- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по МХК для 5 класса
Рабочая программа по МХК для 5 класса
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Адамкова А.М. |
Дата | 08.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
г. Усть-Илимска
РАССМОТРЕНО:
на заседании школьного методического
объединения учителей гуманитарного цикла
протокол от «___» ____________ 2013 года
№ ____
Руководитель ШМО:
__________________ / Кононова О. Н. /
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
__________________ /Силодорова З.П.. /
«____» ________________ 2013 года
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»:
__________________ / и.о. Позднякова М.Н. /
«____» ________________ 2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
5 класс
Автор-составитель:
учитель первой квалификационной категории
Адамкова Антонина Михайловна
г. Усть-Илимск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса составлена на основании программы «Мировая художественная культура. 5 - 9 класс» Рапацкой Л. А. - М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2010. Программа допущена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Общая характеристика учебной дисциплины
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века).
В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
В программе 5 класса учащиеся знакомятся основными понятиями курса, получают первичные знания о системе искусств как «ядре» художественной культуры, представления о взаимодействии искусств и их специфике. Материал 5 класса отчасти обобщает знания, полученные ранее на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Программа под редакцией Рапацкой Л. А., рассчитан на 1 час в неделю, реализует требования государственного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства,
- дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях;
- создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры;
- развивать умения анализировать произведения искусства;
- развивать образное и ассоциативное мышление;
- обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.
Требования к освоению содержания учебной дисциплины
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность
В результате изучения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Методы работы и формы организации деятельности учащихся
Методы преподавания курса определяются:
- возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе;
- спецификой интегративного содержания данного курса, предполагающего изучение художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;
- активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.
Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные, индивидуальные консультации, самостоятельная работа.
Виды организации учебной деятельности: путешествия, игры, экскурсия, концерты, выставки, конкурсы, викторины.
Виды контроля
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Формы (приемы) контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тест, работа по карточке, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговых проверочных работ в конце каждого полугодия, система оценивания пятибалльная.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По учебному предмету «Мировая художественная культура»
Класс: 5А, 5Б, 5В
Количество часов: всего - 34, в неделю - 1 час.
№
Наименование разделов
и тем
Всего часов
Дата
Элементы содержания
Форма организации учебного занятия
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)
Виды и формы контроля
1 четверть: «Художественная культура в жизни человека» - 9 часов
1
Вводный урок. Что такое художественная культура.
1
05.09
Понятия - культура, искусство, художественная культура, культурная деятельность.
Вводная беседа.
Выстраивание «логических цепочек». Самостоятельная формулировка понятия «Культура».
Устный опрос: рассуждение о культуре, культурном человеке.
2
4
В музее изобразительных искусств.
2
12.09
19.09
История возникновения музеев. Виды музеев. Правила поведения в музее. Музеи мира.
Фронтальная, коллективная
Работа с текстом и наглядной информацией.
Устный опрос: знания правил поведения в общественных местах, этикете.
3
Музеи - хранители сокровищ.
1
26.09
История создания, особенности коллекций ведущих музеев мира.
Урок-конференция
Подготовка и защита творческих работ (презентация, сообщение)
Анализ творческих работ.
5
В театре.
1
03.10
История возникновения театрального искусства. Театральные профессии.
Фронтальная, коллективная
Умение формулировать понятие, находить его значение, составлять схему.
Кроссворд «Театральные слова»
Устный опрос: обсуждение фрагментов театрального спектакля.
6
Виды театров.
1
10.10
Виды театра - музыкальный, театр танца, пантомима, кукольный и др. Жанры театральных спектаклей.
Фронтальная, коллективная
Умение анализировать просмотренные сюжеты, давать аргументированную личную оценку произведениям искусства.
7
Древнегреческий театр.
1
17.10
Особенности театрального искусства Древней Греции. Обрядовое значение древнегреческого театра. Роль древнегреческого театра в развитии мирового театрального искусства.
Интегрированный учебный модуль «Искусство Древней Греции».
Работа в группах.
Умение осуществлять самостоятельный поиск нужной информации в предложенном тексте и других источниках. Умение работать в группе, распределять ответственность. Формирование чувства коллективизма.
Интеллектуальная игра «Мир Древней Эллады»
8
Киноискусство.
1
24.10
История возникновения киноискусства. Отцы кинематографа - братья Люмьер. Виды и жанры киноискусства.
Фронтальная, коллективная.
Просмотр и анализ предложенных фрагментов. Комментированное чтение.
Устный опрос: мой любимый кинофильм, жанры кино.
9
Художественная культура в жизни человека. Обобщение.
1
31.10
Искусство - источник знаний о жизни человека в разные времена. Значение искусства для сохранения «памяти» человечества.
Работа в группах.
Умение организовывать и осуществлять проектную деятельность.
Практическая работа:
«Школьный музей».
II четверть: «На каких языках говорит искусство» - 7 часов.
10
Войдем в храм
1
14.11
Облик православного храма. Храмы России.
Фронтальная, коллективная
Приобретение представлений о христианской духовной традиции.
Знание мировых религий - буддизм, ислам. Основные понятия, основоположники, священные книги и культовые постройки.
Умение отличать по внешним признакам храмы мировых религий.
Сообщение о храме своего родного города.
11
Синтез искусств в храме
1
21.11
Особый мир храма. Икона: о чем она говорит? Пение в православном храме. Молитва как достояние художественной культуры.
Фронтальная, коллективная
12
Храмы мировых религий
1
28.11
Многообразие религий - многообразие храмов.
Индивидуальная викторина
Викторина «Путешествуем по храмам мира».
13
У каждого искусства свой язык
1
05.12
Разнообразие видов искусства, история их развития. Основные средства выразительности литературы, ИЗО, танца, архитектуры, скульптуры. Временные и пространственные искусства: что между ними общего?
Взаимодействие разных искусств - основа исторического развития художественной культуры.
Фронтальная, коллективная, групповая
Анализ произведений искусств. Выявление индивидуальных и общих средств выразительности. Умение формулировать собственное мнение о произведении искусства.
Проверочная работа: «В мире искусств».
14
Виды искусства - единая семья
1
12.12
15
В мире искусств
1
19.12
Индивидуальная
16
Писатель, художник, зодчий, музыкант: общее и различное.
1
26.12
Творцы произведений искусства: кто они? Художник, архитектор, музыкант. Одаренность как основа творчества великих мастеров искусства.
Урок-конференция
Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера. Формирование умения слушать и вступать в диалог, умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Защита творческих работ «Великие деятели искусства»
Всего за полугодие
16
III четверть - 10 часов
«Неповторимость художественного образа - бесценный дар творчества» - 6 часов
17
Художественный образ.
1
16.01
Узнаваемое и новое в произведении искусства. личное и общечеловеческое в произведении искусства.
Отражение окружающего мира в формах, красках, звуках.
Отражение эмоционального внутреннего мира человека в художественно-образной форме.
Фронтальная, коллективная, групповая.
Сравнительный анализ предложенных произведений искусства.
Умение найти общие признаки, классифицировать подобные произведения, дать общие названия.
Устный опрос: анализ, обсуждение произведений искусства.
Самостоятельная работа с кейс-пакетами.
18
Художественный образ: правда и вымысел.
1
23.01
Фронтальная, коллективная
Разработка творческого проекта (рисунок, рассказ, стихотворение или др.)
Умение выразить заданный образ через самостоятельную творческую работу.
Творческая работа:
«Мир вокруг меня»
«Внутренний мир человека»
«Мир фантазии и воображения»
19
20
Бог, природа, человек - вечные темы художественных произведений.
2
30.01
06.02
Художественное творчество - вечные поиски ответа на главные вопросы бытия.
Образ Бога. Человека, природы в искусстве. Добро и красота в произведениях великих мастеров.
Фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Представление об искусстве как о «зеркале», в котором отражается внешний и внутренний мир человека.
Знание и понимание понятий: художественный образ, народное творчество, народные традиции, фольклор.
Знание и умение определять изученные произведения искусства, виды народного творчества.
21
22
Национальное и общечеловеческое в произведении искусства.
2
13.02
20.02
Народное творчество в произведениях профессионального искусства. Узнаваемое национальное начало в искусстве.
Взаимодействие художественных культур народов мира.
Фронтальная, коллективная, групповая.
Викторина: «Художники и их произведения»
«Русская художественная культура - наше великое национальное достояние» - 12 часов
23
Когда на Руси появились зодчие, писатели, художники и музыканты.
1
27.02
Первые русские архитекторы. Старинные песни и их создатели. Работа иконописцев, мозаичистов, распевщиков в храмах Древней Руси. Памятники выдающимся русским мастерам.
Фронтальная, коллективная.
Умение выбирать из прослушанной, просмотренной информации нужные сведения, оформлять информацию в схеме или таблице.
Составление схемы, таблицы «Искусство Древней Руси»
24
25
26
Народные праздники и искусство.
Народный календарь.
3
06.03
13.03
20.03
Зимние праздники от Рождества до Крещения. Масленица. Великий праздник Пасхи. Осенние праздники. Богородичные храмы России.
Игровые формы работы, театрализация, разыгрывание обрядов.
Знание и понимание народных обрядов, традиций.
Формирование любви и уважения к национальным традициям.
Самостоятельная работа:
«Алфавит» к понятию «Народное творчество»
IV четверть - 8 часов
27
Образы весны в искусстве.
1
04.04
Красота пробуждения жизни в природе. Отражение образов весны в произведениях искусства.
Фронтальная, индивидуальная.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Сочинение синквейна «Весна».
28
20
О чем говорят русские сказки
2
11.04
18.04
Русские народные сказки - чтение и анализ, воплощение сказочных образов в произведениях искусства. Главный урок русских сказок - добро побеждает зло.
Фронтальная, коллективная, групповая.
Формирование навыка осмысленного чтения, умения извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Анализ текстов с целью выявления общих признаков.
Иллюстрация к выбранной сказке (рисунок или презентация).
30
31
Герои русского искусства
2
25.04
08.05
Герои - защитники родной земли (былинные богатыри, Иван Сусанин, Минин и Пожарский). Образ Александра Невского в музыке Прокофьева и кинофильме Эйзенштейна.
Фронтальная, коллективная.
Формирование чувства патриотизма, любви к Родине.
Самостоятельная работа «Рекламный отзыв о произведении искусства»
32
«Единение земли и души» в русском искусстве.
1
15.05
Образ Родины в русском искусстве. Любовь к родной земле как одна из основных тем русского искусства. бескрайние просторы России в русском искусстве.
Групповая
Умение самостоятельно решать проблемы творческого и характера, согласовывать усилия для достижения общей цели, организации и осуществления совместной деятельности.
33
Образ Родины в русском искусстве. Обобщение.
1
22.05
Произведения русских художников, писателей, композиторов о России.
Групповая, индивидуальная.
Карта памяти «Моя Родина - Россия».
34
Искусство в моей жизни.
1
29.05
Обобщение пройденного материала.
Индивидуальная
Формирование самооценки, умение определить и изложить в письменной форме собственное мнение.
Сочинение-рассуждение: «Искусство в моей жизни»
Всего за полугодие:
18
ИТОГО:
34
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1: Художественная культура в жизни человека.
Что такое «художественная культура».
Произведения искусства - основа художественной культуры.
Культура ушедших эпох: что мы знаем о ней?
Почему не стареют произведения искусства далекого прошлого. В чем «секрет» их красоты.
Какие настроения, мысли, чувства передают из поколения в поколение великие творения художественной культуры человечества?
Духовная культура, её художественная составляющая.
Знаменитые музеи и театры мира.
Раздел 2: На каких языках говорит искусство.
Разнообразие видов искусства.
Древние свидетельства о художественной одаренности человека.
История видов искусств - от первобытного синкретизма до профессиональных, самостоятельных в своем развитии форм художественного творчества (литература, музыка, изобразительное искусства, театр, дизайн, искусство фотографии, искусство моды, архитектура и др.)
Великие деятели искусства.
Раздел 3: Неповторимость художественного образа - бесценный дар творчества.
Произведение искусства - художественный образ.
Узнаваемое и новое в произведениях искусства.
Личное, идущее от внутреннего и эмоционального настроя мастера, и общечеловеческое в произведении искусства.
Раздел 4: Русская художественная культура - наше великое национальное достояние.
История России, русский народ, русский художник - нераздельное целое.
Постоянное взаимообогащение народного и профессионального искусства.
Взаимосвязь русской литературы, музыки, живописи, театра - важная особенность русской художественной культуры.
Первые зодчие, писатели, художники и музыканты на Руси.
Народное искусство и народные праздники.
Представления о наивысших человеческих качествах в произведениях русских мастеров.
Образ Родины в русском искусстве.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изучение курса обеспечивается следующими объектами и средствами материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, настенная доска.
Технические средства: демонстрационное оборудование (компьютер, магнитофон, проектор, экспозиционный экран).
Книгопечатная продукция:
Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 5 класс - М.: Дрофа, 2011.
М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.
Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.
В л. Петрухин. Славяне - иллюстрированная мировая история. -Москва: Росмэн, 1998
Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.
Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,
Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.
Мокеев Г. Огненные храмы древней Руси. // Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.
Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.
Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.
Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.
Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.
Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.
Методические пособия для учителя:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура. - М.: Дрофа, 2008.
3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. - Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.
Ресурсы Интернета:
fondcultura.ru/index.htm - нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы
artclassic.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).
school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки
• ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.
• greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)
• artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.
• wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.
• wm-painting.ru - «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.
• tzar.ru/ - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».
• museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
• tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
• museum.ru/gmii/ - сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).
• kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия
• eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.
• art2you.funbb.ru/ - форум на темы искусства.
• kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 - форум по киноискусству.
• forum.funkysouls.com - форум с обсуждением музыки всех направлений.
15