Рабочая программа по МХК для 5 класса

"Описание материала: Материал будет интересен преподавателям Мировой художественной культуры, работающим по программе Рапацкой Л. А. Разработка содержит подробное календарно-тематическое планирование, описание принципов, целей, задач программы. Особое внимание уделено разнообразным методам и формам организации занятий с младшими подростками, интересным видам контроля знаний. Программа составлена с учетом интегративного содержания предмета Мировая художественная культура, активным использовани...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Усть-Илимска


РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического

объединения учителей гуманитарного цикла

протокол от «___» ____________ 2013 года

№ ____

Руководитель ШМО:

__________________ / Кононова О. Н. /

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

__________________ /Силодорова З.П.. /

«____» ________________ 2013 года

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»:

__________________ / и.о. Позднякова М.Н. /

«____» ________________ 2013 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


5 класс

Автор-составитель:

учитель первой квалификационной категории

Адамкова Антонина Михайловна



г. Усть-Илимск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса составлена на основании программы «Мировая художественная культура. 5 - 9 класс» Рапацкой Л. А. - М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2010. Программа допущена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Общая характеристика учебной дисциплины

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века).

В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

В программе 5 класса учащиеся знакомятся основными понятиями курса, получают первичные знания о системе искусств как «ядре» художественной культуры, представления о взаимодействии искусств и их специфике. Материал 5 класса отчасти обобщает знания, полученные ранее на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки.

Место учебной дисциплины в учебном плане

Программа под редакцией Рапацкой Л. А., рассчитан на 1 час в неделю, реализует требования государственного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре.

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства,

- дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях;

- создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры;

- развивать умения анализировать произведения искусства;

- развивать образное и ассоциативное мышление;

- обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан­ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и темати­ческий подходы к изучению курса обеспечивают осу­ществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно но­вом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера­туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто­рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ­ленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК - про­цесс исключительно избирательный. Он предусмат­ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про­тяжении всего учебного времени направлять и разви­вать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, лич­ными интересами и вкусами.

Требования к освоению содержания учебной дисциплины

Знать / понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность

В результате изучения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.



Методы работы и формы организации деятельности учащихся

Методы преподавания курса определяются:

- возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе;

- спецификой интегративного содержания данного курса, предполагающего изучение художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;

- активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.

Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные, индивидуальные консультации, самостоятельная работа.

Виды организации учебной деятельности: путешествия, игры, экскурсия, концерты, выставки, конкурсы, викторины.



Виды контроля

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Формы (приемы) контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тест, работа по карточке, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы.

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговых проверочных работ в конце каждого полугодия, система оценивания пятибалльная.









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По учебному предмету «Мировая художественная культура»


Класс: 5А, 5Б, 5В

Количество часов: всего - 34, в неделю - 1 час.

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Дата

Элементы содержания

Форма организации учебного занятия

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)

Виды и формы контроля

1 четверть: «Художественная культура в жизни человека» - 9 часов

1

Вводный урок. Что такое художественная культура.

1

05.09

Понятия - культура, искусство, художественная культура, культурная деятельность.

Вводная беседа.

Выстраивание «логических цепочек». Самостоятельная формулировка понятия «Культура».

Устный опрос: рассуждение о культуре, культурном человеке.

2

4


В музее изобразительных искусств.

2

12.09

19.09


История возникновения музеев. Виды музеев. Правила поведения в музее. Музеи мира.

Фронтальная, коллективная

Работа с текстом и наглядной информацией.

Устный опрос: знания правил поведения в общественных местах, этикете.

3

Музеи - хранители сокровищ.

1

26.09

История создания, особенности коллекций ведущих музеев мира.

Урок-конференция

Подготовка и защита творческих работ (презентация, сообщение)

Анализ творческих работ.

5

В театре.

1

03.10

История возникновения театрального искусства. Театральные профессии.

Фронтальная, коллективная

Умение формулировать понятие, находить его значение, составлять схему.

Кроссворд «Театральные слова»

Устный опрос: обсуждение фрагментов театрального спектакля.

6

Виды театров.

1

10.10

Виды театра - музыкальный, театр танца, пантомима, кукольный и др. Жанры театральных спектаклей.

Фронтальная, коллективная

Умение анализировать просмотренные сюжеты, давать аргументированную личную оценку произведениям искусства.

7

Древнегреческий театр.

1

17.10

Особенности театрального искусства Древней Греции. Обрядовое значение древнегреческого театра. Роль древнегреческого театра в развитии мирового театрального искусства.

Интегрированный учебный модуль «Искусство Древней Греции».

Работа в группах.

Умение осуществлять самостоятельный поиск нужной информации в предложенном тексте и других источниках. Умение работать в группе, распределять ответственность. Формирование чувства коллективизма.

Интеллектуальная игра «Мир Древней Эллады»

8

Киноискусство.

1

24.10

История возникновения киноискусства. Отцы кинематографа - братья Люмьер. Виды и жанры киноискусства.

Фронтальная, коллективная.

Просмотр и анализ предложенных фрагментов. Комментированное чтение.

Устный опрос: мой любимый кинофильм, жанры кино.

9

Художественная культура в жизни человека. Обобщение.

1

31.10

Искусство - источник знаний о жизни человека в разные времена. Значение искусства для сохранения «памяти» человечества.

Работа в группах.

Умение организовывать и осуществлять проектную деятельность.

Практическая работа:

«Школьный музей».

II четверть: «На каких языках говорит искусство» - 7 часов.

10

Войдем в храм

1

14.11

Облик православного храма. Храмы России.

Фронтальная, коллективная

Приобретение представлений о христианской духовной традиции.

Знание мировых религий - буддизм, ислам. Основные понятия, основоположники, священные книги и культовые постройки.

Умение отличать по внешним признакам храмы мировых религий.

Сообщение о храме своего родного города.

11

Синтез искусств в храме

1

21.11

Особый мир храма. Икона: о чем она говорит? Пение в православном храме. Молитва как достояние художественной культуры.

Фронтальная, коллективная


12

Храмы мировых религий

1

28.11

Многообразие религий - многообразие храмов.

Индивидуальная викторина

Викторина «Путешествуем по храмам мира».

13

У каждого искусства свой язык

1

05.12

Разнообразие видов искусства, история их развития. Основные средства выразительности литературы, ИЗО, танца, архитектуры, скульптуры. Временные и пространственные искусства: что между ними общего?

Взаимодействие разных искусств - основа исторического развития художественной культуры.

Фронтальная, коллективная, групповая

Анализ произведений искусств. Выявление индивидуальных и общих средств выразительности. Умение формулировать собственное мнение о произведении искусства.













Проверочная работа: «В мире искусств».

14

Виды искусства - единая семья

1

12.12

15

В мире искусств

1

19.12

Индивидуальная

16

Писатель, художник, зодчий, музыкант: общее и различное.

1

26.12

Творцы произведений искусства: кто они? Художник, архитектор, музыкант. Одаренность как основа творчества великих мастеров искусства.

Урок-конференция

Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера. Формирование умения слушать и вступать в диалог, умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.






Защита творческих работ «Великие деятели искусства»


Всего за полугодие

16






III четверть - 10 часов

«Неповторимость художественного образа - бесценный дар творчества» - 6 часов

17

Художественный образ.

1

16.01

Узнаваемое и новое в произведении искусства. личное и общечеловеческое в произведении искусства.

Отражение окружающего мира в формах, красках, звуках.

Отражение эмоционального внутреннего мира человека в художественно-образной форме.

Фронтальная, коллективная, групповая.

Сравнительный анализ предложенных произведений искусства.

Умение найти общие признаки, классифицировать подобные произведения, дать общие названия.

Устный опрос: анализ, обсуждение произведений искусства.

Самостоятельная работа с кейс-пакетами.

18

Художественный образ: правда и вымысел.

1

23.01

Фронтальная, коллективная

Разработка творческого проекта (рисунок, рассказ, стихотворение или др.)

Умение выразить заданный образ через самостоятельную творческую работу.

Творческая работа:

«Мир вокруг меня»

«Внутренний мир человека»

«Мир фантазии и воображения»

19

20

Бог, природа, человек - вечные темы художественных произведений.

2

30.01

06.02

Художественное творчество - вечные поиски ответа на главные вопросы бытия.

Образ Бога. Человека, природы в искусстве. Добро и красота в произведениях великих мастеров.

Фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Представление об искусстве как о «зеркале», в котором отражается внешний и внутренний мир человека.

Знание и понимание понятий: художественный образ, народное творчество, народные традиции, фольклор.

Знание и умение определять изученные произведения искусства, виды народного творчества.






21

22

Национальное и общечеловеческое в произведении искусства.

2

13.02

20.02

Народное творчество в произведениях профессионального искусства. Узнаваемое национальное начало в искусстве.

Взаимодействие художественных культур народов мира.

Фронтальная, коллективная, групповая.

Викторина: «Художники и их произведения»


«Русская художественная культура - наше великое национальное достояние» - 12 часов

23

Когда на Руси появились зодчие, писатели, художники и музыканты.

1

27.02

Первые русские архитекторы. Старинные песни и их создатели. Работа иконописцев, мозаичистов, распевщиков в храмах Древней Руси. Памятники выдающимся русским мастерам.

Фронтальная, коллективная.

Умение выбирать из прослушанной, просмотренной информации нужные сведения, оформлять информацию в схеме или таблице.

Составление схемы, таблицы «Искусство Древней Руси»

24

25

26

Народные праздники и искусство.

Народный календарь.

3


06.03

13.03

20.03

Зимние праздники от Рождества до Крещения. Масленица. Великий праздник Пасхи. Осенние праздники. Богородичные храмы России.

Игровые формы работы, театрализация, разыгрывание обрядов.

Знание и понимание народных обрядов, традиций.

Формирование любви и уважения к национальным традициям.

Самостоятельная работа:

«Алфавит» к понятию «Народное творчество»

IV четверть - 8 часов

27

Образы весны в искусстве.

1

04.04

Красота пробуждения жизни в природе. Отражение образов весны в произведениях искусства.

Фронтальная, индивидуальная.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Сочинение синквейна «Весна».

28

20

О чем говорят русские сказки

2

11.04

18.04

Русские народные сказки - чтение и анализ, воплощение сказочных образов в произведениях искусства. Главный урок русских сказок - добро побеждает зло.

Фронтальная, коллективная, групповая.

Формирование навыка осмысленного чтения, умения извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Анализ текстов с целью выявления общих признаков.

Иллюстрация к выбранной сказке (рисунок или презентация).

30

31

Герои русского искусства

2

25.04

08.05

Герои - защитники родной земли (былинные богатыри, Иван Сусанин, Минин и Пожарский). Образ Александра Невского в музыке Прокофьева и кинофильме Эйзенштейна.

Фронтальная, коллективная.

Формирование чувства патриотизма, любви к Родине.











Самостоятельная работа «Рекламный отзыв о произведении искусства»

32

«Единение земли и души» в русском искусстве.

1

15.05

Образ Родины в русском искусстве. Любовь к родной земле как одна из основных тем русского искусства. бескрайние просторы России в русском искусстве.

Групповая

Умение самостоятельно решать проблемы творческого и характера, согласовывать усилия для достижения общей цели, организации и осуществления совместной деятельности.



33

Образ Родины в русском искусстве. Обобщение.

1

22.05

Произведения русских художников, писателей, композиторов о России.

Групповая, индивидуальная.

Карта памяти «Моя Родина - Россия».

34

Искусство в моей жизни.

1

29.05

Обобщение пройденного материала.

Индивидуальная

Формирование самооценки, умение определить и изложить в письменной форме собственное мнение.

Сочинение-рассуждение: «Искусство в моей жизни»


Всего за полугодие:

18






ИТОГО:

34




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1: Художественная культура в жизни человека.

Что такое «художественная культура».

Произведения искусства - основа художественной культуры.

Культура ушедших эпох: что мы знаем о ней?

Почему не стареют произведения искусства далекого прошлого. В чем «секрет» их красоты.

Какие настроения, мысли, чувства передают из поколения в поколение великие творения художественной культуры человечества?

Духовная культура, её художественная составляющая.

Знаменитые музеи и театры мира.

Раздел 2: На каких языках говорит искусство.

Разнообразие видов искусства.

Древние свидетельства о художественной одаренности человека.

История видов искусств - от первобытного синкретизма до профессиональных, самостоятельных в своем развитии форм художественного творчества (литература, музыка, изобразительное искусства, театр, дизайн, искусство фотографии, искусство моды, архитектура и др.)

Великие деятели искусства.

Раздел 3: Неповторимость художественного образа - бесценный дар творчества.

Произведение искусства - художественный образ.

Узнаваемое и новое в произведениях искусства.

Личное, идущее от внутреннего и эмоционального настроя мастера, и общечеловеческое в произведении искусства.

Раздел 4: Русская художественная культура - наше великое национальное достояние.

История России, русский народ, русский художник - нераздельное целое.

Постоянное взаимообогащение народного и профессионального искусства.

Взаимосвязь русской литературы, музыки, живописи, театра - важная особенность русской художественной культуры.

Первые зодчие, писатели, художники и музыканты на Руси.

Народное искусство и народные праздники.

Представления о наивысших человеческих качествах в произведениях русских мастеров.

Образ Родины в русском искусстве.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изучение курса обеспечивается следующими объектами и средствами материально-технического обеспечения:

Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, настенная доска.

Технические средства: демонстрационное оборудование (компьютер, магнитофон, проектор, экспозиционный экран).

Книгопечатная продукция:

Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 5 класс - М.: Дрофа, 2011.

М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.

Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.

В л. Петрухин. Славяне - иллюстрированная мировая история. -Москва: Росмэн, 1998

Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.

Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,

Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.

Мокеев Г. Огненные храмы древней Руси. // Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.

Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.

Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.

Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.

Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.

Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.

Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура. - М.: Дрофа, 2008.

3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. - Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

Ресурсы Интернета:

fondcultura.ru/index.htm - нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы

artclassic.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).

school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

• ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.

• greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)

• artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.

• wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.

• wm-painting.ru - «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.

• tzar.ru/ - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».

• museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.

• tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.

• museum.ru/gmii/ - сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).

• kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия

• eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

• art2you.funbb.ru/ - форум на темы искусства.

• kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 - форум по киноискусству.

• forum.funkysouls.com - форум с обсуждением музыки всех направлений.


15



© 2010-2022