- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Внеклассное мероприятие Экскурс в историюЗолотая хохлома Развернутый конспект
Внеклассное мероприятие Экскурс в историюЗолотая хохлома Развернутый конспект
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стерхова Ю.А. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие «Экскурс в историю. Золотая хохлома»
Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.
Программные задачи:
Художественное творчество:
- учить основным приемам кистевой росписи объемной модели, совершенствование свободного владения кончиком кисти,
- закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,
- формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,
- развивать фантазию и творческое воображение.
Познание:
- развитие зрение, слуха,
- совершенствование координации руки и глаза,
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,
Коммуникация:
- совершенствовать речь, как средство общения,
- совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
ПЕДАГОГ: Хохломская роспись - автор Л. Ларкина
Слайд 1.
В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки, души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписанный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома. 1,5 МИНУТЫ.
Слайд 2
Скажите ребята, о чем мы будем сегодня говорить
И не просто говорить мы отправимся в прошлое на машине времени. Я попрошу всех закрыть глаза и приготовиться к перемещению
Включаю красивую светомузыку и имитацию перемещения.
Слайд 3
Педагог. Ребята мы с вами в 17 веке!
- Ребята присмотритесь, пожалуйста, а что изменилось???
-Слышите как тихо! Как легко дышится. Сейчас мы отправимся на экскурсию в село под названием Семеново ,а затем в село Хохлома в Нижегородской области. У нас очень мало времени и мы должны выяснить у мастеров самые важные вопросы об этой росписи. Ребята, а может ,у кого - то возникли вопросы к мастерам?
- Из чего сделана эта посуда?
Слайд 4
Дима: Трудно сказать, с каких времён началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой - вареным льняным маслом. Процесс изготовления и подготовки посуды к росписи занимает больше времени, чем сама роспись и происходит в несколько этапов
Жил я жил,
Забот не зная,
Да свела меня с ума,
Золотая,
Расписная,
Огневая Хохлома.
Погляжу из-под ладони:
Затопляя берега,
Входят бронзовые кони
На поемные луга,
Речка сизая дымится,
Раздается небосвод
И на красной колеснице
Солнце рыжее плывет.
Подступает к горлу песня,
Моя сладкая беда,
Я искал ее, не зная,
Что придет она сама,
Словно эта расписная,
Огневая Хохлома.
Ролик включить «мультик о хохломе ПЕРЕМОТАТЬ НА 02:18:16
1. Вытачивание изделий
2. Шпаклюют - покрывают тонким слоем глины.
3. Олифят - покрывают вареным льняным маслом
5. Лудят - покрывают оловянным порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома». Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёменово, Хрящи и Кулигино. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.
- А почему роспись называется Хохломская, а не семеновская?
Дима: Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, Новопокровское, Кулигино, Сёменово, Хрящи, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
- Какие цвета используются в росписи посуды?
Слайд 5
Лена: Давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своими крыльями к чашке, и чашка стала золотой.
Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) - напоминали людям о молодости, силе.Чёрный цвет - цвет пепелища, земли.
- какие элементы используют мастера в росписи?
Настя рассказывает об элементах росписи +стих хохломская роспись, алых ягод россыпь
Посуда лет триста наш радует взор,
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона серебряной змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка!
А где-то Кудрины по чёрному полю
Мерцают, как звёзды в небесном раздолье.
Три ягодки сверху, как три головы,
Венчают пучок пожелтевшей травы.
Жар-птицы глазок из листвы нам мигает,
Жар-птица - не кто-нибудь - нам помогает!
Слайд 6
Самый любимый у хохломских художников это <травный узор> или <травка>, которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди <травки> изображается цветок, птица, рыбка.
Самые затейливые узоры называются <кудрина>. Кудрина - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками.
Вот ягодки. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку.
Педагог. Ребята, вы сейчас увидели прекрасные работы хохломских мастеров. И я думаю, что после всего увиденного у вас возникло чувство гордости за землю, на которой живут и работают мастера Хохломы, за землю на которой мы живем с вами. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Которая прекрасна!
О хохломе можно говорить до бесконечности, но пришло время испробовать свои силы в хохломской росписи. Я предлагаю вам расписать «под хохлому» дощечки.
( Раздать детям карточки с элементами росписи).
А перед тем как вы начнете работу, мы с вами немного разомнемся
Физминутка
Педагог : А теперь ребята наше время истекло и нам пора возвращаться обратно. Приготовьтесь к перемещению, закройте глаза….
Напомнить перед рисованием здоровье сберегающие факторы сочинить стих
- Какие элементы используются в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, травка.)
- А что вас больше всего впечатлило в нашей экскурсии?
- Какие элементы вам было сложнее всего нарисовать?
- справились ли мы с нашей задачей?
Слайд 7
Педагог: Ребята, а как вы думаете, в наше время востребована Хохлома?
Да востребована. Многие дизайнеры и модельеры по всему миру используют хохломскую роспись. Хохломой расписывают автомобили, телефоны, клавиатуры.
«Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»
- с каким настроение вы покидаете нашу экскурсию.
Самоанализ.
В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, парная. Методы: словесный (беседа, понятия), наглядный, практический, проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На занятии использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности. Были применены следующие технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода,
На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры.
Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все задания ребята выполняли с удовольствием.
В ходе внеклассного мероприятия соблюдался методический принцип - коммуникативность.
Считаю, что цель занятия достигнута, т.к. учащиеся смогли ответить на поставленные вопросы. Все ученики работали, высказывали свои мнения, идеи свободно.
Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса и отдельных учащихся.
Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели занятия реализованы.