Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

Важной составляющей эстетического воспитания школьников является формирование хорошего вкуса к выбору вещей, обстановки в квартире. Ведь наше жилье – это маленький мир, который мы создаем себе сами. Не все имеют просторную квартиру. Но даже и небольшое по площади жилье можно сделать уютным, приятным для работы и отдыха. Культура жилища – это прежде всего его удобство, чистота и порядок. Каждая вещь должна иметь свое лицо и свое место. В мою комнату купили шторы с рисунком моих любимых цветов под...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ ИЮЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА





« ПОДСОЛНУХИ»

Проектная работа: предметы ИЗО и технология







Выполнил: ученица 7 «А» класса

Неганова Катя



Проверил: Пантелеева Серафима

Геннадьевна



Июльское, 2015







Содержание



Введение

Важной составляющей эстетического воспитания школьников является формирование хорошего вкуса к выбору вещей, обстановки в квартире. Ведь наше жилье - это маленький мир, который мы создаем себе сами. Не все имеют просторную квартиру. Но даже и небольшое по площади жилье можно сделать уютным, приятным для работы и отдыха. Культура жилища - это прежде всего его удобство, чистота и порядок. Каждая вещь должна иметь свое лицо и свое место.

В мою комнату купили шторы с рисунком моих любимых цветов подсолнечника. Возникла идея - дополнить оформление комнаты с изображением этих цветов. Актуальность проекта - практически в каждом доме имеется одна, две или несколько картин репродукций, эстампов, гравюр и т. д. Моя картина, выполненная моими руками, будет отличным украшением комнаты.

«Человек по натуре своей художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту, - говорит А. М. Горький.

Цель проекта: изготовить картину «Подсолнухи» в технике аппликации.

Задачи:

- разработать проект от возникновения идеи до реального результата;

- освоить новые знания и умения по стилизации цветов подсолнечника;

- овладеть исследовательскими и коммуникативными умениями;

- описать экономические расчеты и экологическое обоснование проекта.

Гипотеза:

Мода изменчива и капризна. За ней нелегко угнаться. Создание модных и интересных изделий - очень увлекательное занятие. Если хотите не просто следовать моде, а творить, то предлагаемый проект - для вас.

Выполнение таких проектов даст возможность прикоснуться к профессии художника - дизайнера, обогатить и разнообразить свой досуг.











  1. Поисково - подготовительный этап.



  1. Составление «звездочки обдумывания».

Чтобы ничего не упустить в работе, составлю схему размышлений. Это поможет мне сосредоточиться и успешнее выполнить творческий проект.



Картина «Подсолнухи»

Технология изготовления

Форма, параметры

Сочетание в интерьере

Оригинальность

Мода

Материалы, инструменты, приспособления

Охрана труда

Цветовая гамма

Экологичность

Себестоимость

Доступность

Проблема, потребность



  1. Возможные варианты выполнения проектной работы и их оценка.

Проанализировав цели и задачи, я решила изготовить картину из отходов швейного производства и вещей, вышедших из моды, но не потерявших товарного вида. Потребность использовать отходы становится с каждым годом все более актуальной. И это связано не только с экономией ресурсов. Сегодня загрязнение окружающей среды бытовыми отходами стало глобальным. Ученые считают: чтобы уменьшить образование отходов, нужно изменить образ жизни человека, а производство сделать, по возможности, безотходным.

В доме всегда есть устаревшие вещи, вторичное использование которых не только возможно, но и необходимо. А после пошива изделий накапливается достаточное количество обрезков и остатков ткани, которые можно использовать при изготовлении полезных мелочей для дома. Украшают стены панно, картины, которые нетрудно изготовить самостоятельно. Для этих изделий служат сукно, бортовка, драп и другие материалы, необязательно новые, которые натягивают на рамки или на планшеты и прибивают гвоздями или кнопками.

Мои возникшие идеи.

Картина «Укроп» (см. приложение 1) - декоративный рисунок укропа хорошо будет смотреться, если выполнить вышивкой - стебельчатым швом нитками мулине черного или темно - зеленого цвета на светлой основе при этом регулируя толщину линий. Зернышки на укропе выполнить мелкими стежками в виде шишечек. Вышивка должна производить впечатление рисунка тушью. Это первый вариант. Но можно выполнить картину и из лоскутков, но детали будут слишком мелкими и работа будет очень трудоемкой.

Достоинства: четкий интересный графический рисунок, уводящий в мир растений, технологически несложен, используется только вышивка, за основу используем небольшой лоскут бортовки, а это значит, что себестоимость изделия невысокая.

Недостатки: требует хороших навыков вышивания, большого терпения и кропотливой работы, аккуратности, основу натягиваем на рамку только после завершения вышивки и после ВТО, при этой технике выполнения - минимальный расход лоскуточков, что не соответствует поставленным целям, использование большого количества лоскуточков.

Картина «Сирень» (см. приложение 2) - выполняется на светло - зеленой основе, лучше взять бязь или плащевую ткань. Листья сирени делают как аппликацию, подобрав соответствующий оттенок зеленого цвета, стебли - прикрепленной пасмой. Для цветков сирени нужна шелковая ткань, пропитанная желатином, сиреневого или белого цвета. Из нее вырезают мелкие цветочки и прикрепляют по рисунку.

Достоинства: красочность композиции достигается использованием цветового подбора лоскуточков и пасмы, технологически работа несложная, используются техники рукоделия - пошив, аппликация.

Недостатки: требует большого терпения и кропотливой работы, аккуратности, хороших знаний цветовой гармонии, что доступно не каждому, необходимо место при размещении в интерьере.

Картина «Утро» (см. приложение 3) - выполняется по японским мотивам, для этого необходим атлас или искусственный шелк под вышивку и аппликацию, а также ткань для фона или нижнего слоя панно. Обе они могут быть цветными. Горы - это разнообразные оттенки зеленого, желтого и коричневого или синего, розового и сиреневого, с мягкими переходами цвета лоскуточков шелковой ткани. Обшивают лоскуточки ткани нитками в тон ткани, в верхней части картины вышивают рисунок нитками чистых нежных оттенков с тонкими переходами от цвета к цвету.

Достоинства: красочность композиции достигается использованием цветового подбора лоскутков и вышивки, картина создает радостное настроение, используется большое количество лоскутных отходов.

Недостатки: требует большого терпения и кропотливой работы, аккуратности, хороших знаний цветовой гармонии, затраты времени значительны.

Картина «Рыбки» (см. приложение 4) - подходит для детской комнаты. Ее изготавливают на льняной ткани голубого или синего цвета, а также на бортовке. Чтобы узор был более выразительным, водоросли вышивают двумя видами техники - пасмой нитей вприкреп и аппликацией. Камышинки оформляют коричневым бархатом, рыбку - гладьевым валиком по зубчатым линиям, имитирующим чешую.

Достоинства: оригинальность композиции уводит в подводный сказочный мир, при создании картины используются виды рукоделия - аппликация, вышивка, пошив, лоскутная техника.

Недостатки: затраты времени значительны, сложна и кропотлива работа, нужен высокий уровень подготовки исполнителя.

Картина «Подсолнухи» (см. приложение 5) - выглядит очень живописно, наклеенные на нежно - голубой с оттенками фон разноцветные кусочки ткани создают иллюзию мазков краски. Использование различных видов лоскуточков ткани из различных оттенков желтого, оранжевого, золотистого цветов и охры создают глубину пространства и праздничное настроение.

Достоинства: затраты времени на выполнение аппликации незначительны, много времени уходит на стилизацию, вызывает праздничное, веселое настроение, использована только одна техника рукоделия - аппликация, что не усложняет работу, она посильна для выполнения школьниками, не возникает сложности при размещении в моей комнате, так как моя картина дополняет узор штор и гармонично сочетается по цвету.

Недостатки: требует хороших навыков раскроя, большого терпения и кропотливой работы, аккуратности, хороших знаний цветовой гармонии.

Чтобы выбрать самый приемлемый для работы вариант, необходимо сравнить все варианты по разным критериям оценки и остановиться на самом лучшем.

Критерии оценки

варианты

1

2

3

4

5

Использование отходов

+

+

Затраты на материалы

+

+

+

+

Сложность, трудоемкость операций

+

+

+

Использование техник рукоделия

+

+

+

Затраты времени

+

+

+

Функциональность

+

+

+

+

+

Простота размещения в интерьере


+

Доступность для учащихся

+

+

+

+

+

Освоение нового


+

3

5

6

6

7

Приведенный анализ вариантов картин помог остановить выбор на картине «Подсолнухи» (вариант 5). Это оптимальный вариант.



  1. Выбор материала, инструмента.

Для выполнения выбранной картины можно использовать хлопчатобумажные ткани: ситец, бязь, синтетические и искусственные ткани; необходимы: клей ПВА, мастер клей, или клей карандаш; ножницы, утюг, булавки, наперсток, сантиметровая лента, мелок портновский, бумага для лекал, копировальная бумага, линейка, карандаш простой, планшетка, гвозди, молоток, бамбуковые стебли.



  1. Требования, предъявляемые готовому проекту.

Теперь следует решить, какой должна быть моя картина. Прежде всего отвечать эстетическим требованиям интерьера: гармония в цвете - это согласование цвета, равновесие цветовых пятен. Гармоничность сочетаний заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов (фона), в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета. При подборе цветовых сочетаний существенную роль играет тональное соподчинение цветов - колорит. Каждый цвет в сочетании с другим должен не выпадать, а создавать общее впечатление главного, основного тона, а все цвета лоскутного произведения должны быть связаны между собой и оформлением интерьера, в особенности с рисунком и цветовым решением штор.

Мое изделие должно быть функциональным, недорогим и посильным для выполнения другими школьниками.



  1. Дополнительная информация (историческая справка).

При разработке проекта я прочитала много книг по изготовлению различных поделок, откуда почерпнула много знаний. Вот несколько советов о картинах в доме из «Краткой энциклопедии домашнего хозяйства» - развешивая картины по стенам, надо учитывать условия освещения: на затененных стенах вешать более светлые картины, что подходит для меня, на хорошо освещенных - более темные. Большую роль играет высота расположения картин, необходимо учитывать расстановку мебели. Над высокими предметами мебели обычно не рекомендуется вешать картины; лучше их помещать в свободных простенках и т. д.

Картина выполнена в технике аппликации, я нашла информацию об аппликации в этой же книге.

Аппликация - нашивка (или наклеивание) на ткань узора из кусочков ткани, кожи: ее применяют для оформления как декоративных изделий, так и одежды. Аппликация может быть одноцветной, многоцветной, ее выполняют из кусочков материала различного цвета и разной выработки.

Много интересного узнала о подсолнечнике из литературы «Интересное о растениях».

Подсолнечник - одна из наиболее важных и ценнейших сельскохозяйственных культур в России. Его родина - Америка. Имеется около 80 видов этого растения. В России подсолнечник известен с конца 18 века. По указанию Петра 1 семена подсолнечника были завезены из Голландии. Однако его долгое время выращивали как декоративное растение, позже - как огородную культуру. Но лишь с середины 19 в. культуру подсолнечника стали выращивать как масличное растение. Подсолнечник относится к семейству сложноцветных. В одном соцветии подсолнечника диаметром 20 - 30 см до 1000 цветков. В середине корзинки находятся трубчатые цветки, при опылении которых образуются семена. По краям расположены яркие желтые язычковые цветки, служащие для привлечения насекомых.

Этому растению свойственен гелиотропизм - поворот раскрытых и обращенных к солнцу соцветий вслед за его перемещением по небосклону. Если идти по полю цветущего подсолнечника так, что солнце остается за спиной, то перед глазами будет настоящее золотое море. Цветок подсолнечника очень декоративен. Цветущий подсолнечник прекрасный медонос, олицетворяющий солнце, очень теплый и веселый цветок. Вот почему я люблю эти цветы.



  1. Технологический этап.



  1. Организация рабочего места и соблюдение техники безопасности.

Изготавливая выбранную картину, необходимо правильно организовать рабочее место. При этом следует учитывать следующие факторы: освещенность, оборудование рабочего места, знание правил техники безопасности.

Раскрой ткани выполняется на раскройном столе. Свет должен падать слева, спереди или сверху, освещение при этом естественное и искусственное. В процессе изготовления необходимо соблюдать правила техники безопасности: при работе с ручными инструментами (ножницами) и приспособлениями: при раскрое ножницы не поднимаем над столом, а ведем по поверхности стола, ножницы держим сомкнутым лезвием, иголки держим в игольнице и надо знать количество иголок; при работе с электроутюгом: проверить исправность шнура, включать и выключать утюг сухими руками держась за корпус вилки, ставить горячий утюг на определенную подставку, после работы выключить утюг; при работе молотком и ручной ножовкой: работать исправными инструментами, гвозди забивать осторожно, чтобы не повредить пальцы, пилить ножовкой осторожно.



  1. Стилизация природных форм подсолнечника (см. приложение 6).

Стилизация - это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Такое определение стилизации я прочитала в книге «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». В своей картине я упростила форму цветка, цвет, детали объекта, а также отказалась от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не значит объединить ее, упростить - значит подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали. В процессе обобщения формы я сохранила ее пластическую выразительность, выделила главное и типичное, отказалась от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки основаны на творческом переосмыслении мной натуры.



  1. Технологическая последовательность изготовления проекта.



  1. Сделать планшетку. Размеры 75*55 см.

  2. Обтянуть планшетку тканью.

  3. Выполнить стилизацию цветов подсолнечника.

  4. Нарисовать эскиз картины.

  5. Нарисовать и вырезать из плотной бумаги шаблоны лепестков и середины (окружности) цветов подсолнечника, листьев, стеблей.

  6. Отутюжить приготовленные лоскуточки ткани.

  7. Разложить шаблоны на ткань с учетом долевой нити, закрепить, выполнить обмеловку.

  8. Выполнить раскрой.

  9. Наклеить лоскуточки ткани на планшетку для придания теней от цветов, после чего приклеить детали раскроя на планшетку с учетом композиции рисунка.

  10. Прибить по краям планшетки стебли бамбука.





  1. Инструкционная карта

п.п.

Описание операции

Графическое изображение

1

Сделать рамку 75* 55 см, прибить ДВП, эту планшетку обтянуть тканью, прибивая ткань с нижней стороны планшетки: сначала прибиваем по одной длинной стороне, потом - натягивая ткань, по другой стороне; затем прибиваем одну короткую сторону, выправляя ткань по углам, потом натягивая ткань и выправляя углы - прибиваем другую сторону короткую

2

На ватмане выполнить стилизацию цветов подсолнечника, значит нарисовать упростив форму цветка и листьев, отказаться от передачи объема, но при этом подчеркнуть выразительные стороны цветка и листьев


Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

3

Выполнить эскиз картины проставить размеры элементов композиции картины

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

4

На плотной бумаге нарисовать формы лепестков каждого цветка, формы листьев, указать размеры и количество

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

5

Вырезать шаблоны

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

6

Отутюжить приготовленные лоскуточки ткани по определенным цветам для каждого цветка, раскладывая шаблоны с учетом направления долевой нити (но не всегда для экономии ткани), проводим обмеловку по контуру шаблона с учетом количества деталей

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

7

Проводим раскрой

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

8

На фон планшетки приклеиваем лоскуточки ткани по тону к основной для придания теней от цветов. После этого по данным размерам композиции , из 3 разных лоскуточков, гармонирующих по цвету, приклеиваем серединку цветка - 1, а вокруг приклеиваем лепестки

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

9

Таким же образом, по указанным размерам, оформляем цветок - 2, 3

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

10

После этого переходим к оформлению ближних крупных цветов - 4, 5

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

11

Приклеиваем стебли и листья по рисунку

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

12

Приготовить стебли бамбука размером 75 и 55 см, прибить к планшетке.

По длинной стороне по 4 шт., по короткой - по 2 шт.

Проект по ИЗО, МХК и технологии Подсолнухи

3.Заключительный этап.

  1. Экономические расчеты.

Предварительный расчет себестоимости картины выполнила для того, чтобы убедиться в экономической целесообразности проекта. Для реализации проекта купила:

- мастер клей 1 бутылка - 38 руб.

- гвозди мебельные 1 коробка - 57 руб., израсходовано на 15 руб.

- лист ДВП 75*55 1 шт. - 25 руб.

- подрамник 75*55 см 1 шт. - 7 руб.

- расходы на электроэнергию незначительны, так как я выполняла работу днем в выходные дни, поэтому в стоимость вносить не буду.

Итого: из расчета видно, что материальные затраты равны 85 руб.

Учитывая использование обрезного лоскута, который в данном варианте ничего не стоит, и ткани из устаревших изделий, то в стоимость это не включаю.

Для завершения картины, место рамки я использовала старые оставшиеся после использования стебли бамбука, прибивала сама под присмотром учителя, получилось хорошее сочетание композиции картины с таким оформлением - как будто стебли подсолнечника по краям картины.

Свою работу оцениваю в 150 руб.

Итого: стоимость моей картины равна 235 руб.

Ясно, что данный проект выгоден.



  1. Экологическое обоснование.

В современном производстве экономические и экологические задачи должны решаться комплексно, как единое целое. Чем экономнее будут расходоваться материалы, тем меньше потребуется сырья и, соответственно, меньше будет разрушаться природная сфера. Применяемые материалы для изготовления картины не вредят окружающей среде, при утюжке не выделяют в атмосферу вредных примесей. Внедрение проекта позволит сократить бытовые отходы, что явится моим вкладом в борьбу за чистоту жилища и окружающей среды.



  1. Заключение.

Мы растем в отчем доме, уклад которого мало зависит от нас. Но настанет момент, когда нам самим придется обустраивать свой дом в соответствии с обретенным мироощущением и вкусом - это процесс творческий. Творчество - это исследование. Человек исследует - значит, наблюдает и разгадывает тайны природы, всего окружающего нас мира, создает новое и прекрасное.

В ходе выполнения проектной работы мною были решены все поставленные задачи: я разработала проект от возникновения идеи до реального результата, приобщилась к творчеству дизайнера, прочитала и пересмотрела много книг и журналов, откуда я черпала новые знания о стилизации, составлении композиции, узнала интересные факты о подсолнечнике, закрепила теоретические знания об экологии и экономике. Подобные проекты нужно осуществлять для развития творческого подхода учащихся на уроках технологии, так как требует от нас знаний из различных областей, недостающие из которых я вынуждена была добывать самостоятельно или с помощью учителя и родителей. В процессе работы я научилась планировать свой труд, контролировать его ход, искать новые, нестандартные решения, даже научилась натягивать планшетки тканью и забивать гвозди - работать молотком и пилить ножовкой. От работы получила большое удовольствие.



  1. Реклама.

Растет он, к небу устремленный,

Где тает бирюза вдали.

Дитя благоухающей земли,

Цветет подсолнух,

Солнцем опьяненный.



Этот цветок имеет особое значение, желтый цвет - традиционно олицетворяет дружбу и надежду, в то время как цветок сам по себе представляется «идеей, символизирующей признательность и благодарность».

Мы признательны и благодарны всем, кто нас выслушал, и тем кому захочется сказать: «Подсолнух - это мое, это мой цветок». Надо стремиться, чтобы окружающий нас мир и дом были прекрасны. Для этого необязательно покупать картины, если можно сделать самим.







Библиография

Горкин А. П. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1993.

Каратаев Е. С. Овощеводство, М., «Колос», 1994.

Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников, основы дизайнообразования, М., Асадема, 1999.

Морозова Л. Н. Проектная деятельность учащихся. Технология 5 - 11 классы, Волгоград, 2008.

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, М., Асадема, 1999.









31


© 2010-2022