Программа кружка по ИЗО

развитие творческих способностей детей - это главная задача, которую я ставлю перед собой при построении данной программы.В результате освоения этой программы у детей расширяется кругозор,совершенствуются умения и навыки работы с разными материалами, осваиваются новые приемы работы рисования и декоративно-прикладного творчества, развивается художественный вкус и творческие способности.Дети знакомятся с историей народных промыслов . В результате работы прививается любовь к Родине, уважение к тала...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа»









ПРОГРАММА

кружка декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

(срок реализации - 2 года)

для учащихся 5-11 классов


Разработала:

Учитель ИЗО -

Иванова Светлана Александровна







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей занятий в кружке является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, знакомство с творчеством лучших мастеров народных промыслов, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.

Главное в курсе - раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной степени свойственны всем детям и подросткам.

В кружок принимаются дети, проявившие интерес к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу кружка не входит профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

При реализации программы не предполагается деление детей по возрастному признаку, т.к. опыт работы показал, что наличие в одной группе детей разного возраста способствует взаимопомощи и стимулирует более адекватное самовыражение в области изобразительной деятельности.

Материал, изложенный в программе, рассчитан на 2 года обучения (занятия 1 час в неделю).

При реализации творческих замыслов в области моделирования и декоративного искусства предлагается применять на стадии эскиза карандаш, мелки, акварель, тушь, фломастеры, цветную и белую бумагу, на стадии воплощения в материале - мука, соль, ткань, картон, гуашь, акварельные краски, а также подсобные материалы.

Задания построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений детей.

В течение первого года обучения дети учатся различным приемам лепки изделий из соленого теста, знакомятся с традициями русского декоративно-прикладного искусства, выполняют индивидуальные и коллективные работы.

В течение второго года обучения учащиеся выполняют задания более длительные по времени, выполняя задания, направленные на изучение и практическое освоение различных художественных техник. Вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей ребят (эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках, как в области изобразительного искусства, так и в области декоративно-прикладного искусства и дизайна).

Программа предполагает построение занятий по проблемному принципу: от проблемы - к конкретному заданию. В течение второго года обучения принцип построения материала противоположный - от конкретных жанров, художественных техник, художественных материалов - к проблемам. Задания, предлагаемые детям, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами. Можно предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы.

Подведение итогов может проводиться в форме коллективного обсуждения, выставки творческих работ.

Тематическое планирование (первый год обучения)


№№

Темы

Общее количество часов

В том числе


Теоретические часы

Практические

часы

1

2

3

4

5

1.

Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

В процессе занятий


2.

Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве

Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве

Гармония искусства, природы и человека

4

1

3

3.

Народный быт, традиции

3

1

2

4.

Синтез искусств на примере годовых календарных праздников

3

1

2

5.

Традиции народной игрушки

2

1

1

6.

Композиция в искусстве

3

1

2

7.

Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи

2

1

1

8.

Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов

3

1

2

9.

Приемы выполнения лепных изделий

14

2

12













Итого

34

9

25

Содержание

  1. Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

Выполнение правил внутреннего распорядка, техника безопасности при работе с режущими предметами. Обращение с духовкой. Правила пожарной безопасности. Способы окраски лепных изделий, токсичность красок и лаков. Правила дорожного движения, безопасный путь домой.


  1. Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве

Восприятие природы в произведениях живописи, графики, гравюрах и миниатюрах, обсуждение. Чтение стихотворений, соответствующих тематике представленных картин. История и смысл традиционных садов, фотографий и картин с изображениями домов людей разных культур

Практическая работа. Выполнение графических рисунков на различных форматах бумаги. Рисунки должны передавать характер и образный строй прочитанных стихотворений. Лепка декоративных панно, тарелочек для оформления интерьера.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Репродукции произведений изобразительного искусства, созданных в жанре пейзажа, фотографии.

3. Народный быт, традиции

Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Русская народная сказка.

Практическая работа. Выполнение иллюстрации к любимой сказке .Материалы. Цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Просмотр фрагментов русских народных сказок.


4. Синтез искусств на примере годовых календарных праздников

Масленица, Пасха- религиозные и народные праздники. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Яйца-крашенки, традиции Пасхальной недели. Украшение дома к каждому празднику.

Практическая работа. Зарисовки по памяти, с натуры людей в народных костюмах, в движении, изготовление картин из соленого теста, роспись пасхальных яиц, лепка подставок.

Материалы. Лоскутки, цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть, мука, соль, картон, поролон.

Зрительный ряд. Репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Масленица», П. Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», К.Юон «К Троице», «Сельский праздник», произведений мастеров Федоскина, Холуя, Палеха.

5. Традиции народной игрушки

Глиняная игрушка - Городецкая, Каргопольская, Дымковская. Основные черты народной глиняной игрушки разных регионов России. Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки.

Практическая работа. Лепка и роспись народной игрушки. Технология выполнения игрушки-свистульки. Импровизация по мотивам народной игрушки.

Материалы. Акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть, мука, соль, глина, пластилин одного цвета.

Зрительный ряд. Компьютерная презентация о народных промыслах России.

6. Композиция в искусстве

Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике. Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции. Исполнение композиции живописными материалами. Выделение первого плана и центра композиции цветом, светом и тоном. Достижение целостности композиционного замысла.

Практическая работа. Изображение натюрморта, пейзажа, жанровой картины, панно из соленого теста.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Репродукции картин художников: В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», И. Репин «Бурлаки», натюрморты П. Кончаловского, Г.Курбе, пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина.

7. Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи.

Колорит - система цветных тонов, их сочетание в картине. Выразительные возможности теплых и холодных цветов, цветовые контрасты. Приемы передачи пространства в живописи.

Практическая работа. Создание композиции на тему «Ярмарка», «Городская улица», «Осенний базар».

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть.

Зрительный ряд. Живопись О. Ренуара. К.Юона, М.Сарьяна, Н.Гончаровой.

8. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и сказочность.

Реалистичное и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

Практическая работа. Выполнение декоративной композиции натюрморта, создание иллюстрации и лепка панно.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Натюрморты: И.Хруцкий «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами». П.Сезанн «Натюрморт с яблоками и апельсинами», М.Сарьян «Фрукты», П.Кончаловский «Натюрморт. Фрукты» «Яблоки» и др.

9. Приемы выполнения лепных изделий

Общие этапы изготовления и обработки изделий. Изготовление фруктов и овощей. Общие принципы. Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона. Большие объемные лепные фигурки. Использование ножниц для передачи фактуры. Украшения со специями и бисером. Технология лепки маленьких «хлебобулочных» изделий, кос и венков из теста, ажурных поделок, решеток.

Практическая работа. Изучение приемов передачи в тесте различных поверхностей. Грунтовка, раскрашивание, лакирование изготовленных изделий. Сушка изделий, подрумянивание, глазурование. Изготовление фруктов и овощей. Лепка крупных фигур. Изготовление объемных фигур на каркасе. Изготовление фигур со специями и бисером. Изготовление различных предметов с использованием изученных технологий.

Материалы. Мука, соль, вода, акварель, гуашь, лак.

В результате обучения учащиеся должны

  1. Соблюдать правила поведения и техники безопасности во время занятий.

  2. Знать и различать жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, интерьер) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика).

  3. Знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения.

  4. Знать и уметь пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция).

  5. Знать проявление синтеза искусств на примере годовых календарных праздников.

  6. Разбираться в символах народного искусства, традициях народов мира и России.

  7. Применять художественно-выразительные средства живописи, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве.

  8. Анализировать образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.

  9. Знать и уметь пользоваться приемами работы с соленым тестом.

  10. Применять приемы художественного конструирования объемных предметов.

  11. Самостоятельно создавать объемные предметы, создавать тематические композиции.

  12. Бережно относиться к культуре своего Отечества и к природе.

Тематическое планирование (второй год обучения)


№№

Темы

Общее количество часов

В том числе


Теоретические часы

Практические

часы

1

2

3

4

5

1.

Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

В процессе занятий




2.

Приемы выполнения лепных изделий

14

2

12

3.

Цветоощущение. Осенние краски.

3

1

2

4.

Символы в народном искусстве. Зависимость декора от материала

2

1

1

5.

Синтез искусств на примере годовых календарных праздников. Новый год

2

1

1

6.

Пейзаж .Образ времени года в искусстве.

4

1

3

7.

Натюрморт.

4

1

3

8.

Портрет в изобразительном искусстве

2

1

1

9.

Человек и среда его обитания в изобразительном искусстве. Дизайн среды

3

1

2
















Итого

34

9

25

Содержание

1.Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

Выполнение правил внутреннего распорядка, техника безопасности при работе с режущими предметами. Обращение с духовкой. Правила пожарной безопасности. Способы окраски лепных изделий, токсичность красок и лаков. Правила дорожного движения, безопасный путь домой.


2.Приемы выполнения лепных изделий

Приемы передачи в тесте различной фактуры. Использование внешней поверхности формочки. Использованием внутренней поверхности формочки. Использование конуса, шарика из фольги.

Практическая работа. Лепка фигурок разных животных, подсвечников, кукол для кукольного театра, обволакивание вазочки тестом, создание различных форм с помощью форм-выемок и объемных предметов.

Материалы. Мука, соль, вода, акварель, гуашь.

3. Цветоощущение. Осенние краски.

Цветоощущение. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы их получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветной рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок по форме». Передача разнообразия природных форм и их изобилия. Осенние краски. Осенний букет.

Практическая работа. Выполнение иллюстрации к лирическим стихам русских поэтов. Рисование осеннего букета, натюрморта.

Материалы. Белая бумага, акварель, гуашь, кисть.

Зрительный ряд. В. Борисов-Мусатов «Осенний сон», А.Головин «Осень», Ф.Васильев «Мокрый луг», П.Рубенс «Осенний пейзаж с видом Стена» К. Моне «Осенний день в Аржантее» и др.

4. Символы в народном искусстве. Зависимость декора от материала

Образы древней славянской мифологии, архетипы в мотивах русских народных промыслов. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Истоки росписи в художественной культуре Древней Руси. Особенности символического значения элементов орнаментального строя в мезенской росписи.

Практическая работа. Зарисовки по памяти, с натуры, по представлению изделий русских народных промыслов. Роспись заготовок из теста мотивами росписи мезенских мастеров.

Материалы. Мука, соль, вода, акварель, гуашь.

Зрительный ряд. Мультимедийный учебник «Россия на рубеже веков».

5. Синтез искусств на примере годовых календарных праздников. Новый год

Традиции празднования Нового года в разных странах и в России. Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Новый год в допетровскую эпоху. Китайский Новый год.

Практическая работа. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала. Новогодних костюмов. Лепка новогодних игрушек, символов Нового года, символов китайского гороскопа. Роспись.

Материалы. Мука, соль, вода, акварель, гуашь, бумага.

Зрительный ряд. Живопись - эскизы костюмов Л.Бакста, А.Бенуа, Н.Гончаровой, маски различных народов мира (Африка. Мексика, Италия, Россия и др.)

6. Пейзаж .Образ времени года в искусстве.

Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики. Пейзаж в живописи. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей природы.

Практическая работа. Лепка картин с использованием пейзажных мотивов Лепка панно для кухни.

Материалы. Белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, карандаш, фломастер, мука, соль.

Зрительный ряд. Картины различных художников-графиков: К.Моне, И.Левитана, К.Коровина, И.Грабаря, П.Кончаловского.

7. Натюрморт.

Приемы передачи в тесте различных поверхностей. Различные способы нанесения штриховок. Рисование натюрмортов. Композиция.

Практическая работа. Лепка фруктов и овощей из теста. Компоновка предметов для натюрморта. Зарисовки получившихся натюрмортов.

Материалы. Белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Портреты Т.Гейнсборо. В.Серова, М.Врубеля, З.Серебряковой, П.Корина, скульптуры С.Коненкова, В.Мухиной.

8. Портрет в изобразительном искусстве

Поиски характера, настроения при помощи определенной гаммы цветов. (ограниченная палитра) Передача в портрете характера, настроения. Передача в портрете характера и настроения портретируемого. Образно-выразительные возможности каждого вида искусства.

Практическая работа. Выполнение набросков головы человека в разных ракурсах. Рисование с натуры. Выполнение острохарактерных портретов сказочных героев. Рисуем маму(к Дню матери)

Материалы. Грифель, фактурная бумага. Мука, соль.

Зрительный ряд. Портреты Т.Гейнсборо. В.Серова, М.Врубеля.

9. Человек и среда его обитания в изобразительном искусстве

Оформление пространства, в котором гармонично сочетаются сухие растения, панно и предметы, сделанные своими руками.

Практическая работа. Украшение классной комнаты, дома декоративными изделиями.

Материалы. Мука, соль, сухие растения. бумага, ткань.

Зрительный ряд. Книги и пособия по дизайну среды, журналы по оформлению интерьера.

В результате обучения учащиеся должны

  1. Соблюдать правила поведения и техники безопасности во время занятий.

  2. Знать и различать жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, интерьер) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика, скульптура, архитектура).

  3. Знать и уметь пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция).

  4. Строить рисунок с натуры, соблюдать законы цветоведения, правила линейной и воздушной перспективы.

  5. Знать выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников, центры традиционных художественных промыслов России.

  6. Понимать взаимосвязь между такими понятиями как форма художественной вещи, ее назначение, материал и орнамент.

  7. Использовать элементарные основы изображения лица и фигуры человека, передавать его образ.

  8. Видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в изобразительной деятельности на плоскости.

  9. Различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и других культур.

  10. Эстетически оценивать явления окружающего мира и воспринимать произведения искусства.

  11. Передавать эмоциональное отношение к изображаемому в своих творческих работах.

  12. Активно участвовать в культурной жизни школы, города, района.

  13. Проявлять позицию гражданина своего Отечества в уважительном отношении к искусству и культуре многочисленных народностей России и мира.



Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного, рассматривание изученных на предыдущем занятии репродукций картин, их анализ. Приготовление соленого теста.

  3. Новая тема (теоретические сведения, демонстрация репродукций, доклады учащихся).

  4. Практическая работа (рисование эскизов, лепка из соленого теста)

  5. Анализ готовых работ.

  6. Подведение итогов занятия.

Литература

  1. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. - М., 1979.

  2. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. - М., 1986.

  3. Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве. Искусство в школе. - 1993. - №3.

  4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М., 1991.

  5. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы. Книга для учителя. Сост. Н.Н.Фомина.- М., 1995.

  6. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., 2001.

  7. Большая энциклопедия живописи. Учебное пособие на DVD.

  8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Учебное пособие на СD.

  9. Россия на рубеже веков. Мультимедийный учебник.

  10. Шпикалова Т.Я. Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 5-8 класс. М., «Просвещение», 2002 г.


© 2010-2022