Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО___Калмыкова Л.В.

Протокол

№_от «__»____20__г.

Принято

на педагогическом совете

Протокол

№ __ от «__» ___20_г.

«Утверждаю»

Директор ___Гнездилова В.Н.

«__» ____20___г.







Рабочая программа

Изобразительное искусство

6 класс

(задержка психического развития)



Составитель:

учитель Терещенко Ольга Петровна

высшая квалификационная категория













2015 - 2016 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа по предметному курсу «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП - 2004);

на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов;

на основе порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

на основе распоряжения Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015-2016 учебном году»;

на основе распоряжения Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015-2016 учебный год»;

на основе инструктивно-методического письма «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год» от 21.05.2015г. № 03-20-2059/15-0-0 ;

на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения), Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, ФГОС, 2013г.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом и календарно-учебным графиком ГБОУ № 439 на 2015 - 2016 учебный год рассчитана на 34 часа,1 час в неделю.

При разработке программы учитывался контингент детей школы дети с задержкой психического развития. У учащихся 6 класса характерной особенностью является неустойчивое внимание, неумение сосредоточиться, сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы и явления, отмечаются недостатки двигательной сферы, расторможенность. Некоторые дети требуют индивидуального подхода при решении определенных учебных задач и оценивании их достижений. Большая часть учащихся способна освоить базовый уровень знаний и умений. Коррекционная направленность занятий - обязательное условие реализации программы.

Программа по изобразительному искусству определяет содержание предмета, учитывает особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Она содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цели:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

  • активизация самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством;

  • формирование духовных начал личности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре.

Конкретные задачи:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Коррекционные задачи:

  • коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Формы организации учебного процесса

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у учащихся специфических нарушений. При обучении изобразительному искусству используются следующие принципы:

  • коррекционно-речевой и зрительно-двигательной направленности;

  • воспитывающий и развивающий;

  • доступности обучения;

  • систематичности и последовательности;

  • наглядности в обучении;

  • индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

При последовательном прохождении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний и умений с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Формы проведения учебных занятий:

- индивидуальные;

-индивидуально - групповые;

- фронтальные;

- работа в парах.

Формы организации уроков:

- урок изучения нового материала

- урок закрепления знаний, умений и навыков

- комбинированный урок

- повторительно - обобщающий

- урок - игра

- урок - сказка

- урок - викторина

- урок - исследование

Методы и приемы обучения:

Виды деятельности учащихся на уроке:

-рисование с натуры;

-рисование на темы, по памяти и представлению;

-декоративная работа, художественное конструирование и дизайн;

-беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Формы и виды текущего контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Текущий контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки и теста. Формами текущего контроля знаний и умений учащихся в классе являются:

  • практическая художественно - творческая деятельность;

  • деятельность по восприятию искусства.

4.Итоговый контроль. Методы диагностики - итоговая выставка рисунков.

Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 6 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды контроля как текущий, тематический контроль.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Промежуточный контроль: выполнение в классе разнообразных творческих работ с применением основных средств художественной выразительности, тестирование, исследовательская деятельность, работа со справочниками, литературой и другими источниками информации включая СМИ. Художественно - творческие задания, предлагаемые в конце каждой темы программы, являются практической формой закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов:

  • работы, проверяющие уровень овладения практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, художественное конструирование);

  • работы, проверяющие знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • работы, проверяющие умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.

При итоговой аттестации учащихся учитывается уровень способностей и возможностей детей, обучающихся в коррекционной школе.

Учебно-тематический план:

Виды занятий

Кол -во часов

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

9



Рисование на темы, по памяти и представлению

13



Декоративная работа, аппликация, художественное конструирование и дизайн

6



Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

3

Лепка

3

Итого:

34

Содержание программы:

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп(натюрмортов с натуры), а так же по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым предметам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду и результатам труда человека.

Тематическое рисование

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений. Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использования цвета, как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Продолжение обучения школьников передачи движения в рисунке. Развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Дальнейшее развитие знаний, навыков и умения, сформированных в предыдущие годы.

Декоративное рисование

Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном изобразительном искусстве как специфичном типе народного творчества в системе культуры.

Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества - профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.

Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы. Элементов народного костюма.

Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

- картины русской жизни в произведениях художников 19 века

- значительные события русской истории в произведениях русских художников;

- образы русского фольклора в творчестве В.Васнецова и М.Врубеля;

- красота пейзажа в русской живописи;

- натюрморт в русской и советской живописи;

- красота спорта в изобразительном искусстве.

Декоративная работа (лепка и аппликация)

Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно.



Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

  1. Знание причин возникновения изобразительного искусства и понимание роли искусства в освоении человеком мира.

  2. Умение высказывать собственное отношение к произведениям изобразительного искусства и в простых, условных формах передавать сложное содержание.

  3. Узнавание знакомых произведений русских и зарубежных художников и наиболеее известные произведения из коллекции ведущих музеев мира.

  4. Овладение основами культуры практической творческой работы, работы различными творческими материалами и инструментами.

  5. Знание и применение на практике свойства изменения цвета при смешивании, умение создавать при этом необходимые оттенки цветов.

  6. Овладение основными выразительными средствами рисунка и творческое использование их при работе различными материалами (карандашом, гуашью, акварелью и др.) в собственной работе.

  7. Понимание и применение в своей работе приемов композиции (ритм, симметрия и асимметрия) и средства композиции (формат, пространство, равновесие, контраст, динамика и статика, открытость и замкнутость, целостность)

  8. Умение применять правило перспективы и передавать освещение предметов в выполнении работ с натуры и по представлению.

  9. Умение создавать средствами живописи образ человека в различных ситуациях и передавать его характер и настроение.

  10. Умение изображать пейзаж, натюрморты, наброски предметов (костюм, мебель, посуда, оружие и т.д.) и отдельные элементы природного мира (деревья, цветы, животные и т.д.) в живописи и графике.

  11. Умение создавать собственные композиции на различные темы и видеть в обычном, будничном - необыкновенное, особенное и оригинальное.



Требования к знаниям и умениям

Знать:

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

  • отдельные произведения выдающихся мастеров изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;

Уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

  • выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

  • пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;

  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

  • применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.



Учебно-методическое обеспечение.

Учебный комплект для учащихся.

С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. - М.: Дрофа, 2009.

  • Изобразительное искусство. 6 класс. Учебник. В 2 частях.

Рабочая тетрадь.

Учебный комплект для учителя.

1) С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. - М.: Дрофа, 2009.

Изобразительное искусство. 6 класс .Учебник. В 2 частях

2) С.П. Дроздова Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина.-Волгоград, Учитель, 2008

3) Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство,.5-9 кл. В.С.Кузин, с.П. Ломов, Е.В.Шорохов и др.-3-е изд.,стереотип. -М.:Дрофа, 2010

4) Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство., 5-7 классы:проект.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2011

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа , рабочие программы.

Учебники, рабочие тетради, методические журналы, альбомы, энциклопедии и пособия по искусству.

Портреты русских и зарубежных художников. Набор таблиц по цветоведению, перспективе, стилям архитектуры, одежды, предметам быта.

Набор схем по правилам рисования предметов, растений , животных, птиц, человека

Дидактический раздаточный материал.

Мультимедийные обучающие художественные программы, электронные учебники.

Музыкальный центр. Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.

Слайд-проектор.

Мультимедиапроектор.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Экран (на штативе или навесной).

Фотоаппарат, видеокамера.

Графический планшет.

Аудиозаписи по музыке и DVD фильмы.

Презентации на CD или DVD дисках по ИЗО.

Мольберты.

Комплекты необходимых материалов и инструментов ( краски, гуашь, тушь, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, ручки с перьями, пастель, сангина, уголь, бумага А3, А4, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, емкости для воды, палитра)

Комплект муляжей фруктов, овощей, гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела и орнаменты.

Керамические изделия, предметы быта, драпировки

Специализированная учебная мебель: столы рисовальные, стулья, стеллажи для книг и оборудования, мебель для хранения проекционного оборудования, таблиц и плакатов, стенды для выставок рисунков и полки для поделок.





MULTIMEDIA-поддержка предмета.

Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/







© 2010-2022