Проект: «Маленькие фокусники (нетрадиционные виды рисования)»

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственный образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(МГОУ)

Курсы повышения квалификации

Проект на тему: «Маленькие Фокусники (нетрадиционные виды рисования»



Выполнила:

воспитатель Коровкина Н.Л.

МОУ Прогимназии №58

г. Подольска



2014 г

Проект: «Маленькие фокусники (нетрадиционные виды рисования»



«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своём»

Роден

Вид проекта: информационно-творческий

Срок реализации проекта: краткосрочный ( с 21.09.2014 по 10.10.2014

Участники: дети II младшей группы

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Игровая мотивация: «Мы артисты цирка!»

Актуальность:

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Проблема:

Недостаточно раскрыты условия формирования творческих способностей и творческого воображения у детей через нетрадиционные техники рисования.

Неумения детей рисовать в полный лист, боязнь краски, нерешительность.

Цель проекта:

Приобщение детей к нетрадиционным техникам рисования и развить художественно - творческие способности.

Задачи:

1. Показать разнообразие нетрадиционных способов рисования.

2. Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности;

3. Раскрыть положительные аспекты использования нетрадиционных техник рисования с детьми на всех стадиях развития.

4. Выявить положительное влияние на психическое состояние ребёнка.

5. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально; создавать условия для освоения цветовой палитры, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков

6. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; воодушевить на совместное творчество.

7. В процессе реализации проекта, дети знакомятся с нетрадиционными способами рисования, учатся применять их на практике, оценивать свои работы и работы других, делиться впечатлениями. Происходит формирование творческой личности ребенка, развивается мелкая моторика рук, познавательная потребность в поиске нового.

8. Расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять

Ожидаемые результаты проекта

На уровне ребенка:

  • владеть понятиями «лесные животные», «виды грибов», «виды цветов», «бабочки»;

  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения дерева, цветка.

  • владение нетрадиционным способам рисования

  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

На уровне родителей:

  1. "Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве.

  2. Мастер-класс для родителей «Рисование ладошкой», «Монотипия».

  3. Оформление выставки «Маленькие волшебники».


На уровне воспитателя:

1.Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников;

2. Своевременность развития творчества детей;

3. Индивидуального и дифференцированного подхода;

4. Интеграции образовательных областей;

5. Взаимосвязь участников образовательного процесса.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

- Определение проблемы, цели и задач проекта.

- Изучение нормативной базы: Закон РФ "Об образовании",

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении",

-Семейный кодекс РФ"

-Декларация прав ребенка",

-Конвенция о правах ребенка"

1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.

2. Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.

3. Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.

2. Реализация проекта:

Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры;

Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;

Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;

Свои «волшебные» занятия с детьми я начинаю с помощью интеграции. Использую разработки Р.Г. Казаковой. Начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально - эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Самый интересный в эмоциональном плане путь - это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Я использую пальчиковую живопись. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). Так появляются ёжики, бабочки, ягода, облака, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Интерес у детей появляется еще и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, а деревья и траву, рисуем, используя технику «выдувания». рисуем деревья и все Результат такой работы радует и детей и меня. Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Другой интересный вариант неожиданностей - кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, бабочки. цветы и др.

Рисование штампом привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из моих задач - установить доверительное отношение с ними.



Также в данном проекте использовались такие техники как :

  1. тычок

  2. выдувание

  3. рисование манкой

  4. рисование гречкой

  5. рисование пшеном

  6. техника «рваная бумага»

  7. набрызг

  8. рисование ладошкой

  9. рисование пальчиками

  10. рисование ватными палочками

  11. пластилинография

  12. монотипия

  13. работа с ватой

Условия, необходимые для овладения умениями и навыками нетрадиционной технике рисования:

-Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;

-использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр)

-Создание предметно - пространственной среды;

- Использование богатого иллюстративного материала;

- Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.

Работа с родителями:

1. Портрет семьи «Моя семья»;

2. Беседы, консультации для родителей: «Как помочь ребёнку раскрыться как личность», «Виды нетрадиционного рисования».

3.Участие в выставке рисунков и поделок «Папа, мама, я - дружная семья!» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения

«Сказка про ёжика»;

Сюжетно - ролевые игры:

«По дорогам сказки», «Яблонька», «Путешествие в сказочный лес».

Подвижные игры:

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Дождик», «Волшебное облако».

Музыкальные игры

Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания; Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание;

«Весёлый ёжик»; «Белочки»; «Веселые рыбки»;

Оформление выставки «Чудеса своими руками»

Викторина «Волшебный лес»

Цель: Закрепить начальные знание детей о лесе (цветах, грибах, животных). Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь.

Заключительный этап.

Провести мониторинг развитие художественно - творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

Используемые методы:

- позволяют развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаза;

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Ожидаемые результаты:

- увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО;

- умение применять усвоенные техники в изодеятельности;

- способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;

- организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей;

- Организация выставки в ДОУ «Удивительное рядом»

Вывод:

В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно.

Для получения результатов мною было проведено диагностическое обследование с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовалась критериями, разработанными Т.С. Комаровой.

Заключение

Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Список литературы.



1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

2.Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 3.Е.А. Екжанова "Издательство Скрипторий 2003", 2010. 2.

4. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 -М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2010. 3

5.Е.А. Екжанова Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. - СПб: Сотис, 2002.

6.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техника рисования: планирование, конспекты занятий М.: ТЦ Сфера, 2005

7..КомароваТ.С. Теория и методика изобразительной деятельности дошкольника. М., 1989.

8.Литвинова М.Ф. Занятия в детском саду.

9.Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".

10.Интернет-ресурсы:

автор Усольцева О.В.;

photo-sborka.ru/photos/big/obitatel-glubin

ellf.ru/photos/23621-obitateli-morejj-i-okeanov-23-foto.html

dekatop.com/archives/1538




© 2010-2022