление о кукле - маске актера, помо­гающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении.

15

Наследие предков: памятники архитектуры.

Знать основные памят­ники города, места их нахождения. Уметь узнавать памят­ники, посвященные со­бытиям Гражданской и Великой Отечественной войн

Знать скульптора Е. Вучетича, его работы. Уметь изобразить один из памятников.

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Знать основные памятники села, места их нахождения.

Уметь изобразить один из памятников.

Художник и зрелище. - 11 часов.

16

Образ театрального героя. Силуэт загадка

Познакомить с театром кукол (одной из разно­видностей театра), который существует с давних времен у всех на­родов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами.

Уч-ся должны учиться умению определять персонажи по силуэтному профилю.

Иметь представление об истоках театра; понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказаыватьь о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состоя­ния в маске - контрастность, яркую декоративность;

17

Театр кукол (голова и костюм куклы)

Систематизировать знания: о работе художника в театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сцено­граф, осветитель); развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.

Знать, что такое перчаточная кукла.

Уметь изготовить голову перчаточной кукле.

Знать отличие кукольного театра от других видов театра, виды кукол.

Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

18

Карнавальные маски

Дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состоя­ния в маске - контрастность, яркую декоративность;

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении твор­ческой работы;

Знать историю происхождения театральных масок.

Уметь конструировать маски (трагические и комические) из бумаги.

19

Театральный занавес

Дать общие сведения о кукольном театре, о способах изготовления кукол; рассказать о работе художника в те­атре (художник-костюмер, художник-гример, художник-сценограф); ввести элементы и приемы эмо­циональной разрядки; воспитывать вза­имную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.

Знать устройство театра.

Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра.

Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного.

Уметь изобразить эскиз театрального занавеса.

20

Сувенирная кукла

Познакомить с традиционными русскими иг­рушками, с символикой их образов; развивать творческие способности, художествен­ную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память.

Уч-ся продолжают учиться рисовать по памяти и воображению.

Понимать, что такое сувенирная кукла, знать её назначение.

21

Парад военной техники (к 23 февраля)

Выполнение групповой работы по оформлению праздничной газеты и открыток.

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении твор­ческой работы.

Представить свою работу на выстаку к 23 февраля

22

Афиша, плакат к спектаклю

Познакомить с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить воз­можности использования художественных средств выразительно­сти для создания своего варианта плаката.

Уч-ся должны учиться по­нимать назначение, художественный язык плаката;

понимать значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише.

Знать о назначении афиши.

Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.

23

Цирковое представление. Художник и цирк

Познакомить с элементами оформления зрели­ща, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое вообра­жение и пространственное представление, умение передавать смы­словую связь между предметами и пространственные отношения между ними; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сю­жетом

Знать истоки циркового искусства.

Уметь изобразить сцену циркового представления с животными.

Знать различные виды циркового искусства.

Уметь создать аппликацию на тему циркового представления.

24

Открытка для мамы (к 8 марта).

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении твор­ческой работы.

Уметь выполнить эскиз открытки самостоятельно, используя различные художественные техники и материалы.

25

Музей искусств (интерьер музея)

Познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов, с видами музеев; продолжить работу по овладению навыками рисо­вания по представлению и по памяти; воспитывать чувство гордости за национальные произ­ведения искусства и бережное отношение к ним.

Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей рус­ского народа.

Уметь выразить свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.

26

Народные мастера: хохломская роспись. Обобщающий урок четверти.

Обобщить знания детей о хохломской росписи и дать представление об основных элементах орнамента; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

Уч-ся должны научиться выполнять орнамент в традициях мастеров Хохломы.

Знать, чем отличается Гжель, от Хохломы (цвета).

Художник и музей. - 9 часов.

27

Натюрморт. В музеях хранятся картины натюрморты

Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к дета­лям и комбинирования деталей; развивать зрительные представле­ния и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности; развивать умение рисовать с нату­ры или по представлению.

Уч-ся должны формировать графи­ческие навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с це­лью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.

Знать, что такое натюрморт, основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные или гуашевые краски

28

Красота российских далей. Картины - пейзажи.

Ознакомить с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; учить строить пейзажное про­странство с учетом знаний элементов перспективы и законов ком­позиции; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер.

Уч-ся должны учиться изображать природу в различных состояниях.

Знать, что такое пейзаж, о роли цвета

в пейзаже.

Уметь изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения.

29

Портрет друга. Картины- портреты.

Ознакомить с жанром портрета, его разновид­ностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадно­го портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

Уч-ся должны пока­зать отражение пропорций и мимики лица в портрете.

Знать, что такое портрет,

основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь изображать образ человека и его характер, используя цвет; выполнять творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

30

Скульптуры известных мастеров

Расширить представления о работе скульптора; развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру.

Знать разнообразие материалов, особенности парковой скульптуры.

Уметь лепить фигуру человека или животного в движении.

Уметь передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела.

31

Музеи архитектуры

Систематизировать знания об архитектуре, му­зеях; дать понятия «гармония» и «агрессив­ность» архитектуры; формировать умения рисовать по представле­нию, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение.

Закреплять у уч-ся рисование по памяти и воображению.

Представить творческую презентацию по теме, выбранной группой

32

Лоскутный коврик. Коллаж.

Познакомить с одной из разновидностей худо­жественных музеев - музеями декоративно-прикладного искусства народов Севера, их экспозицией; расши­рять кругозор детей о художественных народных промыслах, на­родных умельцах.

Уч-ся должны развивать образное воображение, художественный вкус.

Знать понятие «орнамент». Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей.

33

Музеи народного искусства

Ознакомить с одной из разновидностей худо­жественных музеев - музеем декоративно-прикладного искусства гжели, их экспозицией; расширять кругозор о художественных народных промыслах, народных умельцах.

Уч-ся должны развивать глазомер, аналитическое мышление, образ­ное воображение, художественный вкус.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; ведущие художественные музеи России.

Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства.
(что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник?).

34

Картины исторические и бытовые.

Обобщить темы четверти, сделать вывод о том. что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас; формировать понятие о важно­сти музеев как хранилищ культурного наследия человечества.

Уч-ся должны сделать выводы по пройденным темам учебного года.

Знать отличие исторических и бытовых картин.

Уметь использовать художественные материалы; высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

35

Художественная выставка. Обобщающий урок года.

Знать понятие выставка, формировать умения рисовать по представле­нию, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение.

Подготовить работу для выставки рисунков.

Знать, что такое выставка.

Уметь готовить лучшие работы к выставке.






47

© 2010-2022