Дети. Кружево. Литература. Урок для классных руководителей и родителей

  Многие люди занимаются рукоделием. Особенно  теперь, когда это вновь стало модно.  Они вяжут на спицах, крючком, вышивают крестиком. Появились и новые (или хорошо забытые старые) виды рукоделия – декупаж, валяние шерсти – самые модные….  Но до сих пор живы традиционные ремёсла, и всё большее число  женщин постигает  некоторые виды старинных рукоделий, народных промыслов. В меньшей степени  рукоделием занимаются наши дети. Ибо большинство родителей справедливо полагают, что  занимать своих чад...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Дети. Кружево. Литература.

Многие люди занимаются рукоделием. Особенно теперь, когда это вновь стало модно. Они вяжут на спицах, крючком, вышивают крестиком. Появились и новые (или хорошо забытые старые) виды рукоделия - декупаж, валяние шерсти - самые модные…. Но до сих пор живы традиционные ремёсла, и всё большее число женщин постигает некоторые виды старинных рукоделий, народных промыслов.

В меньшей степени рукоделием занимаются наши дети. Ибо большинство родителей справедливо полагают, что занимать своих чад во внеурочное время надо здоровьесохраняющими видами деятельности. Кто-то же беспощадно отдаёт деток в музыкальные школы, даже если у них нет ни музыкальных способностей, ни желания музыкой заниматься.

И лишь немногие приводят детей в студии декоративно-прикладного творчества, где они получают возможность потрогать руками, видоизменить материал, предложенный педагогом. И лишь потом, глядя на творение рук своих, ребёнок начинает испытывать эмоциональный подъём, радоваться сотворённому собственными руками шедевру. Причём радуется ребёнок продукту своего труда, выполненному в любой технике - модный ли это «hand-made» или старинное рукоделие.

Одним из таких видов рукоделия является прекрасный промысел - кружевоплетение.

Основы этого рукоделия, народного промысла - плетение кружева на коклюшках - преподаю уже более двадцати лет. Сначала обучала взрослых, а спустя год, пришла к работе с детьми.

Кстати, в нашей студии не плетётся кружево в традиционном его понимании - от этого мы отошли лет десять назад! А что же мы плетём? Мы плетём зверей…. Дети любят животных, любят их рисовать, вот мы и воплощаем эти образы в кружевном виде.

Для того чтобы точнее изобразить очередного зверя, читаем рассказы о животных Виталия Бианки, а старшим зачитывала фрагменты из повестей Джералда Даррелла. Я, конечно же, помогаю построить алгоритм плетения на первых этапах обучения. Далее - дело техники. Намотали нитки, нашли начало, определились с направлением плетения, руки заняты, мысли улетают далеко….

Много хороших качеств получает человек, занимающийся плетением на коклюшках. О них давно и много сказано. Развивается и внимание, и пространственное видение, и ещё многое другое полезное. А самое очевидное приобретение - развитие речевых способностей. Даже самые поначалу молчаливые, в процессе обучения основам ремесла (об искусстве, как правило, говорить рано, оно приходит позднее) в определенный момент начинают разговаривать. Диву даюсь, о чём только не поведали мне мои маленькие и большие ученицы и ученики! Кто-то рассказывает о семье, часто, фантазируя. Кто-то, наоборот, поведает о том, о чем маме никогда не расскажет. А кто-то просто плетёт небылицы…

И вот, пять лет назад, то есть, после пятнадцатилетней работы в системе дополнительного образования (!), меня осенила простая мысль: если столько полезных качеств ребёнку приносят занятия кружевоплетением, если так хотят дети говорить и сочинять, то пусть сочиняют сказки! Надо направить эти сочинительства в верное русло.

Тогда и разработала авторскую программу под названием «Кружевная сказка», результатом освоения которой могут быть как кружевные изделия, так и рисунки, в том числе и технические с готовым алгоритмом выполнения работы, а так же маленькое литературное произведение - сказка, эссе, стихотворение.

Первыми были совсем маленькие сказки сестёр Оли и Наташи, потом Оля написала сказку с участием нарисованных и сплетенных ею героев - принцессой Олей и медвежонком Лакомкой. И пусть эта история слегка похожа на историю про Винни-Пуха, зато девочка заинтересовалась литературой, стала читать новые сказки, а у себя в спортивном лицее поступила ещё и в литературную студию!

Сказка замечательной первоклассницы с необычным именем Леокадия, поразила! Тут и меня «понесло»! Посоветовавшись с Лёкой, мы решили превратить маленькую сказку о снежинке, ставшей бабочкой, в волшебную рождественскую историю. Так родилась «Маленькая рождественская сказка». Сейчас Леокадия учится во втором классе обычной гимназии, занимается в театральной студии. Мне остаётся только сожалеть, что на занятия кружевом у Леокадии не остаётся времени…. Но это, во благо девочки! Она медленно, пробуя «на вкус» каждое своё новое увлечение, находит свой путь в жизни.

Сколько записано мною маленьких сказок за сочиняющими детьми!

А продолжение сказки о волшебном горшке по мотивам братьев Грим! В декабре 2012 года Международной гильдией писателей, издательством "STELLA" в Берлине был объявлен конкурс "Дорога сказок", посвященный 200-летию сказочников. Как интересно было участвовать в этом сказочном сотворении! Да ещё и третье место в конкурсе! Сказки пошли одна за другой - успевай записывать!

Леокадия придумала историю о космическом происшествии.

Даша, нарисовав впервые в истории нашей студии крокодила, довольно быстро сплела этого героя. Причём Дашин Крокодил оказался добрым, несмотря на мои рассказы о коварстве и жестокости этих животных. Начали вместе оформлять работу, создавая композицию. И тут Даша вспомнила о том, что маленькие птички колибри чистят крокодилам зубы. От жалости к маленьким птичкам, уставшим от таких занятий, Даша начала развивать тему о том, каким образом можно научить Крокодила чистить зубы без применения усилий со стороны птичек.

К сочинительству подключилась и Настя, одна из соавторов продолжения сказки о волшебном горшке. Она только что доплела Змейку и приступила к рисунку Лошадки. Позднее Настя выплела Лошадку и Ёлку в сине-белой гамме, как керамика Гжели!

Иногда чтение вслух происходит во время занятия, иногда дети берут книгу, чтобы почитать дома. Сказы Павла Бажова, написанные с использованием народных, просторечных выражений, не только обогащают словарный запас, но и ненавязчиво расширяют область знаний наших детей о жизни уральских рабочих, о залежах полезных ископаемых, о легендах, сочинённых простыми рудокопами. А когда дети сами читают эти сказы, продираясь через речевые особенности языка, начинают и писать более грамотно!

Вот так, изучая основы кружевоплетения, «между делом» ещё занимаемся литературой. Не только читаем интересные книги, но и сочиняем!



© 2010-2022