Урок музыки 6 класс на тему

Урок музыки в 6 классе, 2 четверть на тему "Наскальные рисунки раскрывают свою тайну". Тип урока: изучение новой темы. Урок построен в виде путешествия. Цель урока: раскрыть связь между наскальными изображениями древности и музыкой старины через знакомство с жизнью и бытом древних людей в Казахстане.  На  уроке проводится интеграция таких предметов, как история и география Казахстана. Найденные исследователями наскальные рисунки с изображением человечков с музыкальными инструментами, рассказываю...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Тема четверти: Наскальные рисунки открывают свою тайну

Цель:

Рассмотреть связь между наскальными изображениями древностями и музыкой старины через знакомство с жизнью и бытом древних людей;

Развивать интерес к истории своей родины, мышление;

Воспитывать слушательскую культуру, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки.

Оборудование: э/презентация, аудио запись.

Ход урока.

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.

2.Введение в новую тему. (презентация)

Ребята, сегодня мы отправимся в далекое путешествие на нашей машине времени, в древние далекие времена, когда на земле только начал развиваться человек, и одним из его излюбленных занятий было изображение окружающего (того, что окружало древнего человека - животные, растения, сцены охоты и др.).

Жили люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все в стаде от мала до велика, занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.

Как человек овладел огнем - никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя - поймаешь огонь! Теперь он твой!

На стоянках людей запылали костры. Мясо, печеное на угольках, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.

В суровые, холодные зимы людям помогло выжить то, что они изобрели новые орудия труда, одежду и жилища.

Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей и шкур крупных животных.

Помимо собирательства, важным средством добычи питания становилась охота. Люди из племени, в основном, мужчины охотились на зверей. Их орудия труда изменялись, и человек придумал лук и стрелы. А произошло это из-за того, что вымерли большие животные - мамонты, шерстистые носороги и другие животные. Оставались мелкие животные, а лук со стрелами для меткого стрелка были хорошим оружием для добычи пищи. Меткий охотник с расстояния сотни шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.

Еще 150 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создающие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!». И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.

Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов - массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку. Однако, не только охоту изображали древние художники. Их культура и жизнь так же тесно связанна с песнями, музыкой, которую они исполняли. Через музыку они поклонялись своим богам. Конечно-это тоже они изображали на скалах.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов - предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида. Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад[1]. Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана. По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен.

2.Слушание. Кюй «Ата толгау» в исполнении фольклорного ансамбля «Отырар сазы».

Характеристика произведения.

Ну а сейчас нам пора возвращаться в настоящее время.

3.Распевка. Дыхательная гимнастика «Ладошки», «Насос».

4.Работа над песней «Анашым».

Закрепление. Что нового вы узнали на уроке? Что запомнилось? Какой музыкальный инструмент создали древние люди?

Домашнее задание. Наизусть песню, составить конспект по теме урока.


© 2010-2022