Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Кафедра технологического образования и искусства













Курсовой проект

«Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования »











Выполнила Метелькова Татьяна Васильевна

педагог дополнительного образования ЦВР

МБОУДОД «СОШ №59» г. Чебоксары











Чебоксары-2014



Содержание:





I. Введение. 3 стр.

II. Роль дополнительного образования в развитии

творческих способностей учащихся. 5 стр.

1. Организация работы детского объединения

изобразительного искусства. 9 стр.

2. Учебно - тематический план и содержание

курса «Изобразительное искусство»

1-го года обучения. 12 стр.

III. Заключение. 18 стр.

IV. Список литературы. 20 стр.

V. Приложение. 21 стр.





Введение



Французские педагоги любят рисовать вместе со своими воспитанниками крупными мазками сочной сине-голубой, сиренево-серой, бордовой гуашью и пастелью. Японские педагоги вместе с детьми рисуют серо-черной краской ажурные иероглифы. Бельгийские педагоги утверждают, что у мальчиков живопись более динамичная, раскованная, в ней преобладают открытые цвета, а у девочек - в пределах теплой части спектра, с полутонами - декоративная и романтическая. Но независимо от национальности, пола и возраста дети - талантливые импрессионисты, реалисты и авангардисты одновременно! Почти все дети любят рисовать, но некоторые боятся красок или того, что может не получиться задуманное. Иногда нужно просто дать возможность попробовать, почувствовать цвет, придать уверенность в себе, раскрепоститься…

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей, обладая широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Это особенно важно в настоящее время, когда современный ребенок большого города (мегаполиса) живет в мире постоянного стресса, обвала информации, экологических катаклизмов. В результате этого он часто испытывает душевное одиночество, неуверенность, духовный кризис. Многие полагают, что эффективным средством укрепления психического здоровья человека является творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание. Между тем многие педагогические и методические подходы, которые сформировались в 20-х-80-х годах, не соответствуют психологии современного детства. Изменился социальный заказ общества, условия жизни, возможно самоопределение, особенно это относится к детям. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность.

По мнению американского психолога и педагога А.Кожибского человеческая психика должна быть активна, человек должен постоянно работать над открытием нового, т.е. заниматься творчеством, т.к. это хорошо влияет на здоровье психики, от которой зависит и общее здоровье организма.

Актуальность проблемы воспитания гармонично-творческой личности предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных видах и формах художественно творческой деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования





Роль дополнительного образования в развитии

творческих способностей учащихся



В отличие от общего образования, система дополнительного образования является открытой и обладает рядом особенностей: более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие творческого потенциала обучающихся. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д.Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Главную роль в формировании индивидуальности ребенка безусловно играют родители. В настоящее время большой интерес у современных родителей вызывают индивидуальные занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. Особую роль играет художественно-эстетическое воспитание: изобразительное искусство, бумаго-пластическое моделирование; декоративно-прикладное искусство; архитектура и дизайн. Стали очень популярным профессии: дизайнер, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн среды.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и их общее развитие.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Изображая, ребенок использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает объемные модели-изображения. Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству потенциально содержит в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.

А как превратить обучение детей младшего возраста основам изобразительной грамоты в осознанное, интересное для ребенка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства?

Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Образное мышление в изобразительной деятельности при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Изображают дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Задача преподавателя изобразительного искусства - формировать и развивать творческое мышление ребенка, чтобы ввести его в реальный мир.

Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей учащихся, предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания, поддерживают интерес учащихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей, формируют художественное видение окружающего мира, способствуют формированию изобразительной грамотности учеников.

Условия, влияющие на развитие художественно-творческих способностей в системе дополнительного образования на занятиях изобразительным искусством:

- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

- смена видов заданий и упражнений, согласно разработанной методике;

- последовательное усложнение творческих задач при выполнении заданий и упражнений на развитие творческих способностей;

- применение разнообразных художественных материалов и техник;

- введение в структуру занятий игровых элементов и проведение их в игровой форме;

- использование проблемных ситуаций;

- проведение коллективных, интегрированных занятий;

- использование на занятиях изобразительным искусством технических средств и наглядных специальных пособий;

- проведение работы с родителями и др.

В систему дополнительного образования дети приходят добровольно по своему собственному желанию. Студии изобразительного искусства - это творческая атмосфера для коллективной и индивидуальной деятельности. Творческие задания в группе становятся импульсом к самостоятельному, индивидуальному творческому решению. Результатом занятия является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования



















Организация работы детского объединения

изобразительного искусства



На примере своего объединения я решила рассказать об организации работы с детьми первого года обучения по направлению «Изобразительное искусство». Объединение существует 5 лет на базе Центра внешкольной работы МБОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. В основе программы идеи, заложенные в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Б. М. Неменским , «Природа и художник» Т. Копцевой, программа для дополнительного образования «Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция» Мурлаги Р. И.

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования



Программа дополнительного образования по изобразительному искусству создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Педагог дополнительного образования, вооруженный соответствующим теоретико-практическим знанием, способен сегодня сыграть решающую роль в обеспечении качества внеурочной деятельности.

Программа художественного воспитания не ориентирована исключительно на одаренных детей. Цель программы - развить в каждом ребенке уверенность в своих возможностях и способностях овладения искусством как средством самовыражения, сообразно индивидуальным наклонностям. Именно поэтому набор детей в студию производится независимо от их способностей и умений. Единственным критерием является желание ребенка учиться в студии изобразительного искусства. Исходя из этого занятия могут варьироваться, учитывая индивидуальные особенности детей, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому.

Вся программа носит вариативный характер и может изменяться и дополняться в зависимости от социального заказа, материально - технической базы и уровня подготовки детей.

Основой для художественного самовыражения воспитанников должны являться не зарубежные журналы и картинки, а родная природа и народное искусство, которому в программе отводится большая роль.

Обучение детей начинается с наблюдений за окружающим миром, что происходит вокруг, что из увиденного можно изобразить. Это помогает развивать эмоциональную отзывчивость школьников в художественной деятельности. Параллельно с этим внимание учащихся направляется на рассмотрение художественных средств выразительности, с помощью которых можно передавать свои впечатления в рисунках или в работах декоративного искусства и пластики. Программа предполагает широкое использование нетрадиционных художественных техник, которые позволяют раскрыть возможности самых необычных материалов и тем самым расширить кругозор детей, раскрепостить их мышление, разбудить интерес к творческому труду. Таким образом, ребята учатся воплощать свои наблюдения, творческие идеи или замыслы.

Для активизации творческого потенциала учащихся используются следующие методы и формы работы:

 беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

 демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал (рисунки, репродукции работ известных художников, фотографии, работы народных мастеров, лучшие детские работы, альбомы по изобразительному искусству);

 работа с раздаточным материалом;

  • нетрадиционные техники рисования (рисование на мятой бумаге, рисование поролоновой губкой, зубной щёткой, ватными палочками, печать листьями, монотипия, сочетание восковых карандашей и акварельных красок, рисование по «манке»);

  • метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения различными художественными материалами, и позволяет понять возможности работы;

  • организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;

 организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

 организация выставок детских работ.



Учебно - тематический план 1-го года обучения

Раздел



№ урока


Тема

Дата

Кол-во часов

теория

практика

всего

I.Художественный язык изобразительного искусства.

1.

«Мы знакомимся с волшебными красками!» Инструктаж по технике безопасности.

Сентябрь

0,5

0,5

1

2.

«Радуга-дуга».

Сентябрь

0.5

0.5

1

3.

«Какого цвета осенняя листва?».

Сентябрь

0.5

0.5

1

4.

«Осенний букет».

Сентябрь

0.5

0.5

1

5.

«Царство деревьев».

Октябрь

0.5

0.5

1

6.

«Капризы природы».

Октябрь

0.5

1.5

2

7.

«Сказочный цветок».

Октябрь

0,5

0,5

1

8.

Урок-игра «Радуга-дуга все краски вместе собрала».

октябрь

1

1

II. Красота вокруг нас.

1.

«Мир полон украшений. Цветы».

Ноябрь

0.5

0.5

1

2.

«Узоры на крыльях».

Ноябрь

0.5

0.5

1

3.

«Подводный мир».

Ноябрь

0.5

0.5

1

4.

«Узоры, которые создали люди».

Ноябрь

0.5

0.5

1

5.

«Новогодняя ёлочка» (коллективная работа).

Декабрь

0.5

0.5

1

6.

«Узоры деда Мороза».

Декабрь

0.5

0.5

1

7.

Урок-фантазия «Новогоднее настроение».

Декабрь

0.5

1.5

2

III. Мир фантазий и увлечений.

1.

«Холодное царство. Замок Снежной королевы».

Январь

0.5

0.5

1

2.

«Белая берёза под моим окном…» (восковые карандаши, акварель).

Январь

0.5

0.5

1

3.

«Следы».

Январь

0.5

0.5

1

4.

«Русская красавица» (портрет).

февраль

0.5

1.5

2

5.

«Зимние забавы». Изображение фигуры человека.

февраль

0.5

1.5

2

6.

«Кто сказал «мяу»?

март

0.5

0.5

1

7.

«Чудеса».

март

0.5

0.5

1

8.

««Кто живет в Дымково?»

март

апрель

0.5

1.5

2

9.

«Жар - птица в холодном царстве».

апрель

0.5

0.5

1

10.

«Весна» (пейзаж).

апрель

0.5

0.5

1

11.

«К нам спешит Весна - красна» (создание сказочного образа).

апрель

0.5

0.5

1

12.

«Утро. День. Вечер. Ночь».

май

0.5

0.5

1

13.

«Искусство Гжели».

май

0.5

1,5

2

14.

«Я рисую море - голубые дали».

май

0.5

0.5

1

15.

Посвящение в юные художники. Урок-игра.

май

1

1

Итого:

14

22

36

Содержание занятий 1 года обучения:

I. Художественный язык изобразительного искусства

  1. «Мы знакомимся с волшебными красками». Вводная беседа. Правила техники безопасности на занятиях. Знакомство с художественными материалами. Работа кистью. Проба красок. Задание: «Путешествие цветной капли» (акварель, гуашь, кисти, бумага).

  2. «Радуга - дуга». Основные и составные цвета. Работа тремя основными цветами (синий, желтый, красный) и получение путём смешивания оранжевого, зелёного и фиолетового цвета. Задание: Радуга-дуга (акварель, гуашь,палитра, кисти, бумага).

  3. «Какого цвета осенняя листва?». Закрепление понятий об основных и составных цветах, совершенствование навыков смешивания красок на палитре. Задание: Коллаж из осенних листьев с использованием трафарета (гуашь, акварель, палитра, кисти, бумага, трафарет листьев).

  4. «Осенний букет». Составление композиции при помощи осенних листьев: подкладывая их под бумагу прорисовывать при помощи воскового карандаша контуры о прожилки листочков (бумага, восковые карандаши, осенние листья).

  5. «Царство деревьев». Рисование деревьев различных пород, характер и строение ( гуашь, восковые карандаши, бумага).

  6. «Капризы природы». Природа - это живой организм. Она радуется и печалится, спит и просыпается, капризничает и смеётся и т.п. Художники в своих картинах - пейзажах передают сложное настроение природы. Изображение различных стихий природы - ветра, дождя, грозы, града и т.д., как меняется настроение природы, её краски в непогожие ветреные осенние дни. Задание: выполнить композицию на тему «Осеннее настроение природы» (бумага А3, гуашь, акварель или графические материалы).

  7. «Сказочный цветок». Работа на развитие творческого воображения детей (любые художественные материалы по желанию ребёнка).

  8. Урок-игра «Радуга-дуга все краски вместе собрала». Завершающий урок четверти проводится в виде игры, викторины.

II. Красота вокруг нас.

1. «Мир полон украшений. Цветы». Украшения в нашей жизни. Кого и что мы украшаем? Какими бывают украшения? Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Задание: придумать и нарисовать сказочный цветок (цветной картон, гуашь, кисти).

2. «Узоры на крыльях». Красота порхающих бабочек. Понятие - «симметрия». Расположение узоров на крыльях бабочек. Задание: рисование бабочки, украшение её крыльев (восковые карандаши, акварель, бумага).

3. «Подводный мир». Рассматривание изображение различных рыб (аквариумных, речных, морских, океанических). Разнообразие форм и окрасок. Задание: изображение сцен из жизни рыб (восковые мелки, фон - акварель).

4. «Узоры, которые создали люди». Узор. Орнамент. Для чего служит орнамент? Где используется? Задание: создание украшения для новогодней ёлочки «Новогодний шар» (бумага, фломастеры, карандаш, линейка, ластик, ручки с блеском или гель для украшения).

5. «Новогодняя ёлочка». Рисование еловой веточки. Создание коллективной работы (гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей).

6. «Узоры Деда Мороза». Красота морозных узоров. Приёмы выполнения узоров. Задание: Создание снежных узоров на тёмно-синем фоне ( гуашь, кисти, бумага или картон тёмно-синего цвета).

7. Урок-фантазия «Новогоднее настроение». Итоговое занятие первого полугодия.

III. Мир фантазий и увлечений

1. «Холодное царство. Замок Снежной Королевы». Богатство холодной цветовой гаммы, какие вызывают ощущения. Задание: использование сказочных замков с использованием холодной гаммы цветов (замок Снежной королевы) (гуашь, бумага, кисти).

2. «Белая берёза под моим окном…» Красота зимней природы. Изображение заснеженной берёзы с использованием смешанной техники рисования (бумага, восковые карандаши (белый обязательно или восковая свечка), акварель).

3. «Следы». Как изобразить зимний лес (рассматривание репродукций и фотографий). Особенности изображения снега. Контраст черного и белого. Задание: изображение зимнего леса со следами животных на снегу (цветной картон, гуашь или уголь).

4. «Русская красавица» (портрет). Пропорции лица человека. Как передать настроение, эмоции человека. Задание: нарисовать погрудный портрет русской красавицы (или портрет мамы), постараться передать настроение (пастель, бумага).

5. «Зимние забавы». Изображение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Изображение человека в движении. Композиционное решение на листе. Задание: изображение играющих детей на прогулке (пастель, бумага или акварель).

6. «Кто сказал Мяу». Рассматривание фотографий с изображениями домашних питомцев (собак, кошек). Обратить внимание на пластику, повадки животных, конструктивные особенности той или иной породы. Техника рисования шерсти животных при помощи щетины и поролона. Задание: изображение кошки или собаки (бумага, гуашь, поролоновый тампончик, щетинная кисть).

7. «Чудеса». Изображение стилизованных деревьев в народном искусстве. Творческое самовыражение учащихся. Задание: изображение чудо - дерева или чудо-цветка (восковой мелок или пастель, фломастеры, краски по желанию).

8. «Кто живёт в Дымково?» Знакомство с народным промыслом. Особенности росписи дымковских игрушек. Задание: рисование дымковской игрушки на выбор (бумага, гуашь, кисти, карандаш, ластик).

9. «Жар-птица в холодном царстве». Тёплые и холодные цвета. Контраст. Образ сказочной птицы в русских сказках. Задание: создание творческой композиции (гуашь, бумага, палитра, кисти).

10. «Весна». Как меняется природа весной? Чем отличается весенний пейзаж от осеннего? Рассматривание репродукций известных художников. Задание: изображение весенней природы (восковые карандаши и акварель или монотипия гуашью).

11. «К нам спешит Весна - красна». С чем ассоциируется весна у детей? Признаки, отличающие это время года. На кого или на что может быть похожа Весна? Задание: создание художественного (сказочного) образа Весны в виде человека, птицы или животного (любые художественные материалы на выбор).

12. «Утро. День. Вечер. Ночь». Природа в разное время суток. Утренняя дымка. Яркий солнечный день. Закат солнца. Звезды и ночные силуэты. Задание: изобразить ночной пейзаж (свеча, тушь или акварель, гуашь).

13. «Искусство Гжели». Характеристика промысла, его особенности. Техника росписи гжельской посуды. Задание: роспись тарелки элементами гжельской росписи (круглая основа для росписи, гуашь, круглые кисти).

14. «Я рисую море - голубые дали». Рассматривание репродукций известных художников-маринистов. Море бывает разным: спокойным, волнующим, бушующим, как передать настроение моря? А как красиво море на закате солнца! Задание: изображение морского пейзажа (гуашь, бумага, кисти).

15. Посвящение в «юные художники». Урок-игра.

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования



Заключение

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого занятия по изобразительному искусству необходимо учитывать не только возраст детей, но и их способности.

Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников должна находить разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Перед государством, школой, родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырос не только здоровый и крепкий человек, но обязательно - инициативный, думающий, способный на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. Конкурентоспособность на рынке труда требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, достичь высокой производительности труда.

Свою педагогическую деятельность я направляю на формирование у обучающихся познания окружающего мира средствами искусства, на развитие творческого потенциала личности, способной к самоопределению в социуме, в будущей профессиональной сфере.

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования













Список использованной литературы

  1. Рутковская А. А. Рисование в начальной школе. - СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.6 «ОЛМА-ПРЕСС», 2001г. (Серия «Золотая коллекция начальной школы»).

  2. Михейшина М. В. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. - Мн.: Юнипресс, 2000.

  3. Корнилова С. Н., Галанова А. С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. - М.: Рольф, 2000.

  4. «Нетрадиционные художественные техники» (Журнал «Цветной мир» №6, 2008г.).

  5. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 1994г.

  6. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», 1994г.

  7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4ч. Обнинск: Титул, 1996г. - Ч.1. Основы рисунка; Ч.2. Основы живописи; Ч.3. Основы композиции; Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.

  8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  9. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для нач. школы./Под ред.Б.М.Неменского-М.:Просвещение, 1997г.



ПриложениеРазвитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образованияРазвитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образованияРазвитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образованияРазвитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образованияРазвитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образованияРазвитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образованияРазвитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования



Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования



Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования



© 2010-2022