Программа по искусству (8-9 классы)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯПрограмма по искусству (8-9 классы)

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №15

имени Д.В.Бобрышева»

346518 Россия, г.Шахты Ростовской области,улДачная,202-а,тел/факс28-04-68, e-mail: [email protected]:


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от________ №_______

_____________М.Н. Шевченко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству

Уровень общего образования основное общее образование (8-9класс)

Количество часов - 69

Учитель Заремба Галина Викторовна

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение , 2010 год».

Составлена на 2015-2020 г.г.





2015

Пояснительная записка.



Программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

2.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

3.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);

4.Требования к уровню подготовки выпускников средней (основной) школы.

5.Авторская программа «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. 6.Базисный учебный план школы, утверждённый МО РФ.

7.Учебный план школы.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Общая характеристика учебного предмета

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Ценностные ориентиры учебного предмета.

Искусство -учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Позволяет развивать эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитывать культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формировать устойчивой интерес к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; овладевать умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель изучения курса

развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

Структура курса

Курс «Искусство» состоит из 9 основных разделов: 8 класс - из пяти, 9 класс - из четырёх.

8 класс

п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

1

Искусство в жизни современного человека.

3 ч.

2

Искусство открывает новые грани мира.

7ч.

3

Искусство как универсальный способ общения

7ч.

4

Красота в искусстве и жизни

10ч.

5

Прекрасное пробуждает доброе

8ч.

Итого:

35 часа

9 класс

п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

1

Воздействующая сила искусств.

9 ч.

2

Искусство предвосхищает будущее

7ч.

3

Дар созидания. Практическая функция

11ч.

4

Искусство и открытие мира для себя

7ч.

Итого:

34 часа

Место предмета в учебном плане.

Срок реализации программы - 2 года. Программа рассчитана на 69 ч. (35ч. 1 раз в неделю в 8 классе, 34ч. 1 раз в неделю в 9 классе), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.Колличество часов может варьироваться в соответствии с производственным календарём.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание 8 класса раскрывается в следующих разделах:

1.Искусство в жизни современного человека.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

2.Искусство открывает новые грани мира.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

3.Искусство как универсальный способ общения.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

4.Красота в искусстве и жизни.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

5.Прекрасное пробуждает доброе.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект«Полна чудес могучая природа».

Содержание 9 класса раскрывается в следующих разделах:.

1.Воздействующая сила искусства

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

2.Искусство предвосхищает будущее

Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

3.Дар созидания. Практическая функция

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

4.Искусство и открытие мира для себя

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Учебно-тематический план

8 класс



п/п

Раздел

Кол-во часов

Искусство в жизни современного человека.

3

1.

Искусство вокруг нас.

1

2.

Художественный образ - стиль - язык.

1

3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

Искусство открывает новые грани мира.

7

4.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.

1

5.

Зримая музыка.

1

6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

7.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

Как начиналась галерея.

2

8.

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

9.

Портрет композитора в литературе и кино.

1

Искусство как универсальный способ общения.

7

10

Мир в зеркале искусства.

1

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

Символы в жизни и искусстве.

1

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

Красота в искусстве и жизни.

10

Что есть красота.

1

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2

Есть ли у красоты свои законы.

2

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

Как соотноситься красота и польза.

1

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

Прекрасное пробуждает доброе.

8

Преобразующая сила искусства.

6

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

2

Итого:

35



Учебно-тематический план

9 класс

п/п

Раздел

Кол-во часов

Воздействующая сила искусства.

9

1.

Искусство и власть.

3

2.

Какими средствами воздействует искусство?

2

3.

Храмовый синтез искусств.

2

4.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

2

Искусство предвосхищает будущее.

7

5.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

2

6.

Предсказание в искусстве.

1

7.

Художественное мышление в авангарде науки.

2

8.

Художник и ученый.

2

Дар созидания. Практическая функция.

11

9.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

10.

Архитектура исторического города.

1

11.

Архитектура современного города.

1

12.

Специфика изображений в полиграфии.

1

13.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

14.

Декоративно-прикладное искусство.

1

15.

Музыка в быту.

1

16.

Массовые, общедоступные искусства.

1

17.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

2

18.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

Искусство и открытие мира для себя.

7

19.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

2

20.

Литературные страницы.

2

21.

Исследовательский проект «Пушкин - наше все»

3

Итого:

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»

2.Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

3.Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

4.Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

5.«Хрестоматия музыкального материала»

6.Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;

7.Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,

8.Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук.Б.М. Еменского. - М., 2005. MULTIMEDIA - поддержка предмета

1.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

3.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов). М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  18. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  19. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  20. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

Результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

-освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

-особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

-устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

-сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

-работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

-формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

-обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

-совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

-формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

-приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

-овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

-определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

-совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по искусству

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» не ставится.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



© 2010-2022