• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • «На Волге». Картины природы и судьба народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке

«На Волге». Картины природы и судьба народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке

Воспоминания поэта - основа стихотворения «На Волге» . Картины природы и судьба народа . Образы бурлаков.Изменение отношения рассказчика к родной реке. Искусство (Музыка, ИЗО, МХК)  (5 класс) Учебник: Страницы: Наглядно-демонстрационные материалы: иллюстрации картин И.Репина ,"Садко" "Бурлаки на Волге",портрет Репина. Вводная часть: Н.А.Некрасов был родом из помещичьей семьи, но с ранних детских лет осознавал дикость поместного быта, горячо сочувствовал подневольным крестьянам. Поступив в университет, поэт сам вел жизнь бедняков. Подводя итог определенному периоду своего творчества, он впоследствии напишет:Я лиру посвятил народу своему…Какие же...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспоминания поэта - основа стихотворения

«На Волге» . Картины природы и судьба народа . Образы бурлаков.

Изменение отношения рассказчика к родной реке.

Искусство (Музыка, ИЗО, МХК) (5 класс)

Учебник:

Страницы:

Наглядно-демонстрационные материалы:

иллюстрации картин И.Репина ,"Садко" "Бурлаки на Волге",портрет Репина.

Вводная часть:

Н.А.Некрасов был родом из помещичьей семьи, но с ранних детских лет осознавал дикость поместного быта, горячо сочувствовал подневольным крестьянам. Поступив в университет, поэт сам вел жизнь бедняков. Подводя итог определенному периоду своего творчества, он впоследствии напишет:

Я лиру посвятил народу своему…

Какие же жизненные впечатления, какие обстоятельства сформировали из среднерусского помещика-степняка «поэта печали и гнева народного»?
Познакомимся с фрагментами автобиографического стихотворения Н.А.Некрасова «Родина»:

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов...

Отец поэта был жестоким крепостником, недаром его крестьяне завидовали «житью последних барских псов». Неограниченная власть над людьми, безответный произвол к тому, что и в семье своей он был все тем же помещиком-крепостником. Ребенком Некрасов часто видел слезы на глазах своей вечно запуганной матери. Не все, понимая разумом, он многое чувствовал сердцем:

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я !..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавались ты несбыточной надежде -
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Столь же несчастливо сложилась и судьба сестры поэта. С ненавистью вспомнил Некрасов родительский дом,

Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Поэт видел страдания и нечеловеческий труд крепостных своего отца, он видел, как губительна тирания одного человека для целой семьи, он слышал стоны бурлаков, долетавшие с Волги, и пытался найти ответы на вопросы: кому на Руси жить хорошо? Можно ли как-то изменить существующий порядок вещей?
Отец будущего поэта мечтал, чтобы сын стал военным, продолжив семейную традицию. Но сын поступил в университет и отец лишил его всяких средств к существованию. Поэту пришлось собственными силами пробивать себе дорогу в жизни, бороться с нуждой и лишениями, учиться, искать ответы на трудные вопросы, которые еще в детстве поставила перед ним жизнь.

Основная часть:

До изобретения парового двигателя корабли и баржи самостоятельно двигались лишь вниз по течению рек. А вверх их тянули на длинных бечевах бурлаки. В любую погоду, под проливным дождем и палящим солнцем, утопая то в зыбучем песке, то в заболоченной жиже, месили они версты обутыми в лапти ногами. Под мерный речитатив заунывной песни мужики "несли лямку", каторжным трудом зарабатывая свой хлеб.
Теперь, когда мы знаем, кто такие бурлаки, попробуем объяснить и другие не совсем понятные слова и словосочетания стихотворения.
5. Словарная работа
"Нести лямку -фразеологизм , означающий "выполнять тяжелую,часто однообразную работу "
"ярмо " - устаревшее слово, имеет два значения. Прямое - "хомут из дерева для рабочего рогатого скота" и переносное "бремя, тяжесть». В каком значении употребил это слово поэт? (Конечно, в переносном. Но и добровольное уподобление человека скоту для идеи стихотворения тоже важно: человек не должен позволять вешать на себя "ярмо".)
6. Беседа о художнике:
Илья Ефимович Репин(1844-1930гг)
Его предки были чугуевские казаки: отец служил в уланском полку. Детство его протекало в тяжелой обстановке, которую давал характер украинских военных поселений. Учился он сперва у своей матери, державшей вольную детскую школу, а потом у приходского дьячка. Затем он поступил в корпус топографов. Страсть к живописи и упразднение корпуса побудили тринадцатилетнего мальчика поступить в учение местному живописцу Бунакову. В продолжении трех лет он так усовершенствовался в живописи, что стал получать заказы на иконописные работы. Удачный в денежном отношении заказ летом 1863года позволил ему осуществить заветную мечту- поехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Но в Академию он сразу не попал и всю осень проучился рисовальной школе Общества поощрения художеств. В январе 1864 года он поступил в Академию художеств, и с тех пор начинается ряд блестящих его успехов. Через год он уже получает малую серебряную медаль за эскиз ; в следующие два года ему присуждают четыре серебряные медали за рисунки и эскизы, а в 1869 году он уже получает малую золотую медаль за картину Иов и его друзья. В 1871 году на большую золотую медаль им в несколько месяцев была написана огромная композиция Воскрешение дочери Иаира. Это программная академическая работа, за которую художник получил большую золотую медаль. Христос в голубом ветхом плаще подошел к ложу, на котором лежит мертвая девочка- еврейка. Головка ее окружена венком из лилий и освещена двойным светом- дневным, льющимся справа и огненным - слева от светильника . У ног девушки - плачущая мать, далее отец и два апостола- Иоанн и Петр, следящие за учителем.
Отправившись в 1873 году за границу, Репин там написал картину на тему русской былины Садко, за которую им было получено звание академика и которая была приобретена императором Александром Третьим. Композиция эта отчасти аллегорическая: в Садко, попавшем в непривычную ему стихию, многие готовы были видеть портрет самого художника, небрежно следящего за красотами дочерей водяного царя . Садко смотрит поверх них и видит сквозь прозелень моря русскую девку - чернявку, которая милее ему всех заморских красоток.
Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась.
Так было и с "Бурлаками на Волге" - картиной, которую И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.
В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".
Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.
Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли. Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.
После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне. На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же невероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".
...Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.
Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.
И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.
Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".
Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.
Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.
Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.
Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.
По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.
В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...
Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в
1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"
Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".
На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках. В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".
Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.
7. Беседа по вопросам:
1. Рассмотрите репродукцию картины И.Репина "Бурлаки на Волге". О чем могут поведать измученные лица бурлаков, их лохмотья, напряженные фигуры? Зачем художник изображает на заднем плане белоснежный корабль? (Это пассажирское судно. На нем путешествуют, отдыхают, играют в карты и любуются волжскими просторами богатые люди...
А здесь, на берегу, намертво связанные с этим кораблем ненавистной лямкой бредут бурлаки. Этот контраст придает еще больший трагизм ситуации )
2. Что о жизни бурлаков мы узнаем из их разговора? (Труд этих людей настолько тяжел, что сама жизнь стала им безразличной, они ею уже не дорожат

...А кабы к утру умереть
Так лучше было бы еще )

3. Какова пейзажная зарисовка в начале стихотворения? Докажите. что все в ней дышит простором. (Мы видим горы, уходящие вершинами в небо, "бесконечный "лес, ширь, даль, небеса и реку, которая "светла и величава")
4. И вот на фоне этой безбрежной свободы появляются горстка измученных людей. Какими они впервые входят в стихотворение(зачитайте строчки)?
5. И.вот как будто освобождение: страшные образы отступают, уступая место светлым и радостным воспоминаниями детства. Какие картины прошлого предстают перед глазами поэта, вышедшего на берег родной реки (зачитайте строчки)
6. Но и среди этой детской сказки нас вновь настигает "этот вой". От него не уйти, не спрятаться; теперь, на фоне беспечных картин детства, он кажется еще более страшным.
Какое впечатление бурлацкая песня, услышанная впервые, произвела на Некрасова-ребенка? Как изменилось его отношение к родной реке? (пересказ эпизода "первая встреча с бурлаками".)
7. Какие чувства владели тогда героем? (Страх, сострадание, непоминание, неприятие неоправданной жестокости жизни.)
8. Изменились ли с годами чувства поэта к бурлакам? Какую роль в понимании позиции Некрасова играет повтор:

Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь./.../
Все та ж покорность без конца...?

(Поэт по-прежнему сочувствует тяжелому труду бурлаков, но теперь он понимает: ничто не изменится, если они сами не захотят эту жизнь изменить.)
9. Как вы понимаете слова поэта, обращенные к бурлаку

Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел…

(Это призыв расстаться с покорностью и смирением, восстать против судьбы, бороться за достойную жизнью.)

Завершающая часть:

На определенных этапах исторического развития России этот вопрос приобретал политический, революционный оттенок.
Но в основе своей он восходит к извечному нравственному выбору человека: покориться, смириться или бороться, восстать? Некрасов считал ,что русский мужик нереволюционен в своей основе, недаром именно в русском народе родилась поговорка про синицу в руках и журавля в небе, но роль свою, поэта, он видел в воспитании у народа гражданских чувств:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

10. Произведения Н.А.Некрасова всегда очень сюжетны. В основе каждого - рассказ о каком-либо событии. Вот почему его поэзия будит и разум, и чувства.
Что об историческом прошлом нашей Родины вы узнали из стихотворения "На волге"? Какие чувства оно пробудило в вашей душе?

Домашнее задание:

Первого уровня:

Выучить наизусть отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»



© 2010-2022