- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Образ человека в эпоху античности и Ренессанса
Образ человека в эпоху античности и Ренессанса
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Н.С. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Образ человека в эпоху античности и Ренессанса. (Общее и отличие)». Урок по МХК 10 класс.
Форма урока: урок-исследование ( через диалог).
Цель: понимание учащимися, что Возрождение не есть простое повторение античных традиций.
Задачи:
-
Выявление отличий портретного искусства античности и Ренессанса.
-
Развитие у учащихся способностей к анализу художественных произведений.
Схема урока:
-
Формулировка гипотезы.
-
Поэтапный анализ произведений античности и Ренессанса через обсуждение с учащимися:
А) выявление внешних признаков, общих для портретов античности.Заполнение таблицы;
Б) Выявление признаков, общих для портретов Ренессанса. Заполнение таблицы;
В) Характеристика содержательной наполненности произведениий античного искусства и искусства Ренессанса;
Г) Подведение учителем итогов обсуждения. Заполнение таблицы.
-
Заключительная часть урока (вывод).
Ход урока.
Культурным центром эпохи Возрождения является Италия, для которой термин «Возрождение» имел первоначальный смысл - возрождение традиций античной культуры.
Выдвинем гипотезу: Ренессанс не есть простое повторение античных традиций. Ренессанс есть их новое осмысление.
Проведем исследование, цель которого выявить разницу в воплощении образа человека в античном искусстве эпохи Возрождения.
Видеоряд: 1. Леонардо да Винчи. «Портрет Моны Лизы».
2.Рафаэль «Автопортрет».
3.Андреа дель Сарто «Портрет молодого человека».
Вопрос: Что вы заметили общего в портретах эпохи Возрождения? ( В результате обсуждения учителем формулируется окончательный вариант ответа: на портретах Ренессанса лица даны всегда крупным планом. Они красивы, иногда с неправильными чертами лица, но очень индивидуальны.)
Видеоряд:1. Лисипп. «Портрет Александра Македонского».
2.«Август-император»
Итог обсуждения формулируется учащимися: в античности есть жанр портрета, но это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он безличен (имперсонален).
Видеоряд: 1. Поликлет «Дорифор»
2.Пракситель. «Гермес с младенцем Дионисом».
3.Фидий «Афина Парфенос».
Вопрос: Как можно охарактеризовать гармонию античного искусства? ( после обсуждения окончательный вариант ответа формулирует учитель: Гармония античного искусства спокойна и созерцательна).
Видеоряд: 1. Микеланджело «Давид».
-
2. «Окованный пленник».
3.«Оплакивание Христа».
-
4.«Моисей».
После обсуждения: в произведениях Ренессанса выразилась и претворилась колоссальная воля человека, иногда безмерная, но демонстрирующая возможность самостоятельности и независимости.
РЕНЕССАНС
АНТИЧНОСТЬ
1. На портретах лица всегда крупным планом, они красивы, иногда с неправильными чертами лица, но очень индивидуальны.
1. Есть жанр портрета, но это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он безличен.
2. В произведениях выразилась и претворилась колоссальная воля, иногда чрезмерная, но демонстрирующая возможность самостоятельности и независимости.
2. Гармония спокойна и созерцательна.
3. Возвышение индивидуальности.
Таким образом, мы видим, что для античности и Ренессанса большую роль играет образ человека. В этом основа их общности, но эпоха Возрождения относится к человеку как к существу самостоятельному, обладающему свободной волей и потому имеющему право на индивидуальность. В античности же человек ощущает себя лишь частицей Вселенной, зависящей от богов, внешних сил.
Домашнее задание:
-
Составить на основе таблицы описание одного из представленных на уроке произведений искусства античности или Ренессанса.
-
Самостоятельно законспектировать общие сведения об искусстве Проторенессанса, используя Энциклопедию Искусства или другие источники.
Вопросы к теме:
-
В чем заключается своеобразие портретов эпохи античности?
-
Каковы особенности портретного искусства эпохи Ренессанса?
-
Что общего и чем отличается отношение к человеку в эпоху античности и в эпоху Ренессанса?