Внеклассное мероприятие Экскурс в историюЗолотая хохлома Развернутый конспект

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»

Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.

Программные задачи:

Художественное творчество:

- учить основным приемам кистевой росписи объемной модели, совершенствование свободного владения кончиком кисти,

- закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,

- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,

- развивать фантазию и творческое воображение.

Познание:

- развитие зрение, слуха,

- совершенствование координации руки и глаза,

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,

Коммуникация:

- совершенствовать речь, как средство общения,

- совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

ПЕДАГОГ: Хохломская роспись - автор Л. Ларкина

Слайд 1.

В деревне Семёново-

В русском краю,

Стояли избушки

Там в бытность свою...

И пели там птицы,

Кормила земля.

И жёлтая ржица

Ласкала поля.

Леса там родили

Рябину, цветы.

И люди там жили,

Лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше

Для жителей тех-

Писали на чашах

Узор для потех.

Писали узоры

Их руки, души.

Молились в соборах,

Чтоб не было суши.

А в этих узорах

Рябиновых лоз.

Царили Соборы,

Леса и покос.

Там музу вершил

Кистью русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписанный плод.

Там сказка вплеталась

В ковши и дома.

Вот так зарождалась

У нас хохлома. 1,5 МИНУТЫ.

Слайд 2

Скажите ребята, о чем мы будем сегодня говорить

И не просто говорить мы отправимся в прошлое на машине времени. Я попрошу всех закрыть глаза и приготовиться к перемещению

Включаю красивую светомузыку и имитацию перемещения.

Слайд 3

Педагог. Ребята мы с вами в 17 веке!

- Ребята присмотритесь, пожалуйста, а что изменилось???

-Слышите как тихо! Как легко дышится. Сейчас мы отправимся на экскурсию в село под названием Семеново ,а затем в село Хохлома в Нижегородской области. У нас очень мало времени и мы должны выяснить у мастеров самые важные вопросы об этой росписи. Ребята, а может ,у кого - то возникли вопросы к мастерам?

- Из чего сделана эта посуда?

Слайд 4

Дима: Трудно сказать, с каких времён началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой - вареным льняным маслом. Процесс изготовления и подготовки посуды к росписи занимает больше времени, чем сама роспись и происходит в несколько этапов

Жил я жил,

Забот не зная,

Да свела меня с ума,

Золотая,

Расписная,

Огневая Хохлома.

Погляжу из-под ладони:

Затопляя берега,

Входят бронзовые кони

На поемные луга,

Речка сизая дымится,

Раздается небосвод

И на красной колеснице

Солнце рыжее плывет.

Подступает к горлу песня,

Моя сладкая беда,

Я искал ее, не зная,

Что придет она сама,

Словно эта расписная,

Огневая Хохлома.

Ролик включить «мультик о хохломе ПЕРЕМОТАТЬ НА 02:18:16

1. Вытачивание изделий

2. Шпаклюют - покрывают тонким слоем глины.

3. Олифят - покрывают вареным льняным маслом

5. Лудят - покрывают оловянным порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома». Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёменово, Хрящи и Кулигино. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.

- А почему роспись называется Хохломская, а не семеновская?

Дима: Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, Новопокровское, Кулигино, Сёменово, Хрящи, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

- Какие цвета используются в росписи посуды?

Слайд 5

Лена: Давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своими крыльями к чашке, и чашка стала золотой.

Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) - напоминали людям о молодости, силе.Чёрный цвет - цвет пепелища, земли.

- какие элементы используют мастера в росписи?

Настя рассказывает об элементах росписи +стих хохломская роспись, алых ягод россыпь

Посуда лет триста наш радует взор,

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона серебряной змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка!

А где-то Кудрины по чёрному полю

Мерцают, как звёзды в небесном раздолье.

Три ягодки сверху, как три головы,

Венчают пучок пожелтевшей травы.

Жар-птицы глазок из листвы нам мигает,

Жар-птица - не кто-нибудь - нам помогает!

Слайд 6

Самый любимый у хохломских художников это <травный узор> или <травка>, которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди <травки> изображается цветок, птица, рыбка.

Самые затейливые узоры называются <кудрина>. Кудрина - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками.

Вот ягодки. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку.

Педагог. Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы хохломских мастеров. И я думаю, что после всего увиденного у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и работают мастера Хохломы, за землю на которой мы живем с вами. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Которая прекрасна!

О хохломе можно говорить до бесконечности, но пришло время испробовать свои силы в хохломской росписи. Я предлагаю вам расписать «под хохлому» дощечки.

( Раздать детям карточки с элементами росписи).

А перед тем как вы начнете работу, мы с вами немного разомнемся

Физминутка

Педагог : А теперь ребята наше время истекло и нам пора возвращаться обратно. Приготовьтесь к перемещению, закройте глаза….

Напомнить перед рисованием здоровье сберегающие факторы сочинить стих

- Какие элементы используются в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, травка.)

- А что вас больше всего впечатлило в нашей экскурсии?

- Какие элементы вам было сложнее всего нарисовать?

- справились ли мы с нашей задачей?

Слайд 7

Педагог: Ребята, а как вы думаете, в наше время востребована Хохлома?

Да востребована. Многие дизайнеры и модельеры по всему миру используют хохломскую роспись. Хохломой расписывают автомобили, телефоны, клавиатуры.

«Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»

- с каким настроение вы покидаете нашу экскурсию.






Самоанализ.

В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, парная. Методы: словесный (беседа, понятия), наглядный, практический, проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На занятии использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности. Были применены следующие технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода,

На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры.

Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все задания ребята выполняли с удовольствием.

В ходе внеклассного мероприятия соблюдался методический принцип - коммуникативность.

Считаю, что цель занятия достигнута, т.к. учащиеся смогли ответить на поставленные вопросы. Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи свободно.

Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса и отдельных учащихся.

Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели занятия реализованы.


© 2010-2022