• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)

Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опорный план-конспект уроков

по учебному предмету «Рисунок»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области изобразительного искусства «Живопись»

(уровень реализации полного курса - 5 лет, для учащихся возраста 11 - 16 лет)

Составитель: Останина Надежда Юрьевна, преподаватель

Предмет: рисунок

Класс: 1 «А» (возраст - 11 лет)

Даты проведения:

15.10.2015г. - 3 часа

22.10.2015г. - 3 часа

Тема: «Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия»

Тип урока: Комбинированный урок

Материал, формат: графитный карандаш «Т», «ТМ», «М», плотная бумага формата А4, стирательная резинка.

Цель: понятие «композиция», «симметрия», «асимметрия» в учебном рисунке.

Задачи:

- формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка, способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей;

- познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатства узора;

- формирование эстетического вкуса;

- совершенствование техники работы штрихом.

Задание: выполнить копирование декоративных народных орнаментов

Зрительный ряд:

  • дидактические материалы «Декоративные народные орнаменты»

  • образцы работ из фонда







ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и задач урока

III. Основная часть

Несложно орнаменты нарисовать:

Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.

И вот уже виден орнамент в рисунке,

И вот уже звёздочки ярко горят.

А также листочки и линии можно,

И птиц, и зверюшек... Поверьте, друзья!

Придумать орнаменты вовсе несложно,

И лишь без фантазии в этом деле нельзя!

1. История развития орнамента

Слово "орнамент" в переводе с латинского (ornamentum) означает "украшение". Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Орнамент может быть живописным или скульптурным. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности - несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Русский орнамент.

Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые "охраняли" от всякой нечисти.

Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

2. Виды орнамента

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный, замкнутый, сетчатый.

Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием "меандр" . "Меандр" - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

Кроме того, орнаменты делятся наплоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном - формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном - силуэты животных.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

1. Какие основные виды орнаментов бывают?

2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Практическая работа: копирование декоративных народных орнаментов

(работа с дидактическими материалами)

IV. Итог урока

Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце каждого занятия.

Выставление оценок (проводится в конце каждого занятия)

Критерии оценки работы:

  • грамотность изображения симметричных изображений;

  • соблюдение симметрии и ритма в орнаментах;

  • культура исполнения штриховки;

  • цельность изображения

V. Д/З Рисование простых плоских предметов

Литература:

1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.методическое пособие/ под ред. Т.Я. Шпикаловой, Т.А. Поровской. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. - 216 с.

3. Фокина, Л.В. Орнамент: учеб. пособие / Л.В. Фокина. - Ростов-на Дону: Феникс, 2000. - 96 с.

4. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические материалы для обучающихся


Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)


Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)





Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)

Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)

Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)


Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)

Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)

Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)

Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)



Разработка урока Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия (1 класс ДХШ)

11

© 2010-2022