«Братья наши меньшие»

Я работаю по программе «Изобразительное искусство. 5-9 классы»  под редакцией Т.Я. Шпикаловой. Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объёмом времени, отведенным на изучен...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Конспект урока

на тему: «Братья наши меньшие в твоей жизни»

для 5 класса в IV четверти





Выполнила:

Бондарюк. Олеся. Валерьевна

Учитель:

Физической культуры и изобразительного искусства

Новгородский район, МАОУ «Захарьинская ООШ»











Великий Новгород

Пояснительная записка

Я работаю по программе «Изобразительное искусство. 5-9 классы» под редакцией Т.Я. Шпикаловой. Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объёмом времени, отведенным на изучение предмета. Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на развитие и становление эмоционально- образного, художественного типа мышления, что обеспечивает становление целостного мышления учащихся.

Целью моей работы является показать последовательность и методику обучения учащихся графическим способам и приемам, а также через систему показать внутрипредметную интеграцию художественных дисциплин в образовательной программе. Одной из задач выпускной работы является научиться в свете новых требований составлять конспект уроков, отбирать содержание, опираясь на новые стандарты и анализировать и проектировать урок, чтобы получить ожидаемый результат. Результатом моей работы и явился, блок уроков, где я попыталась, в свете новых стандартов, показать свое понимание новых требований к качеству образования. В процессе работы над уроками я изучала весь курсовой материал и составила их в логической последовательности от простого к сложному, опираясь на небольшие знания учащихся, использовала ИКТ. Данный блок уроков был разработан для 5 класса , где он делится на графику и скульптуру.

Ожидаемый результат: хотелось чтоб учащиеся овладели приёмами работы различными графическими материалами , научились изображать графическими средствами зверей , строение и выражать их характер. А также научились использовать приёмы трансформации объёмных форм для создание выразительных образов животных.



Тема урока: Братья наши меньшие в твоей жизни


Вид занятия:
1. Беседа об искусстве.
2.Тематическое рисование в 5 классе.
Тема занятия:
1. Анималистический жанр.
2. Набросок животного в движении по памяти.
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения анималистического жанра, его представителями;
2. Формирование умения делать наброски животных в движении;
3. Воспитание любви к природе, бережного отношения к животным. Приобщение учащихся к эстетической культуре.
Оборудование для учителя:
1. Репродукции картин с изображением животных - бизоны из пещеры Альтамира, раненный бык из пещеры Ласко, изображения животных в Каповой пещере, графика- А. Дюрер «Кролик», Рембрандт « Лежащий лев»;
2. Презентация
3. Компьютер, проектор;
4. Незаконченные рисунки с животными;
5. Классная доска.
Оборудование для учащихся:
1. Альбом;
2. Карандаши простые, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося);
3. Банки с водой;
4. Кисти;

Ход урока
Этапы урока I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с новым жанром в изобразительном искусстве. Совершим путешествие в прошлое и пополним наш багаж знаний, умений и навыков. Но, к сожалению, это не так просто! Наш старый друг, художник - Нарисуй-ка, зашифровал тему нашего урока. Поэтому вы должны составить из разбросанных пазлов его основную специализацию и разгадать тему нашего сегодняшнего урока!

А

с

м

т

н

и

а

л

и

Правильно, ребята, наш художник является художником- анималистом. Но кто же мне может ответить на вопрос «Что он изображает на своих картинах?»
Хорошо, чтобы вам не теряться в догадках я приготовила для вас музыкальный видеоклип, который поможет вам узнать, то над чем работает наш Нарисуй-ка, и кого сегодня постараетесь зарисовать вы.
Молодцы! Художники-анималисты, действительно изображают на своих картинах животных.

II. Сообщение темы урока
Тема нашего урока «Братья наши меньшие» Сегодня мы научимся делать зарисовки животных в движении и создадим собственный коллаж заповедника. А также отправимся в увлекательное путешествие в мир наскальных рисунков первобытных людей.

III .
Изучение нового материала
1. Сообщение теоретических знаний.
Ну, вот мы готовы отправиться в удивительный мир анималистического жанра!
(лат. Animal- животное) - изображение животных в живописи, скульптуре,
и графике. Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала. Здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистка сложилась в VIIIв. в Китае, а в Европе она достигла расцвета в XVII-XVIIIв.
Первые представители анималистического искусства- Пещера Ласко, пещера Альтамира, Капова пещера. Здесь можно увидеть изумительные по своей красоте изображения животных людьми каменного века.
Пещера Ласко находится во Франции, близ Монтиньяка (Дордонь) в сорока километрах от Перигё, на краю плато, над левым берегом р. Везер. Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под Везер к поместью Ласко проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти-то сокровища и искали четверо подростков, когда, 12 сентября 1940 года, они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад - великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита. Это изображения различных животных (лошадей, бизонов, оленей, быков и др.), которые полны движения и гармонии. На стенах пещеры аббатом Глори, работавшим здесь с 1952 по 1963 год, было обнаружено более 2000 изображений.
Ласко всегда представляла большой интерес не только для ученых, но и для многочисленных туристов. Частые посещения больших туристических групп привели к изменению микроклимата пещеры, что губительно сказывалось на изображениях. В 1963 году, решением министра культуры Франции А. Мальро, Ласко была выкуплена государством и закрыта для посетителей на 14 лет. Благодаря долгой и кропотливой работе целого коллектива археологов, биологов, химиков, спелеологов и геоморфологов живопись и графику пещеры удалось уберечь от разрушения. И сейчас вход в Ласко закрыт для туристов.
Второй не уступающей пещере Ласко по своей значимости является пещера Альтамира.
Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Она находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар. Обнаружена графом Марселино Санз де Саутуолом. Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон - роспись низкого потолка в одном из "залов" пещеры слева от входа. Общая площадь плафона - около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур. Открыта была в 19 веке. На этом история анималистического жанра не закончилась, а приобрела широкую популярность, как зарубежном, так и в России. Представителями данного жанра в России являются: В. Ватагин, И. Ефимов, А. Сотников. Зарубежном -это А.Дюрер, Рембрандт.
(Учащиеся описывают картины при помощи предложенной схемы.)
2. Физкультминутка

Вы наверное устали?. Поэтому наш Нарисуй-ка предлагает нам прерваться на физкультминутку.
1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторите 5-6 раз.
2. Исходное положение- сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
3. Исходное положение -стоя. «Замочек»- вести одну руку за голову, вторую- за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

IV.
Немного передохнули и теперь необходимо приступать к работе. Посмотрите на доску, наш художник хотел изобразить заповедник с животными, но нарисовал лишь некоторые их части. Ваша задача заключается в том, чтобы быстро по памяти их дорисовать, точнее сделать наброски. Как вы знаете набросок- это произведение графики, живописи, бегло и быстро исполненное. Главная назначение наброска- быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Он может исполняться с натуры, по памяти или воображению. Ваш набросок будет исполнен при помощи вещей памяти и воображения. Каждое животное должно находиться в движении. Для этого в первую очередь обратите внимание на выполнение наброска корпуса животного и его головы. А позже, когда будет нарисован общий контур, можете приступать к изображению наиболее мелких деталей.
Ребята не забывайте!
Все животные- друзья!
Обижать нам их нельзя.
И котенка и зайчишку,
Белку, ежика и мишку,
Воробья, щенка, лягушку-
Пучеглазую квакушку-
Всех мы лаской обогреем,
Всех накормим, пожалеем

(Учащиеся выполняют упражнения предложенные учителем.)

V . Итог урок.
Ну, вот в нашем заповеднике поселились множество животных. Которых мы не только на картинах, но и в реальной жизни будем охранять и заботиться. А сейчас мы вспомним, что нового мы узнали на уроке. Для этого мы сыграем в игру «Снежный ком». Я начинаю, следующий повторяет мое предложение и добавляет свое и т.д. (Например: Сегодня на уроке мы говорили о анималистическом жанре…)
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Написать мини доклад об одном из русских художников - анималистов ;
Список использованной литературы

1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа // Москва, ВАКО- 2006;
2. Живопись: Энциклопедия // Москва., 1999;
3. Плотникова Н. Энциклопедия искусства // Москва., РОСМЭН- 2007;
4. Педагогическое творчество №9 // А.В. Мерзлов - 2007;
5. Мультимедийный диск Энциклопедия изобразительного искусства



© 2010-2022