- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по МХК
Урок по МХК
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Проскурнина Л.А. |
Дата | 27.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МХК.
Романтизм в русской живописи.
" Свет ясной мудрости": творчество Василия Андреевича Тропинина.
Форма урока: беседа.
Проблема: Найти отличия романтизма В.Тропинина от западноевропейского
романтизма.
На доске: В. А. Тропинин. 1776 - 1857
Эпиграф урока: Целую Вашу душу, которая по чистоте своей способна всё понять
вполне. / К. Брюллов.
Ход урока.
I. Экспозиция 1.
Учитель ( или подготовленные учащиеся) : ...... Однажды во время обеда в московском доме графа Моркова случился конфуз. Гость - французский аристократ, стал усаживать за стол лакея, крепостного раба, обязанного стоять за стулом барина.... Впрочем, француза можно понять, перед обедом этот лакей показывал ему свои замечательные картины, которые привели гостя в полное восхищение.... Этим крепостным рабом был Василий Тропинин.
Проецируется автопортрет В. Тропинина на фоне Кремля.
II.Разработка темы.
Учитель: Его слава при жизни соперничала со славой самого Карла Брюллова.... Но всё это пришло после, а пока он - маляр: красит колодцы. кареты, потом постигает тайны кондитерского искусства, а явный талант к верному изображению на бумаге у юноши, граф считает пустым и ненужным времяпровождением.
На кондитера Тропинин учился в Петербурге , и здесь судьба улыбнулась ему: в это время Академия художеств распахнула свои двери людям всех званий. даже крепостным, лишь были они талантливы. В немногие свободные часы Тропинин начинает посещать классы Академии. Успехи его были замечательны - золотая медаль и , по традиции, право на поездку в Италию. Но..... вместо Италии граф Морков приказывает своему крепостному вернуться в имение, графу потребовался хороший кондитер. Впрочем, граф был " добр", позже он милостиво позволил художнику совмещать обязанности кондитера и живописца.
Учитель ( или подготовленные учащиеся) : 17 лет прошли в имении на Украине, затем отправка в Москву, восстанавливать барский дом после пожара 1812года. И все эти годы он рисует, создаёт множество портретов, сделавших его знаменитым.
Проецируются : Портрет писателя Самарина в охотничьем костюме.
Портрет Карла Брюллова на фоне Везувия.
Учитель предлагает учащимся определить, чем отличаются эти портреты от виденных учащимися ранее.
Учащиеся замечают, что портреты Тропинина больше похожи на жанровую живопись: герои заняты каким -то делом, много бытовых деталей , но, в отличие от жанра, на полотнах - вполне конкретные, узнаваемые лица.
Учитель подводит итог: Тропинин - создатель особого типа портрет - картина, т. е. портрет, в который привнесены черты жанра: детали быта, сюжетная завязка, модели - типизированные образы, но имеющие конкретные индивидуальные черты.
III. Экспозиция 2.
Учитель ( или подготовленные уч-ся): Всё настойчивее передовая русская интеллигенция, деятели искусства требуют от Моркова дать художнику вольную. Однако граф отказывает - ему лестно иметь такого крепостного раба в собственности, распоряжаться его жизнью и жизнью его близких по своей прихоти. Барин смилостивился только тогда, когда Тропинину исполнилось 47 лет! Отныне известный художник -свободный человек. Но и его жена и сын остаются в крепостном рабстве ещё долгие годы.
Проецируется: Портрет сына Арсения.
Учитель: Сын - это его светоч, его надежда: может ему выпадет более счастливая доля. Сколько поэзии, свободы и раскованности в этом, озарённом солнцем , воздушном .... Тропинину удалось скопить деньги для выкупа своей жены и сына только через 5 лет! Нелегко было художнику прожить эти годы, но горечь отчаяния и тоски не окрасила этот чудесный портрет.
В свои художник вкладывает настроение и характер. близкие ему самому: доброму, мягкому человеку. Этим настроением проникнута и его знаменитая " Кружевница".
Проецируется "Кружевница".
Трогательная очарование. улыбка, окрашенная печалью. Тропининские девушки из людской всегда заняты работой,
Проецируются : " Швея" и " Девушка с цветком".
они прядут, шьют, вышивают, плетут кружева, но их работа удивительно поэтична и одухотворена.Глядя на них, забываешь, что это - крепостные, " вещи" какого - либо барина, однако у художника нет тягостного чувства, душевного надрыва. Они ясны, терпеливы, спокойны....
IV. Выход в кульминацию.
Проецируется портрет А.С. Пушкина.
Учитель: это - один из лучших портретов поэта. Соболевский, друг Пушкина был недоволен всеми портретами поэта. Они казались ему слишком парадными. приглаженными, а ему хотелось сохранить облик Пушкина таким, каким его знали близкие друзья. ".......портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей, его любящих..." - говорил Тропинин и изображал людей такими, какими их видели в домашнем кругу. Пушкин позировал в домашнем халате, но всё же художник не смог рассказать о поэте. как о заурядной личности. это всё же не человек в халате. а поэт, накинувший халат, который лежит на его плечах словно тога римских сенаторов или королевская мантия. Руках в перстнях небрежно лежит на книге, задумчиво и одухотворено лицо.
Уч-ся читает: ...И мысли в голове волнуются в отваге.
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут......
Проецируется : автопортрет В.А. Тропинина на фоне Кремля.
Учащиеся инсценируют короткий диалог, основанный на воспоминаниях Т. А. Астраховой.
Уч-ся 1 : Из маленькой комнаты вышел в гостиную Василий Андреевич, среднего роста, с умной открытой физиономией, в очках, с добродушной улыбкой, в халате. с палитрой в руке....
Уч-ся 2 : Вы меня извините, что я - в халате, но я усвоил это платье. в нём свободнее работать, да так уж и принимаю свою братию - художников....
Уч-ся 1 : Мы входим в маленькую комнату с одним окном. где по стенам стояло и висело множество начатых и оконченных портретов.... Перед ним стоял мольберт, и на нём - портрет...".
V. Разрешение поставленной проблемы.
Уч-ся говорят о том, что в работах Тропинина нет настроения протеста, горечи разочарования, свойственных западноевропейскому романтизму в ИЗО, музыке и литературе, почти нет бурных страстей и мятежей. В русском романтизме часты мотивы задумчивой мечтательности. ожидания, надежды. светлой грусти.