• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Условия развития композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры

Условия развития композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рег. №__________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

Педагогический институт(ПИ ИГУ)

Факультет гуманитарно-эстетический

Кафедра изобразительного искусства и методики


Направление: 050100.62

Педагогическое образование

Профиль: изобразительное

искусство

Форма обучения: заочная


Курсовая работа

Условия развития композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры




Выполнила: студентка 3 курса, очного

отделения Мамонтова Анастасия Валерьевна

Руководитель: Широкова В.В., к.п.н. доцент





Иркутск 2015

Вашему вниманию представлена дипломная работа «Развитие композиционных умений у младших школьников на уроках изобразительного искусства», выполненная в 2015 году студенткой факультета начального образования Мамонтовой Анастасией под руководством ст. преподавателя В.В.Широковой.

Актуальность проблемы. Развитие композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры обусловлена необходимостью воспитания и формирования целостности восприятия действительности младшими школьниками по художественно-эстетическим законам, а также развития зрительной культуры и творческих представлений, художественно - эстетического восприятия разнообразных явлений целостной образной картины мира.

Развитие композиционных умений у младших школьников является необходимым условием формирования творческой личности. Одной из важных задач стоящих перед педагогами школ, является развитие умений выполнения композиции на уроках рисования с натуры у младших школьников, что составляет неотъемлемую часть процесса творческой деятельности.

Изобразительное искусство является художественным отражением действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека.

Искусство воспитывает в младших школьниках интерес и любовь к прекрасному, развивает их эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются новыми идеями.

Период младшего школьного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Ей отводится особая роль, так как она закладывает основы не только знаний, умений и навыков, но и призвана формировать композиционное мышление у младших школьников. Каждый учитель стремится к тому, чтобы учение на его уроках было интересным для учащихся.

Рисование с натуры является одним из основных видов учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объёма предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции.

Мыслительная деятельность младшего школьника имеет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Поэтому рисование с натуры, как метод наглядного обучения, дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

В настоящей работе исследуются возможности уроков рисования с натуры для обучения младших школьников способам создания композиции.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры

Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования - развитие композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: развитие композиционных умений у младших школьников на уроках рисования с натуры будет эффективным, если:

- формирование знаний о композиции будет достигаться по средствам выполнения натюрморта;

- развитие умений размещать элементы натюрморта в простые геометрические фигуры;

Развитие умений Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития композиционных умений у младших школьников;

проверить эффективность программы обучения младших школьников способам выполнения композиций на уроках рисования с натуры;

определить условия эффективности разработанной программы обучения младших школьников способам выполнения композиции на уроках рисования с натуры.

Методологическая основа исследования:

исследования педагогов в области совместной деятельности школьников (М. Д. Виноградова, И. Б. Первин, Уманский и др.);

основные положения теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);

работы педагогов в области методики обучения изобразительному искус­ству (В. С. Кузин, Ю. А. Полуянов, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и др.).

Для решения намеченных задач использовались следующие методы ис­следования:

- теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме иссле­дования;

- сравнение подходов к обучению младших школьников способам выполнения композиции на уроках рисования с натуры в различных системах обуче­ния;

  • наблюдение;

  • изучение и анализ продуктов изобразительной деятельности учащихся;

  • эксперимент. Этапы исследования:

1.Подготовительный (09.2015 - 10.2015).

2.Формирующий (11.2015 - 03.2016).

3.Заключительный (04.2016 - 05.2016).

База исследования: МКОУ «Лермонтовская средняя общеобразовательная школа» п. Лермонтовский, экспериментальный класс - 4 "А" (16 человек), контрольный класс - 4 "Б" (15 человек).

Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что разработана программа обучения младших школьников способам выполнения композиции на уроках рисования с натуры в начальных классах.

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития композиционных умений у младших школьников.

1.1. Теоретические основы «композиции», «способы выполнения композиции при рисовании с натуры»

Основным содержанием обучения предметам художественного цикла яв­ляется усвоение детьми общего способа адекватного восприятия и создания ху­дожественной формы. Этот общий способ называется композицией. Компози­ция - это составление, соединение, становление отношений, приведение в по­рядок и единство частей или элементов чего - то, что должно стать целостным. Применительно к искусству, как указывает Ю. А. Полуянов [20], композиция является общим способом целостного опредмечивания (для художника) или распредмечивания (для зрителя) художественного замысла, общим способом перехода от замысла к его реализации или, наоборот, от восприятия формы, в которой реализован замысел, к содержанию картины.

Как показал анализ литературы по проблеме исследования, композиция присуща всем видам искусства. Композиционное начало лежит в основе архи­тектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов.

В толковом словаре русского языка композицию рассматривают, во -первых, как строение, соотношение и взаимное расположение частей, во - вто­рых, как произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литератур­ное) сложное и неоднородное по своему составу [17].

В контексте нашего исследования необходимо рассмотреть определение данного понятия применительно к изобразительному искусству. Определение понятию "композиция" даётся разными авторами (В. Б. Косминская, Ю. А. По­луянов, Н. М. Сокольникова, Е. В. Н. Б. Халезова, Е. В. Шорохов и др.). В част­ности, Н. М. Сокольникова рассматривает композицию как построение художе­ственного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назна­чением [29]. В. Б. Косминская и Н. Б. Халезова [16] считают композицией по

строение произведения, распределение его частей на плоскости листа в опреде­лённой связи друг с другом. По мнению Т. Я. Шпикаловой, композиция - про­цесс поиска выразительного воплощения замысла в различных видах художе­ственной деятельности [41].

Таким образом, композицию можно рассматривать как художественное произведение, как расположение элементов произведения по отношению друг к другу и к целому, как процесс создания художественного произведения. В рамках нашего исследования мы рассматриваем композицию как создание про­изведения, в котором все элементы соединены в единое целое в соответствии с замыслом автора.

По мнению Н. М. Сокольниковой, основным признаком композиции является целостность. Автор выделяет признаки, которые характеризуют целостность композиции: ни одна часть произведения не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; части не могут меняться местами без ущерба для целого; ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для него [29]. Таким образом, цельность композиции зависит от взаимной связи второстепенных и главных элементов. В композиции недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к произведению.

Для создания композиции используются различные способы и приёмы. Для того чтобы определить, что является способами создания композиции, об­ратимся к определению понятия «способ». В толковом словаре русского языка мы нашли следующее определение: "Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь" []. При этом приёмом считается способ в осуществлении чего- то (художественный приём). Следовательно, способами создания композиции можно считать приемы, методы, действия, которые позволят создать компози­цию, соответствующую требованию целостности.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.

Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.

При рисовании с натуры учащийся видит перед собой конкретную чувственно-зрительную опору - изображаемые предметы, а руководство со стороны педагога и опыт работающих рядом товарищей ориентируют учащегося на целесообразность выбора тех или иных живописно-пластических приемов и средств решения учебной задачи. Совсем иначе обстоит дело при выполнении композиционных заданий. Здесь основными помощниками учащегося должны быть собственное творческое мышление, воображение, запас жизненных впечатлений и наблюдений, умение «сочинять», свободно писать по памяти, по представлению.

Изучение основ композиции - это не только познание формальных законов сочинения, но и идейно-творческое воспитание будущего художника. Именно в композиционной работе учащийся имеет возможность наиболее ярко проявить себя как личность



1.2. Особенности развития композиционных умений у учащихся младшего школьного возраста на занятиях рисования с натуры

Последние исследования российских и зарубежных ученых установили, что формирование личности ребенка в наше время происходит более интенсивно и заканчивается к трем годам жизни ребенка. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Современная концепция школьного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество ребенка носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.

«Композиция - это с одной стороны творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, с другой - это комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Композиция является главной художественной формой произведения искусства. Это продукт мыслительной деятельности учащихся. Именно композиционными средствами с помощью композиционных умений в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений». Восприятие художественного изображения во многом зависит от его композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни с ветвями изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому, изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.[8;54]

Многие великие художники искали наиболее выразительные композиционные схемы и пришли к выводу, что элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, пирамиду и т.д.). В этом мы убеждаемся, когда рассматриваем картины Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи». И. Вишнякова «Портрет Ксении Тишиной, П. Рубленса «Снятие с креста», К. Лорена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» [27;14].

В истории искусства композиционные формы развиваются постепенно. Рассмотрим общие линии их развития. Закономерности в композиции складывались с развитием изобразительного творчества.

Таким образом, мы видим что, изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает композиционными умениями, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования.

Любой художественной работе присуще понятие композиция т.к. композиция в изобразительном искусстве связана в необходимостью передать основной замысел, идею произведения. Работа над композицией пронизывает почти весь творческий процесс, представляющий собой чрезвычайно сложное явление.

Выдающийся советский художник К.Ф. Юон считал необходимым поставить должную высоту развития творческого композиционного мышления в системе эстетического обучения, т.к. видел в основе создания любого художественного образа композицию. [34;66]

Развитие композиционного мышления через усвоение композиционных умений на уроках изобразительного искусства идет в творческой атмосфере, игровой увлекательной форме. У детей развиваются мыслительные операции необходимые для умственных действий и на других предметах в школе. Это позволяет избежать некоторых трудностей, возникающих у школьников в процессе обучения.

Одним из наиболее выразительных способов формирования композиционных умений в младшем школьном возрасте является рисование с натуры.

Немаловажной первоначальной композиционной задачей для учащихся при рисовании с натуры является правильный выбор и расположение формата, при которой многие дети испытывают затруднения. После создания натурной постановки, дети определяют общую композицию на формате, то есть сопоставляют общие высоту и длину всей натуры, находят наиболее выразительное, «выгодное» положение натурной постановки.

Исходя из собственных наблюдений большинство детей младшего школьного возраста приступая к работе не уделяют должного внимания ни расположению формата, ни размеру предметов на нем, рисуя предметы либо слишком мелкими, либо слишком большими, нарушают композиционное расположение предметов.

Решая данную задачу каждый преподаватель имеет право на свой собственный стиль и почерк преподавания. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверх эффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью. Стремление включить в учебный процесс новые методы и принципы без достаточного на то основания является не чем иным, как педагогической модой. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком и живописью, что позволяет сделать уроки более разнообразными и интересными для детей [34, с.234].

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках.

1.3 Психологические особенности выполнения композиции в рисунке младших школьников

Главными психологическими особенностями у младших школьников есть развитие у них мышления [10, c. 122].

Мышление есть результат развития человека, развития его мыслительной деятельности, и мышление - это форма человеческого познания. В психологии принято классифицировать мышление. По содержанию: конкретно-действенное мышление (практическая деятельность); наглядно-образное мышление (с опорой на образы восприятия или образы представления), логическое мышление.

А также мышление можно рассматривать и с 3-х сторон: во-первых, как ступень познания, во-вторых, как процесс познания, и в-третьих, как форму умственной деятельности человека.

В зависимости от сложности решаемых задач складывается определенная структура комплекса мыслительных операций - более сложная или менее сложная. Мыслительные операции служат фундаментом формирования понятий. Без них невозможен процесс мышления как процесс оперирования понятиями.

Понятие - это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях, это высшая форма отражения действительности. Формирование понятия означает постоянное расширение и углубление знаний о каком-либо явлении, предмете, о взаимосвязи между предметами и явлениями. Традиционный путь усвоения понятий от частного к общему, А учёные Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов доказали, что уже первоклассники способны овладеть новыми понятиями, идя от общего к частному и именно первоклассники обладают гораздо большими возможностями для развития мышления, чем это казалось при традиционных способах обучения [10, c. 146].

Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия.

Суждение - это утверждение или отрицание каких-либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами. Каждое суждение представляет собой констатацию фактов. Большое значение в проверке правильности суждений имеют умозаключения.

Умозаключение - это сопоставление и анализ различных суждений, и образование на этой основе новых общих или частных выводов.

Благодаря этим мыслительным процессам происходит анализ любой работы, закрепление любого объясняемого материала на уроках изобразительного искусства. Но необходимо различать умозаключения и на основе этих понятий строить объяснения заданий, рассмотрим виды умозаключений.

Умозаключения индуктивные - предполагает установление общих законов, правил, положений на основании рассмотрения частных, единичных фактов, явлений.

Дедуктивные - предполагает раскрытие частных явлений, фактов на основании знания общих законов, положений.

Таким образом, при развитии у детей композиционного мышления важно учитывать виды умозаключений, т.к. они направляют мыслительные процессы в ту или иную область размышлений и ученики решают ту или иную цель урока главной из которых является развитие композиционного мышления, что и является целью обучения [28, c. 30].

Однако мышление индивидуально, т.к. существуют различия в мыслительной деятельности человека. Это есть следствие особенностей развития его ума в процессе обучения и воспитания. На особенности человеческого ума оказывают влияние и динамика нервных процессов возбуждения и торможения. Учителю необходимо помнить эти процессы при планировании того или иного урока, а также различные качества ума, которые на уроках изобразительного искусства можно развивать, поставив ту или иную педагогическую цель или задачу.

Композиционное мышление проявляется в учебной деятельности и в понимании учебного материала, и в решении задач, и в постановке целей (целеполаганием), и в рефлексивной регуляции (анализ закономерностей самой деятельности) [27, c. 170].

Как всякий познавательный процесс, мышление представляет собой отражение действительности.

На понимание роли практического действия как начальной ступени процесса развитая всех высших форм мышления человека простроена концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная П.Я. Гальпериным. На 1-ом этапе ребенок использует для решения задачи внешние материальные действия. На втором - эти действия только представляются и проговариваются ребенком. Лишь на последнем этапе внешнее предметное действие «сворачивается» и уходит во внутренний план. И идет переход мышления ребенка на следующую, более высокую ступень развития [63, c. 86]. И с развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит к мышлению образному.

Важное значение имеет при развитии композиционного мышления:

 Наблюдения и подбор объектов изображения, демонстрирующих формируемую композицию.

 Анализ отдельных ее частей.

 Творческая интерпретация объектов изображения.

 Включение новых предметов или элементов в композицию.

Такая трудная и сложная умственная работа не сразу удается маленькому ребенку. Он выполняет эту работу, проходя довольно длительный путь и допуская ряд ошибок.

Овладение операцией сравнения имеет огромное значение в учебной работе младших школьников. На основе сравнения дети, изучая курс природоведения, научатся различать осенние и весенние явления и пейзажи. Совершенно естественно, что сравнению как приему умственной и учебной деятельности детей надо систематически учить. Обучение умственному действию сравнения разные авторы осуществляли различными методами. Использовалось подражание, работа по образцу, пооперационные указания и др.

К концу дошкольного детства у детей развивается наглядно-образное мышление. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интерризации внешних ориентировочных действий. А в среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинали переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме.

И при решении задач с косвенным результатом начинает складываться новая форма наглядно - образного мышления, которую можно назвать наглядно-схематической. Одно из его проявлений - схематизм детского рисунка [59, c. 130].

Достижение дошкольного возраста умение создавать и использовать схематизированные образцы. Это позволяет увидеть такие стороны явлений, которые недоступны наглядно-образному мышлению.

Например, разрываем целый лист на части, дети видят, что целое может быть разделено на части.

Наглядно - схематические формы мышления достигают высокого уровня обобщения и могут приводит детей к пониманию существенных связей, и зависимостей вещей. Но эти формы остаются образными формами и дети еще не могут их освоить.

Наглядно - действенное и наглядно-образное мышление тесно связано с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка. Младший школьный возраст особенно чувствителен, сензитивен к обучению, направленному на развитие образного мышления. И попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления в этом возрасте нецелесообразны. В общей лестнице психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач. И возможно формирование логического мышления в начальных классах. Но в той степени, в какой необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний [55, c. 387]. Например, для овладения числом. Непосредственная зависимость развития мышления от обучения позволяет целенаправленно управлять этим развитием, строить обучение таким образом, чтобы оно способствовало формированию определенного типа мыслительных действий.

Говоря о мышлении как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, мы можем заключить, весь материал, в схему.

Наглядно-действенное мышление.

Наглядно-образное мышление

Абстрактное мышление

Операции мышления:

 Анализ

 Синтез

 Сравнение

 Абстрагирование

 Обобщение

 Конкретизация

 Классификация

Данная схема показывает нам виды, формы и операции мышления, которые проявляются у человека в мыслительной деятельности [56, c. 264].

Более подробно рассмотрим операции мышления, знание которых позволит нам выявить способы развития композиционного мышления.

Анализ - это расчленение целостной системы на взаимно связанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними. Например, чтобы лучше представить форму кувшина, необходимо разложить его на составные геометрические фигуры.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Например, из заданных геометрических фигур сложить форму вазы.

«Мышление, - писал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дринг», - состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза» [56, c. 268]. Например, избушка на курьих ножках. Составил автор из частей реально существующих объектов.

Это называется агглютинация. Чтобы произвести эту синтетическую операцию необходимо было сначала расчленить представления о реальных существующих предметах. Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи прямо советовал художнику: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, то возьми для ее головы голову овчарки или легавой, брови льва, виски старого петуха, и шею водяной черепахи».

Именно этот мыслительный процесс привел конструкторов к созданию троллейбуса, аэросаней и т.д. Аналитическим процессом можно считать и другой прием, создании сказочных образов.

Равновесие между анализом и синтезом очень важно в любой сложной человеческой деятельности. Существует 3 типа мышления [52, c. 662].

МЫШЛЕНИЕ

аналитическое

синтетическое

аналитико-синтетическое

Недаром говорят, что все познается в сравнении. И.М. Сеченов считал способность сравнивать самым драгоценным умственным сокровищем человека [45, c. 68].

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Например, изображая в натюрморте группу яблок, учитель обращает внимание на разную форму и цвет.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных. Например, удачно развивается данная операция мышления при работе над темой «Фантастическое животное».

Обобщение - объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам. Например, удачно проявляется данная мыслительная операция на итоговых уроках.

Конкретизация - операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта. Применяется при анализе художественных произведений и детских работ [21, c. 60].

Например, вода имеет следующие связи или отношения:

как необходимый продукт питания;

как среда химических реакций,

как среда происхождения и развития жизни;

как условие обмена веществ в организме;

как средство гигиены и др.

Классификация - это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.

Очень важен выбор основания классификации. Классификация может проводиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным (вспомогательная).

Основные правила классификации:

в одной и той же классификации должно быть одно и то же основание; объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса;

члены классификации должны взаимно исключать друг друга;

подразделение на классы должно быть непрерывным.

Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. По своей структуре логическое действие классификации включает в себя следующие отдельные операции:

характеристика класса, изображаемых объектов;

деление на классы по заданному основанию;

проверка результатов классификации;

выбор основания для классификации [53].

В процессе познания перечисленные мыслительные операции тесно связаны между собой и настолько взаимообусловлены, что обычно невозможно даже приблизительно их расчленить. Решая ту или иную задачу, человек использует мыслительные операции «в комплексе».

Характерные черты рисунков детей 6-9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.

Рисовать любят почти все дети. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными именно с особенностями их восприятия и отсутствием у них навыков рисования. Вот основные из них:

. Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой.

. Рисуют они, как правило, жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.

. Предметы чаще всего изображают мелко, без передачи объема, иногда в выразительном силуэтном повороте.

. Предметы, чаще всего, располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям (фризовое расположение).

. Для некоторых рисунков детей характерна множественность точек зрения.

. Не умеют младшие школьники передавать перспективные сокращения предметов и использовать при рисовании метод загораживания одних предметов другими.

. Для них свойственна передача второстепенных мелких деталей в рисуемых предметах, в то же время они могут упустить главное, например, характерную форму самого предмета.

. При работе красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде двух отдельных полос (сверху и снизу) [28, c. 30].

Несмотря на все эти особенности, рисунки младших школьников почти всегда отражают события, связанные с их повседневной жизнью или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей или мультипликационных фильмов. Посмотрев на рисунки ребенка можно узнать, чем он интересуется, судить об общем его развитии.

Таким образом, психологические особенности построения композиции в рисунке младших школьников зависят от развития композиционного мышления у младшего школьника и навыков рисования.

Как показал анализ методической литературы, для овладения детьми способами выполнения композиций необходимо выстроить содержание обучения рисованию с натуры в логике восхождения от общего к частному (от абстрактного к конкретному). Построение учебного содержания от общего к частному позволит сформировать у детей общий способ создания композиции в работе. Овладение детьми общим способом создания композиции, в свою очередь, позволит осуществлять его перенос на частные условия реализации. Кроме этого, необходимо отметить, что для организации обучения младших школьников способам создания композиции на уроках рисования с натуры необходимо создание учителем ситуаций "открытого незнания", которые не позволяют детям воспроизводить известные способы действия и стимулируют появление у детей гипотез о новых возможностях действия (разрыв между теоретическим знанием и практическим умением, неумение справиться с практической задачей за счёт прежде выработанных приёмов). Для овладения способами выполнения композиций на уроках рисования с натуры необходимо организовывать учебное сотрудничество со сверстниками. Учебное сотрудничество со сверстниками мы рассматриваем как способ организации совместной деятельности младших школьников, результатом которого является открытие детьми общего способа выполнения композиции при рисовании с натуры.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Аксёнов, Ю.Г. Цвет и линия Текст. / Ю.Г. Аксёнов, М.М. Леви-дова. М.: Советский художник, 1986. - 326 с.

  2. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984

  3. Большая Российская энциклопедия Текст.: в 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. М.: Большая Рос. энцикл., 2008.

  4. Виппер Б. Р. Проблема развития натюрморта, Спб, 2005

  5. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Спб.: Азбука-классика, 2004-2009

  6. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977

  7. Геташвили Н. В. Художественные направления и стили. Малые голландцы. М. 2004

  8. Гончаров А. О композиции // Художник. 1981, № 6. С.34-37.

  9. Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997

  10. История мировой живописи. Классический натюрморт: Вера Калмыкова, Виктор Темкин - Москва, Белый город, 2009 г.- 128

  11. Иончиков А.И. «Декоративная живопись», Владивосток, ВГУХ, 1999г.

  12. Козлов, В.И. Теория и практика подготовки в вузе учителей начальных классов по дополнительной специальности «Изобразительное искусство» 2001. - 559 с

  13. Краткий словарь по эстетике. Текст.: книга для учит. / под ред. М.Ф. Овсянникова. -М.: Просвещение, 1983.

  14. Левандовский С. О сюжете и композиции // Художник. 1981, № 4. С.58-61.

  15. Левин С. Ваш ребенок рисует - М.: Советский художник, 1979, 270с.

  16. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова. - Минск : Выш. шк., 1984.

  17. Неменский Б.М. программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2007.

  18. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Москва 2006. 944 ст.

  19. Пантелеев Г. Н. и др. "Декоративное искусство - детям". М., «Просвещение», 1976 г.

  20. Под рук. Т. Я. Шпикаловой программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»,1/2. С.1

  21. Под рук. В.С. Кузина программа «Изобразительное искусство» 1-9 классы,

  22. . Сарьян М. Живопись, акварели, рисунки, иллюстрации, театрально - декорационное искусство - Ленинград: Аврора, 1987

  23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

  24. ru.wikipedia.org/

  25. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.: Просвещение, 1980, 128с., ил.

  26. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М.: Искусство,1970.

  27. Фаворский В.А. О композиции. // Искусство. 1933.

  28. Хосе М. Паррамон. Как писать натюрморт - М.: Арт - Родник, 2000, 112с.

  29. Чистяков П.П. и В. Е. Савинский. Переписка (1883- 1888). Воспоминания.- Л.; М., 1939.

  30. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: «Просвещение», 1979.

  31. Энциклопедия для детей «Искусство», том II, М.: «Дрофа», 2003г.

  32. Энциклопедия искусства: artprojekt.ru

  33. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно - популярная энциклопедия: krugosvet.ru/

  34. Юон К. Ф. Об искусстве. - М., 1959.- Т. 1



© 2010-2022