Урок по ИЗО 5 класс

Ход занятия: I.       Вступительное слово учителя литературы:  « …Отчего люди не летают так, как птицы?»  Любому человеку, наверное,  знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне.     А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам и с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу. Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое ме...                                    
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход занятия:

I. Вступительное слово учителя литературы:

« …Отчего люди не летают так, как птицы?» Любому человеку, наверное, знакомо ощущение полёта, - все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам и с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род - начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца - Явь и Навь - воплощение добра и зла, жизни и смерти… Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами.

Всем известны сказочные птицы, персонажи русских сказок. Назовите их. Молодцы!

Теперь узнайте их.

Есть птицы, обладающие даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу.

- Знаете ли вы таких птиц? Назовите их.

- Познакомимся с ними. слайды (последняя птица - перуница)

Сегодня мы открыли для себя мир мифических, сказочных птиц.

Одной из самых почитаемых на Руси была Птица счастья - хранительница семейного счастья и благополучия.

Изготавливается этот оберег обязательно из дерева (ель, пихта, сибирский кедр), поскольку дерево - самое энергоемкое растение на земле. Энергия дерева помогает занести в Ваш дом вместе с оберегом положительную энергетику.

Образ птицы - это образ посредника между нашим земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому мы все стремимся. Такой оберег раньше висел в каждом доме, размещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирает все отрицательное, пропускает в дом только хорошее.

ПТИЦА СЧАСТЬЯ

Время минет. И всё простится,
И покажется пустяком.
Птица счастья - щепная птица
Приютилась под потолком.
Может, сказки это, поверья,
Что нам благо она несёт?..
Распластала резные перья,
Приготовясь пуститься в лёт.
Долго будет на нитке виться...
Почему же чудес хочу?
"Оставайся, щепная птица",-
Ей по-детски шепчу, шепчу
Ноговицын В.

Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.

- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?

Слайды 2-6

(«Финист-ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок», Сова в книге «Вини Пух и все, все, все» Милна идр.)

- Можно ли создание такого художественного образа отнести к жанру анималистики?

- Как таким рисунком украшают полезные вещи в быту?

(вышивка, росписи, резьба по дереву)

Слайды 7-11

На далёком севере в архангельской губернии жил - был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь?"

Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко…". А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.

Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко!" С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.

Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека. Вспомним: деревянные ковши, чаши, солонки имели форму плывущих утиц, лебедей. К новогодним и весенним народным праздникам выпекалось фигурное печенье - «утушки», «петушки», «тетерки». Птиц вышивали на свадебных полотенцах. А охлупень на крыше избы, который нередко вырезался в виде птицы? Считалось, что она оберегает живущих в доме... Давно забыто это значение древнего символа. Но и сегодня живет он в народном искусстве как привычный мотив - в орнаменте, в детской игрушке. Подобно архитектурным украшениям, которые завершают и одухотворяют облик зданий, щепная птица являлась частью внутреннего убранства избы. Ажурная, легкая, она словно вступала в спор с массивными предметами домашней утвари, придавая обстановке особую поэтичность, внося дух народной сказки в повседневный быт. Добрая хранительница дома парила на тонкой нити под потолком в красном углу, где за большим столом собиралась семья. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Рассматривание иллюстрации и чтение сведений на стр. 110 учебника

А изготавливали их так.

Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет.

Вот и мы сегодня изготовим Птицы счастья для своих домов.

4. Показ бумажной Птицы счастья и анализ изделия.

IV. Практическая работа:

Группы работают параллельно с учителем технологии. (Последовательность выполнения птицы показаны в слайдах презентации). (Изготовление путём совмещения приёмов симметричного складывания и вырезания)

V. Ито 6. Работа по технологической карте - методическому пособию совместно с учителем.

- Нарисуй на листе силуэт птицы. Вырежи его.

- Разметь и вырежи прямоугольники для крыльев и хвоста. Сложи их гармошкой.

- Соедини детали. Подвесь свою Птицу счастья на нитке.

Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы ей?

А я скажу своё пожелание: "Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, а мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.

В заключении я прочту вам стихотворение:

Смысл превращений чудесных

Хотели вы познать.
И мастерами стали -
Умений не отнять.
В руках умелых ваших

Не возникает зло.
И ваша Птица Счастья
Всем принесет добро.

Оборудование:

презентация;

  • бумага;

  • ножницы;

  • фломастеры или маркеры

  • щепная птица, готовый образец из бумаги,

  • салфетки,

  • клей.



Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил.

Цели:

1) развить творческих способностей детей,

2) привить обучающимся любви к родному краю, искусству, фольклору,

3) показать через интеграцию уроков технологии и литературы взаимосвязь искусства народных умельцев и фольклора,

4) углубить познания учащихся о народном декоративно - прикладном искусстве,

5) обучить приемам выполнения фигурки птицы способом оригами.

Задачи - формирование компетенций:

• ценностно-смысловой - установить взаимосвязь, важность знаний истории народных ремёсел и фольклора, далёкого прошлого своего народа для становления личности; побудить интерес к творчеству;

• общепредметных - работать с природными материалами, бумагой и развивать умения ориентироваться в фольклорных источниках;

• предметных - устанавливать внутрипредметные связи, научить обучающихся приемам оригами с деталями конструктивного вырезания;

• коммуникативных - развивать речь, участвовать в диалоге и полилоге.






Государственное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19





Открытый урок

«Птица счастья»


Учитель изобразительного искусства


Пашкова Марина Александровна























2013 год


© 2010-2022