• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов Федеральный компонент государственного образовательного стандарта Срок освоения программы – 2 года (70 часов).Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в Х и Х...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»




РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей гуманитарных предметов

протокол от 31.08.2014

№ 01

ПРИНЯТА

и рекомендована к утверждению

решением заседания

НМС, протокол

от 31.08.2014 № 01


УТВЕРЖДЕНА и

ВВЕДЕНА

в действие приказом МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»

от 31.08.2014 № 236






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Мировая художественная культура»

для учащихся 10-11 общеобразовательных классов


Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

Срок освоения программы - 2 года (70 часов)











Составитель программы:

Тулюпа С.А., учитель музыки








Надым



СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка…………………………….……………………

3

2. Основное содержание учебного предмета…………………………….

3-5

3. Учебно-тематический план…………………………………......………..

5-6

4.Требования к уровню подготовки учащихся ………………………….

9-10

5. Система контрольно-оценочной деятельности …………………………

10-11

6. Учебно-методическое, информационное, материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………..

12-15

7. Календарно-тематический план……………………………………………

16-26

1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 классов составлена в соответствии с:

  • государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

  • примерной программой среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре.

учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Надыма».

Статус документа

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а так же может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны соблюдать преемственность с содержанием федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика рабочей программы

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в Х и ХI классах по 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

    Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

    умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

    устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

    оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

    осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

    использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

    владеть основными формами публичных выступлений;

    понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

    определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

    осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

    Результаты обучения

    Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

    В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

  1. Основное содержание предмета (70 ч).

Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Художественная культура Нового времени (не менее 15 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ванн. Рейна, как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. Культурные традиции родного края.


  1. Учебно-тематические планы


Учебно-тематический план (10 класс)


Сроки

Тематические разделы учебной программы

Количество часов по программе

Количество практических

работ

Количество контрольных работ


1. Художественная культура Древнего и Средневекового Востока

5

1

-


2.Художественная культура Европы: становление христианской традиции

7

1

-


3.Духовно-нравственные основы художественной культуры: у истоков национальной традиции 10-18 вв.

5

1

1


4.«Начало всех начал»: от языческой к православной художественной культуре

2

1

-


5.Художественная наследие древнерусских княжеств

3

1

-

6.Художественная культура Московской Руси. Художественная культура «Бунташного века»

5

1

-

8.Русская художественная культура XVIII в.

8

1

1

Итого


35

7

2


Учебно-тематический план (11 класс)


Сроки

Тематические разделы учебной программы

Количество часов по программе

Количество практических

работ

Количество контрольных работ


Основные течения в европейской художественной культуре. XIX - начала XX в.

10

-

1


Художественная культура России XIX - начала XX в.

10

1

-


Европа и Америка: художественная культура XX в.

8

1

-


Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

7

-

1

Итого

35

2

2



4.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и

современного искусства;

самостоятельного художественного творчества

Результаты обучения

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

5. Итоговые контрольные работы.

При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Необходимо учитывать и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.

Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации общеобразовательных программ на базовом по предметам инвариантной части учебного плана (по ступеням обучения).

Огромное значение для продуктивного преподавания МХК имеет кабинет: современные аудиовизуальные средства, компьютерная техника, систематизированные материалы по искусству. Кабинет должен обеспечивать возможность не только демонстрации художественных материалов, но и размещение сменных экспозиций творческих работ учащихся; хранения банка медиаресуров, сформированных педагогами и обучающимися.


Контрольная работа по теме «Древнейшие цивилизации»

10 класс


  1. Что значит быть цивилизованным человеком?

  2. Что включает в себя понятие «Мировая художественная культура»?.

  3. Что такое художественные символы?

  4. Палетка фараона Нармера это: ☼ каменная плита для растирания красок

☼фреска на стене гробницы

☼образец письменности в Древнем Египте

  1. Перечисли в чём заключается канон в искусстве Древнего Египта?

  2. Что значит выражение «дома вечности» и для кого они предназначались?

  3. Самая большая пирамида

☼Хефрена ☼Хеопса ☼Микерина

  1. Архитектор пирамиды Хеопса

☼Геродот ☼Платон ☼Имхотеп

  1. Самый большой храм Амона-Ра

☼в Карнаке ☼в Луксоре ☼в Фивах

  1. На каком берегу Нила находится Долина царей?

☼левом ☼правом ☼на обоих

  1. Как звали царицу по приказу которой был высечен храм в скале?

☼Клеопатра ☼Хашепсут ☼Раннаи

  1. Перечисли страны, которые можно отнести к древнейшим цивилизациям Востока?

  2. В чём заключается особенность художественной культуры Древнего Востока? (ответь одним словом) Какое место занимает человек в восточном искусстве? Перечислите известные вам архитектурные сооружения Китая:

  3. В чём состоит особенность китайской живописи?

☼монохромна ☼многоцветна

  1. Отметьте части индийской ступы в Санчи:

☼статуя Будды ☼шпиль ☼полусфера ☼росписи стен ☼зонтики ☼ворота ☼забор

  1. В чём особенность архитектуры Индии?

  2. Химедзи это:

☼замок ☼монастырь ☼дворец

  1. «Сад камней» находится:

☼Китае ☼Японии ☼Индии

  1. «Золотой павильон» находится:

☼в Киото ☼в Хорюдзи ☼в Рёандзи

  1. В каком веке возникло государство Арабский Халифат?

☼V в. ☼X в. ☼VII в.

  1. Перечисли главные книги мусульман:

  2. Отметь новые типы зданий, возникшие в Арабском Халифате:

☼пещерные храмы ☼мечети ☼замки

☼ступы ☼медресе ☼минареты

☼храмы ☼мавзолеи ☼пирамиды

☼караван-сараи ☼пагоды ☼крытые рынки

  1. «Львиный дворик» находится:

☼во дворце Альгамбра ☼в мавзолее Тадж-Махал ☼в Казанском Кремле

  1. Перечисли культуры древнейших цивилизаций Доколумбовой Америки:

  2. Подпиши картинки.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классовРАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классовРАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов


6. Учебно-методическое, информационное, материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. / Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 375 с.: ил.

  2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс.: [учебник] / Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 384 с.: ил.

  3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 - 11 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  4. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  5. Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  6. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 191 с

ЦОР:

fondcultura.ru/index.htm - нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК.

artclassic.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю).

school.edu.ru/catalog(мировая художественная культура)

Энциклопедии и библиотеки

ru.wikipedia.org/- обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.
artprojekt.ru- энциклопедия искусства - галереи, история искусства.
smirnova.net/- гид по музеям мира и галереям.
mifolog.ru/- подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
fashion.artyx.ru/- «Иллюстрированная энциклопедия моды».
100oper.nm.ru/- книга «100 опер».
encspb.ru- энциклопедия Санкт-Петербурга.
greekroman.ru- электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.
cbook.ru/peoples/- электронная энциклопедия «Народы и религии мира».
witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html- сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.
huntfor.com/arthistory/- обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений.
rsl.ru/- сайт российской государственной библиотеки.
notes.tarakanov.net/- нотная библиотека.
eart.by.ru- иллюстрированный словарь по искусству.
artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.
most-spb.ru/- Мосты Санкт-Петербурга.

Коллекции

erarta.com/gallery/about-gallery/ - сайт музея Эрарта - самого крупного негосударственного музея современного искусства в России.

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке (русской и зарубежной).
jivopis.ru/gallery/- 15 картинных галерей и биографии русских художников.
leit.ru/- история и культура Японии.
onfoot.ru/- сайт посвящен достопримечательностям Москвы.
artrussia.ru/russian/- галерея русских и современных русских художников.
rusarh.ru/- «Архитектура России».
artlib.ru/- сборник галерей живописи - русские художники от Иванова до Поленова.
art.rin.ru/- «Изобразительное искусство и фотография».
art-education.ru/AE-magazine/- электронный журнал «Педагогика искусства».
art-education.ru/- официальный сайт института художественного образования РАО.
sobory.ru/- «Народный каталог православной архитектуры».
if-art.com/- галереи живописи, фотографии и скульптур конца XIX - XX вв.
artwoman.info/- на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.
wonder.moost.ru/- «Семь чудес света».
midiclassic.narod.ru/- «Классическая музыка» - портреты, биографии, термины.
classical.ru/r/- архив классической музыки в формате Real Audio.
maestroes.com/- тексты о композиторах XX века.
archi-tec.ru- статьи по истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы) - по России, новости и события в архитектуре, архитектурные термины.

belcanto.ru- сайт посвящен оперному искусству.
classic-music.ru- бесплатная музыка в mp3 и биографии композиторов и исполнителей.
world-art.ru- коллекция живописи.
e-project.redu.ru/mos/- материалы по Москвоведению, фотографии Московских памятников архитектуры, архитектурный словарь, небольшие статьи по архитектурным стилям и московским архитекторам.
wco.ru/icons/- «Виртуальный каталог икон».
museum-online.ru- online-музей живописи. Биографии и коллекции картин. castles.narod.ru- сайт посвящен эпохе средневековья.
impressionism.ru- сайт посвящен импрессионизму от предпосылок во французском искусстве XIX века до постимпрессионизма.

arthistory.ru/- история изобразительного искусства от ренессанса до модерна. sgu.ru/rus_hist/- «Русская история в зеркале изобразительного искусстваwm-painting.ru- «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.
middleeast.org.ua/- информационный центр "Ближний Восток" (история и культура Ближнего Востока).
visaginart.narod.ru/- галерея ИЗО по эпохам и стилям.
ethnology.ru/- сайт предоставляет доступ к Интернет-ресурсам по этнографии России.
hellados.ru/- мифология Древней Греции (сюжеты, герои, керамика, художественная галерея).
abash.netfirms.com/- абашевская игрушка (история, каталог, образцы).
wga.hu/- интернет-ресурсы живописи и скульптуры готики, ренессанса и барокко.
artnet.com/- ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников.
tvkultura.ru/- сайт телеканала "Культура".

russianculture.ru/- портал "Культура России".

cultradio.ru/- сайт радио "Культура".

cultcorp.ru/- Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Культура".

guelman.ru/culture- информационное агентство "Культура".

rosculture.ru/- сайт Федерального агентства по культуре и кинематографии. gramma.ru/- культура письменной речи.

smallbay.ru/- галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото.
culturemap.ru/- культура регионов России.

celtic.ru/- портал сайтов по культуре кельтов в России.

mify.org/- мифология древней Греции.

opera-class.com/- "Классическая опера" (либретто, биографии композиторов, музыкальные термины).
flamenco.ru/- сайт, посвященный фламенко (история танца и гитары, техника танца, техника игры на гитаре, исполнители).
hypermusic.ca/- история классической музыки, история джаза, музыкальные инструменты.
musicals.ru/- сайт, посвященный мюзиклу (история жанра, популярные мюзиклы, их постановки, фото).
wroubel.ru/- сайт, посвященный творчеству Михаила Врубеля.
bocsh.org.ru/index.html- сайт, посвященный творчеству Иеронима Босха.
daliworld.narod.ru/- сайт, посвященный творчеству Сальвадора Дали

8. Календарно-тематический план

Календарно-тематические план

10 класс

№ п/п

№ урока в разделе

Дата проведения

Тема учебного занятия

Элементы содержания

(основные понятия)

ЗУН (требования к уровню подготовки)

Оборудование

(наглядные пособия, ТСО)

Домашнее задание


Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч)


1

1


Тема1. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2)

Общественное устройство. Этапы истории. Храм Артемиды, статуя Гелиоса, маяк в Александрии, древнеегипетские пирамиды.

Театр и музыка.




Фреска, канон, рельеф, амаркский период искусства Древнего Египта.

Знать понятие канона, рельефа, фрески, сокровища гробницы Тутанхамона, особенности музыки Древнего Египта.

Уметь рассказывать о создании и особенности основных памятников Древнего Египта, узнавать их на изображениях, понимать и доказывать их влияние на мировую художественную культуру.


м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме; презентация.


Т. 1



2

2


Египетское изобразительное искусство и музыка.


3

3


Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2)

Язык древней Индии. Джатаки Будды. Поэма «Махабхарата», «Рамаяна».

Своеобразие культуры Индии. Знать особенности развития искусства музыки и танца в Индии. Эволюция религиозных учений.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Т. 2


4

4


Храмовое зодчество.

Пантеон индийских богов, якшини, чайтьи, притвор, миниатюрная живопись,рага, «Веды»,ситар, «раса».Ступы, пещерные храмы, росписи Аджанты. Мавзолей Тадж-Махал.

Знать основные виды архитектурных сооружений индии и уметь описывать некоторые выдающиеся памятники индийского зодчества.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Т.2


5

5


Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2)

Суть своеобразия китайского зодчества, знать самые значительные памятники архитектуры Китая. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Поэзия Китая: Тао Юань-Мина, Ли Бо, Ду Фу.

Знать сущности учений Лао-Цзы и Конфуция, рассказывать о памятниках искусства, понимать значение и влияние китайской культуры.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.


Т. 3


6

6


Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.

Т.3


7

7


Тема 4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2)

Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Гравюра, нецке, «бидзинга»

Знать характерные черты японского зодчества, основные архитектурные достопримечательности Японии.

Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).


м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Т.4


8

8


Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.

Т.4


9

9


Тема 5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2)

Медресе, худжуры, михраб, айван, караван-сарай, мечеть, минарет, муэдзин, каллиграфии, куфи.

Своеобразие мавританского стиля, знать характерные черты изобразительного искусства (каллиграфии, куфи) и архитектуры ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.



10

10


Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.

Рудаки, Фирдауси Абулькасим, Омар Хайям, Саади, Низами Гянджеви

Знать представителей поэзии, характеристика их творчества, понимать значение книжной миниатюры.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.7


Раздел II.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции (14 ч)


11

1


Тема 6. Античность: колыбель европейской художественной культуры (2)

Вазопись, фрески Кносского периода, понятие стиля Дионистические действа, эстетическая программа комплекса

Акрополь, Парфенон

Куросы и коры Архаики, пантеон богов в искусстве, форум, колонна Трояна, акведук, владук, термы

Знать идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Знать основной этап развития древнегреческой скульптуры ( характерные черты архаики). Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени. Знать истоки и механизм постановки театрального искусства Древней Греции, отличия и особенности музыкального искусства

Мифологическая основа мировоззрения в культуре, мифы музыкального характера.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.8


12

2


Римская художественная культура.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры

Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - Мозаичная живопись, скульптурный портрет. Дифирамбы, пантомимы, гармоники, каноники. Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство. Зрелищные искусства. Музыкальная культура.

Знать особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

Знать особенности романского стиля в искусстве; особенности готического стиля в искусстве.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.9


13

3


Тема 7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2)

Путь к рождению христианства. Бытие. 10 заповедей. Псалтырь.

Знать основные части Библии, сказание о грехопадении, о Ное, в чем заключалась миссия Моисея, что такое Псалтырь. Понимать, какую роль сыграло христианство в мировой художественной культуре.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.10


14

4


Новый Завет.

Евангельское повествование от Матфея, Иоанна, Луки, Марка. Образ Иисуса Христа.

Знать из каких книг состоит Новый завет, Притчи, Нагорную проповедь. Понимать отличие ветхозаветных и новозаветных заповедей.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.11


15

5


Тема 8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2)

Традиции Византии. Две ведущих ветви христианства - католицизм и православие

Музыка в храмовом синтезе. Григорианский хорал. Роман Сладкопевец. Иоанн Дамаскин. Иоанн Кукузель. Поэзия: немецкие штильманы, рыцарская лирика, трубадуры, труверы, менестрели, миннезингеры.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Значение григорианского хорала.

София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм.

Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.12


16

6


«Пламенеющая готика» европейских соборов.

Иконография, нефы, апсиды, алтари, атриумы, понятие интерьера, собор Св. Софии, крестово-купольный храм архитектурная, космическая, топографическая и временная символика.

Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.13


17

7


Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2)

Гуманизм, Проторенессанс, Темпера, Тициана Вечеллио, Якопо Робусти Собор Святого Марка, Кватрогенто, Джотто

Титаны Возрождения :Леонардо да Винчи . Рафаэль (Выявление внутреннего мира персонажа в портретах и сопоставление его с внешним видом. Микеланджело, Тициан. Садово-парковое искусство, «терракотовое войско», пагоды Химеры, витражное искусство.

Характерных черт эпохи Возрождения,

жизнестроительные идеи Ренессанса. Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города

Окончательное освобождение масляной живописи от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан).

Многообразие таланта Тициана Вечеллио:

Соединение точности рисунка Микеланджело с колоритом Тициана в творчестве Тинторетто




18

8


Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.14


19

9


Тема 10. Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2)

Нидерланды. Ян ванн Эйк. Гуго ванн дер Гус. Иероним Босх. Орландо Лассо. Германия 15 в. Мартин Лютер. Альбрехт Дюрер. Хоры, закоморы, плинфа, цемянка, пилястры, килевидные арки (какошники), фасады.

Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.15


20

10


Художественная культура Франции.

Лессировки, темпера, портреты и гравюры Дюрера. Аскетизм, литургическая драма, романтский и готический стиль, перспективный портал, хор, пинакли, фронтоны, вимперги, собор Нотр-Дам в Париже, Школа Фонтенблю. Панэстетизм и индивидуализм. Франсуа Рамбле. Жан Гужон. Поэзия «Плеяды». Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы.

Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.16


21

11


Тема 11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей (2)

Мир Барокко. Англия: У. Шекспир, Г. Пёрсл. Испания: Х. Б. де Эррера, С. М. де Сервантес, Л. Ф. де Вега. «Золотой век» живописи. Фламандская живопись. Вершина голландского искусства.

Знать характерные черты живописи барокко, наиболее известных художников, поэтов, композиторов. Понимать, какую роль сыграли великие музыканты.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.17


22

12


Художественная культура Италии и Франции XVII в.

Лорецо Беррини. Караваджи. Зарождение оперы. (Я. Пери, Д. Каччини), инструментальная музыка. Поэтическое искусство. Лувр. Барокко в музыкальном искусстве.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.18


23

13


Тема12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2)

Творчество Ватто, Буше и Фрагонара. Свифт - в трагических стихах. Представители просветительской поэзии.

Знать особенности стиля рококо. Классицизм в искусстве Франции и Англии.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.19


24

14


«Венская классическая школа»

Создатели венского классицизма. Новые формы и образы.

Знать представителей композиторской школы, уметь определять стили композиторов.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.20


Раздел III.

Духовно - нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X - XVIII вв.) (9 ч)

15

25

1


Тема 13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2)

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева - «матери городов русских».



м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.21


26

2


Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

Музыкальный фольклор (обряды). Знаменный распев. Певцы-сказители. «Слово о полку Игореве» и др.


м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.22


27

3


Тема 14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2)



м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.23


28

4


Новгородская живопись и музыкальное искусство.



м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.24


29

5


Тема 15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2)


Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков.




30

6


Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.:


Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Особенности деревянного зодчества.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.25


31

7


Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2)



м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.26


32

8


Музыка и изобразительное искусство XVII в.:



м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.27


33

9


Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: (2)



м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.28


34

10


Формирование гуманистических идеалов



м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.29


35

11


Итоговый урок (1)



м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.30






Календарно-тематические план

11 класс

№ п/п

№ урока в разделе

Дата проведения

Тема учебного занятия

Элементы содержания (основные понятия)

ЗУН (требования к уровню подготовки)

Оборудование (наглядные пособия, ТСО)

Домашнее задание


Раздел №1.

Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.


1

1

Введение. Романтизм в художественной культуре Европы 19 в.: открытие внутреннего человека.

Синкретический характер искусства, мегалиты, дольмены, менгиры, кромлехи. Стоунхендж. Альтамир.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.).

Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.1


2

2

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

Зиккурат, пиктографическое письмо.

Знать особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.2


3

3

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

Фреска, канон, рельеф, амаркский период искусства Древнего Египта

Знать художественную культуру Древнего Египта.

Уметь рассказывать о создании и особенности основных памятников Древнего Египта, узнавать их на изображениях, понимать и доказывать их влияние на мировую художественную культуру.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.3


4

1

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма.

Вазопись, фрески Кносского периода, понятие стиля Дионистические действа, эстетическая программа комплекса

Акрополь, Парфенон

Куросы и коры Архаики, пантеон богов в искусстве, форум, колонна Трояна, акведук, владук,термы

Знать выдающихся представителей греческой философии. Уметь узнавать и анализировать изученные произведения.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.4


5

1

Романтизм в художественной культуре Европы

Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - Мозаичная живопись, скульптурный портрет. Дифирамбы, пантомимы, гармоники, каноники.

Знать особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.5


6

1

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

Иконография, нефы,апсиды, алтари, атриумы, понятие интерьера, собор Св. Софии, крестово-купольный храм архитектурная, космическая, топографическая и временная символика

София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).

Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.6


7

2

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

Аскетизм, литургическая драма, романтский и готический стиль, перспективный портал, хор, пинакли, фронтоны, вимперги, собор Нотр-Дам в Париже, Лессировки, темпера, портреты и гравюры Дюрера.

Темпера, Тициана Вечеллио, Якопо Робусти

Знать особенности романского стиля в искусстве; особенности готического стиля в искусстве.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.7


8

3

Мир реальности и мир «новой реальности»:

Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 начала 20 в.

Химеры, витражное искусство. Многоголосие, мистерии, моралите, миракли, григорианский хорал, псалмодия, кондукт и мотет, минезингеры

Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.8


9

4

Мир реальности и мир «новой реальности»:

Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 начала 20 в.

Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация

Многообразие таланта Тициана Вечеллио:

Соединение точности рисунка Микеланджело с колоритом Тициана в творчестве Тинторетто (Якопо Робусти).

Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера.


10

10

Проверочная работа



Раздел №2. Художественная культура России 19-нач.



Проверочная работа

11

1

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол 19 в.

Характерных черт эпохи Возрождения,

жизнестроительные идеи Ренессанса

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.9


12

2

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол 19 в.

Собор Святого Марка, Кватрогенто, Джотто

Знать характерные черты живописи Проторенессанса, наиболее известных художников

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.10


13

3

Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в. Обобщение материала

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.11


14

4

Художественная культура России пореформенной эпохи. Обзор

Н.Пруссен- художник классицизма, скульптурные шедевры классицизма. Прерафаэлизм, пейзажная живопись, пейзажи-катастрофы, пейзажи-очарования

Знать: основные произведения Н. Пруссена как основоположника классицизма; произведения Кановы, Торвальдсена, Фальконе, Гудона; характерные черты рококо. Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского.

Уметь: проводить сравнительную характеристику произведений искусства разных художественных стилей. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.12


15

5

Художественная культура России пореформенной эпохи. Литература

Вермер Делфский, жанры живописи, виды портретов: парсуна, камерный портрет, парадный портрет, скульптурный портрет.

Знать: представителей реалистического искусства

Уметь: распределять художников в соответствии с принадлежностью художника к определенному жанру живописи.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.13


16

6

Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись.

Барбизонская школа, литография, «передвижники»,

Знать: причины появления термина «реализм» применительно к сфере художественной культуры, сравнительные особенности реализма и романтизма, художественные принципы реализма. Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.14


17

7

Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка

Абстракционизм в. Кандинского. Супрематизм к. Малевича.

Знать: русских художников библейских сюжетов, исторических сюжетов. Прослушать некоторые романсы Рахманинова, и поделиться впечатлениями в небольшом сочинении-эссе

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.15


18

8

Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.

Мир фантасмагорий, символизм,

Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина), художественная манера символистов

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.16


19

9

Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.

Тест: «Искусство реализма и импрессионизма»

Гл.17


20

10

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Тест: «Культура барокко»

Гл.18


21

11

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм

Мир фантасмагорий, символизм,

Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина), художественная манера символистов

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.19


22

12

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм

Музыкальный авангард, феномен массовой песни, авторская песня



Гл.20


23

13

Проверочная работа




Раздел №3. Европа и Америка: художественная культура ХХ в.


24

1

Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла

Декоративно-прикладное искусство, дизайн, пассеизм, графика, функциональность

Оригинальность и неповторимость стиля модерн в искусстве, сравнительные особенности модернизма и символизма, отражение модерна в произведениях изобразительного искусства.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.20


25


2

Музыкальное искусство в нотах и без нот.

Массовое искусство, додекафония, атональная музыка, полиритмия, регтайм, ритм-энд-блюз, бибоп, модальный джаз, кантри, рок-музыка, рок-н-ролл, хард-рок, блюз-рок, поп-музыка, рок-опера

Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.21


27

3

Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость

Кубизм, фовизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм,

Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали)

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.22


28

4

Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость

Авангард, абстракционализм, суперматизм, социалистический реализм.

Оформить выставку-стенд по теме: «Мастера русского авангарда»

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.22


29

5

Художественная культура Америки: обаяние молодости

Конструктивизм, органическая архитектура, модулора

.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.23


Раздел №4. Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам


30

1

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры

Интеллектуальный театр, экспрессионизм, сюрреализм, «театр абсурда», «эпический театр»

Подготовить творческий портрет современного зарубежного театрального режиссера.

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.24


31

2

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры

Духовная и жизненная правда, общая совместная работа режиссера и драматурга, подтекст, искусство перевоплощения.

Сравнить театральные системы Станиславского и Мейерхольда, написать рецензию на одну из современных пьес современных драматургов

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.25


32

3

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.

Эффект «стоп-кадра», двойная экспозиция, монтаж.

Пользуясь справочной литературой охарактеризовать некоторые популярные жанры современного кино

м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.

Гл.26-27


33

4

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.

Просмотр отрывков из любимых фильмов учащихся, прослушивание музыкальных композиций современности.

Расположение города на архипелаге, насчитывающем более ста островов.

Собор Святого Марка - символ города и центр общественной жизни. Площадь Святого Марка.

Провоцирование природой поисков художниками особого колорита.

Окончательное освобождение масляной живописи от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан).

Гл.27


34

5

«Русская тема» в советском искусстве

Период «оттепели» в русской культуре

Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.


Гл.28


35

6

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий

Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК от XVII века до современности.

Гл.29-30


34

7

Проверочная работа

Гл.24-30


35

8

Итоговое занятие

Просмотр отрывков из любимых фильмов учащихся, прослушивание музыкальных композиций современности.





© 2010-2022