• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект занятия на тему: Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства в начальной школе

Конспект занятия на тему: Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства в начальной школе

ДИСЦИПЛИНА: Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумомТЕМА: Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства  в начальной школе. План:   1.Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на            уроке              изобразительного искусства.   2.Древние корни народного искусства. Древние образы в народом искусстве Тип урока: лекция, практическая работа.  
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН УРОКА



ДИСЦИПЛИНА: Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

Педагог : Смальченко А.А

ТЕМА: Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства.


План:

1.Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства.

2.Древние корни народного искусства. Древние образы в народом искусстве

Тип урока: лекция, практическая работа.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Это связано с рядом взаимодействующих между собой факторов, а именно:

- воспитание патриотических чувств, приобщение к миру прекрасного происходит у ребенка через ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства и побуждает в учениках первые яркие представления о Родине;

- декоративно-прикладное искусство обладает познавательной, нравственной и эстетической ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, способствует глубокому воздействию на мир ребенка;

- навыки и умение в творческой деятельности, путем создания образов, связанных с историей и культурой нашей Родины, ученики могут получить только на уроках изобразительного искусства.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» позволяет решать эту задачу на протяжении всего школьного курса обучения изобразительному искусству.

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с пятого класса она строится больше на познавательно-аналитическом уровне.

На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами кокошники, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

Для успешного проведения уроков по декоративно-прикладному искусству преследуются основные цели и задачи:

- формирование духовных качеств и эстетического вкуса у детей;

- вовлечение ребят в художественно-творческий процесс;

- пробуждение фантазии детей для создания собственных необычных композиций росписи;

- развитие мелкой моторики рук детей;

- обогащение словарного запаса.

Основными направлениями в работе являются:

- знакомство с работой кистью;

- ознакомление с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента различных видов росписи;

- знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;

- знакомство с символикой русского декоративного искусства и ее значением;

- создание детьми декоративных изделий;

-лепка;

-изучение русского народного костюма;

- изучение вышивки.

Малыши-первоклассники, научившись рисовать простейшие хохломские узоры, с удовольствием расписывают фанерные трафареты.

В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.В IV классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов.

Программа пятого класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства. Год углубленного изучения декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения. Он начинается с народного-крестьянского-прикладного искусства.

Целостный курс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается с народного - крестьянского - прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели еще прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой.

А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы - матрешки мал-мала-меньше, чем не забава - спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Исследователи отмечают, что богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.


Древние корни народного искусства. Древние образы в народом искусстве

(презентация)


Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Условные знаки:

  • ЗКонспект занятия на тему:Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства в начальной школе.емля -прямая горизонтальная линия

  • Вода - волнистая горизонтальная

  • Дождь - вертикальная линия

  • Огонь, солнце - крест или круг с крестом

Конспект занятия на тему:Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства в начальной школе. Из этих элементов выстраивался узор

Конспект занятия на тему:Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроке изобразительного искусства в начальной школе.

Не земля родит, а небо- русская пословица

  • Празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!

  • Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища; в виде розеток, ромбов

Практическое задание:

  • Выполни рисунок на тему древних образов в узорах вышивки или резьбе по дереву

  • Работая над образами древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца - обобщай форму исключая подробности

  • Смело украшай, фантазируй!

  • Работай с цветом, передай теплоту дерева

  • Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бу­мага.

Домашняя работа:

  • В тетради ответь письменно на вопрос- Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?

  • найти иллюстрации с древними образами в росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке. Оформи титульную страницу альбомного листа в русском народном стиле, подпиши титульный лист

  • Составление планов бесед для формирование представлений младших школьников о национальных культурах через декоративно-прикладное искусство


© 2010-2022