- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Устный журнал Символика цвета
Устный журнал Символика цвета
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 3 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Ильина Е.С. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Устный журнал: «Символика цвета».
Цель: научить играть с цветом при выполнении творческих работ.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с термином - цветовая гармония;
- научить составлять гармоничные сочетания и применять их на примере декоративного узора;
- формировать в детях умение составлять композиции орнамента;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся художественный вкус, чувства красоты, гармонии;
- воспитывать у обучающихся интерес к самостоятельному изучению прекрасного.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.
- развивать индивидуальность ребенка, потребность видеть, чувствовать и изображать красоту в окружающем мире;
Форма проведения занятия: устный журнал
Приёмы: беседа, практическая работа, упражнения, сравнение, исследование.
Оборудование учебного занятия:
- наглядное пособие: выставка платков, устный журнал, цветовой круг, трафареты орнаментов;
- технические средства обучения: ноутбук, проектор.
- материалы: бархатная цветная бумага, цветной картон, ПВА, ножницы, бусины и другие украшения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. Здравствуйте, ребята!
2. Актуализация знаний.
Как правильно подбирать цвета? Сколько цветных вещей можно одновременно примерят? Ответы на эти и другие вопросы мы с вами найдем сегодня, листая журнал «Символика цвета».
Нам с друзьями нравится
Радуга - красавица!
В ней одной - весь мир большой,
Потому, что он - цветной!
СИНИЙ - чистота небес,
А ЗЕЛЕНЫЙ - дивный лес!
ГОЛУБОЙ - это вода,
Без нее нам - никуда!
КРАСНЫЙ - то огонь и солнце,
Уже очень много лет
Дарят нам тепло и свет!
ЖЕЛТЫЙ - тучные поля -
Хлеб дает наша земля!
ОРАНЖЕВЫЙ на именины
Приглашает апельсины,
Тыкву, перец, мандарины!
А еще ГОЛУБОЙ -
Зимний месяц ледяной.
Цвет ЗЕЛЕНЫЙ -
Цвет весенний,
Цвет природы оживления!
КРАСНЫЙ - лето знойное,
Время неспокойное!
А ЗОЛОТАЯ осень -
Урожай приносит!
Ну, а ФИОЛЕТОВЫЙ -
Цвет необычайный,
Самый мой любимый цвет -
Новогодней Тайны!
Из космических глубин
Он приходит к нам один -
ФИОЛЕТОВЫМ мерцаньем
Ненаписанных картин!
И. Тихая
3. Изучение нового материала.
Орнамент (украшение, наряд) - узор, построенный на ритмическом чередовании. Орнамент служит украшением зданий, сооружений, предметов (посуда, мебель, оружие, ткани, инструменты и т.д.). Орнамент также широко применяется в книжной и промышленной графике.
Долгое время орнамент имел значение оберега, носил охранный характер. В древности люди, украшая орнаментом предметы быта, одежду, жилища, считали, что он оберегает от бед, приносит благополучие и счастье.
Вопрос: Назовите, какие виды узоров вы знаете? Назовите фигуры, какие можно изобразить в орнаменте?
Виды орнамента: геометрический, природный, анималистический.
Геометрический орнамент.
-Точка, линия, зигзаг или ломаная линия. В древнем Египте - знак воды. Ее находят и у многих народов в самые разные времена.
-Квадрат, круг, овал, ромб, треугольник, шестиугольник и восьмиугольник. Крест.
Природный орнамент.
-Живая природа - морские волны, ореол пламени, небесные светила, луна (часто в виде серпа), звезды, молния, солнце.
-Флора -Лист, цветок, стебель, лилия, роза, лотос, хризантема, грозди ягод.
Анималистический орнамент
-Изображение животных (лев, бык, слон, змея, дельфин), насекомых (бабочка, пчела, стрекоза), птиц (павлин, журавль, попугай), сказочные существа (дракон, феникс, грифон).
-Человек - часто использовался как сюжетный орнамент, иногда в виде схематического изображения, иногда стилизованно, иногда реалистически.
Вывод: Художник учится у природы.
Принципы построения орнамента
Симметрия - точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.
Асимметрия-отсутствие или нарушение симметрии.
С рисунком орнамента разобрались, теперь перейдём цветовому восприятию.
Вопрос: Кто из вас знает символические значения цветов?
Как вы уже знайте, с древних времен люди приписывали свету и цветам определенные мистические свойства. С каждым цветом люди связывали глубокие символические понятия. Например, белый - искренность, правда. Золотой - говорит о божественном, а также о чем - то ценном и дорогом. Красный - любовь, радость, теплота и власть. Коричневый - цвет земли. Зеленый - цвет развития, юности, природы, надежды и жизни. Синий - цвет истины, постоянства, верности, покоя. Серый - нейтральный цвет. Может означать безликость (серая мышка), может быть цветом строгости и элегантности. Черный - Цвет скорби и печали, но в то же время, торжественен и элегантен.
Вопрос: Так что же такое цветовая гармония? Посмотрите на узоры, что я вам покажу. Скажите своё мнение.
"Цвета - это излучающая сила, энергия, воздействие которой на человека бывает и позитивным, и негативным, независимо от того, сознаем мы это или нет": - Иоханес Иттен, педагогический трактат "Искусство и цвет".
Правила сочетания цветов
-
МОНОХРОМНАЯ ГАРМОНИЯ
Моно - это один. Это гармония внутри одного лучика.
-
ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ГАРМОНИЯ
Противоположная гармония - это лучики, которые расположены напротив друг друга.
-
РОДСТВЕННАЯ ГАРМОНИЯ
Родственная гармония - это лучики рядом друг с другом
-
ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА
Цвета берутся через три лучика
-
ГАРМОНИЯ ЧЕТЫРЕХ ЦВЕТОВ
Такой вариант лучше будет работать, если главным, доминирующим будет лишь один из цветов.
Объяснение по цветовому кругу.
Упражнения:
1). По данным узорам определить тип сочетания цветов.
2). По цветовому кругу составить три сочетания.
Данные знания помогут вам в будущем стать великими художниками, дизайнерами, фотографами, иллюстраторами.
4. Практическое задание.
Проведение техники безопасности по работе с ножницами, клеем, бумагой.
Задание: Платок-аппликация для Маши «Казахстанский подарок».
ПЛАТОК (или по-старинному - плат) - это четырехугольный лоскут ткани, все стороны которого равны между собой.
Платки бывают разные - головные, шейные, носовые.
Еще в древние времена платок был одним из самых распространенных элементов одежды у народов Греции, Индии, Турции, Египта и Африканских стран. Платок был символом нравственности, чистоты, скромности. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Этот маленький «предмет» стал украшать парижских модниц и модников. И в наше время они очень актуальны, и у каждого из вас, я думаю, один да платок найдется.
5. Подведение итогов занятия.
А теперь давайте посмотрим на результат занятия. (Выставка праздничных платков для Маши).
Вопросы:
Кто использовал геометрический вид орнамента?
Кто использовал растительный?
Кто использовал анималистический?
А кто несколько видов?
Как вы думайте, так можно?
Сегодня мы с вами сделали ещё шаги в сложный и увлекательный мир - в науку цветоведение. Надеюсь, что вы, как и я, проникнетесь любовью к бесконечно прекрасному миру цветов природы. Знания, полученные по цветоведению, очень пригодятся вам не только в декоративных узорах, но и в рисовании пейзажа, натюрморта, портрета, интерьера, в общем во всех видах изобразительного искусства, а так же в жизни, и в быту.
-
Рефлексия. Синквейн.
Им. сущ. - 1 слово;
Им. прил. - 2 слова;
Глагол - 3 слова;
Предложение из 4 слов;
Подбор синонима;
Например,
Платок
Головной, носовой
Защищает, украшает, очищает
Актуальное украшение маленьких модниц!
Шаль, косынка, фуляр, кашне, бандана.
Существительные для синквейна: цвет, узор, орнамент, симметрия, гармония, платок, украшение и др.
Задание: составить синквейн.
Используемая литература:
Бер Ульрих. "Все тайны цвета. Что означают цвета". Ростов на Дону, "Феникс", 1999 г.
-
Зайцев А.П. "Наука о цвете", г. Москва, "Искусство", 1996 г.
-
Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. - М., 1983.
-
Полунина В. Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989.
-
Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. - М., 1984.
-
П. Уткин. Народные художественные промыслы России. 1984