Игры коренных народов Севера

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ


Игры коренных народов Севера

ПОВТОРИ БЫСТРО

Описание игры. Ведущий договаривается с играющими, чтоб они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог «перестрелка»,

- Ну, начали! Повторите
- «тайга». Играющие говорят: «тайга».

  • Повторите - «олень»,
    играющие говорят «олень».

Скажите - «ружьё»,

- быстро - «заяц», вслух - «огонь» и т. д. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Игра развивает кругозор, сообразительность, внимание.

Игры коренных народов Севера

СКОЛЬКО ЧЕГО?

Описание игры. Ведущий просит ребят осмотреть класс­ную комнату, площадку и на­звать как можно больше имею­щихся в ней предметов, начи­нающихся на букву «В» или «К». Ребята могут называть предметы по очереди. Далее можно попросить «засечь вни­манием» круглые или полу­круглые предметы, квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: чёрные, синие, зелёные и т. д.

Игра развивает зрительную память, внимание.


Игры коренных народов Севера

СЛОВО НАОБОРОТ

Описание игры. Ведущий называет быстро слово. Дети должны к уме переставить буквы э'гого слова наоборот и тут же запи­сать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером «за­дом наперёд», например: веду­щий говорит слово «порох» ре­бенок пишет «хороп» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов, а затем заменить их на более длинные (лес - сел, вес сев).

Игра развивает память, внимание, сообразительность.


Игры коренных народов Севера

АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС

Описание игры. Ведущий предлагает детям в алфавитном поряд­ке написать в течение 10-15 мин. названия окружающих их предме­тов и вещей, находящихся в ком­нате или помещении. Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей спи­сок будет самым длинным. К тому же дети должны обязатель­но показать, где расположен на­званный предмет.

Игра развивает зрительную память, наблюдательность, смекал­ку, требует от игрока терпения и находчивости.


Игры коренных народов Севера

ЗАПОМНИ НАЗВАНИЕ

Описание игры. Играющие садятся в круг парами. Расстояние между парами два метра. Организатор игры предлагает каждому игро­ку придумать себе название зверя, заселяющего наш север, или назва­ние цветка или другой растительности тундры, тайги. Ведущий спра­шивает кто как назвал себя. Все внимательно слушают и долж­ны запомнить все названия. После этого кто-нибудь из иг­рающих, назначенный водя­щим, идёт на середину круга, а оставшийся без пары должен вызвать себе новую пару, гром­ко называя её название (зверя, птицы, цветка и т. д.) Вызван­ный бежит и садится рядом с вызвавшим на свободное место. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не опоздает вызвать себе пару. Водящий же старается за­нять свободное место раньше, чем сидящий игрок вызовет себе пару. С теми, кто часто поддаётся влиянию его жеста, следует поиг­рать отдельно, уменьшив на столе количество предметов.

Игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции.

Игры коренных народов Севера

ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ

Описание игры. Участники игры садятся в круг и перебрасы­вают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит полови­ну слова, тот, кто ловит должен назвать вторую половину. Напри­мер, снего - ход, тын - зян. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задерж­ку игрок выбывает из игры. Условия её можно усложнить, ведущий говорит половину слова каждому сидящему в круге ребёнку. И каждый дол­жен продолжить вторую поло­вину. Если участник не может продолжить названия, то полу­чает штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою поло­вину слова, например: «ле», дети продолжают «песец» «петля» и т. д.

Игра развивает внимание, сообразительность, память, коорди­нацию движений.

Игры коренных народов Севера

РУКИ НА СТОЛ

Описание игры. Играющие делятся на две группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: монету, резинку, пуговицу - и начинают передавать его из рук в руки под столом. Неожиданно водящий говорит: «Руки на стол!». Тотчас же вся группа, передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обя­зательно должен находиться предмет. Вторая группа долж­на угадать, у кого он находит­ся. Если они угадали, то предмет переходит к ним. Тогда эта группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает у кого он находится. Если не угадали, то предмет остается в той же группе, и та выигрывает одно очко. Так играют до условленного коли­чества выигрышных очков.

Игра развивает сообразительность, ловкость

Игры коренных народов Севера


СЛОВО-ОБРАЗ

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участ­ников не ограничено. Играю­щие располагаются полукругом напротив ведущего. Ведущий вызывает любого из играющих и просит его мгновенно «рас­шифровать» предложенное слово-образ, т. е. вспомнить перечислить все, что накоплено в его памяти прошлыми наблюдения­ми. Например, что можно сказать о слове-образе «олень»: рога, мясо, ягель и т. д.

В конце игры определяются лучшие игроки, которые полно рас­крыли слово-образ.

Игра развивает кругозор, внимание, память, сообразительность


.


ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

БИгры коренных народов СевераЕГ НА ТРЁХ НОГАХ

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Участники делятся на несколько команд и становятся в колонны по два на линии старта. Прежде чем дать команду к бегу, пара связывает себе прикасающи­еся ноги. По сигналу пары со связанными ногами бегут к обо­значенному предмету и возвра­щаются обратно. Пара, прибе­жавшая первой, приносит ко­манде очко. Побеждает коман­да, набравшая большее количе­ство очков.

Состязание развивает лов­кость, быстроту, координацию движений, сипу ног.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ

ОИгры коренных народов Севераписание игры. Игра проводится в любое время года, количе­ство участников не ограничено. Играющие распределяются на груп­пы по 3 человека. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок - «до­мик». «Домики» размеша­ются в разных местах пло­щадки. Внутри каждого «домика» стоит «заяц». Один бездомный «заяц» бе­гает между «домиками», а за ним гоняется «охотник». Если «охотник» догонит зайца, то они меняются ро­лями, «заяц» становится «охотником», а «охотник» -«зайцем». Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой «домик», тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, коор­динацию движений.

БЕГ ПО-МЕДВЕЖЬИ

СИгры коренных народов Севераостязание проводится в любое время года. Количество играющих не ограничивается. Дистанция «бега» произвольная и зависит от возра­стных данных, уровня физической подготовленности.

Описание состязания. Вариант I. Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исход­ное положение - стоя на четвереньках. По команде судьи начина­ется «бег по-медвежьи», кото­рый выполняется так: оттолк­нувшись 2 руками, подтягива­ют ноги к груди и приземля­ются на обе ноги, одновремен­но выставляя как можно даль­ше руки. Победителем стано­вится участник, «прибежав­ший» таким способом первым к финишу.

Вариант 2. Дистанция не ограничивается, побеждает тот, кто «по-медвежьи» пробежит большее расстояние за определенное время.

«Бег по-медвежьи» развивает силу ног, рук, координацию дви­жений, лоакость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настой­чивости.

Загадка: За деревней яркая звезда. (Медведь).

БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА

ОИгры коренных народов Севераписание игры. Игра проводится в любое время года, количе­ство участников не ограничено. У одного из играющих в руках хвост-лисыили песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они ме­няются ролями. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

Игра развивает ско­рость, ловкость, быстроту реакции, выносливость, коор­динацию движений.

БЕГ С «КАПКАНОМ»

ОИгры коренных народов Севераписание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Дистанция в беге зависит от возраста и уровня физической подготовленности. Участники состяза­ния делятся на несколько ко­манд. К правой и левой ногам каждого бегуна привязывают­ся мячи (резиновые мячи в сетке). Это и будут «капканы». По команде ведущего члены команды бегут наперегонки до контрольного ориентира и воз­вращаются обратно. Победи­тель приносит команде очко. Побеждает та команда, у кото­рой больше очков.

Состязание развивает быстроту, силу ног.

БОИ МЕДВЕЖАТ

Описание состязания.СИгры коренных народов Севераостязание проводится в лю­бое время года, количество участников не ограничено. Чертится круг диаметрам 1,5- 2 м. В него становятся на кор­точки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладоними. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладо­ни, или заставить его коснуться земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Состязание развивает сипу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества.

БИгры коренных народов СевераОЙ ОЛЕНЕЙ

Состязание может прово­диться как на улице, так и в помещении. Оленьи рога при­вязывают веревками к голове.

Описание состязания. Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников зак­лючается в том, чтобы сбро­сить, друг у друга с головы рога, при этом удерживать их

руками запрещается. Проигравший выходит из игры, на его место ста­новится следующий игрок. Победителем считается тот, кто сумел рога­ми сбросить рога у большего количества соперников, чем другие.

Состязание способствует развитию ловкости, силы, воспитыва­ет волю, настойчивость.

БИгры коренных народов СевераОЙ ЛОСЕЙ

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две рав­ные команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каж­дую снятую

шапку команда получает очко.

Состязание развивает ко­ординацию движений, быстроту, ловкость, реакцию, внимание, сме­лость.

ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА

ОИгры коренных народов Севераписание игры. Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ве­дущего:

- Бродит в тундре важенка, с нею - оленя­та. Топают по лужам оле­нята малые, терпеливо слушая наставленья ма­мины...

Играющие оленята свободно бегаю"! по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинаетловить только но сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

Игра развивает ловкость, реакцию, сообразительность, внима­ние, координацию движений.

БЫТЬ ОЛЕНЕВОДОМ

ОИгры коренных народов Севераписание состязания. Все играющие делятся на несколько ко­манд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель - хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тын-зяна-аркана на хорей и т. д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колон­не ребят. Подменять или де­лать перестановку игроков нельзя. Победителем стано­вится команда, которая набра­ла большее количество очков.

Состязание разивает глазомер, ловкость, профес­сиональные навыки оленево­да, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР

ОИгры коренных народов Севераписание игры. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» -- и считает до 5. Играющий должен за это время назвать (в зависимос­ти от слова, которое ему за­дали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ве­тер). Кто не успел дать от­вет, выходит из круга. Потом водящий обращается к дру­гому и т. д. Неожиданно вме­сто этих четырёх слов, водя­щий говорит «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий ста­новится на чьё-нибудь место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим.

Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность.

ДДОГОНЯЛКИ

ИИгры коренных народов Северагра проводится в любое время года. Количество играющих не ограничено. Перед игрой определяется игровая зона (ее границы).

Описание игры. С по­мощью считалки выбирают водящего, он должен дог­нать любого из участников игры и коснуться его ру­кой. Игроки стараются убе­жать, увернуться от водя­щего в пределах границ иг­ровой площадки. Если во­дящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий - поле­вым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количе­ство раз.

Игра способствует развитию быстроты, ловкости, выносли­вости, в зимнее время является хорошим закаливающим средством.

ЗАЯЦ И ВОЛК

ОИгры коренных народов Севераписание игры. Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. С помощью считалки выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки - «сосны». Каждая «сосна» опре­деляет своё место на площадке - круг, прочерченный на сне­гу (полу). Игра начинается по сигналу ведущего. «Заяц» убе­гает от «волка», который ста­рается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «со­сной», для этого ему надо за­бежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «со­сну» (руки в стороны, вверх).

Если «заяц» забежал в какой-либо круг, он становится «сосной», а игрок, выполнявший роль «сосны» покидает круг, убегая от «волка» к другой «сосне».Если «волку» удаётся запятнать «зайца» или замешкавшуюся и оставшуюся в кругу «сосну», то водящим, «волком» становится за­пятнанный участник, и игра продолжается дальше. В конце игры опре­деляют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, коорди­нацию движений.

Загадка: Кто за дверью лесной встал как столб под сосной и стоит среди травы уши больше головы? (Заяц).

ИИгры коренных народов СевераЗВИЛИСТАЯ ТРОПА

Описание игры: Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. Участники делятся на несколько ко­манд. На одной прямой рас­ставлены предметы (хорей, чурбачки). Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его как можно быстрее, а третий раз совсем быстро. То же самое делают остальные ребята. После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперёд и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Вариант 2. Участнику завязывают глаза, и он должен обойти пред­меты лицом вперед.

Игра развивает зрительную память, ловкость, координацию дви­жений.

КАЧАЛКА НА КАЧАЛКЕ

ОИгры коренных народов Севераписание состязания: Состязание проводится в любое время года. Участники делятся на две команды. Для данного состязания необходи­мо круглое бревно длиной до 2 м, диаметром 25-30 см, которое распиливается пополам и устанав­ливается спиленной частью вниз, а круглой поверхностью вверх. Также необходимы две доски длиной до 1 метра, которые кла­дут на круглую поверхность вверх.

Участники состязания вста­ют на качалку друг к другу лицом, на расстоянии вытянутых рук. По сигналу водящего участники сталкивают друг друга, тот, кто удер­жался на качалке, становится победителем и получает очко. Коман­да, набравшая большее количество очков, побеждает.

Состязание развивает ловкость, координацию движений.

КИгры коренных народов СевераТО СИЛЬНЕЕ

Описание состязания. Для этого состязания требуются веревка длиной в 2--3 м и два камешка (шишки). Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завя­зать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каж­дого игрока кладется камешек (шишка). По сигналу каждый старается, перетянув противни* ка, достать свой камешек (шишку). Выигрывает тот, кто достал свой камешек (шишку).

Состязание способствует развитию силовой выносливости, коор­динации движений, ловкости.

КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ

ОИгры коренных народов Севераписание состязания. Состязание проводится в зимнее время года. Для этого необходима толстая веревка длиной 5--6 метров, концы ее связываются прочным узлом, так чтобы получилось большое веревоч­ное кольцо.

Вариант 1. Двое участни­ков состязания, находясь внут­ри верёвочного кольца, растя­гивают его в разные стороны, заведя верёвку иод лопатки и ухватившись за неё обеими ру­ками. Посредине между участ­никами проводят черчу. По сиг­налу оба, двигаясь назад, ста­раются перетянуть один друго­го за черту.

Вариант 2. Участники состязания встают спиной друг к другу, веревка на уровне груди. Победителем состязания становится участ­ник, перетянувший соперника за среднюю линию.

Состязание способствует развитию сипы, силовой выносливости, ловкости, воспитывает волевые качества.

ЛОВКИЙ ОХОТНИК

ОИгры коренных народов Севераписание состязания. Состязание проводится в любое времягода.
Количество участников не ограничено. Участники делятся на команды.
Состязание подразделяется на несколько этапов: I этап - участники
бегут, перепрыгивают через нарты (количество 5-10 штук); II этап -с кочки на кочку (прыжки с двух ног по разметкам, расстояние между разметками учитывается в за­висимости от физической под-
готовленности); III этап - ме­тание мяча (шишки) в цель(фигура оленя); IV этап - уча­стникам необходимо опреде­лить следы зверей, птиц (на­черченные на бумаге, снегу илиземле); V этап проползти под хореями, которые лежат на нартах (расстояние 5-10 м). Победи­телем становится та команда, которая в ходе состязания набрала наи­большее количество выигранных очков.

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой вы­носливости, координации движений, меткости, глазомера.


© 2010-2022