Методическая разработка на тему Все народы воспевают материнство

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Методическая разработка на тему Все народы воспевают материнствоМетодическая разработка на тему Все народы воспевают материнствоМетодическая разработка на тему Все народы воспевают материнствоМетодическая разработка на тему Все народы воспевают материнствоМетодическая разработка на тему Все народы воспевают материнство

План-конспект урока

Подготовила: Н.Н.Федорова

2 класс, II четверть

Тема урока: «Все народы воспевают материнство»

Вид занятий: тематическая композиция

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

а) образовательные ознакомить обучающихся с:

1)единым образом матери в искусстве разных народов;

2)закономерностями в конструкции головы человека;

3)пропорциями лица человека.

4)совершенствовать навыки и умение в изображении человека.

б) развивающие развить у обучающихся:

1)навыки рисования по представлению;

2)внимательность, наблюдательность, воображение;

3)эмоционально-познавательную сферу.

в) воспитательные сформировать:

1)уважение к женщине, к матери;

2)эстетический вкус;

3) умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем

облике;

4)активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес

к процессу обучения.

5)укреплять междупредметные связи (ИЗО, музыка, литература).

Задачи урока: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу.

Оборудование урока:

1)для учителя: 1)план-конспект урока;

2)методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица»;

3)образцы рисунков головы человека в разных ракурсах;

4)репродукции картин П.Пикассо «Мать и дитя», А. и С.Ткачёвых «Матери», А.Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», К.Петрова-Водкина «Петроградская мадонна», А.Дейнеки «Мать», М.Савицкого «Партизанская мадонна», Б.Неменского «Тишина», икона «Богоматерь Владимирская».

5)бумага для индивидуальной работы, карандаш, ластик;

6)образцы детских работ.

7)пословицы о материнстве, стихотворение Р.Гамзатова «Мама», А.Майкова «Колыбельная песня», С.Острого «Песня о женщине», Н.А.Некрасова, отрывок из статьи В.Жуковского «Сикстинская мадонна» Рафаэля».

2)для обучающихся: бумага тонированная или альбом, карандаш, ластик, акварельные краски,

кисти, баночка для воды, тряпочка.

Схема оформления доски:







Структура урока: 1)организационное начало урока (0.5 мин);

2)проверка готовности детей к уроку (0.5 мин);

3)постановка цели и задач (0.5 мин);

4)объяснение нового материала (10 мин);

5)практическая работа обучающихся (26 мин);

6)итоги урока, задание на дом (2 мин);

7)окончание урока (0.5 мин).

Содержание урока:

1)организационное начало;

2)проверка готовности детей к уроку. После взаимного приветствия и проверки готовности

обучающихся к занятию, учитель сообщает тему урока, его цели и задачи.

дети: занимают свои рабочие места и внимательно слушают.

3) постановка цели и задач урока:

учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с единым образом матери в искусстве разных народов; изобразите мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).

4) объяснение нового материала:

учитель: Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове - сущего душа.

Это - искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это срочно не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём - исток всего,

Встаньте! Я произношу его: Мама.

Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека - самого близкого, дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас. Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом - «Родина». «Родина - мать» - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.

Ребята, вспомните и назовите пословицы о матери.

дети: - Родина - всем матерям мать.

-Родина земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

- Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растёт.

- Птица рада весне, а младенец матери.

-Нет милее дружка, чем родина матушка.

- При солнышке светло, при матери добро.

- Материнская ласка - конца не знает.

- Чувство отца выше гор, чувство матери глубже океана (японская пословица).

учитель: Правильно, молодцы!

В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и средства художественного выражения. Что объединяет все эти произведения? (учитель демонстрирует репродукции П.Пикассо «Мать и дитя», А. и С.Ткачёвых «Матери», А.Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна» и икону «Богоматерь Владимирская».)

дети: Светлый образ матери….

учитель: Для многих народов образ матери был идеализирован в иконе «Богоматерь Владимирская» и в Мадонне. Ребята, давайте сравним образ Богоматери и образ Мадонны кисти Леонардо да Винчи.

дети: Автор иконы и Леонардо да Винчи увидели в образе матери Христа общие, свойственные всем матерям качества: нежность, ласковость, умиление или восхищение младенцем.... Женщины, изображённые на иконе и картине, не похожи друг на друга…. Богоматерь как бы чем-то озабочена, даже скорбит, а Мадонна Леонардо - юная, непосредственная, игривая, сама как ребёнок….

учитель: Молодцы! Правильно! А сейчас я вам зачитаю отрывок из статьи В.Жуковского «Сикстинская мадонна» Рафаэля».

«… В Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения; но чем более смотришь на неё, тем более кажется, что она приближается. На лице её ничто не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя; но в нём находишь, в каком-то таинственном соединении, всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного; а для неё уже нет случая - всё свершилось); но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное….»

Ребята, вы согласны с автором статьи?

дети: Да!...

учитель: Тема материнства вечная, художники разных стран видят в ней новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего народа, а также с неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в женщине рождение ребёнка.(показывает произведения К.Петрова-Водкина «Петроградская мадонна», А.Дейнеки «Мать», М.Савицкого «Партизанская мадонна», Б.Неменского «Тишина» и читает стихотворение Н.А.Некрасова о матери солдата).

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя,

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел,

И всякой пошлости и прозы,

Одни я в мире подсмотрел

Святые искренние слёзы -

То слёзы бедных матерей.

учитель: Ребята, вы нашли образ матери солдата в репродукциях художников?

дети: Да!... Грусть!...Скорбь!

учитель: Какие примеры можете привести?

дети: Большие или маленькие глаза!... Тонкие губы!... Широкий нос!... Густые брови!...и т.д.

учитель: Правильно! Молодцы! Теперь перейдём к практической работы.

5)практическая работа обучающихся:

Детям предлагается изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (по представлению).

учитель: Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, черты лица. Напишите маму в её любимом платье, за любимым делом и вместе с вами. Подумайте, на каком фоне вы изобразите маму. Может быть, она вышла в цветущий сад. Может быть, вы нарисуете её с букетом красивых цветов. Всё, что окружает маму, должно помочь вам глубже раскрыть её образ.(даёт рекомендации по изображению частей лица у взрослого и ребёнка по таблице «Пропорциональное расположение частей лица у взрослого и ребёнка. Построение отдельных частей лица»).

Ребята, голова имеет овальную форму, расширяющуюся кверху и суживающуюся книзу к подбородку. Ширина лица определяется скуловыми костями, овал - формой нижней челюсти. Соотношение ширины головы к высоте примерно два к трём. Для изображения лица голова делится поперечными линиями на три части: то вершины до надбровных дуг, от надбровных до кончика носа и от конца носа подбородка. Длина глаза равна одной четверти ширины лица; расстояние между глазами - одна четверть, от глаза до овала лица - половина четверти. Ширина крыльев носа равна примерно расстоянию между глазами, её можно определить, проведя вертикальные линии от внутренних уголков глаза до линии, определяющей окончание носа. Для определения места нахождения губ расстояние от носа до подбородка делится на три части: одна от носа до разреза губ, две - от разреза губ до конца подбородка. Рот несколько шире крыльев носа. Уши расположены в среднем отрезке - от надбровных друг до кончика носа. У ребёнка форма головы более круглая, все части расположены на нижней половине головы. Обычно у ребёнка все эти соотношения соблюдаются с небольшими отклонениями, создающими своеобразие облика. Слишком сильные отклонения от нормы кажутся нам уродливыми, необычными(выполняет пед. рисунок).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приёмов работы;

3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4)контроль объёма и качества выполненной работы.

6)итоги урока, задание на дом:

(За несколько минут до конца урока организовывается выставка-просмотр работ обучающихся)

учитель: По вашим работам видно, что сегодня вы очень старались. И хотя не всё у вас получилось достаточно чётко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах. В лучших ваших работах размещение изображения фигуры выбрано композиционно верно, соблюдены правильные пропорции лица, светотенью подчеркнуты черты. Вы довольны своими работами?

дети: Да!... Нет!... Доработать надо! …..Очень!....

учитель: Дома, подберите иллюстрации с изображением мудрости старости.

(дети приводят в порядок свои рабочие места).

7)окончание урока.



© 2010-2022