Урок по МХК

Урок. посвященный творчеству В.А. Тропинина по теме: "Романтизм в русском искусстве".  В ходе урока приводятся биографические данные художника, учащиеся анализируют картины Тропинина, учитель подводит их к определению особого портретного жанра - портрет с элементами бытового жанра.  Форма урока - беседа с элементами драматизации. Цели урока: 1. расширение кругозора учащихся;2. эстетическое воспитание детей; 3. воспитание чувства гордости достижениями культуры своего народа, являющееся частью пат...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МХК.

Романтизм в русской живописи.

" Свет ясной мудрости": творчество Василия Андреевича Тропинина.

Форма урока: беседа.

Проблема: Найти отличия романтизма В.Тропинина от западноевропейского

романтизма.

На доске: В. А. Тропинин. 1776 - 1857

Эпиграф урока: Целую Вашу душу, которая по чистоте своей способна всё понять

вполне. / К. Брюллов.

Ход урока.

I. Экспозиция 1.

Учитель ( или подготовленные учащиеся) : ...... Однажды во время обеда в московском доме графа Моркова случился конфуз. Гость - французский аристократ, стал усаживать за стол лакея, крепостного раба, обязанного стоять за стулом барина.... Впрочем, француза можно понять, перед обедом этот лакей показывал ему свои замечательные картины, которые привели гостя в полное восхищение.... Этим крепостным рабом был Василий Тропинин.

Проецируется автопортрет В. Тропинина на фоне Кремля.

II.Разработка темы.

Учитель: Его слава при жизни соперничала со славой самого Карла Брюллова.... Но всё это пришло после, а пока он - маляр: красит колодцы. кареты, потом постигает тайны кондитерского искусства, а явный талант к верному изображению на бумаге у юноши, граф считает пустым и ненужным времяпровождением.

На кондитера Тропинин учился в Петербурге , и здесь судьба улыбнулась ему: в это время Академия художеств распахнула свои двери людям всех званий. даже крепостным, лишь были они талантливы. В немногие свободные часы Тропинин начинает посещать классы Академии. Успехи его были замечательны - золотая медаль и , по традиции, право на поездку в Италию. Но..... вместо Италии граф Морков приказывает своему крепостному вернуться в имение, графу потребовался хороший кондитер. Впрочем, граф был " добр", позже он милостиво позволил художнику совмещать обязанности кондитера и живописца.

Учитель ( или подготовленные учащиеся) : 17 лет прошли в имении на Украине, затем отправка в Москву, восстанавливать барский дом после пожара 1812года. И все эти годы он рисует, создаёт множество портретов, сделавших его знаменитым.

Проецируются : Портрет писателя Самарина в охотничьем костюме.

Портрет Карла Брюллова на фоне Везувия.

Учитель предлагает учащимся определить, чем отличаются эти портреты от виденных учащимися ранее.

Учащиеся замечают, что портреты Тропинина больше похожи на жанровую живопись: герои заняты каким -то делом, много бытовых деталей , но, в отличие от жанра, на полотнах - вполне конкретные, узнаваемые лица.

Учитель подводит итог: Тропинин - создатель особого типа портрет - картина, т. е. портрет, в который привнесены черты жанра: детали быта, сюжетная завязка, модели - типизированные образы, но имеющие конкретные индивидуальные черты.

III. Экспозиция 2.

Учитель ( или подготовленные уч-ся): Всё настойчивее передовая русская интеллигенция, деятели искусства требуют от Моркова дать художнику вольную. Однако граф отказывает - ему лестно иметь такого крепостного раба в собственности, распоряжаться его жизнью и жизнью его близких по своей прихоти. Барин смилостивился только тогда, когда Тропинину исполнилось 47 лет! Отныне известный художник -свободный человек. Но и его жена и сын остаются в крепостном рабстве ещё долгие годы.

Проецируется: Портрет сына Арсения.

Учитель: Сын - это его светоч, его надежда: может ему выпадет более счастливая доля. Сколько поэзии, свободы и раскованности в этом, озарённом солнцем , воздушном .... Тропинину удалось скопить деньги для выкупа своей жены и сына только через 5 лет! Нелегко было художнику прожить эти годы, но горечь отчаяния и тоски не окрасила этот чудесный портрет.

В свои художник вкладывает настроение и характер. близкие ему самому: доброму, мягкому человеку. Этим настроением проникнута и его знаменитая " Кружевница".

Проецируется "Кружевница".

Трогательная очарование. улыбка, окрашенная печалью. Тропининские девушки из людской всегда заняты работой,

Проецируются : " Швея" и " Девушка с цветком".

они прядут, шьют, вышивают, плетут кружева, но их работа удивительно поэтична и одухотворена.Глядя на них, забываешь, что это - крепостные, " вещи" какого - либо барина, однако у художника нет тягостного чувства, душевного надрыва. Они ясны, терпеливы, спокойны....

IV. Выход в кульминацию.

Проецируется портрет А.С. Пушкина.

Учитель: это - один из лучших портретов поэта. Соболевский, друг Пушкина был недоволен всеми портретами поэта. Они казались ему слишком парадными. приглаженными, а ему хотелось сохранить облик Пушкина таким, каким его знали близкие друзья. ".......портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей, его любящих..." - говорил Тропинин и изображал людей такими, какими их видели в домашнем кругу. Пушкин позировал в домашнем халате, но всё же художник не смог рассказать о поэте. как о заурядной личности. это всё же не человек в халате. а поэт, накинувший халат, который лежит на его плечах словно тога римских сенаторов или королевская мантия. Руках в перстнях небрежно лежит на книге, задумчиво и одухотворено лицо.

Уч-ся читает: ...И мысли в голове волнуются в отваге.

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге.

Минута - и стихи свободно потекут......

Проецируется : автопортрет В.А. Тропинина на фоне Кремля.

Учащиеся инсценируют короткий диалог, основанный на воспоминаниях Т. А. Астраховой.

Уч-ся 1 : Из маленькой комнаты вышел в гостиную Василий Андреевич, среднего роста, с умной открытой физиономией, в очках, с добродушной улыбкой, в халате. с палитрой в руке....

Уч-ся 2 : Вы меня извините, что я - в халате, но я усвоил это платье. в нём свободнее работать, да так уж и принимаю свою братию - художников....

Уч-ся 1 : Мы входим в маленькую комнату с одним окном. где по стенам стояло и висело множество начатых и оконченных портретов.... Перед ним стоял мольберт, и на нём - портрет...".

V. Разрешение поставленной проблемы.

Уч-ся говорят о том, что в работах Тропинина нет настроения протеста, горечи разочарования, свойственных западноевропейскому романтизму в ИЗО, музыке и литературе, почти нет бурных страстей и мятежей. В русском романтизме часты мотивы задумчивой мечтательности. ожидания, надежды. светлой грусти.



© 2010-2022