Конспект урока по ИЗО Символ птицы в разных культурах 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Предмет: изобразительное искусство.

Тема: «Анималистический жанр. Изображение животных и птиц в графике и живописи.

Тип урока: урок получения новых знаний, умений и способов деятельности.

Вербальные приёмы учебного диалога:

- постановка открытых вопросов;

- анализ и самоанализ практической деятельности;

Предполагаемый результат:

- умение учащихся вести диалог в малых группах;

- взаимодействовать с партнёрами для получения общего результата;

- умение изображать птиц графически и с помощью цвета передавать характер оперения;

Межпредметные связи:

- математика;

- история;

- литература;

- музыка;

Цели урока:

Образовательная

- познакомить учащихся с особенностями анималистического жанра, творчеством художников - анималистов;

- углубить знания учащихся об общем и индивидуальном в строении тела птицы;

Развивающие

- развитие зрительной памяти;

- развитие графических умений, творческого воображения и образного мышления;

Воспитательные

- воспитывать чувства любви к природе, взаимопомощи, прививать аккуратность.

Зрительный ряд:

- иллюстрации животных и птиц;

- произведения художников-анималистов: Евгения Ивановича Чарушина, Валентин Серов, Василий Александрович Ватагин, Алексей Степанов.

Литературный ряд: стихи о птицах.

Музыкальный ряд: звуки леса, клип «Журавлик».

Ход урока.


I Организационный момент.

- Что изменилось в классе?

- Что будем делать сегодня на уроке?

- Изображение птиц и животных относят к особому жанру. Послушайте какому.

II Вступительная беседа. (слайд )

Если на картине лоси нарисованы,

Или собрались, встречая осень к перелёту журавли,

Или как живут пингвины в стуже антарктической.

Знай, что жанр такой картины -

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ.

- Сформулируй те определение понятия АНИМАЛИЗМ.

- Как будут называть художников, изображающих на своих произведениях животных?

(слайд )

Уч. - Где и когда мы впервые встречаемся с изображениями животных?

Уч-ся.- Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Ещё первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты.

Уч. - Действительно анималистический жанр в изобразительном искусстве зародился в древности. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре.

- А в наши дни, где мы встречаем изображения животных?

Уч-ся. - В книгах о природе, сказках, баснях.

Уч. - Интересные рисунки к басням Крылова выполнил великий русский художник В.Серов.

- Какие басни проиллюстрировал художник?

- Какими изображает он героев?

Уч-ся.

- «Волк и Журавль», «Ворона и Павлин», «Квартет».

- Художник изображает героев с человеческими характерами.

Уч. - Е.Чарушин писал о лесе и его обитателях. К своим произведениям выполнил множество иллюстраций. Вот одна из них. «Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? Устал и сел».

- Каким изображает его художник?

Уч-ся. - Умелая рука художника передала пушистый мех медвежонка, его по-детски широко раскрытые глаза и немного удивлённые.

Уч. - С особым уважением люди относились к птицам.

- Как вы думаете почему?

Ой, как много в мире птиц:

Пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,

Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,

Есть колибри, соловьи.

Голуби, кукушки,

Пеночки-простушки.

Знаешь, их так много есть,

Что их всех не перечесть.

Нас сражают пением

И буйным оперением!

Уч-ся. - Птицы приносят людям пользу, человек не мог подняться в небо, не мог его изучить, и считал птиц божественными существами.

Уч. - С образом птиц связано много легенд.

- что известно вам о петухе?

Уч-ся. - Чёрный петух олицетворял пограничное состояние перехода Солнца от дня к ночи. Петухи светлых и красных оттенков встречали солнце на утренней заре.

Уч. - Лебедя считали солнечной птицей.

Уч-ся. - Германцы считали, что лебеди могут предсказывать будущее. На Руси девушек называли лебёдушками. В русских сказках Василиса Премудрая того же роду племени. Лебедь малый занесён в красну книгу Ростовской области.

Уч. - У представителей разных культур и народов журавль всегда занимал почётное место священной птицы, он являлся символом счастья, любви и здоровья.

- Какое время года изобразил художник? Какие средства художественной выразительности использует для передачи ранневесеннего состояния природы?

- Куда устремлены взгляды детей?

Уч.- Автор этой картины очень часто вспоминал уже далекое детство - какие-то особые весенние запахи и неудержимый подъем, неизъяснимый трепет таинственного и радостного бытия, рвущегося навстречу предстоящей жизни.

Весной прилетают птицы. Вся природа оживает. В сквозных рощицах, по сырым местам раскрываются лютики и калужницы. Из травы выглядывают звездочки гусиного лука. Всюду желтый цвет, особенно живой и теплый в апреле, сколько в нем устремленности, энергии и словно чувствуется родство с солнцем.
Земля видна в первозданной открытости и доверчивости, легко видимы все ее закуточки и потаенные места.
Пусть от вида такой ухоженной земли блаженно займется сердце у пролетающих в небе журавлей.

На следующем уроке нам предстоит выполнить тематический рисунок.

- Рисовать птиц очень трудно. Как вы думаете, почему?

Художник должен обладать острым зрением, хорошей памятью.

Я предлагаю вам выполнить физминутку для глаз.

III Физминутка. (слайд )

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты - молодец!

VI Практическая работа.

Теперь внимательно посмотрите на птиц и скажите, чем они похожи и чем отличаются?

Уч-ся. Птицы имеют одинаковое анатомическое строении. Отличаются размерами, формой тела, головы, шеи, лап, а также оперением.

Уч. - Положите лист горизонтально, разложите на столе геометрические фигуры. Определите с помощью каких фигур можно нарисовать петуха и лебедя? Можно совещаться с товарищем, выбранное решение проиллюстрируйте на листе.

Рисуют петуха.

- У нас получился линейный рисунок, плоское изображение. У кого возникли трудности при выполнении рисунка, поднимите руки. Что не получилось?

- Подскажите, с помощью каких средств художественной выразительности можно передать характер оперения? (цвета, различных мазков).

- Сейчас я открою несколько секретов.

Первый секрет. Цветная лента.

Положите лист горизонтально. Разведите несколько красок разных цветов на вашей палитре, и крупной кистью, которая удержит больше краски и позволит вам создать более длинный мазок. Пропитайте краской кисть и от начала края вашей бумаги начинайте рисовать волнообразную линию поперек листа. Строго сохраняйте ширину мазка.

Следующую линию тянем, придерживаясь изгиба предыдущей нарисованной линии, следуем параллельно. Ниже второй рисуем третью.

Конспект урока по ИЗО Символ птицы в разных культурах 5 класс

Второй секрет. Тонкий и Толстый.

Начинаем с края бумаги. Нежно тянем изящную линию кончиком кисти.

Далее увеличиваем давление на кисть, чтобы линия стала толще, затем уменьшаем давление, пока линия не утончится снова.

Конспект урока по ИЗО Символ птицы в разных культурах 5 класс

Рисуем линию с толстыми и тонкими переходами.

Промойте вашу кисть и поменяйте цвет краски. Начните новую линию под предыдущей.

Вы можете попробовать утолщить вашу линию там, где проходит тонкий участок верхней линии, но избегайте прикосновения других красок с новыми при наложении.

Если ваша кисть начинает сохнуть, снова пропитайте ее краской с вашей палитры и продолжайте линию.

- Я вижу у вас замечательно получается. Можно приступать к изображению журавля.

1. Используем тонкую кисть и серую краску. Обведём клюв, глаз, голову, шею и туловище.

2. Нарисуем несколько маленьких перьев на спине. Большими перьеобразными штрихами обозначим край крыла.

3. Двумя длинными чёрными мазками выделим шею.

4. Чёрной краской изобразим хвост, размер штрихов варьируем, от больших к маленьким.

5. Добавим характерную для журавля красную шапочку.

6. смесью синей и серой красок нарисуем ноги. Добавим чёрные полоски чешуйки.

V Самостоятельная работа. (слайд )

(клип «Журавлик»)

VI Итог.

- С какими новыми понятиями познакомились?

- Чему научились?

- Где можем найти практическое применение своим умениям?

(слайд )

VII Домашнее задание.

- Отгадать ребусы.

- Прочитать о птицах.

- Нарисовать линейный рисунок птицы.

(слайд )



© 2010-2022