Рабочая программа по изо 8 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изо 8 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; • Закон Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год;

  • Авторской программы ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5-9 класс: учебник / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012

  • Федерального перечня учебников, утвержденногоприказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067;

  • Учебного плана МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;

  • Годового календарного графика МБОУСОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.

  • Основной образовательной программа МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.

Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 5 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, природоведение, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.

Художественное творчество учащихся можно использовать в оформлении школьных выставок, как подарки для родных, обязательно участие в школьных и районных конкурсах рисунков.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории - исторический жанр а искусстве), математикой (геометрические формы).

Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству в 8 классе реализуется в течение одного учебного года.

Цель учебного курса: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Беседы» ,«Тренировочные упражнения», «Декоративное рисование».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 8 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти - живопись, рисунок) - 16 часов

Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа - орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) - 20 часов

Наблюдение за видимым миром (беседа) - 4 часа

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Задачи учебного курса:

∙ Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

∙ Обеспечение условий понимания эмоционального смысла визуально-пространственной формы;

∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей в пространственных формах;

∙ Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

∙ Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

∙ Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;

∙ Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

∙ Овладение средствами художественного изображения;

∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

специфика и уровень подготовки классов изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.

В шестом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

требования к знаниям и умениям ученика

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в шестом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года должен

знать/понимать

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;

- особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

- центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

- виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;

- искусств и памятники родного края;

- взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

- ведущие художественные музеи России и других стран;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашь

уметь

  • Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

  • Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);

  • Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

  • Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;

  • Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

  • Создать художественный образ в композициях;

  • Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;

  • Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

уметь анализировать произведения архитектуры;

знать основные этапы развития и истории архитектуры;

уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.

характеристика классов: Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. В классе большинство учеников «хорошисты», но есть ученики, которые вот-вот станут отличниками, если исправят некоторые предметы. Есть ученики, которые имеют оценки ниже 4 баллов.

Отношение к учению: не все ученики добросовестно готовятся к урокам.. Но есть в классе и ученики, которые слушают новую информацию.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Определять последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изои следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Тематическое планирование уроков ИЗО в 8 классе

Тема урока.раздел

часы

Тип урока , формы и виды работ

Формы и методы контроля

Сроки

примечание

1 четверть Исторический и бытовой жанр в искусстве 9 часов

1.

Историческая тема в произведениях искусства»

1

Исторический жанр в искусстве. Отражение красоты и величавости русского человека в произведениях художников. Организация в поисковые группы.

Беседа,

Презентация

08/09

2.

Входная контрольная работа

Исторический сюжет в твоей композиции

1

2

Анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО

Сообщения учащихся из поисковых групп о произведениях исторического жанра. Выбор сюжета композиции. Работа над композицией в цвете

Практическая

работа.

Детские работы -презентации

15/09

22,29/09

3.

Русское оружие

3

Украшение оружия. Композиция, сцены охоты .содержащая исторические сюжеты

Беседа,практическая работа.

презентация

06,13,20/10

4.

Твой автопортрет в историческом костюме

2

Понятие стиля исторического костюма. Сообщение учащихся. Основные этапы становления жанра портрета. Виды портретов.

Беседа, практическая

работа.

Репродукции, рисунки учителя.

27/10

10/11

2 четверть Личность человека в разных видах искусства 7 часов

1.

Изображение человека

композиции

2

Аллегорическое изображение времени года и суток в искусстве. Человеческое обличье в' образах античных богов.символика.

Беседа,Презентация.

Репродукции

17,24/11

2.

Мудрый старец

2

Учащиеся подбирают произведения, в которых запечатлен образ старца. Сообщения. Собственные произведения

Беседа,практическая

работа.Репродукции, рисунки учителя.

1,8/12

3

Контрольная работа

1

Анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО

Практическая

работа.

15/12

4

Портрет в скульптуре

2

Создание портрета героя литературного произведения.

Беседа, практическаяработа.Скульптура Домье

Конёнкова

22,29/12

3 четверть Произведение искусства как ценностное ядро в характеристике эпохи(10 часов)

1.

Искусство книги (графика)

2

Повтор старинных образцов славянской вязи. Эскиз буквицы и концовки

школы

Беседа, практическая работа

Репродукции, рисунки учителя Презентация

2.

Старинные книги в натюрморте

(гуашь)

2

Изображение книги в натюрморте как символе времени и мудрости. Зарисовки с натуры стопки книг. Передача по памяти образа времени в натюрморте со старинными книгами через декор, предметы быта.

Беседа,

практическая

работа.

Репродукции.

3.

Архитектура города

2

Зарисовки городских улиц, домов, транспорта. Компоновка в календарь. Оформление титульного листа календарных листов.

Беседа,практическая

работа.Репродукции,

детские работы Презентация

4.

Монументальный историзм

2

Статуарная скульптура в памятниках города. Мемориальные памятники города

Беседа,практическая

работа.

5.

Плакат памятники культуры

2

Искусство плаката. Средства выразительности плаката.

Беседа,практическая

работа.Репродукции

4 четверть 8 часов. Искусство ХХ века - поиск новых художественных форм.

1.

Натюрморт в стиле

кубизма

2

Зарисовка натюрморта со стеклянной посудой, искажение формы, утрирование конструкции

Беседа, практическая

работа. Презентация

2.

Русский авангард

2

Проектирование и конструирование стакана под карандаши по мотивам суперматизма. (агитационный фарфор)

Беседа,практическая

Работа Презентация

3.

Абстрактная композиция в живописи.

2

Использование цвета и ритма пятен в беспредметной композиции.

Беседа, практическая работа. Презентация

4.

Итоговая контрольная работа

3

Анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО

Практическая

работа.


5

Обобщение знаний

1

Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний.

Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами.












Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Оснащение:

  1. Изделия декоративно-прикладного искусства

  2. Экранные пособия (комплект с фильмами и презентациями по предмету).

  3. Образцы работ (выполненные учителем и учащимися) по темам уроков.

Оборудование кабинета:

  • Доска металлическая трехстворчатая, экран.

  • Парты ученические.

  • Шкафы для хранения наглядных и дидактических пособий.

  • Технические средства обучения (мультимедийный проектор)

Список литературы

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.- М.: Дрофа, 2010г.

3. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 128 с.

4. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. - 128 с.

5. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 136 с.

6. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

7. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

8. Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-9 классов - Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.

9. ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5-9 класс: учебник часть 1/ С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012

10.ИСКУССТВО Изобразительное искусство: 5-9 класс: учебник часть 2 / С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, В.М. Карамзина М.: Дрофа, 2012

11.Электронное приложение к учебнику www,drofa.ru

12.ИСКУССТВО Изобразительное искусство. 5-9 класс: книга для учителя - М.: Дрофа, 2012.



© 2010-2022