- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тематическое планирование и программа по ИЗО ( 7 класс)
Тематическое планирование и программа по ИЗО ( 7 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мороз И.В. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Дальнереченска
«Согласовано» «Утверждаю»
руководитель городского МО ______ (__________________) директор МОУ «СОШ № 5»_________ (С.Ю. Летовальцева)
Протокол № ___ от «_____»_________________ 201___г. Приказ №____ от «_____»_________________ 201___ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 5»
_______ ( ________________)
«____»____________201___ г.
Рабочая программа
по учебному курсу: «Изобразительное искусство»
7 (общеобразовательный) класс
на 2011-2012 учебный год
Программа составлена учителем изобразительного искусства Мороз И.В.
I квалификационная категория
Составлена в соответствии с программой
Изобразительное искусство 5-9 классы: стр. 35-47
Научный руководитель авторского коллектива: Т.Я. Шпикалова
Москва. «Просвещение» 2005 год
Количество часов в неделю-1 ч.; за год- 34 (35) ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения : сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований Госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу - это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.
В 7 классе мы ставим следующие задачи:
• углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;
• формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;
• знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися;
• давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;
• раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;
• углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;
• продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;
• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;
• развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)
Основное содержание образования в 7 классе
Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве
Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве.
Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин,
В. Ван Гог, П. Пикассо.
Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.
Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера.
Раздел 3. Народный мастер - носитель национальной культуры.
Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.
Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.
Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.
Опыт творческой деятельности.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре*.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль).
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
*Примечание: работа на пленэре, запланированная на втором уроке может быть перенесена на другое время в связи с погодными условиями.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
-
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
-
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Литература:
-
Как научиться рисовать лица- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН- ПРЕСС», 2004
-
Фриц Уиллис. Рисуем лица.- М.: АСТ «Астрель», 2007
-
И.Г. Мосин. Рисование. Екатеринбург: У-Фактория, 2000
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 2000
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1998
-
С.Ю. Афонькин, А.С. Афонькина. Орнаменты народов мира: практическое пособие.- СПб.: Кристалл, 1998
Поурочное планирование по изобразительному искусству. 7 класс
№ урока
Наименование раздела,
темы урока
Кол-во часов
Краткое содержание
Практическая работа (опыт творческой деятельности)
Тип урока
Форма урока
Дата
Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве.
8
Блок 1: Гармония природы и архитектуры в пейзаже
2
1
Городской пейзаж
1
Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Архитектурный пейзаж - жанровая разновидность пейзажа.
Изображение городского пейзажа на темы «Старинные улочки», «Новый проспект»
(графика)
2
Сельский пейзаж (работа на пленэре).
1
Воздушная перспектива (тема объясняется учителем в процессе работы на пленэре).
Работа на пленэре (около школы). Изображение сельского пейзажа на темы (живопись)
Блок 2: Предметная среда человека в натюрморте.
3
3
Натюрморт в зарубежном искусстве.
1
Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. П. Пикассо «Скрипка и гитара» и др.
Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. - по выбору учащихся)
4
Натюрморт в русском искусстве.
1
Натюрморт в истории отечественного искусства. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и др.
Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь)
5
Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте.
1
Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Светотеневые отношения. Учет в натюрморте законов линейной перспективы.
Продолжение работы над натюрмортом.
Блок 3: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения
3
6
Дизайн интерьера и его древние истоки.
1
Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись.
Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов (тушь, карандаш, фломастеры, уголь)
7
Интерьер
1
Росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело. Особенности интерьера в архитектуре барокко и классицизма.
Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш). Создание эскизов мебели.
8
Интерьер
1
Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер в творчестве зарубежных художников. А. Венецианов - родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве
Выполнение рисунка интерьера в цвете (акварель, гуашь)
Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.
6
Блок 4: Русская усадьба как архитектурный ансамбль.
3
9
Дворянский особняк.
1
Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов.
Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь)
10
Интерьер дворянского особняка.
1
Интерьер дворянской усадьбы 18-19 века. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты. Интерьер дворянского дома в произведениях живописи 18-19 века. В. Поленов, П.А.Федотов и др.
Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (материалы по выбору учащихся)
11
Интерьер дворянского особняка.
1
Линейная перспектива в изображении интерьера (обобщение знаний)
Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (продолжение работы)
Блок 5: Одежда и быт русских дворян.
3
12
Светский костюм дворян
1
Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов «Всадница» и др.
Зарисовки элементов одежды и причесок дворян (цветные карандаши, фломастеры)
13
Скульптурный портрет
1
Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптора.
Эскиз скульптурного произведения
14
Светские увеселения.
1
Тема праздника в живописи и графике.
1 вариант: Создание композиции на тему празднования русских балов
2 вариант: Домашний театр
Раздел: Народный мастер - носитель национальной культуры
10
Блок 6: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции.
8
15
Вышивка.
1
Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства
Просмотр видеофильма «Народное искусство»,
выполнение узора по мотивам народной вышивки (карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей).
16
Вышивка.
1
Древние корни народного художественного творчества. Древние образы народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.
Выполнение узора по мотивам народной вышивки (продолжение работы)
17
Орнамент как основа декоративного украшения.
1
Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси.
Просмотр видеофильма «Сокровища народного творчества»,
Выполнение упражнений на повтор главных элементов мезенского орнамента
18
Орнамент как основа декоративного украшения.
1
Традиционные промыслы росписи по дереву: Мезенская роспись, Хохлома, Городец. Истоки и современное развитие промыслов.
Эскиз росписи изделия из дерева
19
Глиняная игрушка.
1
Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. Отличительные черты локальных школ глиняной игрушки разных народов России.
Изготовление и роспись глиняной игрушки (в стиле Дымковской игрушки) (глина, гуашь, кисточки)
20
Глиняная игрушка.
1
Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки.
Изготовление и роспись глиняной игрушки (продолжение работы)
21
Ювелирное искусство.
1
Различие произведение народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусство, его связь с дизайном. Место и назначение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля.
Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма.
22
Ювелирное искусство.
1
Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения - функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь (Великий Устюг).
Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (продолжение работы)
Блок 7: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства.
2
23
Ярмарочный торг
1
Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др.
Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся)
24
Ярмарочный торг
1
Ярмарка в произведениях русскох живописцев. Б. Кустодиев «На ярмарке». К. Ф. Юон «Красный товар».
Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (продолжение работы)
Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.
10
Блок 8: Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.
5
25
Космическая тема в творчестве художников.
1
Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет».
Эскизы космических аппаратов будущего (карандаш, тушь, перо)
26
Космическая тема в творчестве художников.
1
Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта
А. Леонова.
Продолжение работы
27
Галактическая птица
1
Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.
Выполнение композиции «Космический пейзаж, «Галактическая птица»»
28
Протрет героя.
1
Тема защитника Отечества - одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв. П. Корин «Александр Невский» и др.
Работа над композициями на тему защитников Отечества (карандаш, гуашь)
29
Протрет героя.
1
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне. А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский. Мемориальные ансамбли. Мамаев курган.
Работа над композициями на тему защитников Отечества (продолжение)
Блок 9: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве.
2
30
Образ участника спортивного состязания
1
Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека.
Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта (графические материалы по выбору учащихся)
31
Спортивный праздник
1
Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции.
Тематическая композиция на спортивную тему (гуашь или акварель)
Блок 10: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств
3
32
Скульптура.
1
Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Объем - основное средство художественной выразительности в скульптуре.
Лепка композиции из двух фигур (пластилин, проволочный каркас)
33
Скульптура.
1
Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности). Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).
Лепка композиции из двух фигур (продолжение)
34
Проектная работа
1
Владение средствами художествкнной выразительности разных видов искусства.
Работа в группах. Проектирование на выбор: разворота журнала, страницы сайта, посвященного изобразительному искусству или фирменного стиля для художественных мастерских (например мастерских по производству дымковской игрушки): эмблемы, визитной карточки и т.д.
35
Резервный урок
1
Экскурсия
Планирование составлено по программам общеобразовательных учреждений
Изобразительное искусство 5-9 классы: стр. 21-34
Научный руководитель авторского коллектива: Т.Я. Шпикалова
Москва. «Просвещение» 2005 год