- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока ИЗО в 5 классе «Жостово. Роспись по металлу»
Разработка урока ИЗО в 5 классе «Жостово. Роспись по металлу»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаламаева Н.Л. |
Дата | 15.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5 класс.
Тема урока: Жостово. Роспись по металлу.
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла Жостово.
-
Развивать творческую и познавательную активность, навыки работы кистью без предварительного рисунка.
-
Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории и традициям.
Планируемые результаты:
-
Личностныетные результаты: отработка навыков самостоятельной и групповой работы, формирование интересов к новому материалу, эстетического вкуса, самостоятельности.
-
Метапредметные результаты:
-
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу,учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.
-
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.
-
Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
-
-
Предметные результаты: получить представление о ракурсах головы, научиться изображать голову человека в профиль.
Межпредметные связи: литература.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: мультимедиа проектор, презентация, интерактивная игра, магнитная доска, жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями, заготовка макета подноса и элементов росписи из бумаги для учеников, бумага, краски, кисти, клей.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Изучение нового материала.
-
Актуализация.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
-
Формулирование темы и целей урока.
В нашей огромной стране очень много народных умельцев, создающих изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с особенностями народного промысла Жостово.
-
Работа в тетради.
Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Жостовская роспись» (Слайд 1).
-
Беседа.
Ребята, как вы думаете, на какие вопросы сегодня на уроке мы должны будем получить ответы?
-
Что такое «Жостовская роспись»;
-
История развития промысла;
-
Технология росписи (Слайд 2).
Я вас просила найти любую информацию о жостовской росписи. Кто из вас может
сказать, что такое «Жостовская роспись»?
-
Работа в тетради.
Жостовская роспись - декоративная роспись металлических подносов масляными красками.
-
Беседа.
-
Что вы узнали из истории развития этого промысла?
-
На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток - чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале.
В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую.
-
-
Какой формы и размером были подносы?
-
Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или "скатертные", достигали размеров стола, а маленькие "закусочные" - не больше тарелки. Форма у них была самая разнообразная - овальные, круглые, восьмиугольные, прямоугольные, комбинированные и даже треугольные, гитарные и фестончатые (Слайды 3-13).
-
-
Что же изображали мастера на своих подносах?
-
Пейзажи, фрукты и цветы (Слайды 14-16).
-
-
Как располагаются цветы на подносе?
-
Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это букет, букет в разброс, венок, букет из угла (Слайды 17-20).
-
Рассказ учителя.
"Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство".
Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Конечно же, собым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название.
-
Работа в тетради.
Составление опорной схемы этапов росписи подносов (Слайд 21).
Этапы росписи:
-
-
-
грунтовка
-
замалёвок
-
тенёжка
-
прокладка
-
бликовка
-
чертёжка
-
посадка семенцов
-
привязка
-
уборка
-
-
-
Рассказ учителя.
Этапы росписи подносов (Слайды 22-30).
-
-
Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.
-
Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
-
Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.
-
Прокладка. Уточняются многие детали.
-
Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.
-
Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи - прожилки, кружевные края у листочков, прописываются "семенца" в центре чашечек.
-
Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.
-
Уборка. Украшение борта подноса.
-
-
Практическая работа.
-
-
Мастер-класс.
-
Показ учителя поэтапного изображения цветка и листика (Слайд 31).
-
-
Самостоятельная работа учащихся.
-
На шаблонах из бумаги изобразить цветы и листики (работа в группах).
-
Нанести уборку на заготовке макета подноса (работа в паре).
-
Интерактивная игра «Создай композицию росписи» (индивидуальная работа).
-
-
-
Итог урока.
-
-
Прикрепление на макет подноса элементов росписи.
-
Проверка работы ученика на компьютере.
-
Домашнее задание.
-
Вклеить в тетрадь образец жостовской росписи и подписать этапы работы.
-
-
Рефлексия урока.
-
Заверши фразу (Слайд 32):
-
Я пришёл сюда…
-
А знаете ли вы, что…
-
А ещё хочу сказать, что…
-
Если бы я был учителем, то я …
-
-
Слово учителя.
-
-
Я пришла сюда, чтобы познакомить вас с народным промыслом Жостово.
-
А ещё хочу сказать, что очень довольна результатами вашей совместной работы на уроке и была рада вас всех сегодня видеть.
Литература:
-
Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
-
Искусство детям. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
-
Народные художественные промыслы. Альбом. - М.: Советский художник, 1992.
-
ya-zemlyak.ru
-
liveinternet.ru
-
ru.wikipedia.org