Урок с презентацией по МХК на тему Древнерусская иконопись и калмыцкая танкопись

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МКУ « Управление образования и культуры АЛРМО»



Урок с презентацией по МХК на тему Древнерусская иконопись и калмыцкая танкопись



Районный конкурс

«Педагогический поиск»



Урок по мировой художественной культурыв 11 классе

на тему: «Древнерусская иконопись и буддийская танкопись»



учитель русского языка

и литературы

Сержанова А.К., Iкк

МКОУ «Уланхольская СОШ»











п. Улан Хол,2014 г.



Тема : «Древнерусская иконопись и буддийская танкопись»

Цели : 1.)совершенствование знаний о культуре Древней Руси;

знакомство с особенностями иконописи, танкописи.

2) совершенствовать умение анализировать произведения искусства

через свое восприятие, используя свои знания.

3) приобщение учащихся к отечественной истории и культуре;

формирование гражданской позиции учащихся, чувства толерантности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор


Ход урока.

.

I. Проверка домашнего задания

Мы говорили о языке скульптуры: о его видах, особенностях, технике создания скульптурного произведения. Дома вы работали над сочинением «О чем мне рассказал памятник»….

(Чтение 1-3 сочинений «О чем мне рассказал памятник»….)

II.Работа по теме урока

(Слайд №1)

1. Слово учителя (Звон колоколов)

Звон колоколов в память тех, кто покинул родной край в страшные годы войны.депортации, в память тех, кто навечно остался молодым, в память тех, кто уже не придет никогда!

Колокольный звон позволяет вернуться нам чуточку назад и посмотреть, чем славится древнее искусство, каким видом. Православные и буддийские храмы невозможно представить себе без изображений богов и святых.

Славу древнерусского искусства составляют не только архитектура, скульптура, но и неразрывно связанные с ней живопись: мозаика, фресковые росписи, икопись.

(Слайд №2)

На Руси формируются школы живописи- новгородская и московская - живопись их была представлена, главным образом, иконописью.

( слайд № 3, №4)

Известность и славу московской школе живописи принесло творчество Андрея Рублева.

( слайд №5,№ 6, №7)

2.Выступление учащихся

А) О жизни и творчестве А. Рублева

Подробности жизненного пути Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения, в летописях его имя упоминалось редко. Все же, тщательные исследования историков древнерусского искусства позволяют предполагать, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря, для Троицкого собора которого он и написал свой шедевр. Вспомним, что и основатель монастыря, Сергий Радонежский, и его преемники поддержалиобъединительную политику московских князей, их борьбу с монголо-татарским игом. Но не прошло и полувека после Куликовской битвы, в которой соединенные русские силы разбили орду Мамая, как московская Русь оказалась на пороге кровавой феодальной усобицы. В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. « Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный , еще при жизни названный «Преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, до и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890-1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве. Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь встала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений.

Слово учителя: Среди названных икон Андрея Рублева остановим свое внимание на иконе Звенигородского чина «Спасе». «Спас» - произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника, и на все последующее поколения русских людей. Давайте рассмотрим эту работу (икону)(Слайд №8)

Б).Рассказ - описание « Звенигородский Спаса»

«Звенигородский Спас» ( начало XV в.) - одно из самых выразительных и проникновенных произведений Рублева . В изображении Спаса Вседержителя мы привыкли видеть суровый и грозный лик, но здесь все иначе. В нем передано выражение мягкой нежности и душевной доброты. Открытый кроткий взгляд, устремленный в неведомую даль, полон такой человечности и участия в судьбах людей, которого еще не знала древнерусская живопись. Да, он видит то, что неподвластно взору простого человека. Изыскан колорит иконы, в которой использована прозрачная розовая охра, еще в большей степени подчеркивающая плавность и мягкость спокойных линий.

Слово учителя: Живопись на поверхности доски сохранилась плохо, осталась только часть с изображением лица Спаса. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение является шедевром древнерусского искусства.

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная А. Рублевым в первой четверти XV века. Поначалу кажется, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, распрями, набегами врагов. Но так ли это?

(Слайд №9)

В) История создания «Троицы».

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного- прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому»

Приступая к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы - «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат. Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский ( как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу - явление Аврааму Бога в виде трех ангелов. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал навстречу им от входа в шатер ( свой) и поклонился до земли , и сказал: Владыко! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба Твоего; И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отходите под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите ( в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного и поставил перед ними;а сам стоял подле них под деревом. И они ели»

Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.

Г)Рассказ об иконе «Троице».

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца - прообраз агнца новозаветного. «чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка» . в средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слово о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» было тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» - «залог жизни будущей».

Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг - символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого теплого тона, склоняя с бесконечной грацией убранные высокими прическами головы. С какой -то спокойно-строгой задумчивостью устремили глаза в тихую вечность. В иконе нет ни движения.ни действия - это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа и видения, сошлись. Чтобы испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и скорбью. За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним- древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающим мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто как сфера радостного и вдохновенного познания. Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством». За третьим ангелом возвышается гора- древний символ всего возвышенного. Таинственность и неизведанность величественных горных высот всегда действовало на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события.

Вопросы :

- Какова основная идея, воплощенная в «Троице»?( Идея единения русских земель) символ - любви и согласия.)

- Какими живописными средствами художник доносит до зрителя основную идею?

(хрупкие и легкие контуры и складки их одеяний, гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых тонов, красок подчеркивают, что «Троица» - символ человеческой любви и согласия)

Следует отменить ,что « Троица» за годы своего существования претерпела больших изменений, пока не приобрела нынешний вид.Но основная идея остается прежней- единение и согласие земель русских..Эта идея звучит не только в полотнах живописи, она звучит и в музыке (колокольный звон), и в литературе.

Чтение учеником отрывка из стихотворения М. Волошина « Заклятье о русской земле»

Заклятье о русской земле.

Царство Русское

Собирать,сковать, заклепать

Крепко-накрепко,

Туго-натуго;

Чтоб оно- Царское Русское

Не рассыпалось,

Не расплавилось,

Не расплескалось…

Чтобы мы его - царское Русское

В гульбе не разгуляли,

В пляске не расплясали,

В торгах не расторговали,

В словах не разговорили,

В хвастне не расхвастали!

Чтоб оно- царское Русское

Рдело-зорилось

Жизнью живых,

Смертью святых,

Муками мученых


III. Особенности буддийских танок.

Образы православных святых нашли свое место в живописи. А, как вы думаете, буддизм нашел отражение в живописи? Конечно да. Это Будда Шакьямуни, Цзонхава и другие.

В буддизме изображения богов и богинь называются танками (слайд 10) ( от тиб. тан-ка, что означает «свиток»). Танка отличается утонченностью, изысканностью линий, чистотой цвета. Пишутся танка не на дереве, а на ткани, и могут сворачиваться свитком Объекты изображения на танках - Будда Шакьямуни, иерархи буддийской церкви, персонажи пантеона, житийные циклы .

1. Выступление учащихся:

( слайд №11, )

А)Будда Шакьямуни считается создателем буддийской живописи. Согласно легенде, Будда повелел изобразить страдания, которые люди создают своими деяниями и терпят их в загробном мире. Он родился в семье правителя народа шакья, чьи владения находились на севере Индии и граничили с Непалом. При рождении дали ему имя Сидхартхи Гаутамы. Окруженный почетом и богатством, принц рос красивым и умным юношей. Когда наступила время он женился и жена подарила ему сына. Казалось , так и проживет Сидхартха всю жизнь в неге и счастье. Но, встретив однажды на своем пути нищего, больного, старика он задумался о смысле жизни и отправился на его поиски, покинув дворец и сменив царскую одежду на сплетенную из травы и коры деревьев. Он стал называть себя отшельником из племени шакьев - Шакьямуни. Прошли долгие годы, прежде чем он смог понять сам и рассказать своим ученикам, как прекратить страдания, которые выпадают на долю живых существ в этом мире. С тех пор его стали именовать Буддой.

(слайд 12)

Б) ЦзонхаваЛобсанДракпа - выдающийся деятель буддизма. Его популярность в Тибете и за его пределами была огромной. Биографии Цзонхавы, написанные его учениками, легли в основу серии живописных икон, на которых были запечатлены главные эпизоды жизни этого знаменитого человека. Заслуги Цзонхавы перед буддийской церковью были так высоко оценены, что после его смерти он стал считаться воплощением Бодхисаттвы Манджушри , и нынешнее его место пребывания на небе Тушита - рядом с Буддой будущего Майтрейей.

(Слайд 13)

В)В90-ые годы прошлого века с восстановлением буддизма в Калмыкии танка именно Белого старца одной из первых появилась в Элистинском молитвенном доме.

Образ Белого Старца приобрел черты покровителя всего калмыцкого народа. Связано это было с уходом калмыков из Джунгарии, где они оставили исконные места кочевий и родовые места кочевий и родовые места поклонений, в пределы Российской империи. У калмыков Белому Старцу поклонялись на курганах «ова» во время второго дня Урюс Сар- праздника наступления лета. Во время праздника его изображение поднимали на шесте. Как хозяина земли, «Всемирного ( Космического) или «Земного» Белого Старца и молились о ниспослании дождя.

Существует несколько стилизованных типов изображения Белого Старца, но у калмыков существует свой образ, отличный от других. Так , иеромонах Мефодий, исследователь старокалмыцкой живописи начала XX века, писал: «Кокшинбогдо( одно из имен ЦаганАавы) - старец с клинообразной, короткой бородкой и тонкимижидкими усами … стоит бодро, высматривает грозно»

Создателями танка были художники-монахи, получившие образование в буддийских монастырях под руководством лам-наставников, которые посвящали своих «духовных сыновей» в таинства искусства, считавшегося одной из форм служения Будде. Буддийские живописные иконы средневековья становились образцами , определившими последующее развитие национального изобразительного искусства. У буддийских художников пробуждается интерес к передаче пространства, пейзажа. Цвет остается чистым, приобретает новое эмоциональное звучание.

Сопоставительный анализ особенностей пантеонов православия и буддизма, образцов обеих иконографических традиций позволяет выделить некоторые их общие черты.

Во-первых, основу персонажей икон и танок могут составлять реальные исторические лица. В православии таковыми являются Иисус Христос, Богоматерь ( дева Мария), исторические лица, такие как Александр Невский, Сергий Радонежский и др. В буддизме - это Будда Шакьямуни, Цзонхава, Падмасамбхава и многие другие.

Во- вторых на иконах и танках могут изображаться мифологические образы. Такими в православии, к примеру, являются ангелы. В буддизме же это такие божества пантеона, как защитники веры ( чойджины или дхармапалы), которые изображаются в устрашающих, гневных видах.Хотелось бы отметить еще одну сходную черту, применимую и к иконам, и к танкам.

В- третьих , иконы и танки почитаются не только как изображения, с помощью которых можно воздействовать на богов, святых, но и как личностные божества, имеющие каждый особую сверхъестественную силу.

Относительно различий, рассматриваемых в иконографических системах, можно заключить следующее: в основе каждой из них лежат древние традиции: восходящие в православии - к Византии, а в буддизме - к Древней Индии, но и тщательно берегли все сделанное их предшественниками для изображения каждого образа, каждого сюжета, твердо опирались на выработанные для этого веками каноны. Все различия в смысловой системе православных икон и танок связаны с требованиями канонов.

Таким образом, хотелось бы выделить следующее: как бы ни различались изобразительные системы православия и буддизма, смысл икон и танок заключается в том, чтобы воздействовать на верующих и пробуждать в них еще большую веру в идеалы, проповедуемые этими двумя религиозными учениями. Сюжеты , подчерпнутые в христианском слове и слове Будды, стали основой двух самобытных, уникальных в мировой культуре явлений - православной иконописи и буддийской танкописи..

2. Вопросы для закрепления ( слайд 14):

- определите названия иконы и ее автора.

- какова основная идея иконы «Троица» А.Рублева?

- какие божества изображены на буддийских танках ?

- что такое икона? танка?

- назовите общие и отличительные черты иконописи и танкописи?

Д/з: §9, стр. 69, задание № 4( подготовить сообщения о Ф.Греке, Дионисии);

Описать впечатления, полученные от соприкосновения с видами живописи.











Литература:

  1. ДаниловаГ.И. Учебник «Мировая художественная культура» для 11 класса - М., издательство «Интербук», 2002 г.

  2. Емохонова Л.Г. Учебник «Мировая художественная литература» для 10 класса- Москва, Издательский центр «Академия» , 2009 г.

  3. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии- Элиста , Калмыцкое книжное издательство, 1994 г.

  4. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М. «Просвещение» , 1993 г.

  5. Сергеева Т.В. Буддийская средневековая икона.- М., 1995 г.

  6. Газета «Парламентский вестник Калмыкии», 2007 г.

  7. Журнал «Теегингерел»№ 4 2001 г. - Элиста , 2001 г.


© 2010-2022