Разработка урока ИЗО в 5 классе «Жостово. Роспись по металлу»

Разработка урока ИЗО в 5 классе по программе Б.М. Неменского «Жостово. Роспись по металлу». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Задачи урока: познакомить с особенностями Жостовской росписи, развивать творческую и познавательную активность учащихся, навыки работы кистью без предварительного рисунка, воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории и традициям.Раскрывается новая тема в форме беседы с богатым сопровождением наглядного материала. Инструктаж к работе проводи...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс.


Тема урока: Жостово. Роспись по металлу.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла Жостово.

  2. Развивать творческую и познавательную активность, навыки работы кистью без предварительного рисунка.

  3. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории и традициям.

Планируемые результаты:

  1. Личностныетные результаты: отработка навыков самостоятельной и групповой работы, формирование интересов к новому материалу, эстетического вкуса, самостоятельности.

  2. Метапредметные результаты:

    1. Регулятивные УУД: ставить учебную задачу,учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.

    2. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.

    3. Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

  3. Предметные результаты: получить представление о ракурсах головы, научиться изображать голову человека в профиль.

Межпредметные связи: литература.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы: мультимедиа проектор, презентация, интерактивная игра, магнитная доска, жостовские подносы и иллюстрации с их изображениями, заготовка макета подноса и элементов росписи из бумаги для учеников, бумага, краски, кисти, клей.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  1. Актуализация.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

  1. Формулирование темы и целей урока.

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, создающих изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с особенностями народного промысла Жостово.

  1. Работа в тетради.

Откройте свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Жостовская роспись» (Слайд 1).

  1. Беседа.

Ребята, как вы думаете, на какие вопросы сегодня на уроке мы должны будем получить ответы?

  • Что такое «Жостовская роспись»;

  • История развития промысла;

  • Технология росписи (Слайд 2).

Я вас просила найти любую информацию о жостовской росписи. Кто из вас может

сказать, что такое «Жостовская роспись»?

  1. Работа в тетради.

Жостовская роспись - декоративная роспись металлических подносов масляными красками.

  1. Беседа.

    1. Что вы узнали из истории развития этого промысла?

На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток - чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в России в ходу были подносы из папье-маше. В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале.

В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую.

    1. Какой формы и размером были подносы?

Каких только подносов не изготавливали те мастера! Трактирные, или "скатертные", достигали размеров стола, а маленькие "закусочные" - не больше тарелки. Форма у них была самая разнообразная - овальные, круглые, восьмиугольные, прямоугольные, комбинированные и даже треугольные, гитарные и фестончатые (Слайды 3-13).

    1. Что же изображали мастера на своих подносах?

Пейзажи, фрукты и цветы (Слайды 14-16).

    1. Как располагаются цветы на подносе?

Размещение или композиция цветов на подносах различна. Это букет, букет в разброс, венок, букет из угла (Слайды 17-20).

  1. Рассказ учителя.

"Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство".

Чем же отличаются эти вроде бы простые цветы? Конечно же, собым свечением. Это достигалось определенными приемами и этапами росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Эти этапы имеют свое название.

  1. Работа в тетради.

Составление опорной схемы этапов росписи подносов (Слайд 21).

Этапы росписи:

      • грунтовка

      • замалёвок

      • тенёжка

      • прокладка

      • бликовка

      • чертёжка

      • посадка семенцов

      • привязка

      • уборка

  1. Рассказ учителя.

Этапы росписи подносов (Слайды 22-30).

    1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным.

    2. Замалевок. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

    3. Тенежка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.

    4. Прокладка. Уточняются многие детали.

    5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем.

    6. Чертежка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи тонкой кисти наносятся штрихи - прожилки, кружевные края у листочков, прописываются "семенца" в центре чашечек.

    7. Привязка. Прописываются стебельки и травинки. Букет объединяется в единое целое.

    8. Уборка. Украшение борта подноса.

  1. Практическая работа.

    1. Мастер-класс.

Показ учителя поэтапного изображения цветка и листика (Слайд 31).

    1. Самостоятельная работа учащихся.

      1. На шаблонах из бумаги изобразить цветы и листики (работа в группах).

      2. Нанести уборку на заготовке макета подноса (работа в паре).

      3. Интерактивная игра «Создай композицию росписи» (индивидуальная работа).

  1. Итог урока.

    1. Прикрепление на макет подноса элементов росписи.

    2. Проверка работы ученика на компьютере.

    3. Домашнее задание.

Вклеить в тетрадь образец жостовской росписи и подписать этапы работы.

    1. Рефлексия урока.

Заверши фразу (Слайд 32):

  • Я пришёл сюда…

  • А знаете ли вы, что…

  • А ещё хочу сказать, что…

  • Если бы я был учителем, то я …

    1. Слово учителя.

  • Я пришла сюда, чтобы познакомить вас с народным промыслом Жостово.

  • А ещё хочу сказать, что очень довольна результатами вашей совместной работы на уроке и была рада вас всех сегодня видеть.

Литература:

  1. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  2. Искусство детям. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  3. Народные художественные промыслы. Альбом. - М.: Советский художник, 1992.

  4. ya-zemlyak.ru

  5. liveinternet.ru

  6. ru.wikipedia.org

© 2010-2022