Урок по изобразительному искусству Дымковская игрушка 4 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ФИО: Ланина Елена Владимировна

должность, звание: учитель ИЗО

полное название места работы МБОУ «СШ №4»

Урок изобразительного искусства

Тема урока: Дымковская игрушка

Цель урока: создать условия

Задачи:

- обучающие

-развивающие

-воспитательные

Тип урока: открытия нового знания

Формы работы учащихся: групповая, парная

Необходимое техническое оборудование:

УМК (литературный ряд)

Сборник «Народные художественные промыслы России», стихи о дымковской игрушке, сказка о Дымке, Кроссворд «Народные промыслы»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу.

УМК (музыкальный ряд)

-Вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

- песня «Дымковская карусель»;

- песня «Чем знаменито Дымково» (слова В.Фафанова);

-безтекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон -во время самостоятельной работы учащихся.

УМК (видеоряд)

Мультимедийная презентация, тематический слайд-фильм

Структура и ход урока:

Обязательные этапы урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

5. Первичное закрепление

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

К уроку может прилагаться презентация. Презентация заканчивается полными данными автора.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия.

Организационный этап

Здравствуйте. Проверьте все ли готово к уроку, список на слайде. Оцените свою готовность

Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. Выполняют самооценку готовности к уроку,(знаком большой палец вверх необходимый инструментарий есть, палец горизонтально основное необходимое есть, но чего - то не хватает, палец вниз - не готов.)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей

Актуализа ция знаний

Учитель организует работу для определения темы урока. Послушайте музыку и посмотрите на оформление.

Музыкальный момент. В кабинете звучит народная мелодия (Мотивация будущей темы урока).

В кабинете оформлена выставка глиняных игрушек созданных детьми, на доске висят изображения игрушек.

Учащиеся обращают внимание на экспозицию из глиняных игрушек (предметов народных промыслов) и фотографии глиняных игрушек.

Посмотрите внимательно ,чем расписаны игрушки? Есть ли закономерность?

Так что же это?

Смотрят выставку.



Вступают в диалог с учителем.


Закономерность есть,они повторяются

Орнамент (орнамент - от лат. - украшение - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание

Постановка учебной задачи

Учитель активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы


Ребята как Вы думаете зачем здесь организована эта выставка?

Одним словом как назвать ,то что мы видим?

Как Вы думаете кем это создавалось ?

Определите тему нашего урока.

Давайте уточним тему урока, посмотрите, это изображение чего?(рисунок на доске)

Измените слово так ,чтобы отвечало на вопрос игрушка какая?

Ребята вернее будет звучать дымковская

- С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего они сделаны? Где? - Вот зайчик. Все фабричные зайчики похожи один на другой, не отличишь.

Посмотрите на доску, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

Вот теперь определите тему урока.

Исходя из темы урока поставим цели ,что мы должны узнать?Чему научиться?

Как и где мы можем получить необходимые знания ?Как достичь целей?

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы.…

Дети формулируют проблему, ставят перед собой цель и задачу, определив границы знания и незнания, убеждаются в необходимости получения новых знаний.

Формулируют тему урока.

Связано с темой урока и с тем ,что мы будем делать сегодня.

Игрушка

народом

Народная игрушка

Дым

Дымная ,дымовая

Тема нашего урока: Дымковская игрушка



Чем отличается Дымковская игрушка от других, почему называется именно так, историю возникновения, используемые материалы ,рисовать ДИ

  1. Исследовать игрушку ,

  2. в учебнике,

  3. в интернет ресурсах.

Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели

«Открытие» обучающимися нового знания

Предлагаю Вам работать в группах. Пользуетесь ноутбуком для получения необходимых знаний, у Вас на столе сама игрушка.

Карточка.

  1. В чем различие орнамента росписи этих игрушек?


  1. В чем сходство?


  1. Узнать почему народные мастера применяли в украшении игрушек солярные знаки?


  1. Узнать к какому виду искусства относятся эти игрушки?


    Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению.

    У каждой группы дымковская игрушка, обучающиеся рассматривают .анализируют, детают простые выводы и фиксируют в карточке.

    Регулятивные: целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Предметные: умение читать символический образный язык ДПИ, солярные знаки, цвет и форму. Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии

    Первичное закрепление

    Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает ответить на вопросы:

    -Какие элементы декора вы рассмотрели?

    -Какой смысл, символическое значение они имеют?

    -Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве?

    Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой.

    Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание


    Динамическая пауза

    Личностные

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи







    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

    • Учитель. - А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).

    Урок по изобразительному искусству Дымковская игрушка 4 классУрок по изобразительному искусству Дымковская игрушка 4 классУрок по изобразительному искусству Дымковская игрушка 4 классУрок по изобразительному искусству Дымковская игрушка 4 класс


    • - Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.


    • Учитель. -

    • Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

    • Какие?

    • Какие элементы росписи будете использовать?


    • Учитель. - Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

    Урок по изобразительному искусству Дымковская игрушка 4 класс

    Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;


    Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах.

    Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции. Организуют самоуправление , озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.

    Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме. Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи. Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу




    Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи глиняных игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора. Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора. В парах и группах (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту - «главному художнику» Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта. Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона - оригинального образца Дымковской игрушки.






    Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи - росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка - до полного «разживочного» кистевого письма по объемной форме. Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации - композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

    Пууд



    Кууд


    Рууд





    ПУУД



    КУУД



    РУУД

    Рефлексия деятельности

    Учитель организует рефлексию.

    Закончите фразу:

    - Сегодня я выступил (а) в роли…

    - Я на уроке научился(лась)…

    - У меня получилось…

    - Делать своими руками - это…

    - Мне понравилось …

    Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».

    Цели и задачи:

    Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

    Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.

    Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

    А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

    А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласен с выводами, предложениями и оценками экспертов - «главных художников» и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

    Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год : Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

    СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.

    Заключительное слово учителя.

    Дом.задание: Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. Принести краски, кисти, альбом, ножницы.

    «УМЕЮ - НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практичес-ких работах корректи -ровку и недопуще-ния повторения подобных ошибок.

    пууд


    © 2010-2022