- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по изобразительному искусству для глубоко умственно отсталых детей
Рабочая программа по изобразительному искусству для глубоко умственно отсталых детей
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Румянцева М.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Содержание стр.
1
Изобразительное искусство
1.1
Пояснительная записка
3 - 4
1.2
Календарно - тематическое планирование 1 класс
5- 8
1.3
Требования к уровню подготовки учащихся
9
1
Изобразительное искусство
1.1
Пояснительная записка
3 - 4
1.2
Календарно - тематическое планирование 1 класс
5- 8
1.3
Требования к уровню подготовки учащихся
9
1.4
Календарно - тематическое планирование 4класс
10 - 14
1.5
Требования к уровню подготовки учащихся
15
1.6
Календарно - тематическое планирование 7 класс
16- 18
1.7
Требования к уровню подготовки учащихся
19
1.8
Перечень учебно- методического обеспечения
20
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для детей с глубокой степенью умственной отсталости, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дзержинская специальная коррекционная школа» на 2015-2016 учебный год.
В соответствии с количеством учебных часов, отведенных учебным календарным графиком, рабочая программа педагога рассчитана на 34 часа (1 раза в неделю), 68 часов (2 раза в неделю).
Базовыми для обучения рисованию являются ранее сформированные
предметно - практические действия. Содержание обучения направлено на
решение следующих задач:
-
Закрепление сформированных умений и навыков с материалами и инструментами, при помощи которых можно получить простейшие изображения
-
Освоение приемов предметного рисования
-
Обучение сюжетному и декоративному рисованию
-
Развитие у учащихся правильного восприятия формы и цвета
-
Коррекция недостатков мелкой моторики рук
-
Развитие аналитико- синтетической деятельности. Обогащения представлений
-
Воспитание аккуратности, самостоятельности в работе
Программа предусматривает два этапа обучения: подготовительный и изобразительный, который включает в себя подразделы - декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы
Подготовительные занятия
В ходе занятий дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, сначала с помощью учителя, затем, подражая или по образцу, дети учатся проводить различные линии, выполнять навыки умения держать правильно карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные фигуры. С помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий используются различные упражнения, направленные на выделение формы, цвета и величины предметов.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе
с трафаретами, шаблонами. Они могут представлять различные
геометрические фигуры, овощи, фрукты, животных, растения, буквы, цифры.
Работа по обводке и раскрашиванию их помогает лучше их запомнить.
В ходе занятий большая роль отводится раскрашиванию. Для таких детей
характерна небрежная раскраска, штриховка в различных направлениях,
выход за контур. Важен индивидуальный показ учителем приемов
раскрашивания. Большое внимание уделяется упражнениям на различие
цветов. Важно научить детей различать основные цвета, находить в классе
предметы данного цвета.
Декоративное рисование.
На уроках дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге,
учатся рисовать орнамент в определенной последовательности.
Рисование с натуры.
Учатся с помощью учителя внимательно рассматривать предмет, определять
форму и цвет. Тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и
наклонных линий.
Рисование на темы.
В него входят изображение окружающей жизни и иллюстрирование сказок.
Учащиеся изображают простые по форме предметы, раскрашивают их.
Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в
какой последовательности, использует различные игровые приемы и игровые
ситуации. Такие уроки тесно связаны с другими учебными предметами:
письмом, предметно - практической деятельностью.
Календарно - тематическое планирование
1б класс
1 четверть - 18 часов
№ п/п
Тема
Кол.
часов
Дата
Коррек -
тировка
Виды работ
1
Знакомство с художественными материалами и их свойствами: карандаш, кисть, краски
1
Рассматривание предметов, работа с цветом
2
Работа с карандашом, умение правильно держать карандаш
2
Выполнение несложных поручений учителя
3
Работа с карандашом: линии, штрихи
2
Работа по обводке
4
Ознакомление с основными цветами
2
Работа с цветом
5
Закрепление основных цветов
1
Работа с цветом
6
Работа с красками, смачивание акварели в воде
2
Работа с цветом, выполнение поручений педагога
7
Работа с красками: умение пользоваться несколькими цветами поочередно
2
Работа с цветом
8
Рисование прямых линий карандашом
1
Работа по обводке
9
Рисование волнистых линий карандашом
1
Работа по обводке
10
Закручивание в спираль
1
Работа по обводке
11
Рисование радуги
2
Рассматривание картинок, работа по шаблону
12
Перечеркивание пятна
1
Выполнение несложны поручений педагога
II четверть - 15 часов
1
Рисование восьмерки
1
Работа по шаблону
2
Рисунок «капли дождя»
1
Работа с цветом, работа по образцу
3
Рисунок «Дорожки»
1
Работа с цветом
4
Рисунок «Забор»
1
Работа по шаблону
5
Рисунок «ежик»
1
Работа по шаблону
6
Рисунок «Солнышко»
1
Работа с цветом, работа по шаблону
7
Рисунок «Барашек»
1
Работа по шаблону
8
9
Дорисовывание изображения геометрических фигур
2
Работа по обводке
10
11
Дорисовывание несложных фигур: яблоко, груша, грибок
2
Работа по обводке
12
13
Знакомство с трафаретом
2
Работа с трафаретом
14
15
Обводка по трафаретам по часовой стрелке
2
работа с трафаретом, обведение по трафарету
Календарно- тематическое планирование
3 четверть - 20 часов
№
Тема
Кол.
часов
Дата
Коррек-
тировка
Виды работ
1
2
Обводка по трафарету «Овощи»
2
Работа с трафаретом
3
4
Обводка по трафарету «Животные»
2
Работа с трафаретом
5
6
Рисование по опорным точкам квадрата и треугольника
2
Рисование по точкам
7
8
Рисование по опорным точкам «домик», «кораблик»
2
Рисование по точкам
9
Рисование по опорным точкам «грибок, цветок»
1
Рисование по точкам
10
Знакомство со штриховкой
1
Работа с карандашом
11
Правила держания карандаша при заштриховывании
1
Работа с карандашом
12
13
Простейшие штриховки
2
Работа с карандашом
14
Штриховка «Ягодка»
1
Работа с карандашом
15
16
Комбинированные штриховки
2
Работа с карандашом
17
18
Комбинированная штриховка «Коврик»
2
Работа с карандашом
19
20
Комбинированная штриховка «Неваляшка»
2
Работа с карандашом
4 четверть -15 часов
№
Тема
Кол.
часов
Дата
Коррек-
тировка
Виды работ
1
2
Работа с красками. Смешивание цветов
1
Работа с цветом
3
4
Произвольное рисование красками
1
Работа с цветом
5
Рисунок «Облачко»
1
Работа с цветом
6
7
Раскрашивание: основные приемы
1
Выполнение упражнений по образцу
8
9
Раскрашивание готовых форм одним цветом
2
Работа с цветом
10
11
Раскрашивание готовых форм одним цветом «зонтик»
2
Работа с цветом
12
13
Раскрашивание готовых форм несколькими цветами «пирамидка, пчелка»
2
Работа с цветом
14
15
Работа с цветными карандашами. Раскрашивание одним цветом
2
Выполнение упражнений по образцу
16
Раскрашивание картинки несколькими цветами
1
Работа по инструкции учителя
17
18
Раскрашивание сюжетной картинки
2
Выполнение упражнений по образцу
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать:
- названия всех изображаемых предметов;
- знать названия предметов.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш;
- пользоваться кистью и красками;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
- уметь рисовать указанные в программе предметы по подражаниям действия учителя, по образцу и по словесной инструкции, передавая их основные свойства;
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки, по трафарету, шаблону и повторять чередующийся узор из геометрических форм и предложенных форм учителем;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, персонажей народных сказок, сравнивать их между собой;
- учить и раскрашивать по расставленным ориентирам.
Календарно-тематическое планирование.
4б класс
I четверть - 9 ч.
№ п/п
Раздел
Тема урока
Кол. час.
Дата
Коррек-
тировка
Вид работы
Декоративное рисование.
9 ч.
1
Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади.
1 ч.
Обведение деталей узора.
2
Самостоятельное рисование декоративных узоров.
1 ч.
Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.
3
Составление растительного узора из двух фигурок - трафаретов в полосе.
1 ч.
Работа по замыслу учащихся.
4
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
1 ч.
Рисование ранее составленного узора.
5
Составление узора из линий различной конфигурации и цвета.
1 ч.
Работа по замыслу учащихся.
6
Рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для машины», «Дождик», «Ручеек» и т.д.; рассматривание изображения и ассоциирование с реальными объектами.
1 ч.
Практическая работа с красками.
7
Составление и рисование узора в квадрате, раскрашенного на заданных линиях.
2 ч.
Обводка по трафарету.
8
Совместное рисование карандашами, фломастером, кистью (штрихи, линии, вращательные движения) и словесное изображение рисунка. Упражнения, направленные на обучение детей правильно пользоваться кистью (держать кисть, набирать краску, снимать излишки краски, промывать кисть).
1 ч.
Самостоятельная работа.
II четверть - 8 ч.
№ п/п
Раздел
Тема урока
Кол. час.
Дата
Коррек-
тировка
Вид работы
Рисование с натуры.
8 ч.
1
Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.
2 ч.
Обведение по шаблону, раскрашивание.
2
Рисование овощей и фруктов различной формы.
2 ч.
Обводка по шаблону и трафарету.
3
Рисование снеговика.
1 ч.
Повтор изученных приёмов работы с красками.
4
Рисование гирлянды новогодних игрушек (шары).
1 ч.
Обучение приёмам по показу, по подражанию вместе с учителем.
5
Рисование елки с игрушками.
1 ч.
Беседа по теме.
Рисование на тему.
1ч.
1
Рисование на тему «Новый год».
1 ч.
Рисование по замыслу обучающихся.
III четверть - 10 ч.
№ п/п
Раздел
Тема урока
Кол. час.
Дата
Коррек-
тировка
Вид работы
Декоративное рисование
6 ч.
1
Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно (платок, скатерть, салфетка).
2 ч.
Самостоятельное составление узора.
2
Рисование узора в круге (люстра).
1 ч.
Самостоятельное обведение и раскрашивание.
3
.
Закрашивание краской (кистями разных размеров, поролоном) всей поверхности листа с помощью педагога и самостоятельно, для последующего его использования в аппликации.
1 ч.
Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.
4
Закрашивание листа бумаги, на котором предварительно восковым мелком нанесены изображения-картинки с сюрпризом: «Снеговик», «Матрешка», «Уточки» и т.п. Движения круговые, вертикальные, горизонтальные.
1 ч.
Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.
5
Дорисовывание рисунка с целью расширения его содержания: дорожка для машины и т.д.
1 ч.
Самостоятельная работа по замыслу обучающихся.
Рисование на тему.
4 ч.
1
Рисование на тему «Праздник мам».
2 ч.
Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.
2
Иллюстрирование сказки «Гуси - лебеди».
2 ч.
Просмотр мультфильма.
IV четверть -7 ч.
№ п/п
Раздел
Тема урока
Кол. час.
Дата
Коррек-
тировка
Вид работы
Рисование с натуры.
3 ч.
1
Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом (одноэтажный, многоэтажный), автобус.
1 ч.
Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.
2
Рисование цыпленка.
1 ч.
Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.
3
Рисование башенки из элементов строительного материала.
1 ч.
Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.
VIII
Рисование на тему.
2 ч.
Обводка по шаблону.
1
Рисование на тему: «Моя улица».
1 ч.
Разукрашивание иллюстраций красками.
2
Рисование на тему: «Деревья весной».
1 ч.
Обводка и раскрашивание.
IX
Декоративное рисование.
2 ч.
1
Обрисовывание ладошек и создание композиций из них.
1 ч.
Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно.
2
Рисование округлых форм по трафарету, шаблону, по готовым контурным линиям. Закрашивание трафарета округлой формы губкой, краской.
1 ч.
Самостоятельная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать:
- названия всех изображаемых предметов;
- знать названия предметов.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш;
- пользоваться кистью и красками;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
- уметь рисовать указанные в программе предметы по подражаниям действия учителя, по образцу и по словесной инструкции, передавая их основные свойства;
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки, по трафарету, шаблону и повторять чередующийся узор из геометрических форм и предложенных форм учителем;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, персонажей народных сказок, сравнивать их между собой;
- учить и раскрашивать по расставленным ориентирам.
-Календарно - тематическое планирование.
7 б класс
1 четверть - 9 ч.
№
Раздел
Тема
Кол- час.
Дата
Корректи
ровка
Виды работы.
1
Рисование на тему(1ч.)
Рисование на тему «Моё лето».
1
Работа с цветом, рассматривание картинок.
2
Декоративное рисование.(4ч.)
Составление и рисование узора в прямоугольнике.
2
Обведение по трафарету
Составление и рисование узора в круге.
2
Обведение по трафарету
3
Рисование с натуры .(2ч.)
Рисование осенних листьев.
2
Обведение по шаблонам
4
Рисование по образцу(2ч.)
Рисование осеннего дерева.
2
Работа с цветом, рассматривание картинок
2 четверть - 7 ч.
1
Рисование с натуры.(4ч.)
Рисование почтового ящика.
1
Работа с красками -способ примакивания кистью
Рисование шкафа.
1
Работа с красками -способ примакивания кистью
Рисование телевизора.
1
Работа с красками -способ примакивания кистью
Рисование ёлочных игрушек.
1
Работа с красками -способ примакивания кистью
2
Рисование по образцу.(3ч.)
Рисование сосновой ветки.
1
Работа с цветом, рассматривание картинок.
Рисование новогодней ёлки.
2
Работа с цветом, рассматривание картинок.
3 четверть - 10 ч.
1
Рисование на тему(2ч.)
Рисование на тему : «Зимние забавы».
2
Работа с цветом, рассматривание картинок
2
Рисование по образцу.(5ч.)
Рисование снеговика.
1
Упражнения в воздухе - прием образования массы.
Рисование дорожных знаков.
2
Работа с цветом, рассматривание картинок
Рисование грибов (мухомор).
1
Работа с цветом, рассматривание картинок
Рисование грибов (подосиновик).
1
Работа с цветом, рассматривание картинок
Иллюстрирование сказки «Колобок».
1
Рассматривание иллюстраций. Создание единого образа.
Рисование на тему: «Подарок маме».
2
Работа с цветом, рассматривание картинок. Создание единого образа.
4 четверть - 8 ч.
1
Рисование с натуры.(3ч.)
Рисование овощей: лук, свёкла.
1
Работа по трафарету и опорным точкам.
Рисование фруктов: (яблоко,груша).
1
Работа по трафарету и опорным точкам.
Рисование с натуры овощей и фруктов.
1
Работа по трафарету и опорным точкам.
2
Рисование по образцу.(2ч.)
Рисование космической ракеты.
1
Работа с цветом, рассматривание картинок
Рисование цыплёнка.
1
Работа по трафарету
3
Декоративное рисование.(3ч.)
Составление и рисование узора в круге.
2
Обведение по трафарету.
Рисование узора в полосе (шапочка).
1
Обведение по трафарету
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать:
- названия всех изображаемых предметов;
- знать названия предметов.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш;
- пользоваться кистью и красками;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
- уметь рисовать указанные в программе предметы по подражаниям действия учителя, по образцу и по словесной инструкции, передавая их основные свойства;
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки, по трафарету, шаблону и повторять чередующийся узор из геометрических форм и предложенных форм учителем;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, персонажей народных сказок, сравнивать их между собой;
- учить и раскрашивать по расставленным ориентирам.
Перечень учебно- методического обеспечения
Методическая литература
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.VIII вида.5 - 9 классы\ под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2010
Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ.ред.
Популярное пособие для родителей и педагогов «Игра, и учеба изобразительное искусство». Под редакцией М.В.Трофимова, Т.И.Тарабарина. Ярославль «Академия развития», 2010.
Тематические интернет сайты:
festival.1september.ru/
pedsovet.su/ -сообщество взаимопомощи учителей
ukazka.ru/ - книжный интернет магазин
uchportal.ru/dir/5 - учительский портал. Сайты учителей начальных классов.
akademius.narod.ru/vibor-rus.html
openworld.ru/school/m.cgi
nsc.1september.ru/- журнал начальная школа
vschool.km.ru/
uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование
videouroki.net/look/subs/index.php?subj_id=17&from=direct - бесплатные видео-уроки
proshkolu.ru/info/about/ - архив учебных программ и презентаций
rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций
maro.newmail.ru/ped_master/innovacii_nch/index.htm - каталог детских ресурсов
edu.km.ru/opyt/ - педагогическая мастерская
arsenevmis.ru/school9/saitsforteachers.html -сборник сайтов для учителей