Устный журнал Символика цвета

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный журнал: «Символика цвета».

Цель: научить играть с цветом при выполнении творческих работ.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить учащихся с термином - цветовая гармония;

- научить составлять гармоничные сочетания и применять их на примере декоративного узора;

- формировать в детях умение составлять композиции орнамента;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся художественный вкус, чувства красоты, гармонии;

- воспитывать у обучающихся интерес к самостоятельному изучению прекрасного.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

- развивать индивидуальность ребенка, потребность видеть, чувствовать и изображать красоту в окружающем мире;

Форма проведения занятия: устный журнал

Приёмы: беседа, практическая работа, упражнения, сравнение, исследование.

Оборудование учебного занятия:

- наглядное пособие: выставка платков, устный журнал, цветовой круг, трафареты орнаментов;

- технические средства обучения: ноутбук, проектор.

- материалы: бархатная цветная бумага, цветной картон, ПВА, ножницы, бусины и другие украшения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Здравствуйте, ребята!

2. Актуализация знаний.

Как правильно подбирать цвета? Сколько цветных вещей можно одновременно примерят? Ответы на эти и другие вопросы мы с вами найдем сегодня, листая журнал «Символика цвета».

Нам с друзьями нравится
Радуга - красавица!
В ней одной - весь мир большой,
Потому, что он - цветной!
СИНИЙ - чистота небес,
А ЗЕЛЕНЫЙ - дивный лес!
ГОЛУБОЙ - это вода,
Без нее нам - никуда!
КРАСНЫЙ - то огонь и солнце,
Уже очень много лет
Дарят нам тепло и свет!
ЖЕЛТЫЙ - тучные поля -
Хлеб дает наша земля!
ОРАНЖЕВЫЙ на именины
Приглашает апельсины,
Тыкву, перец, мандарины!
А еще ГОЛУБОЙ -
Зимний месяц ледяной.
Цвет ЗЕЛЕНЫЙ -
Цвет весенний,
Цвет природы оживления!
КРАСНЫЙ - лето знойное,
Время неспокойное!
А ЗОЛОТАЯ осень -
Урожай приносит!
Ну, а ФИОЛЕТОВЫЙ -
Цвет необычайный,
Самый мой любимый цвет -
Новогодней Тайны!
Из космических глубин
Он приходит к нам один -
ФИОЛЕТОВЫМ мерцаньем
Ненаписанных картин!

И. Тихая

3. Изучение нового материала.

Орнамент (украшение, наряд) - узор, построенный на ритмическом чередовании. Орнамент служит украшением зданий, сооружений, предметов (посуда, мебель, оружие, ткани, инструменты и т.д.). Орнамент также широко применяется в книжной и промышленной графике.

Долгое время орнамент имел значение оберега, носил охранный характер. В древности люди, украшая орнаментом предметы быта, одежду, жилища, считали, что он оберегает от бед, приносит благополучие и счастье.

Вопрос: Назовите, какие виды узоров вы знаете? Назовите фигуры, какие можно изобразить в орнаменте?

Виды орнамента: геометрический, природный, анималистический.

Геометрический орнамент.

-Точка, линия, зигзаг или ломаная линия. В древнем Египте - знак воды. Ее находят и у многих народов в самые разные времена.

-Квадрат, круг, овал, ромб, треугольник, шестиугольник и восьмиугольник. Крест.

Природный орнамент.

-Живая природа - морские волны, ореол пламени, небесные светила, луна (часто в виде серпа), звезды, молния, солнце.

-Флора -Лист, цветок, стебель, лилия, роза, лотос, хризантема, грозди ягод.

Анималистический орнамент

-Изображение животных (лев, бык, слон, змея, дельфин), насекомых (бабочка, пчела, стрекоза), птиц (павлин, журавль, попугай), сказочные существа (дракон, феникс, грифон).

-Человек - часто использовался как сюжетный орнамент, иногда в виде схематического изображения, иногда стилизованно, иногда реалистически.

Вывод: Художник учится у природы.

Принципы построения орнамента

Симметрия - точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

Асимметрия-отсутствие или нарушение симметрии.

С рисунком орнамента разобрались, теперь перейдём цветовому восприятию.

Вопрос: Кто из вас знает символические значения цветов?

Как вы уже знайте, с древних времен люди приписывали свету и цветам определенные мистические свойства. С каждым цветом люди связывали глубокие символические понятия. Например, белый - искренность, правда. Золотой - говорит о божественном, а также о чем - то ценном и дорогом. Красный - любовь, радость, теплота и власть. Коричневый - цвет земли. Зеленый - цвет развития, юности, природы, надежды и жизни. Синий - цвет истины, постоянства, верности, покоя. Серый - нейтральный цвет. Может означать безликость (серая мышка), может быть цветом строгости и элегантности. Черный - Цвет скорби и печали, но в то же время, торжественен и элегантен.

Вопрос: Так что же такое цветовая гармония? Посмотрите на узоры, что я вам покажу. Скажите своё мнение.

"Цвета - это излучающая сила, энергия, воздействие которой на человека бывает и позитивным, и негативным, независимо от того, сознаем мы это или нет": - Иоханес Иттен, педагогический трактат "Искусство и цвет".

Правила сочетания цветов

  1. МОНОХРОМНАЯ ГАРМОНИЯ

Моно - это один. Это гармония внутри одного лучика.

  1. ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ГАРМОНИЯ

Противоположная гармония - это лучики, которые расположены напротив друг друга.

  1. РОДСТВЕННАЯ ГАРМОНИЯ

Родственная гармония - это лучики рядом друг с другом

  1. ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА

Цвета берутся через три лучика

  1. ГАРМОНИЯ ЧЕТЫРЕХ ЦВЕТОВ

Такой вариант лучше будет работать, если главным, доминирующим будет лишь один из цветов.

Объяснение по цветовому кругу.

Упражнения:

1). По данным узорам определить тип сочетания цветов.

2). По цветовому кругу составить три сочетания.

Данные знания помогут вам в будущем стать великими художниками, дизайнерами, фотографами, иллюстраторами.

4. Практическое задание.

Проведение техники безопасности по работе с ножницами, клеем, бумагой.

Задание: Платок-аппликация для Маши «Казахстанский подарок».

ПЛАТОК (или по-старинному - плат) - это четырехугольный лоскут ткани, все стороны которого равны между собой.

Платки бывают разные - головные, шейные, носовые.

Еще в древние времена платок был одним из самых распространенных элементов одежды у народов Греции, Индии, Турции, Египта и Африканских стран. Платок был символом нравственности, чистоты, скромности. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Этот маленький «предмет» стал украшать парижских модниц и модников. И в наше время они очень актуальны, и у каждого из вас, я думаю, один да платок найдется.

5. Подведение итогов занятия.

А теперь давайте посмотрим на результат занятия. (Выставка праздничных платков для Маши).

Вопросы:

Кто использовал геометрический вид орнамента?

Кто использовал растительный?

Кто использовал анималистический?

А кто несколько видов?

Как вы думайте, так можно?

Сегодня мы с вами сделали ещё шаги в сложный и увлекательный мир - в науку цветоведение. Надеюсь, что вы, как и я, проникнетесь любовью к бесконечно прекрасному миру цветов природы. Знания, полученные по цветоведению, очень пригодятся вам не только в декоративных узорах, но и в рисовании пейзажа, натюрморта, портрета, интерьера, в общем во всех видах изобразительного искусства, а так же в жизни, и в быту.

  1. Рефлексия. Синквейн.

Им. сущ. - 1 слово;

Им. прил. - 2 слова;

Глагол - 3 слова;

Предложение из 4 слов;

Подбор синонима;

Например,

Платок

Головной, носовой

Защищает, украшает, очищает

Актуальное украшение маленьких модниц!

Шаль, косынка, фуляр, кашне, бандана.

Существительные для синквейна: цвет, узор, орнамент, симметрия, гармония, платок, украшение и др.

Задание: составить синквейн.

Используемая литература:

 Бер Ульрих. "Все тайны цвета. Что означают цвета". Ростов на Дону, "Феникс", 1999 г.

  • Зайцев А.П. "Наука о цвете", г. Москва, "Искусство", 1996 г.

  • Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. - М., 1983.

  • Полунина В. Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989.

  • Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. - М., 1984.

  • П. Уткин. Народные художественные промыслы России. 1984



© 2010-2022