• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья по изобразительному искусству на тему: Наглядность как средство развития художественного восприятия у младших школьников

Статья по изобразительному искусству на тему: Наглядность как средство развития художественного восприятия у младших школьников

Наглядность как средство развития художественного восприятия у младших школьников. На современном этапе развития школьного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.                                                            Необх...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наглядность как средство развития художественного восприятия у младших школьников.

На современном этапе развития школьного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Необходимой предпосылкой становления эстетической культуры личности выступает развитое художественное восприятие. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве «человек открывает прекрасное в самом себе», что особенно значимо в детстве и отрочестве, когда человек обнаруживает и переживает «чувство восхищения красивым, человечным в самом себе» [5]. Художественное восприятие - способность, лежащая в основе любого художественного творчества. Это способность, дающая возможность входить в мир художественной культуры, способность, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Своего максимального развития художественное восприятие достигает в период профессиональной творческой деятельности человека. Тем не менее, его развитие возможно уже на начальном этапе обучения, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, художественное восприятие представляет собой целостный способ отражения мира, органичный целостному мировосприятию школьника. Во-вторых, развитие художественного восприятия, согласно исследованиям психологов, происходит исключительно на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок 6-8 лет проявляет максимальную активность. Художественное развитие ребенка находится сегодня в сфере образования, имеющей больше возможностей для осуществления данной задачи по отношению к системе школьного воспитания. При этом в существующих программах начального образования аспект развития художественного восприятия представлен слабо, что негативно сказывается не только на художественном развитии школьника, но и на развитии художественных способностей ребенка в старшем возрасте. Противоречие между необходимостью развития художественного восприятия школьников как социальным заказом общества и зачастую низким уровнем его развития в образовательных учреждениях позволяет отметить актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне.

Художественное восприятие - сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором [2]. На ступени начальной школы художественное восприятие наилучшим образом будет развиваться на уроках изобразительного искусства.

Развитием художественного восприятия у детей в области изобразительного искусства занимались многие исследователи: Н.М. Зубарева, Т.М. Гумилев - в живописи, В.Р. Виноградова - в скульптуре, Г.Н. Новиков и др. - в прикладном искусстве [3]. Проблема управления восприятием в младшем школьном возрасте непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе. В целом он адекватен особенностям психического развития младших школьников, мышление которых, особенно на первых этапах обучения, имеет преимущественно наглядно-образный характер и опирается на восприятие конкретных признаков предметов. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет их чувственный образ, делает более живыми, конкретными, красочными и точными представления о недостаточно известном круге явлений.

Художественное восприятие характеризуется: целостностью (восприятия содержания и средства выразительности), эмоциональной насыщенность, оценочным характером. Оно выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. В нем различают несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную. Для того чтобы этот процесс проходил эффективнее было предложено использовать на каждой стадии развития художественного восприятия определенный вид наглядности. Предкоммуникативная стадия т. е. предшествующая контакту ребенка с произведением и подготавливающая его к этому контакту. На этой стадии целесообразно использовать репродукции картин, с помощью которых вызывается интерес, удерживается внимание. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

Знакомя детей с произведениями искусства, педагог раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ограничиваются только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, прежде всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину, вызывает интерес к картине. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использован, чтобы раскрыть содержание задуманного. При качественном преподнесении картины у ребенка формируется и развивается интерес, стремление обогатить свои знания за счет новых накоплений.

Коммуникативная стадия, объединяющая время этого контакта, контакта ребенка с произведением искусства. На данной стадии эффективно применение педагогического рисунка, с помощью которого акцентируются эмоциональные, содержательные, смысловые и технологические характеристики объектов восприятия. Выполняя рисунок учитель акцентирует внимание на том как надо правильно начинать выполнять рисунок, выделяет главное и второстепенное, показывает основные приемы выполнения рисунка, рассказывает какие цвета лучше использовать. Эффективным является повторное выполнение учителем рисунка на доске, совместно с учениками. При этом лучше отрабатывается последовательность выполнения рисунка. Посткоммуникативная стадия - стадия, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается. Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней - подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на художественное восприятие [6]. Эффективными здесь становятся аудиовизуальные технологии, которые позволяют зафиксировать в памяти эмоциональное впечатление, технологические приемы. Они оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания; являются синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.).[4] Таким образом, соблюдение всех выше рассмотренных условий, представляет собой один из возможных путей развития художественного восприятия младших школьников. Во время урока будут использоваться различные виды деятельности, при этом урок станет более интересными, продуманными, мобильными.

Список использованной литературы

1.Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс [Электронный ресурс] / Ю.К.Бабанский -sbiblio.com

2.Ветлугина, Н.А. О теории и практике художественного творчества детей /Н. А. Ветлугина //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.

3.Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство [Электронный ресурс ] / Н.М. Зубарева - gumer.info

4.Кузин, В.С. Методы преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. / В. С. Кузин. Учебник для студ.- М, 2001

5.Лотман, Ю. М. Об искусстве./ Ю.М. Лотман - СПб: Искусство-СПб,2000

6.Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия [Электронный ресурс] / П.М. Якобсон. - sbiblio.com









© 2010-2022