Дополнительная общеразвивающая программа Цветные фантазии

В самом начале педагогической деятельности я столкнулась с тем, что есть много детей младшего школьного возраста без изобразительных способностей, желающих записаться в студию изобразительного искусства, (то есть, существует социальный заказ).Появилась необходимость в создании программы обучения, содержание которой вызвало бы интерес учащихся к занятиям и соответствовало уровню возможностей данных детейОбразовательная программа «Цветные фантазии» была разработана в соответствии с Законом Р...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Шекснинского муниципального района

«Шекснинский дом детского творчества»




Утверждена приказом директора БОУДОД

ШМР «ШДДТ» № _____ от

___________________




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

« Цветные фантазии»

название дополнительной образовательной программ



Направление - художественное

Составитель - Филиппова Анна Николаевна

педагог дополнительного образования

возраст обучающихся - 7 - 10 лет

срок реализации программы - 3 года

Рассмотрена методическим советом

протокол № 1 от 27.08.2014 г.

Принята педагогическим советом

Протокол № 1 от 29.18.2014 г.


п. Шексна

2014 г.


Пояснительная записка

«Главная миссия дополнительного образования - создание пространства для развития души» (А.Г. Асмолов).

Художественное творчество доступно всем, поэтому в изостудию нашего Дома творчества мы принимаем детей без всякой избирательности, экзаменов, полагая, что каждый ребенок имеет задатки к изобразительному творчеству.

Создавая максимально благоприятные условия художественного развития для всех, окружая каждого ребенка заботой, любовью, вниманием оснащая студию всеми необходимыми наглядными пособиями для занятий, постановочным материалом, мы создаем предпосылки к раскрытию индивидуальных способностей детей. В этих условиях тот, кто, образно говоря, «рожден для искусства», непременно выделится сам, быстрее найдет себя, самоопределится в будущей профессии.

Но, для того чтобы сформировать у учащихся устойчивый интерес на дальнейшую деятельность в студии, необходим высокий профессионализм педагога, его постоянное стремление к самосовершенствованию и в педагогической практике, и в индивидуально-творческой работе.

Проявление интереса к изобразительному искусству является предпосылкой развития в старшем возрасте художественно-творческих способностей к рисованию.

Чтобы создать хотя бы простейший, но конкретный продукт, нужны знания и навыки, в том числе и о способах деятельности (правила работы инструментами, правила создания художественных композиций). Поэтому, снабдив учащихся определенным минимумом знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных продуктов, можно говорить об обучении творчеству.

Для детей рисование имеет огромное развивающее значение, когда ребенок овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

Образовательная программа «Цветные фантазии» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»

(от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ). Она является результатом работы руководителя изостудии в течение двух лет, рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Режим занятий - 4 - 6 часов в неделю, всего за год 144 - 216 часов

(3г.об.). Численность детей в группе 8 -10 человек, в целях осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку и требований СанПиН2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей)

Новизна программы заключается в том, что она имеет комплексный характер, в нее включены различные виды изобразительной деятельности и новое направление "дизайн". На занятиях применяются различные материалы, таких как восковые мелки, гуашь, цветные карандаши, витражные, акриловые краски. Включены новые современные техники: флористика, пластилиновая мозаика, коллаж, конструирование, декоративное рисование, техники работы с бумагой: (папье-маше, оригами модульное оригами, квиллинг, айрис - фолдинг, скрапбукинг, кардмейкинг), витражная роспись, батик; нетрадиционные техники рисования (монотипия, граттаж, кляксография, ниткография, рисование ватными палочками, набрызг и др.)

Занятия изобразительным искусством и дизайном распределены так, чтобы изучение материала проходило от простого к сложному, с чередованием видов деятельности, постоянным освоением новых понятий техник и материалов, исключительно важных для последующего развития художественных способностей учащихся.

В учебно-тематическом плане программы допускается замена творческих работ, в связи с введением новых инновационных технологий.

Цель программы - формирование устойчивого интереса к обучению изобразительному искусству средствами освоения базовых навыков изобразительной деятельности.

Основные задачи:

Обучающая - знакомство с разными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности, овладение навыками работы с ними.

Развивающая - развитие творческих и индивидуальных способностей, образного мышления, воображения и фантазии средствами использования нетрадиционных техник рисования, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.

Воспитывающая - воспитывать любовь к искусству, умение понимать его; формировать ценностное отношение к окружающему миру через творчество.

В курсе обучения предусмотрено изучение нескольких предметов: композиция (тематическое рисование), живопись и графика (рисование с натуры) и дизайн.

Темы для композиций даются простые, которые выполняются за одно занятие. Используется коллективное творчество, в котором за несколько занятий дети рисуют элементы для общей композиции, а потом все вместе работают над их объединением.

При рисовании с натуры основное время отводится живописи, так как в этом возрасте дети ярче воспринимают цвет, а не форму.

Предпочтительнее рисовать гуашью, а не акварелью. Технику акварели дети лучше осваивают в более старшем возрасте.

Работая без карандаша, сразу цветом, предварительно находя его на палитре, а затем на бумаге, находя нужную форму кистью, рисуя от пятна, дети учатся понимать, как обобщать цвет, передавать локальный цвет предмета, отделяя главное от второстепенного.

На занятиях дизайном дети знакомятся с некоторыми правилами оформления и украшения предметов быта.

Детям дается возможность познакомиться с различными декоративными материалами и поработать в различных техниках (Флористика, аппликация, монотипия и мозаика).

Принципы, формы и приемы, используемые в программе:

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к познавательной и творческой работе. В учебном процессе применяются разные формы обучения: теоретические занятия (беседа, лекция, объяснение, занятие-презентация, просмотр фильмов, видео) игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения тем полугодия и года.

Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе, он предполагает проведение коллективных и групповых форм проведения занятий. Такие занятия вводятся в программу с целью формирования опыта общения, сплочения коллектива. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров ДДТ. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта деятельности, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, постоянно овладевая новыми навыками изобразительной деятельности.





Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тематический блок

Часы

Всего

Техника

(форма проведения)


Теория

Практика

Композиция

1

Вводное занятие

Свободная тема


1

1

2

Беседа -

инструктаж по технике безопасности с предметами искусства

2

Цветик - семицветик


0,5

1,5

2

рисование

3

Радужный зонтик


0,5

1,5

2

рисование

4

Планета огня

0,5

1,5

2

Рисование-фантазирование

5

Замок снежной королевы

0,5

1,5

2

Рисование-фантазирование

6

Гусеница

0,5

1,5

2

рисование

8

Рисование осенних деревьев

0,5

1,5

2

Экскурсия,

Методика рисования от ладошки

9

Моя любимая игрушка

0,5

3,5

4

Рисование ватными палочками

10

Веселый или грустный клоун

0,5

1,5

2

Поэтапный рисунок. Методика рисования « от капельки».

11

Танец снежинок

0,5

1,5

2

Рисование восковыми мелкам

12

Морозные узоры

0,5

1,5

2

Рисование на темном фоне

13

Добрый Дедушка Мороз

0,5

3,5

4

Рисование по представлению.

14

Зимние забавы


0,5


3,5


4

Рисование по представлению

15

Спящий котик


0,5


1,5


2

Рисование

17

Иллюстрация к сказке «Лиса и Журавль»


0,5


3,5


4

Рисование - иллюстрирование

18

Я и мое тело

0,5

1,5

2

Поэтапное рисование человека от камушка и от вешалки

19

Широкая Масленица

0,5

5,5

6

Коллективное творчество

21

Защитники земли русской

0,5

1,5

4

Сюжетное рисование

23

Колючий ёж

0,5

1,5

2

Рисование штрихом

24

Весна-красна - праздник света и тепла

0,5

3,5

4

Рисование

25

Солнечный луг одуванчиков

0,5

1,5

2

Рисование цветными карандашами

26

День и ночь (контраст и нюанс)

0,5

1,5

2

Декоративное рисование


Всего



60


Рисование с натуры

Рисование плоских предметов

1

Листья березы

0,5


1,5


2


Живопись

Рисование с натуры

2

Расческа

Паутина

0,5

1,5

2

Рисунок

Освоение навыков штриховки

Рисование объемных предметов.

3

Учебная постановка

Яблоко и груша

0,5




1,5





2




Живопись

Рисование с натуры

4

Рисование объемной мягкой игрушки

0,5

1,5

2

Живопись

5

Учебная постановка

Матовый керамический горшок на холодной драпировке

0,5

1,5

2

Живопись


6

Учебная постановка

Букет цветов

0,5

1,5

2

Живопись



Итого:


3

9


12







Дизайн

1

Аппликация из засушенных листьев и различных природных материалов

0,5

5,5

6

флористика

2

Моя мама самая красивая

0,5

3,5

4

Аппликация с элементами рисования

3

Пушистые картинки

«Любимый сказочный герой»

0,5

19,5

20

Мозаика из ниток

4

Цветочные снежинки

0,5

3,5

4

Аппликация декоративная с элементами конструирования

5

Рождественский ангел

0,5

1,5

4

конструирование


Новогодние игрушки

0,5

1,5

2

Конструирование из бумаги

6

Лес, точно терем расписной

0,5

3,5

4

Аппликация из бумаги

7

Грустные и веселые кляксы

0,5

3,5

4

Кляксография

8

Кружево природы

0,5

1,5

2

Ниткография

9

Открытка к 8 Марта

0,5

1,5

2

Аппликация манкой

10

Космические фантазии

0,5

1,5

2

Граттаж

12

Первые подснежники

0,5

1,5

2

Обрывная аппликация

13

Чудо - писанки

0,5

3,5

4

Папье-маше

Роспись

14

Сувениры и поделки из яичной скорлупы

0,5

3,5

4

Папье-маше

Декорирование

15

Удивительный мир бабочек

0,5

1,5

2

Монотипия

Рисование отпечатками

16

В весеннем небе салют Победы

0,5

1,5

2

Аппликация из бумаги

17

Поющая лягушка

0,5

1,5

2

Оригами с элементами рисования

18

Подготовка выставки. Промежуточная аттестация

-

-

2

Просмотр, отбор работ оформление выставки


Итого:


8,5


63,5


72

Изобразительное искусство: 72 часа; дизайн: 72 часа

Всего по программе первого года обучения: 144 часа


По окончанию 1 года обучения дети должны:

Знать

- иметь представление об основах цветоведения (основные и дополнительные цвета, холодные и теплые цвета, оттенки цветов, свойства).

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, природного и других материалов.

Уметь

- Правильно организовать рабочее место

- создавать эскизы, черновые разработки

- передавать сложную форму и пропорции предметов линией (использовать методику рисования от простейших форм)

- правильно пользоваться художественными материалами и техникой работы с ними.

- правильно подбирать формат листа и компоновать предметы на нем.

- работать с палитрой, получать и смешивать цвета

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы

Учебно-тематический план 2 года обучения

Композиция

п/п


Тематический блок

часы

Всего

Техника

(форма проведения)

теория

практика

1

Вводное занятие

«Осеннее настроение»

(Создание осеннего пейзажа)

Темы: листопад; дождь; день знаний и др.

0.5

3,5

4

Инструктаж по ТБ

2


«Моя мама!»


0.5

3,5

4

Поэтапное рисование портрета с плечевым поясом.

3

«Моя семья»

0.5

3,5

4

Рисование

4

«Зимний пейзаж»

0.5

3,5

4

набрызг

6

«Образ Бабы яги»

0.5

3,5

4

фантазирование

7

«Встреча с инопланетянами»

0.5

3,5

4

фантазирование

8

«Морская тема»

На дне морском, в заморском царстве, речные обитатели и т.д.

0.5

3,5

4

По представлению

9

«Цирковое представление»

0.5

3,5

4

По представлению

10

«Улица родного поселка»

( перспективное изображение)

0.5

5,5

6

Беседа о истории родного края

Рисование

11

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»

0.5

3,5

4

иллюстрирование

12

«Вот я вырасту и стану…»

Моя будущая профессия

0.5

3,5

4

фантазирование

13

Несуществующее животное (фантастическое)

0.5

3,5

4

фантазирование

Итого:

7

51

50

Рисование с натуры

п/п

Тематический блок

часы

Всего часов

Техника

(форма проведения)

теория

практика

1

Овощи (2-3)

живопись

0.5

1,5

2

Рисование с натуры

2

Рисование дерева

( по памяти, представлению)

0.5

1,5

4

Рисование по представлению

3

Рисунок куба

0.5

1,5

2

Рисование с натуры

4

Линейное построение бытового предмета (кувшин, чайник, ваза)

0.5

1,5

2

Рисование с натуры

5

Бытовой натюрморт из 2-х предметов (гризайль)

0.5

3,5

4

Рисование с натуры

7

Горшок и декоративная тыква на теплой драпировке (живопись)


0.5

3,5

4

Рисование с натуры

8

Букет цветов (цв.кар.)

0.5

1,5

4

Рисование с натуры

Итого:

4,5

17.5

22


Дизайн

п/п

Тематический блок

часы

Всего

Техника

(форма проведения)

теория

практика

1

«В гостях у сказки»

(Образы отдельных

персонажей)


0,5

17,5

18

Пластилиновая мозаика,

2

«Мамин день»

0,5

1,5

2

Конструирование

3

«Новогодний маскарад-время масок»

0,5

3,5

4

Аппликация с эл. рисования

4

«Новогодняя красавица»

0,5

3,5

4

конструирование

5

«Снегопад»

(Изготовление новогодней елочной игрушки)

0,5

1,5

4

Квиллинг

6


Монограмма имени (буква)

0,5

17,5

18

Стилизация

7

« Открытка - валентинка»

0,5

1,5

2

Конструирование

8

«Весенний букет»

(Изготовление панно к 8 марта)

0,5

5,5

6

Витраж

9

Открытка к 23 февраля

0,5

1,5

2

Конструирование

10

«Сказочная Гжель»

Натюрморт из 2-3х предметов по мотивам росписи

0,5

3,5

4

Роспись

11

Пасхальные украшения

0,5

1,5

2

Конструирование

12


«Цветочные мотивы»

0,5

3,5

4

Батик на пяльцах

13

Подготовка выставки. Промежуточная аттестация

_

_

2

Просмотр, отбор работ, оформление выставки

Итого:

7

65

72

Изобразительное искусство: 72 часов; дизайн: 72 часа

Всего по программе второго года обучения: 144 часов

По окончании 2 года обучения дети должны

Знать

- виды и жанры изобразительного искусства

- некоторых художников и их произведения

- иметь представление о пропорциях лица и тела человека (умело применять простые способы изображения человека).

- основы цветоведения (основные и дополнительные цвета, холодные и теплые цвета, оттенки цветов, свойства).

Уметь

- уметь передавать форму предметов, пропорции, их соотношения в пространстве (изменение размеров), линейно их изображать.

- пропорционально переносить изображение с эскиза на формат, вести работу "от общего к частному"

- композиционно правильно располагать изображение

- словесно и в рисунке передавать свои чувства при восприятии красоты окружающего мира и произведений искусства;

- правильно пользоваться художественными материалами и техникой работы с ними.

- уметь выделять главное в рисунке, передавать движение.




Учебно-тематический план

3 год обучения

Композиция



144 часа

216 часов



п/п


Тематический блок

часы


Всего

теория

практика

Всего

Техника

(форма проведения)

теория

практика

1

Вводное занятие

«Осенний букет»


0.5

3,5

4

0,5

5,5

6

Инструктаж по ТБ

Комбинированная техника

2


«Природа цвета»


0.5

1,5

2

0,5

2,5

3

Беседа ( презентация)

Упражнения с цветом

3

«В гостях у осени»

0.5

3,5

4

0,5

5,5

6

рисование

"Узор в полосе"

0,5

3,5

4

0,5

5,5

6

Рисование по мотивам народных росписей

4

«О жанрах изо»

1

0

1

3

0

3

Беседа

5

«Цветочный город»

0.5

5,5

6

0,5

5,5

6

фантазирование

«Чародейка зима»

0,5

5,5

6

0,5

5,5

6

По представлению

6

«Это мой папа!»

0.5

5,5

6

0,5

5,5

6

Рисование по представлению

7

Великие русские художники

1

0

1

3

0

3

Беседа

8

"Ковер- самолет»


0.5

3,5

4

0,5

5,5

6

Рисование с элементами росписи

11

"Мое настроение»

0.5

3,5

4

0,5

5,5

6

Рисование -фантазирование с применением различных материалов

13

"Дружеский шарж"

0,5

3,5

4

0,5

5,5

6

Беседа

Рисование портрета с преувеличение (уменьшением) характерных особенностей лица.

14

"Дом моей мечты"

0,5

3,5

4

0,5

5,5

6

фантазирование

Итого:

7,5

42,5

50

26,5

42,5

69

Рисование с натуры

п/п

Тематический блок

часы

Всего




Техника

(форма проведения)

теория

практика

1

Поэтапное рисование елки

0.5

1,5

2

0,5

2,5

3

Поэтапное рисование

Живопись

2

Учебные графические упражнения

0.5

1,5

2

0,5

2,5

3

Правила затачивания карандаша

Повторение ТБ

Выполнение упражнений

3

Бытовой натюрморт из 2-х предметов

0.5

1,5

4

0,5

5,5

6

Рисование с натуры

Живопись

4

Рисунок шара

0.5

1,5

4

0,5

5,5

6

Рисование с натуры

рисунок

5

Линейные наброски предметов быта (стол, стул и т.д.)

0.5

1,5

2

0,5

2,5

3

Рисование с натуры

6

Линейные наброски человека

(сидящего, стоящего)

0.5

1,5

2

0,5

5,5

6

Рисование с натуры

7

Бытовой натюрморт (гризайль)

0.5

3,5

4

0,5

5,5

6

Рисование с натуры

9

Этюд первоцветов


0.5

3,5

4

0,5

5,5

6

Рисование с натуры

Живопись

Итого:

4

20

24

4,5

34,5

39

Дизайн

п/п

Тематический блок

часы

Всего часов




Техника

(форма проведения)

теория

практика

1

Модульное оригами

«Зверюшки»

( лебедь и др.)

0,5

29,5

30

0,5

29,5

30

Модульное оригами

2

«Мамин день»

(Поделки ко дню Матери)

0,5

1,5

2

0,5

5,5

6

Конструирование

3

"Снеговик"

0,5

3,5

4

0,5

8,5

9

Обмотка ниткой шаров

Склеивание поделки

Декор

4

"Новогодний декор"

( украшения на окна)

0,5

1,5

2

0,5

2,5

3

Роспись на файле витражными красками

5

"Открытки-Валентинки"

0,5

1,5

2

0,5

1,5

3

Конструирование

в технике Айрис- фолдинг

6

"Декоративная тарелочка"

0,5

7,5

8

0,5

11,5

12

Папье-маше

Роспись

7

"Муха-цокотуха"

0,5

1,5

2

0,5

2,5

3

Аппликация из картона

8

"Открытка к 23 февраля"

0,5

1,5

2

0,5

2,5

3

Различные техники

9

"Поделки из С Д -дисков "

0,5

3,5

4

0,5

5,5

6

Конструирование, витражная роспись

10

"Открытки к 9 мая!"

0,5

1,5

2

0,5

2,5

3

Конструирование

11

"Изготовление украшений на руку"

0,5

1,5

2

0,5

2,5

3

Плетение из лент

12

"Фоторамка"

0,5

5,5

6

0,5

11,5

12

Квиллинг

13

"Текстильный коллаж "

(Декоративный натюрморт из 2-3 предметов)

0,5

5,5

6

0,5

11,5

12

Беседа

Коллаж из ткани

12

Подготовка выставки

Аттестация по окончании программы

-

-

3

3

Выставка (отбор работ оформление, организация, итоги)

Итого:

6,5

65,5

73

6,5

114,5

108

Всего по программе третьего года обучения: 146 часов: Изобразительное искусство:74 часа; дизайн: 72 часа

216 часов :Изобразительное искусство: 108часов; дизайн: 108 часов

По окончании 3 года обучения дети должны:

Знать

- Жанры и виды изобразительного искусства

- Основы цветоведения, (ахроматические, хроматические цвета, теплые и холодные, свойства цвета (цветовой тон, светлота, насыщенность)

- правила компоновки

- великих русских художников и их произведения

- основные техники работы с бумагой и тканью, их названия

Уметь

- работать с палитрой, умело смешивать цвета и оттенки;

- выполнять линейные наброски с натуры, передавая пропорциональные отношения и характер формы;

- передавать светотень и объем предметов с помощью штриховки и цветом;

- применять ранее изученные дизайнерские приемы и техники.


Содержание учебных тем

1 год обучения

Композиция

1. Вводное занятие

Свободная тематика

Знакомство с коллективом, правилами поведения, правилами техники безопасности на занятиях в изостудии.

Дать понятие о творческой деятельности художника (инструменты и материалы, подготовка их к работе и использование)

2. Тема: «Цветик - семицветик»

Теория: знакомство с основными и производными цветами, правилами смешивания цветов, правилами и последовательностью рисования цветка.

Практическая работа: нарисовать цветок с семью лепестками и окрасить их в цвета радуги, путем смешивания основных цветов.

Материалы: лист А4 , акв. краски ( 3 основных цвета), кисти, простой кар., стиральная резинка, палитра

Зрительный ряд: карточки разных цветов, радуга, наглядное пособие: цветик-семицветик, стаканчики с водой, окрашенной основными цветами радуги.

3. Тема: «Радуга-дуга, не давай дождя ».

Теория: (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

- Сведения по цветоведению

- основные и дополнительные цвета.

Практическая работа:

Упражнения на смешивание цветов, закрепляющих знания о получении цветов. Выполнение рисунка радуги красками, без предварительного прорисовывания карандашом, получая оттенки при помощи смешивания основных цветов, проговаривая подсказку (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан),

Материалы: акв. или гуашевые краски, формат А4, кисти, палитра.

Зрительный ряд: пособие радуга, стаканчики с водой окрашенной основными цветами.

4. Тема: «Жар-птица» , «Планета огня»

Теория: знакомство с группой теплых цветов

Практическая работа: Рисование на темном фоне

Направлено на развитие фантазии, знаний по цветоведению

Материалы: Формат А4, акв. и гуашевые краски, кисти, палитра, пр. кар.

Зрительный ряд: иллюстрации из сказок с изображением жар-птицы, таблица с теплыми цветами и оттенками.

5. Тема: « Зимняя сказка»

« Замок снежной королевы»

Теория: знакомство с группой холодных цветов

Практическая работа: рисование - фантазирование

Материалы: Формат А4, акв. или гуашевые краски, кисти, палитра, пр. кар.

Зрительный ряд: иллюстрации, детские рисунки

6. Тема: Гусеница

Теория: Свойства цвета (три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота (тональность))
Практическая работа:

Материалы: формат А4, акв. краски., кисти, палитра.

Зрительный ряд: наглядное пособие о свойствах цвета и его признаках , картинки с изображением гусеницы0, поэтапное изображение гусеницы.

7. Тема: Рисование одним цветом

Темы заданий по цветоведению:

-нарисовать красный цветок в красной вазе на красном столе, на фоне красной стены.

-нарисовать синий кораблик в синем море на фоне синего неба.

8.Рисование осенних деревьев 4ч (2 занятия)

Теория: рассказ о видах деревьев, их отличительных особенностях.

Практическая работа: 1. экскурсия в осенний парк: наблюдение за осенними деревьями, цветом неба и т.д.

2. выполнение по впечатлению деревьев разных пород и формы.

(использование методики рисования формы от ладошки)

Материалы: А4, гуашь

Зрительный ряд: кисти, палитра, пр., кар.

9. Тема: «Моя любимая игрушка (животное)»

Теория: рассматривание изображений художников - анималистов. Особенности изображения животных.

Практическая работа: выполнение рисунка моя любимая игрушка (животное) в смешанной технике.

Материалы : на выбор- гуашь и восковые мелки, гуашь и ватные палочки.

Зрительный ряд: фотографии животных, детские рисунки с изображениями животных и игрушек, работы художников - анималистов Е. Чарушина, В.Ватагина

10. Тема: Рисование веселого клоуна.

Теория: Дать понятие о пропорциях человека взрослого и маленького, использование методики рисования человека «от капельки»

Практическая работа: Выполнить поэтапный рисунок клоуна карандашом, дофантазировать сюжет и исполнить работу в цвете.

Материалы: Пр.кар, гуашь, кисти и палитры.

Зрительный ряд: наглядное пособие с пропорциями человека, пособие с поэтапным выполнением рисунка клоуна, рисунки детей, картинки клоунов.

11. Тема: « Речка в деревне или городе», «Деревенская улица»

Теория:

Рисование на горизонтально-вытянутом формате.

Сведения о линии горизонта, перспективе, передаче пространства (уменьшение предметов на расстоянии).

Практическая работа: нарисовать улицу, изобразив в работе линию горизонта и показать пространство (уменьшая объекты дальнего плана)

Материалы: Пр. кар, ластик, гуашь или акв., кисти, палитры

Зрительный ряд: изображения улиц, пособие с изображением линии горизонта, домами, рисунки детей по данной теме.

12. Тема: «Танец снежинок»

Теория: возможности восковых мелков в рисовании, дать представление о строении снежинок, пропорциях.

Практическая работа: исполнить на листе несколько снежинок разного размера, красиво их расположив.

Материалы: восковые карандаши, А4, акварель, кисти, палитра.

Зрительный ряд: вырезанные из бумаги и нарисованные разные снежинки.

13. Тема: Морозные узоры

Теория: Рассказ о различных узорах и их элементах.

Дать представление о кружевоплетении, рассказ о Вологодском кружеве. Практическая работа: Декоративное рисование по мотивам кружевоплетения ( точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и т.д.)

Порядок выполнения:

-покрытие темным цветом фона(синий или т. фиолет.)

-нанесение карандашом элементов узора

- проработка белым цветом тонким кончиком кисти всех нарисованных элементов узора.

Материалы: гуашь, пр. кар., кисти палитры.

Зрительный ряд: Изделия из кружева, картинки с разными узорами, нарисованные отдельные элементы узоров.

14. Тема: Образ Деда Мороза ( Рисование по воображению и по памяти).

Теория: повторение пропорций человеческого тела,

Практическая работа: Работа над индивидуальностью образа и сюжета.

Материалы: на усмотрение учащихся

Зрительный ряд: изображения Деда Мороза

15. Тема: «Зимние забавы (игры)»

Теория: Задание выполняется по памяти и направлено на развитие наблюдательности.

Практическая работа: создание эскиза будущей работы, проработка в цвете, перенесение на формат, цветовое решение.

Материалы: гуашь, кисти, восковые мелки, палитра

Зрительный ряд: картинки, детские рисунки с изображением зимних забав.

16. Тема: « Колобок», « Спящий котик» (Рисование на квадратном формате)

Теория: Познакомить с правилами компоновки, выбором формата, строением кошки, как передать движение при рисовании животных.

Практическая работа: При работе с различными размерами формата целью является овладение свободным выбором листа для работы над различными композициями

Нарисовать кота на квадратном формате листа, передав пропорции , пушистость с помощью работы ватными палочками (имитация шерсти)

Материалы: пр. кар, гуашь, ватные палочки, кисти, палитра.

Зрительный ряд: изображения кошек, иллюстрации с животными.

17. Тема: «Жираф» «Дерево» (Рисование на вертикально-вытянутом формате).

Теория: Познакомить с правилами компоновки, выбором формата для того или иного изображения.

Особенности изображения деревьев, пропорции жирафа.

Практическая работа: нарисовать жирафа или дерево, правильно расположив лист, соблюдая пропорции и характерные черты.

Материалы: краски гуашь или акв., кисти, палитры.

Зрительный ряд: изображения деревьев, жирафа на разных форматах, картинки, фото, детские работы по данной тематике.

18. Тема: «Лиса и Журавль» Рисование по представлению.

Передача характера и индивидуальности главных героев.

Теория: Раскрыть представление о роли художника в оформлении книги. Рассказать о процессе создания иллюстраций.

Практическая работа: Самостоятельный выбор сюжета: лиса и журавль подружились; в гостях у лисы; в гостях у журавля.

Придумать эскиз иллюстрации, разработать его в цветовом варианте и перенести на формат, проработав в цвете.

Материалы: гуашь, кисти, палитра.

Зрительный ряд: иллюстрации известных художников (Билибин, Васнецов и т.д), книги со сказками, детские работы.

19. Тема: Стилизация «Фантастические цветы»

Теория: знакомство с экзотическими растениями ( рассматривание картинок, фото), беседа об особенностях внешнего вида, знакомство с понятиями: контраст и нюанс.

Практическая работа: (рисование по замыслу) нарисовать композицию из фантастических цветов.

Материалы: тонированная бумага, гелиевая ручка, тушь или гуашь и тонкие кисти, блестки.

Зрительный ряд: фото, картинки растений, таблица или серия пособий с элементами и растительными мотивами разных видов народного декоративно-прикладного искусства.

20. Тема: «Масленица»

Теория: беседа о русских праздниках и их традициях.

Беседа об особенностях проведения праздника Масленица.

Практическая работа:

!.Рисование отдельных элементов композиции

2.Объединение всех рисунков в общую композицию на большом формате.(А1)

Материалы: листы А4, гуашь, кисти, фломастеры, палитры, простые карандаши.

Зрительный ряд: репродукции картин с изображением масленичных гуляний разных художников, фотоматериалы.

21. Тема: Гравюра «Космический пейзаж»

Теория: беседа о космосе, рассказ о первом полете человека в космос, знакомство с новой техникой «гравюра»

Практическая работа: грунтовка листов, тонирование фона в черный цвет. Нанесение предварительного карандашного рисунка сюжета, контурное процарапывание нанесенного карандашом космического пейзажа.

Материалы: формат А4, тушь черная или гуашь, кисти, яичный желток, зубочистки.

Зрительный ряд: работы, выполненные в данной технике, фотоматериалы и картинки о космосе.

22. Тема: Я и мое тело

Цель: учить схематично рисовать фигуры людей, соблюдая пропорции. Упражнять в передаче положения и движения людей. Формировать образное восприятие.

Теория: дать представление о строении человеческого тела, о пропорциях. Какими способами можно изображать человека, открытие возможности рисовать человека в движении.(методика от вешалки)

Практическая работа: рисунок человека, используя методику от вешалки.

Материалы: А4, пр. кар., гуашь, кисти, палитра.

Зрительный ряд: рисунки со схематично нарисованными людьми в разных позах.

23. Тема: Колючие ежики

Теория: знакомство с графикой ,как одним из видов искусства , ее средствами и особенностями. Штрих, как основа графики.

Практическая работа: в технике штриховки исполнить сюжет с изображением ежей в лесу.

Материалы: простые карандаши, формат А4

Зрительный ряд: картинка с изображением ежа, наглядное пособие со штриховкой, работы, выполненные в графике.

24. Тема : Весна идет! (пейзаж)

Теория: Пейзаж, как один из жанров Изобразительного искусства. Виды пейзажа

(сельский, городской, морской, эпический, романтический).

Практическая работа: Беседа о весне, ее признаках, и анализ репродукций картин художников, выполнение весеннего пейзажа, используя выразительные средства цвета.

Материалы: Листы А4, гуашь или акварель, кисти, палитры,

Зрительный ряд: Детские работы( пейзажи) с изображение весны , репродукции картин А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.И.Левитан «Весна. Большая вода» «Март» и др.

25. Тема : Солнечный луг» ,«Одуванчики»

Теория: открытие изобразительных и выразительных возможностей, художественных средств графики-

1) линии, пятен и штриховки,

2) тонального контраста, контраста светлых и темных цветов.

Практическая работа: а) выполнение упражнения «Одуванчики»

б) создание композиции, поле цветов, освещенное солнцем «Солнечный луг»

Материалы: бумага А3, А4 (для упражнения), цветные карандаши

Зрительный ряд: изображения одуванчиков, выполненные педагогом упражнения «одуванчики», музыкальное сопровождение занятия.

26. Тема: « День и ночь (контраст и нюанс)»

Теория: беседа о частях суток, знакомство с явлением контраста в искусстве и средствами его художественной выразительности.

Практическая работа: на разделенном пополам листе нарисовать день и ночь.

Материалы: А4, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: наглядное пособие «природа цвета», набор иллюстраций т фото, репродукций с явно выраженным контрастом.

Рисование с натуры

1) Тема : Рисование плоских предметов.

а)Листья березы

б)Листья клена

Теория: Беседа о том, что такое рисование с натуры, для чего оно необходимо.

Практическая работа: поэтапно выполнить карандашный рисунок листьев березы и клена, следуя от простой формы к усложненной, с прорисовкой деталей, и в цвете, передавая характер и локальный цвет.

Материалы: простой, карандаш, гуашь, палитра, кисти

Зрительный ряд: осенние пейзажи (фото, репродукции), засушенные листья, наглядное пособие с поэтапным ведением работы.

2) Тема: Рисование объемных предметов. (Живопись)

а) Яблоко и груша

б) Помидор и свекла одного цвета

Фрукты разного цвета или формы;

Теория: познакомить с понятием натюрморт, рисованием с натуры, светотень, компоновкой.

Практическая работа: выполнить натюрморт из 2-х предметов с натуры, передавая их форму, особенности, цвет и размер при плоскостном изображении.

Материалы: гуашь, палитра, кисти.

Зрительный ряд: репродукции и рисунки натюрмортов.

3)Тема: Рисование объемной игрушки. (Живопись)

Упрощенное плоскостное изображение.

Практическая работа: нарисовать с натуры игрушку, передавая пропорции, цвет, характер и с помощью ватных палочек создать имитацию шерсти

( пушистости предмета)

Материалы: А4, ватные палочки, гуашь, кисти, палитры.

Зрительный ряд: работы художников-анималистов, мягкая игрушка мишка.

4)Тема: Рисование предметов быта.( матовый горшок на драпировке) (Живопись)

Теория: повторить правила компоновки, пространственного изображения округлого предмета на листе.

Практическая работа: исполнить с натуры бытовой предмет в цвете при плоскостном изображении с падающей тенью.

Материалы: гуашь, кисти, палитры

Зрительный ряд: линейно- конструктивный рисунок горшка, работы учащихся по теме.

5)Тема: Рисование плоских предметов. (Рисунок)

Расческа

Линейный рисунок карандашом: расческа, паутина, волосы, срез дерева и др.

Теория: знакомство с графикой, как одним из видов искусства, ее средствами и особенностями. Штрих, как основа графики.

Практическая работа: с помощью использования разног штриха нарисовать паутину, волосы, срез дерева.

Материалы: простые карандаши (т, тм, м)

Зрительный ряд: линейный рисунок паутины и волос, графические работы.


Содержание тем по дизайну

1) Тема: « Моя мама самая красивая! »

Теория: Познакомить с правильными пропорциями лица человека.

Практическая работа: Составление портрета из отдельных вырезанных из бумаги частей и прорисовыванием черт лица.

Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши.

Зрительный ряд: наглядное пособие с изображением пропорций лица человека, репродукции и детские рисунки с изображением людей.

2) Тема: «Цветочные снежинки»

Теория: беседа о снежинках их особенностях и форме.

Практическая работа: Процесс выполнения:

-Вырезание снежинок

-Соединение отдельных вырезанных частей в композицию на листе цветного картона (елка, букет, салют, снеговик и пр.)

Материалы: фольга, фантики от конфет, картон, ножницы, клей, фломастеры, цв. кар.

Зрительный ряд: вырезанные снежинки, схемы с прорезными узорами, снеговик выполненный из снежинок.

3) Тема: «Ангелочек»

Теория: беседа о Рождестве.

Практическая работа: Процесс выполнения:

-Вырезание снежинки

-наклеивание на полукруг из цветного картона.

-преобразовать в конус

-сделать голову, рукава и крылья и все это приклеить

Материалы: картон, ножницы, клей, вата, капрон, цв., бумага, фломастеры.

Зрительный ряд: картинки ангелочков, поделка « ангелочек».

4) Тема: « Подарок маме» «Открытка к 8 Марта»

Теория: Знакомство с материалом и технологией.

Практическая работа: Процесс выполнения:

- выбор сюжета (крупное изображение цветов в вазе)

-перенесение на цветной картон

- приклеивание манки

- проработка цветом

Материалы: манка, клей, картон, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные манкой.

5) Тема: «Любимый сказочный герой», «моя любимая игрушка»

Теория: Знакомство с материалами и технологией работы.

Практическая работа:

Процесс работы:

-разработка эскиза

-перенос выбранного сюжета на жесткую основу.

-работа с цветной бумагой по рисунку.

Материалы: журналы, каталоги, цветная бумага, клей, кисти, ручки, банки с водой, ножницы.

Зрительный ряд: работы детей разного возраста , выполненные в технике «рваная мозаика».

6) Тема: Флористика. Аппликация из засушенных листьев.

Теория: беседа о флористике, знакомство с понятием коллаж.

Практическая работа: разработка эскиза (Изображение отдельных образов: бабочка, рыбка, птичка и т. д.), выкроек деталей по эскизу, окрашивание и составление композиции, детализация.

Материалы: различный природный материал, ткань, рамка с основой, клей, ножницы, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: флористические панно и коллажи.

7) Тема: Монотипия

Теория: знакомство с техникой «монотипия»

Практическая работа: создание образов насекомых, животных, растений методом отпечатка на листе бумаги, сложенном вдвое, с последующей дорисовкой.

Материалы: лощеная и обычная бумага, гуашь, стекло, кисти.

Зрительный ряд: работы, выполненные в технике монотипия

8) Веселые и грустные кляксы (кляксография)

Теория: познакомить с новым способом рисования - кляксографией, показать ее выразительные возможности.

Практическая работа: Создание на листе клякс разного размера в теплой и холодной гамме, с последующей дорисовкой.

Материалы: тушь разных цветов или гуашь разведенная с водой, А4, трубочки для выдувания, черная гелиевая ручка, тонкая кисть.

Зрительный ряд: работы с прорисованными до понятного изображения кляксами.

Содержание учебных тем по композиции 2 год обучения

1. Вводное занятие

1)Тема «Осеннее настроение» (Создание осеннего пейзажа)

Темы: листопад; дождь; день знаний и др.

Теория: Повторение правил поведения, правил техники безопасности с предметами искусства на занятиях в изостудии. Беседа о осени.

Практическая работа: выполнение пейзажа или сюжетной композиции с осенней тематикой и настроением.

Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)

Зрительный ряд: репродукции и детские рисунки с осенними пейзажами.

2) Тема: ««Автопортрет»

Теория: Знакомство с пропорциями лица.

Практическая работа: поэтапное выполнение портрета вслед за педагогом.

Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)

Зрительный ряд: Наглядное пособие с отображение пропорций лица, рисунки детей.

3) Тема «Моя семья»

Теория: Беседа о семье, ее традициях и особенностях. Закрепление темы о пропорциях человека.

Практическая работа: выбор сюжета, разработка эскизов (в карандаше и цвете),

Материалы: листы А3, пр. кар., ластик, гуашь, кисти

Зрительный ряд: рисунки детей по данной теме.

4) Тема «Зимний пейзаж» 4часа

Теория: Повторение материала о жанрах изобразительного искусства. Пейзаж. Виды пейзажа

Практическая работа: Выполнение зимнего пейзажа, используя выразительные свойства холодных цветов и технику «набрызг».

Материалы: листы А3, гуашь, кисти,

Зрительный ряд: репродукции картин известных художников с изображением зимы.

5) Тема «Дружеский шарж» 4часа

Теория: повторение темы о пропорциях лица человека. Дружеский шарж и способы его создания.

Практическая работа: Выполнение дружеского шаржа на одного из обучающихся.

Материалы: любые художественные материалы.

Зрительный ряд: образцы шаржей. Наглядное пособие с последовательными этапами выполнения шаржа.

6) Тема «Образ Бабы Яги» 4часа

Теория: беседа или литературная викторина по русским народным сказкам, их персонажам.

Практическая работа: Разработка эскиза сюжетного образа современной Бабы Яги. Цветовая проработка эскиза, рисунок карандашом на формате, цветовое решение.

Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3,

Зрительный ряд: рисунки детей с изображением Бабы Яги.

7) Тема «Встреча с инопланетянами»

Теория: путешествие на другие планеты, фантазирование.

Практическая работа: Разработка эскиза сюжетной композиции из жизни инопланетян. Цветовая проработка эскиза, рисунок карандашом на формате, цветовое решение.

Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3,

Зрительный ряд: рисунки детей

8) Тема «Морская тема» На дне морском, в заморском царстве, речные обитатели и т.д.

Практическая работа: Придумать фантазийный сюжет с морской тематикой и персонажами, выполнить эскиз по теме, перенести рисунок на формат, выполнить в цвете.

Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3

Зрительный ряд: рисунки детей

9) Тема «Цирковое представление»

Практическая работа: Разработка эскиза сюжетной композиции из жизни цирка. Цветовая проработка эскиза, рисунок карандашом на формате, цветовое решение.

Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3

Зрительный ряд: рисунки детей, фотоматериалы

10) Тема «Улица родного поселка» (перспективное изображение)

Теория: повторение сведений о перспективе (виды), линии горизонта.

Практическая работа: Изобразить улицу поселка (узнаваемый уголок) в перспективном сокращении, фронтально.

Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3

Зрительный ряд: наглядное пособие с изображением перспективы улицы, детские работы.

11) Тема Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»

Теория: Расширить представление о роли художника- иллюстратора. Беседа об известных художниках - иллюстраторах. Процесс создания иллюстрации.

Практическая работа: придумать иллюстрацию к одному из отрывков произведения. Выполнить несколько эскизов. По выбранному эскизу перенести рисунок на формат и проработать в цвете.

Материалы: гуашь, палитра, кисти, листы А3

Зрительный ряд: рисунки детей, репродукции иллюстраций художников, серия открыток по данному произведению.

12) Тема «Вот я вырасту и стану…» Моя будущая профессия

Теория: Повторение и закрепление темы о пропорциях лица и тела человека.

Практическая работа: разработка сюжетного эскиза по теме, цветовое решение, перенос рисунка на формат, цветовая проработка.

Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)

Зрительный ряд: рисунки детей, наглядное пособие по пропорциям человека, учебная литература.

13) Тема «Дом моей мечты»

Теория: перспективное построение дома. Проект. Проектирование.

Практическая работа: разработка эскизов, выбор сюжета, перенос рисунка на формат А3, цветовое решение.

Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)

Зрительный ряд: пособие с изображением перспективы с 2-мя точками схода, рисунки детей.

14) Тема Несуществующее животное (фантастическое)

Практическая работа: фантазирование

Материалы: лист А3, простой кар., стиральная резинка, палитра, гуашь, кисти белка №2,4(5)

Зрительный ряд: рисунки детей, картинки разных животных.

Рисование с натуры

1)Тема «Овощи (2-3)» 2 часа Живопись

Теория: повторение темы о натюрморте, правильное расположение предметов, особенности рисования с натуры и необходимость.

Практическая работа: нарисовать натюрморт с определенной точки зрения на предметы, передавая их форму, цвет, размер, объем.

Материалы: гуашь, палитра, кисти.

Зрительный ряд: репродукции и рисунки натюрмортов

2)Тема «Рисование дерева»

Теория: Беседа о породах деревьев, их особенностях и отличиях.

Практическая работа: Поэтапное выполнение рисунка дерева вслед за педагогом.

Материалы: гуашь, палитра, кисти.

Зрительный ряд: наглядные пособия с изображением деревьев, карточки.

3)Тема Рисунок куба

Практическая работа: линейно построить кубик, соблюдая пропорции, плановость, законы перспективы.

Материалы: простые карандаши, ластик, палочка для измерений.

Зрительный ряд: рисунки детей, пособие по рисованию куба.

4)Тема Линейное построение бытового предмета (кувшин, чайник, ваза)

Теория: сведения о «Симметрии».

Практическая работа: Линейно-конструктивное построение чайника с натуры.

Материалы: Простые карандаши разных мягкостей, ластик.

Зрительный ряд: пособие с линейно-конструктивным изображением предметов быта.

5)Тема «Бытовой натюрморт из 2-х предметов (гризайль)»

Теория: Знакомство с техникой «Гризайль», контраст.

Практическая работа: построение натюрморта и тональное решение.

Материалы: гуашь черная и белая, палитра, кисти, простой карандаш, резинка.

Зрительный ряд: рисунки в технике «Гризайль»

6) Тема «Карандашные наброски человека»

(стоящего, сидящего)

Практическая работа: выполнение набросков нескольких человек в разном положении.

Материалы: простые карандаши разной мягкости, ластик.

Зрительный ряд: пособие с изображением человека, наброски.

7)Тема «Чайник и декоративная тыква на теплой драпировке (живопись)»

Материалы: простые карандаши разной мягкости, ластик.

Зрительный ряд: рисунки детей.

8)Тема Линейные наброски предметов мебели ( стул, стол и т.д.)

Материалы: простые карандаши разной мягкости, ластик.

9)Тема Букет цветов (цв.кар.)

Материалы: цветные карандаши

Зрительный ряд: рисунки с изображением цветов, открытки.

Содержание тем по дизайну

1)Тема «В гостях у сказки» (Образы отдельных персонажей)

Теория: знакомство с материалами и технологией выполнения мозаики с элементами пластилиновой живописи.

Практическая работа: - разработка эскиза,

- перенос выбранного эскиза на картон,

-заполнение пространства листа по эскизу(ведение работы от общего к частному)

Материалы: пластилин, картон, рамка для оформления, альбом и простой карандаш ( для разработки эскиза).

Зрительный ряд: работы, выполненные в технике « мозаика» различными материалами.

2)Тема «Мамин день» 2ч.

Практическая работа: изготовление открытки, используя новые современные техники работы с бумагой и картоном.

Материалы: цветной картон, бумага, ножницы, клей, штампы, штемпельная подушка, держатель для штампа, фигурные дыроколы.

Зрительный ряд: образцы открыток, выполненные педагогом и детьми.

3)Тема «Новогодний маскарад-время масок» 4 часа

Теория: Беседа о карнавале, различных масках.

Практическая работа: Изготовление маски по мотивам различных зимних образов.

Материалы: Бумага, картон, гуашь, кисти, палитра, клей, ножницы, и различные материалы для декорирования.

Зрительный ряд: презентация о карнавале и масках. Венецианские маски, образцы масок по зимним мотивам.

4)Тема «Снегопад» (новогодняя елочная игрушка)

Теория: Знакомство с техникой бумагокручения «квиллинг», необходимыми инструментами и техникой работы с ними.

Практическая работа: изготовление основных простейших элементов данной техники, конструирование снежинки по собственному замысу.

Материалы: полоски для квиллинга разного цвета, зубочистки, клей пва, ватные палочки, стаканчики для клея.

Зрительный ряд: фотографии и образцы работ в технике квиллинг, тематическая литература.

5) Тема «Новогодняя елочка»

Практическая работа: конструирование новогодней елки из картонного конуса.

Материалы: картон, степлер, клей-карандаш, цветная бумага, ножницы, материалы для декора( бусины, паетки, снежинки и т.д.)

Зрительный ряд: образцы елочек

6) Городок ( витраж)

Теория: История витража, искусство создания витражей (презентация)

Практическая работа: выполнение эскиза, увеличение его до необходимого размера рамки со стеклом, нанесение контура, просушивание изделия, заливка красками всех элементов эскиза.

Материалы: рамка со стеклом, бумага, карандаш, резинка, зажимы для бумаги, витражные краски и контуры по стеклу.

Зрительный ряд: презентация с образцами витражей.

7) Тема Декоративный натюрморт( коллаж из ткани)

Теория: понятие «коллаж», его отличительные особенности, виды и способы выполнения. Алгоритм создания коллажа из кусочков ткани.

Практическая работа: разработка эскиза натюрморта, увеличение эскиза до формата А4, копирование на кальку все предметы натюрморта. Раскройка деталей по выкройкам (от общего к частному). Приклеивание на основу в определенной последовательности.

Материалы: лоскутки ткани разного цвета и фактуры, клей, калька, простой карандаш, ластик, картон, выкройки частей всех предметов натюрморта.

8)Тема Натюрморт из 2-3х предметов по мотивам росписи «Гжель»

Теория: знакомство с росписью, как видом декоративно-прикладного творчества, видами росписи. Особенности Гжельской росписи, изучение основных ее элементов.

Практическая работа: компоновка на листе натюрморта из 2-х предметов ( на выбор) по шаблонам. Нанесение росписи по мотивам «Гжели».

Материалы: гуашь, кисти, палитра, листы А3, простой кар., ластик, шаблоны изделий.

Зрительный ряд: посуда с мотивами гжельской росписи, образцы работ.

9) Тема «Монограмма имени» (буква)

Теория: беседа о том, что такое монограмма, ее использование.

Практическая работа: выполнение эскиза своей начальной буквы имени, выбор эскиза, выполнение его в цвете. Перенесение изображения на лист картона, выкладывание контура буквы, используя основные элементы квиллинга.

Материалы: картон цветной, полоски для квиллинга разного цвета, клей-карандаш, ножницы, зубочистки.

Зрительный ряд: эскизы с последовательностью разработки монограмм, образцы детских работ, выполненных в данной технике.

10)Тема Мой сказочный дом (с мотивами росписи)

Теория: мотивы традиционных художественных промыслов - Хохломы, Гжели, Жостова, Тулы и др.- в картинках, панно, сосудах.

Практическая работа: выполнение эскиза фасада деревенского дома, украшенного мотивами росписи. Перенесение рисунка на формат, цветовое решение работы.

Материалы: бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: образцы орнаментов с мотивами традиционных росписей.

11) Тема Подарок маме к 8 Марта

Практическая работа: самостоятельное изготовление подарка, используя различные изученные техники.

Материалы: цветной картон, бумага, клей, краски, фломастеры.

Зрительный ряд: образцы детских работ.

12)Тема Цветочные мотивы ( батик)

Теория: предметная среда человека. Потребность украшать. Беседа «из истории батика», знакомство с техникой и материалами. «Полевой букет» и «Цветочная композиция»- отличительные особенности.

Практическая работа: подготовительный этап (работа над эскизом), перенос рисунка на ткань, зажатую в пяльцах, нанесение контура, роспись ткани, согласно эскизу.

Материалы: пяльца, простая белая ткань, краски по ткани и контуры.

Система аттестации обучающихся

Программа отслеживания результатов развития по видам контроля:

Виды контроля

Год обучения

Цель контроля

Сроки

Форма аттестации

Начальная диагностика



I

Уровень знаний и умений детей по выбранному виду деятельности:

сформированность навыков рисования

сентябрь

Работа на свободную тему

Промежуточная аттестация

I

II


III

(только 1 полугодие)

Освоение учебного материала

Проверка практических навыков и умений

Оценка самостоятельности при выполнении работы, возможностей, умений ребенка.

декабрь

май

1 полугодие Зачетная работа

2 полугодие

Просмотр, отбор работ на выставку, оформление, организация

Аттестация по окончании программы







III

Изучение особенностей воображения детей

Уровень креативности

Контроль выполнения поставленных задач

Творческий потенциал

Наличие интереса к продолжению обучения

май

В связи с комплексным характером программы промежуточная аттестация в конце первого полугодия каждого года обучения может проводиться по теме, выпадающей на данный период обучения, в ходе аттестации педагог анализирует выполненные работы с учетом разработанных критериев.

Нами были выбраны две группы критериев оценки результатов: анализ продукта деятельности (рисунки учащихся) и анализ процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности:

  1. Владение изограмотой

  2. Законченность работы

  3. Качество исполнения

  4. Передача настроения

  5. Аккуратность

  6. Креативность

Анализ процесса деятельности:

  1. Индивидуальный подход к работе

  2. Проявление самостоятельности.

  3. Отношение к процессу и результату рисования

Механизм оценки результатов по программе:

При наборе детей в изостудию на первых занятиях проводится вводная диагностика сформированности навыков рисования, промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия 1, 2 и 3 (1 полугодие) г.о., в конце 3 года обучения (май) - аттестация по окончании программы. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель вводной диагностики - выявить уровень развития:

  • координации и тонкой моторики;

  • умения изображать рисунок в цвете;

  • творческого мышления ребенка;

  • умение представлять объекты в различных пространственных положениях.






Организационно-педагогические условия:

Материально-техническая база:

- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели (мольбертов, стульев, столов);

- обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов (ватман) картон и цветная бумага; рамки для оформления работ;

- наличие приспособлений для постановок (столы, подсветка) и необходимого натурного материала (геометрические тела, муляжи, посуда, драпировки и т.д.).

Методическое и дидактическое обеспечение:

- наглядно-теоретическая база в виде наглядных пособий, репродукций и живописных работ, иллюстраций;

- дидактический и раздаточный материал.

Психолого-педагогические условия:

- наличие стабильного детского коллектива,

- творческая атмосфера на занятиях,

- мастерство педагога.


Список литературы


  1. Абрамов Г.С. Возрастная психология -4-е изд.-М., 2003

  2. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение,1991

  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования.Часть 2, -М.: «издательство Скрипторий 2003», 2008

  4. Дамаданова С. Р. Система занятий школьников с различными видами изобразительной техники.// Изобразительное искусство в школе. - 2006-№6-с. 57- 63

  5. Калинина Т.В. «Альбом с кляксами или первые успехи в рисовании» (программа начального художественного образования в занятиях и комментариях).

  6. Лисянская А.С., Васенина М.Г., Ждановская О.А.: Методические рекомендации по составлению образовательной программы педагога дополнительного образования, Вологда , 2008

  7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком…Занятия в изостудии, М.: издательский дом «Карапуз», 2008

  8. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития - М.: Академия, 2006

  9. Программы дополнительного образования. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время (2 - издание) Просвещение, 2008

  10. Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в школе», М.: «Просвещение»,2006

  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2002

  12. Творчество плюс мастерство (сборник авторских программ педагогов дополнительного образования). Выпуск 2, Вологда ,1999


Литература для детей и родителей


1) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2002

2) Каменева Е.О. Какого цвета радуга. М. Дет. лит., 1984

3) Вместе с мамой. Вместе с папой. Волшебный праздник. Москва, РОСМЭН, 2000.

4) Простые уроки рисования. Журнал для детей от 7 до 13 лет, 2011, 2013гг.



© 2010-2022