Тематическое планирование и программа по ИЗО ( 7 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса  соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены  некоторые изменения :  сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены  дополнительные темы с целью полного выполнения тре...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Дальнереченска


«Согласовано» «Утверждаю»

руководитель городского МО ______ (__________________) директор МОУ «СОШ № 5»_________ (С.Ю. Летовальцева)

Протокол № ___ от «_____»_________________ 201___г. Приказ №____ от «_____»_________________ 201___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 5»

_______ ( ________________)

«____»____________201___ г.

Рабочая программа

по учебному курсу: «Изобразительное искусство»

7 (общеобразовательный) класс

на 2011-2012 учебный год



Программа составлена учителем изобразительного искусства Мороз И.В.

I квалификационная категория



Составлена в соответствии с программой

Изобразительное искусство 5-9 классы: стр. 35-47

Научный руководитель авторского коллектива: Т.Я. Шпикалова

Москва. «Просвещение» 2005 год


Количество часов в неделю-1 ч.; за год- 34 (35) ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения : сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований Госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу - это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.

Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.

Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.

В 7 классе мы ставим следующие задачи:

• углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;

• формировать зрительскую компетентность в процессе дальней­шего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;

• знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися;

• давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;

• раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изобра­жаемому;

• углублять представления учащихся о синкретичности народно­го искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессио­нального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;

• продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных цен­тров традиционных художественных промыслов;

• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;

• развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села)

Основное содержание образования в 7 классе

Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве

Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве.

Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин,

В. Ван Гог, П. Пикассо.

Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.

Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспектива в изображении интерьера.

Раздел 3. Народный мастер - носитель национальной культуры.

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.

Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье.

Опыт творческой деятельности.

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре*.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль).

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

*Примечание: работа на пленэре, запланированная на втором уроке может быть перенесена на другое время в связи с погодными условиями.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Литература:


  1. Как научиться рисовать лица- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН- ПРЕСС», 2004

  2. Фриц Уиллис. Рисуем лица.- М.: АСТ «Астрель», 2007

  3. И.Г. Мосин. Рисование. Екатеринбург: У-Фактория, 2000

  4. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996

  5. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 2000

  6. Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1998

  7. С.Ю. Афонькин, А.С. Афонькина. Орнаменты народов мира: практическое пособие.- СПб.: Кристалл, 1998

Поурочное планирование по изобразительному искусству. 7 класс

№ урока

Наименование раздела,

темы урока

Кол-во часов

Краткое содержание

Практическая работа (опыт творческой деятельности)

Тип урока

Форма урока

Дата

Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве.

8


Блок 1: Гармония природы и архитектуры в пейзаже

2


1

Городской пейзаж

1

Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Архитектурный пейзаж - жанровая разновидность пейзажа.

Изображение городского пейзажа на темы «Старинные улочки», «Новый проспект»

(графика)

2

Сельский пейзаж (работа на пленэре).

1

Воздушная перспектива (тема объясняется учителем в процессе работы на пленэре).

Работа на пленэре (около школы). Изображение сельского пейзажа на темы (живопись)


Блок 2: Предметная среда человека в натюрморте.

3


3

Натюрморт в зарубежном искусстве.

1

Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. П. Пикассо «Скрипка и гитара» и др.

Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. - по выбору учащихся)

4

Натюрморт в русском искусстве.

1

Натюрморт в истории отечественного искусства. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и др.

Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь)

5

Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте.

1

Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Светотеневые отношения. Учет в натюрморте законов линейной перспективы.

Продолжение работы над натюрмортом.


Блок 3: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения

3


6

Дизайн интерьера и его древние истоки.

1

Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись.

Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов (тушь, карандаш, фломастеры, уголь)

7

Интерьер

1

Росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело. Особенности интерьера в архитектуре барокко и классицизма.

Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш). Создание эскизов мебели.

8

Интерьер

1

Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер в творчестве зарубежных художников. А. Венецианов - родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве

Выполнение рисунка интерьера в цвете (акварель, гуашь)


Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.

6


Блок 4: Русская усадьба как архитектурный ансамбль.

3


9

Дворянский особняк.

1

Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов.

Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь)

10

Интерьер дворянского особняка.

1

Интерьер дворянской усадьбы 18-19 века. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты. Интерьер дворянского дома в произведениях живописи 18-19 века. В. Поленов, П.А.Федотов и др.

Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (материалы по выбору учащихся)

11

Интерьер дворянского особняка.

1

Линейная перспектива в изображении интерьера (обобщение знаний)

Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (продолжение работы)


Блок 5: Одежда и быт русских дворян.

3


12

Светский костюм дворян

1

Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов «Всадница» и др.

Зарисовки элементов одежды и причесок дворян (цветные карандаши, фломастеры)

13

Скульптурный портрет

1

Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптора.

Эскиз скульптурного произведения

14

Светские увеселения.

1

Тема праздника в живописи и графике.

1 вариант: Создание композиции на тему празднования русских балов

2 вариант: Домашний театр


Раздел: Народный мастер - носитель национальной культуры

10


Блок 6: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции.

8


15

Вышивка.

1

Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства

Просмотр видеофильма «Народное искусство»,

выполнение узора по мотивам народной вышивки (карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей).

16

Вышивка.

1

Древние корни народного художественного творчества. Древние образы народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.

Выполнение узора по мотивам народной вышивки (продолжение работы)

17

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси.

Просмотр видеофильма «Сокровища народного творчества»,

Выполнение упражнений на повтор главных элементов мезенского орнамента

18

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

Традиционные промыслы росписи по дереву: Мезенская роспись, Хохлома, Городец. Истоки и современное развитие промыслов.

Эскиз росписи изделия из дерева

19

Глиняная игрушка.

1

Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. Отличительные черты локальных школ глиняной игрушки разных народов России.

Изготовление и роспись глиняной игрушки (в стиле Дымковской игрушки) (глина, гуашь, кисточки)

20

Глиняная игрушка.

1

Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки.

Изготовление и роспись глиняной игрушки (продолжение работы)

21

Ювелирное искусство.

1

Различие произведение народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусство, его связь с дизайном. Место и назначение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля.

Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма.

22

Ювелирное искусство.

1

Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения - функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь (Великий Устюг).

Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (продолжение работы)


Блок 7: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства.

2


23

Ярмарочный торг

1

Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др.

Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся)

24

Ярмарочный торг

1

Ярмарка в произведениях русскох живописцев. Б. Кустодиев «На ярмарке». К. Ф. Юон «Красный товар».

Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (продолжение работы)


Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.

10


Блок 8: Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.

5


25

Космическая тема в творчестве художников.

1

Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет».

Эскизы космических аппаратов будущего (карандаш, тушь, перо)

26

Космическая тема в творчестве художников.

1

Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта

А. Леонова.

Продолжение работы

27

Галактическая птица

1

Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.

Выполнение композиции «Космический пейзаж, «Галактическая птица»»

28

Протрет героя.

1

Тема защитника Отечества - одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв. П. Корин «Александр Невский» и др.

Работа над композициями на тему защитников Отечества (карандаш, гуашь)

29

Протрет героя.

1

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне. А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский. Мемориальные ансамбли. Мамаев курган.

Работа над композициями на тему защитников Отечества (продолжение)


Блок 9: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве.

2


30

Образ участника спортивного состязания

1

Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека.

Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта (графические материалы по выбору учащихся)

31

Спортивный праздник

1

Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции.

Тематическая композиция на спортивную тему (гуашь или акварель)


Блок 10: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств

3


32

Скульптура.

1

Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Объем - основное средство художественной выразительности в скульптуре.

Лепка композиции из двух фигур (пластилин, проволочный каркас)

33

Скульптура.

1

Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности). Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).

Лепка композиции из двух фигур (продолжение)

34

Проектная работа

1

Владение средствами художествкнной выразительности разных видов искусства.

Работа в группах. Проектирование на выбор: разворота журнала, страницы сайта, посвященного изобразительному искусству или фирменного стиля для художественных мастерских (например мастерских по производству дымковской игрушки): эмблемы, визитной карточки и т.д.

35

Резервный урок

1

Экскурсия



Планирование составлено по программам общеобразовательных учреждений

Изобразительное искусство 5-9 классы: стр. 21-34

Научный руководитель авторского коллектива: Т.Я. Шпикалова

Москва. «Просвещение» 2005 год


© 2010-2022