Истоки декоративно-прикладного искусства. От ремесла - к искусству

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синенко-Панченко И.В.

17 урок

Тема: Истоки декоративно-прикладного искусства. От ремесла - к искусству.

Содержание урока: Обработка кожи, изделия из кожи.

Культ коня - конская упряжь

Доспехи, оружие

Изготовление украшений

Цель:

  • определить роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • учиться давать характеристику художественно-образного содержания произведений народного творчества;

  • учиться формулировать личные впечатления во время общения с произведениями народного искусства, используя специальную искусствоведческую терминологию;

  • воспитывать духовность, интерес и любовь к жанрам декоративно-прикладного искусства.

Ожидаемый результат: системность знаний; обогащение словарного запаса; создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала; системность знаний.

Тип урока: интегрированный урок: история, изобразительное искусства.

Терминологический словарь: декоративно-прикладное искусство, охлупень

Обеспечение, материалы: компьютер, проектор, наглядные материалы по арт-практике, презентация

Копирайтинг: storyfiles.blogspot.ru/2013/12/blog-post_19.html; libsid.ru/iskusstvo-drevney-rusi/drevnerusskoe-iskusstvo-x---pervoy-polovini-xii-vekov/; perunica.ru/germany/4101-kult-konya-v-derevyannom-zodchestve-rusi-i-severnoy-germanii.html.

ПАЛИТРА УРОКА

  1. Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Игра «Снежный ком». Условия игры заключаются в том, что ответы на вопросы формируются постепенно, учащиеся по очереди отвечают на вопросы, дополняя друг друга в коллективной форме ответа.

Вопросы к игре:

Как вы понимаете значение слов «декоративное» и «прикладное»?

Какие жанры декоративно-прикладного искусства знаете?

В чем специфика декоративно-прикладного искусства?

Задание:

По мере знакомства с новым материалом учащиеся должны заполнить таблицу:

Декоративно-прикладное искусство

Виды или жанры

Материалы и изделия

  1. Информационный материал.

ИСТОКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. - «украшение»).

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX - XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста - дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ X-XI ВЕКОВ И ЮЖНОРУССКИХ КНЯЖЕСТВ XII-XIII ВЕКОВ

Великолепная Киевская культура создает многообразное, богатое и изысканное прикладное искусство. Вновь возводимые городские и монастырские храмы нуждаются в богослужебной утвари, соответствующей их драгоценному убранству; велики были потребности в ювелирных украшениях и богато декорированных бытовых предметах великокняжеского двора, боярства и рядовых горожан новой великой столицы. В городах Киевской Руси декоративное искусство перестало быть только овеществленным безымянным фольклором, каким оно было в деревне. Здесь выдвигались мастера, имевшие своих учеников, свои художественные школы, подписывавшие изделия своими именами. Летописец оставляет восхищенный отзыв о ювелирной работе мастера, выполнившего в 1115 году серебряную гробницу Бориса и Глеба в Вышгороде, украшенную чеканными изображениями святых с позолотой и хрустальными вставками.

Декоративное начало пронизывало все стороны частного и общественного быта древней Руси. Социальные различия среди населения русских княжеств очень отчетливо сказывались на прикладном искусстве - на его материале, стиле и сюжетах. Вещи из деревенских курганов сделаны из более дешевых материалов. Деревенское искусство известно почти исключительно по одним только металлическим вещам. Гораздо лучше известна городская культура и преимущественно культура высших слоев общества. Одежда из дорогих, чаще всего привозных, богато орнаментированных тканей украшалась серебряными и золотыми накладками, женщины носили замечательные ювелирные украшения, роскошно украшены были воинские доспехи, оружие, конская упряжь. Посуда, светильники, шкатулки представляли собой подлинные произведения искусства. Особенно любовно украшались книги: переплеты-оклады книг оковывались серебром, тончайшей сканью, выкладывались драгоценными камнями и золотыми пластинками с эмалевыми изображениями.

Соборные храмы в центре города являлись средоточием всех творческих усилий. Рядом с каменных дел мастерами работали живописцы, мозаичисты, резчики шифера и мрамора, кузнецы по меди, серебру и золоту, отливавшие паникадила, хоругви, кресты, лампады, украшавшие церковные сосуды всеми ухищрениями своего мастерства. Писцы переписывали богослужебные книги, ювелиры покрывали их бесценными окладами, искусные руки дворцовых вышивальщиц расцвечивали шелками пелены, антиминсы и завесы, скрывавшие алтарь. Кровельщики обрамляли закомары золотым кружевом прорезной меди, а художники тончайшей наводкой, по протравленным кислотой бороздкам, расписывали золотом церковные двери.

Древнерусское ремесло было той основой, тем фундаментом, на котором выросла вся материальная культура Киевской Руси.

Ювелирное дело полнее всего знакомит нас с деревенским прикладным искусством. На заре сложения Русского государства изготовление украшений в деревне было женским делом. Женщины плели из провощенных шнуров различные изделия, которые затем покрывали слоем глины, воск выжигали и на его место наливали расплавленный металл. В результате получалось красивое украшение, как бы сплетенное из проволок. Но уже в X в. литье бронзы и серебра перестало быть женским рукодельем: им занялись мужчины-кузнецы. Наряду с литьем по восковой модели появилось литье в глиняных и каменных литейных формах.

Украшения, особенно предназначенные для девичьего головного убора, отличались большим изяществом. Так, например, в земле радимичей по реке Сожу мастера готовили височные украшения, основу которых составляло кольцо с полукруглым щитком внизу. От щитка вниз и в стороны отходили семь лучей, придававших всему изделию вид красивой бронзовой звезды. У соседних вятичей бытовали подобные височные кольца, но с тем отличием, что концы лучей расширялись и превращались в лопасти. Позднее эти лопасти обрамляли металлическим кружевом, а внутри кольца помещали изображение коней или птиц. Семи лопастные височные кольца, которые женщины носили по три на каждом виске, придавали своеобразный вид всему головному убору. Их изящные, кружевные силуэты мягко гармонировали с кокошником и вышивками на одежде.

ДОСПЕХИ И ОРУЖИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Презентация «Доспехи и оружие Древней Руси»

КУЛЬТ КОНЯ В ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ РУСИ

Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень - бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».

Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования.

Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.

У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».

Истоки декоративно-прикладного искусства. От ремесла - к искусствуИстоки декоративно-прикладного искусства. От ремесла - к искусству




В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было "черепное бревно").

Истоки декоративно-прикладного искусства. От ремесла - к искусству

КОНСКАЯ СБРУЯ И СНАРЯЖЕНИЕ

Все предметы конской сбруи кочевников, которые были открыты в Евразии, были сделаны с безупречным мастерством из самых лучших материалов, имевшихся в их распоряжении в те времена. Все они имеют изобилие украшений, равных которым пока еще не было найдено. Конская сбруя потрясающе замысловатая. Чисто скифские изделия демонстрируют большую изысканность и высокий уровень мастерства в сочетании с любовью к более дорогим материалам. Однако судьба распорядилась так, чтобы именно непортящиеся металлические предметы не избежали разрушения в европейской части степи. Так, до нас дошли в отличном состоянии найденные искусно украшенные кожаные и войлочные седла, чепраки из войлока и тканых материалов, вожжи, уздечки и удила. В результате появилась возможность заново собрать лошадиную сбрую, которой пользовались всадники в 1-м тысячелетии до н. э., и точно установить, как именно взнуздывали лошадь тогда.

И на охоте, и в бою скифы использовали двоякоизогнутый лук из рога с натянутыми сухожилиями. Их стрелы имели трехгранные наконечники, сделанные - в зависимости от ступени их развития - либо из камня, кости, бронзы, либо из железа. Луки и стрелы носили в сложном футляре, известном как «горит». Его носили подвешенным на ремень на левом бедре.

  1. Арт-практика

Учащиеся создают эскиз украшения или оружия на выбор.



© 2010-2022