• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников (из опыта работы)

Применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников (из опыта работы)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение синквейнов, как одного из методических приёмов технологии критического мышления, на уроках изобразительного искусства с целью успешного развития младших школьников.

Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. На современном этапе обучения важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Успешному развитию и обучению младших школьников способствует применение в работе педагогов методов и форм развивающего обучения.

Одной из эффективных форм является технология критического мышления.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания [3].

Даная технология заставляет ребёнка мыслить.

Паскаль Блез говорил: «Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности» [2].

Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос.

Л.Н. Толстой писал: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти" [3].

Основа технологии критического мышления - три этапа в структуре урока: вызов, осмысление и рефлексия.

Все эти три этапа нацелены на развитие умственных способностей учащихся: учат решать проблему, формулировать идею (ключевую фразу), обогащают словарный запас; позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом и справиться с работой всем учащимся.

"Ум - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь"- говорил древнегреческий философ Плутарх [3].

Зажечь факел умственных способностей позволяют методические приёмы, которые входят в технологию критического мышления.

Одним из приёмов ТКМ является составление синквейнов.

Синквейн - это форма свободного творчества. Это почти стихи. Почти, потому что «столбиком», но не складно. Его называют пятистишьем, так как содержит пять строк.

Написание синквейна требует умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Относительная простота построения синквейна позволяют быстро получить результат, но не всегда всё сразу получается. Чтобы синквейн получился удачным, очень важно обращать внимание на содержательность каждой строки. [2].

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка - это слово - резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

- знает содержание учебного материала темы;

- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи [4].

Работать над составлением синквейна можно самостоятельно, в парах, в группе.

Во-первых, данный приём можно использовать для анализа узкого понятия.

Во-вторых, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя приготовленный дома синквейн, как подсказку [1].

Чаще всего на занятиях в начальных классах составляется традиционный (дидактический) синквейн.

Приведём примеры составления синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Рассмотрим тему урока в 4- ом классе: «Какого цвета Родина. Пейзаж родной земли»

Для составления синквейна возьмём слово «Родина».

1. Существительное: родина

2. Какая она для вас? Надо подобрать два прилагательных (например: прекрасная, единственная, удивительная, любимая, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? Надо подобрать три глагола (например: гордится, заботится, надеется, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

4. Своё отношение или афоризм, выражение, пословица или поговорка о родине (Лучше нет родного края! Моя родина - моё село и др.)

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину (страна, отчизна, отечество) Россия - Родина моя!

Приведём примеры составления синквейнов ещё по одной теме ИЗО в 4-ом классе: «За весной, красой природы, лето красное придет. Композиция и колорит весеннего пейзажа».

Для составления синквейна можно взять слова: «Композиция», «пейзаж», «весна».

Рассмотрим слово «весна».

1.Существительное: весна.

2.Прилагательные характеризующие это слово (их должно быть два): тёплая, радостная.

3.Три глагола, которые описывают действия существительного: наступает, оживает, радует.

4.Предложение, которое характеризует тему в целом: красивое время года.

5.Слово, которое отражает личное отношение ученика к теме: жизнь.

Следующее слово «пейзаж».

  1. Существительное: пейзаж.

  2. Два прилагательных: весенний, завораживающий.

  3. Три глагола: рассказывает, создаёт, очаровывает.

  4. Предложение, которое характеризует тему в целом: изображение природы.

  5. Слово, которое отражает личное отношение ученика к теме: картина.

Из приведённых примеров видно, что с помощью синквейна учащиеся учатся быстро и эффективно анализировать, синтезировать и обобщать понятия и информацию.

Можно усложнять задания детям: например, провести анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

Синквейн требует от ребёнка небольших временных затрат, а его составление - реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Но надо помнить, что только в системе применяя приёмы технологии критического мышления можно добиться положительных результатов.

Источники информации:

  1. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

  2. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

  3. festival.1september.ru/articles/573081 - «Формирование учебной мотивации младших школьников». Рыбакова В.М.

  4. 4. nsportal.ru - Что такое синквейн и как с ним работать.


© 2010-2022