• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Публикация статьи Анализ эффективности художественных технологий духовно-нравственного воспитания в педагогической практике

Публикация статьи Анализ эффективности художественных технологий духовно-нравственного воспитания в педагогической практике

Говоря о духовно- нравственном воспитании в педагогической практике, мы вспоминаем впервую очередь инициативу  Дмитрия Медведева «Наша новая школа», которая положила начало плодотворного введения федерального государственного стандарта нового поколения. Опираясь на концепцию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, мы чётко представляем себе портрет нашего выпускника каждой ступени образования. Однимиззначимыхпредметоввдуховно-нравственномвоспитаниивыступаетизобразительноеискусс...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка

на участие во Всероссийской научно-практической конференции

"Теория и практика духовно-нравственного воспитания:

к 700- летию Сергия Радонежского».

1

Фамилия, имя, отчество

Молокова Светлана Юрьевна

2

Территория

МО Алапаевское

3

Место работы

МОУ «Костинская сош»

4

Должность

Учитель изобразительного искусства, МХК, педагог дополнительного образования

5

Учёная степень, учёное звание

ВКК

6

Контактный телефон, факс (с указанием кода города)

7

E-mail

8

Почтовый адрес (с указанием индекса)

10

Тема доклада/публикации

Анализ эффективности художественных технологий духовно-нравственного воспитания в педагогической практике.

11

Секция

3 секция

12

Участие (очное, заочное)

заочное

13

Дата отправления материалов

30.10.2013

С.Ю. Молокова

МОУ «Костинская СОШ», МО Алапаевское

[email protected]


Анализ эффективности художественных технологий духовно-нравственного воспитания в педагогической практике.


Говоря о духовно- нравственном воспитании в педагогической практике, мы вспоминаем в первую очередь инициативу Дмитрия Медведева «Наша новая школа», которая положила начало плодотворного введения федерального государственного стандарта нового поколения. Опираясь на концепцию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, мы чётко представляем себе портрет нашего выпускника каждой ступени образования.

Одним из значимых предметов в духовно-нравственном воспитании выступает изобразительное искусство и курс «Мировая художественная культура».

Главной задачей предметов художественно-эстетического направления является формирование у молодого поколения качества, отвечающего представлениям о доброте и культурной полноценности в восприятии мира искусства и красоты.

На открытии выставок картин ученикам предоставляется возможность принять участие в обсуждении картин, задать вопросы авторам. Общение с художниками позволяет глубже прочувствовать картину, духовно обогатиться и насладиться изображением в жанре портрет, пейзаж, натюрморт, выполненные в различной технике рисования. У каждого художника можно наблюдать разнообразные авторские приёмы, которые помогают передать своё отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность. Круглые столы в Костинском историко-художественным музеем, проводимые с учащимися 10-11 классов, помогают понять истину слов: «Музей - хранитель исторической памяти».

Благодаря таким встречам дети не боятся участвовать в конкурсах, демонстрировать свои умения на персональных выставках. Многие ученики являются участниками таких конкурсов и акций, как «Марш парков», «Русь Златоглавая», « Я карандаш с бумагой взял», «1025- летие Крещения Руси», «Камертон», «Невский - символ России», «Край, в котором ты живёшь», «Русская зима», конкурс иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова, «Пасхальный перезвон» как школьного, так и международного уровня. В своих работах они показывают своё отношение к загрязнению окружающей среды, любовь к малой Родине, иллюстрируют любимые произведения русских и советских писателей. Дети, любуясь красотой вокруг себя, создают красоту своими руками и являются лауреатами и призёрами конкурсов. Творческая работа по созданию книг, проектов, презентаций по темам: «Человек Земли», «Их имена прославили наш край», дала возможность не только самим познакомиться с интересными людьми своего села, но и своих сверстников и всех учеников и гостей нашей школы.

Запечатлеть мгновение в кадре, «поймать» птицу и оставить это мгновение навсегда, помогают фотографии. Любовь к фотографии помогает детям нравственно одухотвориться. Как правило, им нравится запечатлевать красоту природы в любое время года. На снимках можно увидеть заснеженную веточку ели, перелёт журавлей, яркие краски осени и незабываемые моменты отдыха летом. Словно живые, вылетают птицы, порхают бабочки и жужжат шмели, журчит родник, и плавают лебеди. Увидеть эту красоту могут немногие, но благодаря таким фотографиям дети любуются и восхищаются мастерством сверстников и красотой окружающего мира. Это дорогого стоит!

Благодаря социальному партнёрству с членами клуба «Фотон» и его руководителем Ряпосовым А.М., руководителем литературно-поэтического объединения «Цветы добра» ( г. Алапаевск) Трофимовым Ю.С. , были проведены неоднократно мастер-классы по основам фотографии. Это дает возможность глубже окунуться в мир фотографии и увидеть во всём великолепии и богатстве красок окружающую действительность, развивать духовно-нравственные качества обучающихся и, конечно, формировать специальные, предметные и общие интеллектуальные умения.

Основы фотографии необходимы туристам - экологам для участия в областном фестивале «Исследователи Земли», где они неоднократно становились призёрами соревнований. Через фотографию, рисунки природы дети анализируют состояние души и окружающего мира, осознанно выбирают средства и способы их отображения, прогнозируют создаваемый художественный образ и через свою работу оценивают его. Кроме духовно- нравственного воспитания, в данном случае, развивается умение учащихся организовать самостоятельную деятельность, украшать свою жизнь, так как основной принцип программы «через искусство к жизни». Он предусматривает широкое впечатление своего жизненного опыта через наблюдение и переживание окружающей реальности и собственного внутреннего мира, что является одним из самых важных условий духовного развития личности.

Сегодня возникла необходимость говорить с детьми о толерантности: диалоге культуры и терпимости. Пройдя через века, дошли до нас традиции терпимости не только в литературных произведениях Пушкина и Достоевского, но и картинах русских и зарубежных художников, где можно увидеть великие и гуманистические ценности. Современный ученик должен уметь договариваться со сверстниками, понимать друг друга, проявлять терпимость к традициям другого народа. Всему этому ученики учатся на уроках МХК, где на примерах мировой культуры дети понимают, что значит быть толерантными. Изучая многовековую историю развития культуры и искусства, ученики знакомятся с обычаями народов других стран, начиная с древних времён до современного мира.

При изучении культур мировых цивилизаций мои выпускники готовят проекты - презентации культуры и традиций той или иной страны с древних времен до наших дней. Это позволяет больше узнать о неведанной стране и виртуально побывать там, насладиться древними обычаями. Говоря о взаимосвязи между культурами, дети в своих выступлениях показывают и доказывают, что без прошлого нет настоящего. Необходимо сохранять древние традиции, историю развития культуры.

Я надеюсь, что такие уроки не только дадут знания по истории мировой художественной культуры, но и помогут сориентироваться при выборе туристических маршрутов в будущем.

Развитие духовности, толерантности невозможно без применения на уроках элементов арт - терапии. Мы знаем, что искусство не только учит, но и лечит своими произведениями. Здоровьем занимались ещё древние предки, оно полностью соприкасается с культурой народа. Ещё в древности люди задумывались о роли и назначении человека на земле. Через свои картины, творческие работы дети показывают связь человека и природы, без которой мы не сможем жить и существовать на земле. От нашего духовного состояния, от признания личности, принятия её особенностей и неповторимости, гуманистических отношений друг к другу зависит наше будущее, наш завтрашний день. Здоровый человек имеет потребность в самосовершенствовании, познании самого себя и окружающей действительности. Преодоление стрессовых ситуаций помогает ребёнку верить в себя, свои силы. Во многом этому помогают выполнение творческих работ с использованием красок, пластилина, глины. Через краски мы можем понять внутреннее состояние человека. Лепка отвлекает от проблем и даёт возможность переоценить стрессовую ситуацию с другой стороны, дать положительную оценку.

Успешный результат в духовно-нравственном воспитании учеников на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры достигается и при использовании музыкальных произведений выдающихся композиторов и музыкантов. Классическая музыка является одним из компонентов психологических тренингов, тем самым уравновешивает эмоциональное состояние детей. Благодаря этому снижается напряжение, и обеспечиваются добрые отношения между учеником и учителем. Положительный настрой является хорошим началом для работы по изучению шедевров мирового искусства и воспитанию культурного, духовно-нравственного человека.

Не только грамотно рисовать должен ученик, но и уметь чувствовать ритм, формы, гармонию и цвет в произведениях. Ученик должен уметь быть и зрителем, и художником. Творить, любить всё, что тебя окружает - это очень здорово! Думать, узнавать и познавать мир помогают уроки искусства, когда душа наслаждается миром, верит в любовь и счастье.

В наше время духовность - это не роскошь, а вопрос выживания мира и цивилизаций. И именно искусство может помочь молодому поколению духовно развиваться, быть поистине культурными и гуманными личностями. Уникальность искусства состоит в особом способе духовного освоения социальной действительности и поэтому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.


© 2010-2022