Интегрированный урок по МХК для 8 класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОРОДА ШАХТЫ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №32 (МБОУ СОШ №32)
346521 Россия, г. Шахты Ростовской области, пер. Думский, 3 телефон- 8(636)23-95-15 [email protected]

Областной конкурс педагогических работников

на лучшую методическую разработку

«Святой Сергий - строитель русской духовной культуры»

ОБРАЗ ПРЕПОДОБНОГО

СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА

Интегрированный урок в 8-м классе

Мировая художественная культура и

Основы православной культуры

Интегрированный урок по МХК для 8 классаИнтегрированный урок по МХК для 8 класса

03.05.1314-2-08.10.1392 г. 9.10.1874 - 13.12.1947


Разработал:

Жужнева Маргарита Сергеевна

учитель МХК и Основ православной культуры

Место работы: МБОУ СОШ №32 г.Шахты

Адрес места работы: 346521 г.Шахты

Ростовской области, пер.Думский - 3

Домашний адрес: 346521, г.Шахты

Ростовской области, ул.Энергетики д.8 кв.1

тел.: 89281372939

г.Шахты, 2014 год

Урок проводится как итоговый после изучения по ОПК «Русские святые времён татарского нашествия» и по МХК темы «Икона. Иконография святых».

Форма: интегрированный урок-исследование, сочетающий проблемное обучение с технологией «Межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»).

Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Триединая дидактическая цель урока:

обучающие:

  • раскрытие перед слушателями образа Преподобного Сергия и знакомство с жизнью и творчеством Н. К. Рерих;

  • расширение кругозора учащихся, углубление знаний об истории Древней Руси и периода истории конца XIX - начало XXв.

развивающие:

  • формирование умения работать с информационным текстом, аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, наблюдательности, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся;

  • развитие памяти, речевой культуры, монологической речи учащихся, умения делать самостоятельные выводы;

  • развитие навыков совместной работы в группе, умение высказывать и отстаивать собственное мнение.

воспитательные:

  • способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Оборудование: репродукция иконы святого Сергия Радонежского, портрет Н.К.Рериха, свеча, магнитофон или компьютер, музыкальная запись: колокольный звон Троице-Сергиевой лавры, П.И. Чайковский «Утренняя молитва»; презентация, содержащая слайды с изображением картин Н.К.Рериха: «Сергий-Строитель» 1924 и 1942гг., «Сотрудники» 1940г., «Сам вышел» 1922г., «Мост Славы» 1923г., «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» 1934г., «Сергиева Пустынь» 1933, 1936гг., «Святой Сергий Радонежский» 1932г., «Русь Славянская» 1943г., серия картин «САНКТА» (Святая, Священная) 1922 г.



Ход урока

На доске расположены репродукция иконы святого Сергия Радонежского, портрет Н.К.Рериха, внизу под ними указаны их годы жизни, между ними написаны слова Н.К.Рериха: ««Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

На столе, находящемся перед учащимися, стоит свеча. Звучит колокольный звон. Учитель или ученик, подготовленный заранее, зажигает свечу.

Под тихое музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Утренняя молитва») ученик читает стихотворение Б.Н.Абрамовой.

Наш жизненный путь - тернистый.
Бегут чередой года.
Но мудрый, простой и чистый
Твой Образ храним всегда.

Когда от труда, заботы
Почувствуем боль в плечах.
Мы вспомним, как Сам работал
И храм воздвигал в лесах.

Когда ужаснёмся дикой
И злобной душе людей
Мы вспомним, как Сам Великий
Был другом лесных зверей.

Когда устаем от битвы,
Сомненьем полны, тоской,
Мы вспомним, как Сам с молитвой
Людей посылал на бой.

Как луч, как маяк ведущий
Нам Имя Твоё в пути.
И встретим Тебя, Зовущий,
У врат, что должны найти

Учитель сообщает учащимся, что в этом году весь мир будет отмечать 700-летие со дня рождения Светоча земли Русской - Преподобного Сергия Радонежского. Н.К.Рерих писал о Преподобном: ««Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».
Слова Н.К.Рериха взяты неслучайно, так как, несмотря на то, что в своем литературном и художественном творчестве он очень часто обращался к образам подвижников, оставивших яркий след в истории разных народов. Но особо почитался в семье Рерихов великий заступник земли русской Преподобный Сергий Радонежский. Николай Константинович называл его строителем русской духовной культуры.


  1. Учитель ставит проблему.

Два имени стоят рядом: Преподобного Сергия Радонежского - 8 октября День Памяти и 9 октября День Рождения Н. К. Рериха. Несмотря на то, что их разделяет пять столетий, образ Преподобного Сергия Радонежского занимает в жизни и творчестве Н. К. Рериха особое, сокровенное место (идёт показ слайдов с изображением картин Н.К.Рериха, посвящённых Сергию Радонежскому).

Почему именно Преподобный Сергий? Ведь, наверное, не только близко стоящие памятные даты объединяют их?


  1. Учитель делит класс на группы по 4-6 человек.

(Используется метод разноцветных фишек).

Каждая группа получает кейс со следующим содержанием:

1 лист: Задание «На основе изучения и анализа предоставленных биографий Сергия Радонежского и Н.К.Рериха, опираясь на знание истории, найти не менее 5 совпадений в фактах биографии и деятельности этих двух выдающихся личностей

А.Биографические совпадения:

1.

2.

3.

4.

5.

Б. Совпадения в сфере деятельности:

1.

2.

3.

4.

5.

2 лист: Житие Сергия Радонежского (Приложение 1).

3 лист: Биография Н.К.Рериха (Приложение 2).

4 лист: Чистый

  1. Участники групп распределяют роли или обязанности:

  • «ведущий» - организует обсуждение, активизирует всех;

  • «спикер» - выступает от имени группы с коллективным решением;

  • «аналитик» - задает вопросы участникам по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказываемые идеи;

  • «протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы;

  • «наблюдатель» - следит и оценивает поведение и высказывания участников по оценочному листу.

  1. Обсуждение проблемы в малых группах. (Время обучения фиксируется).

  2. Представители групп («спикеры») собираются в центре класса, отстаивают позицию группы по правилам ведения дискуссии.

  3. В случае затруднения «спикер» может взять с разрешения учителя «тайм-аут» для консультации с группой.

  4. Критический разбор решения и хода обсуждения всем классом или «наблюдателями».

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны выделить следующие совпадения:

А.Биографические совпадения:

1. На Русской Земле, жил и трудился Преподобный Сергий. На этой же

Земле родился и Николай Константинович, и куда стремился вернуться.

2. 8 октября умер Сергий Радонежский, 9 октября родился Н.К.Рерих.

3. В этом году отмечается юбилейная дата со дня рождения Сергия

Радонежского (700 лет) и 140 лет со дня рождения Н.К.Рериха.

4. Имя матери - Мария.

5. У обоих было два брата.

6. Старцем предсказал Кириллу и Марии «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь», «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». Иоанн Кроншдатский благословил Николая Рериха на великое служение напутствием: «Не болей! Придется для Родины много потрудиться».

7. Оба жили в сложное для России время:

Сергий Радонежский - Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Это время татарского разгрома русской земли.

Н.К.Рерих - период трёх революций в России, окончившийся приходом к власти большевиков во главе с Лениным, смена общественного строя.

8. Бегство семьи Сергия от бесчинства воеводы Василий Кочева из Москвы.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, где в это время находился со своей семьёй Н.К. Рерих; они оказались отрезанными от Родины.

Б. Совпадения в сфере деятельности:

1. Оба пламенно любили Россию.

Однажды к Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом - что

делать?
Сергий ответил: «Помоги земле Русской».
Когда Сергия спросили крестьяне - что делать? - он ответил: «Помогите

земле Русской».
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле

Русской!»

Н.К.Рерих всегда работал во имя горячо любимой Родины, мысль

художника и ученого никогда не останавливалась в своем стремлении принести пользу миру. Об этом говорят тысячи его светоносных полотен, его литературные труды. Он создал ряд картин - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории.

Николай Константинович Рерих с самых первых дней второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа.

Он зорко провидел её великие возможности и её великое будущее.
«Народу русскому суждена великая судьба», - писал он.

2. Сергий - строитель русской духовной культуры.

Из описания жизни Преподобного Сергия видно, что он был основателем очищения религиозного пути России, человеком, проложившим путь возрождения духовности России, а мы знаем, что без духовной составляющей нет Культуры во всей её полноте, и не может быть! Возросшая духовность привела к заложению новых очагов Культуры.

Устав общинножития, сложенный Преподобным Сергием. Главным в нём была высоконравственная жизнь, трудолюбие, добрые взаимоотношения. Эти монастыри и явились очагами просвещения, Культуры. При них стали открываться школы, мастерские, строились храмы с более развитой архитектурой.

И Н.К.Рерих учил духовности, писа­л о красоте, о том, что культура

спасет мир. Он призы­вал к терпимости. Защитником Культуры мы называем Николая Константиновича Рериха. Большое значение в деле сотрудничества между народами сыграл так называемый "Пакт_Рериха", предусматривающий охрану памятников культуры всего человечества. В 1954 году в Гааге на основе пакта подписан акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в военное время.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: "Там где культура, там и мир... Пока культура лишь роскошь,... она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца".

3. «Интуитивисты века»:

Особой славой овеяны дела и молитвы Сергия перед Куликовской битвой (1380). Собираясь идти на Мамая, Дмитрий Донской приехал за благословением к Сергию. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших.

На созданной Рерихом в 1932 г. картине «Святой Сергий» сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь». Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», сбылось в годы Великой Отечественной войны, но оно дано было и на всё будущее нашей страны. Ведь не только от внешних врагов спасает Сергий Россию, главный Его подвиг заключается в поднятии духа народа.

4. Строители храмов, монастырей.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме). Более 40 обителей было основано его учениками

В конце 1920-х годов Н.К. Рерих, находясь в Индии, задумывает построить в Кулу часовню Преподобного Сергия. Затем последовали комната-часовня в Музее Н.Рериха в Нью-Йорке, часовня Святого Сергия в Чураевке близ Нью-Йорка., часовня во Имя Святого Сергия в Бариме в Харбине.

5. Оба боролись с невежеством, равнодушием, предательством. Чужды им были и компромисс.

Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнес несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырем. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.

Весной и летом 1934 года в эмигрантской среде Харбина были распространены клеветнические слухи о том, что Рерихам якобы поручено «от американского правительства вводить новую религию для разложения православия». Об этом факте Н.К.Рерих так писал: ««От веры и от отцов моих не отрекусь…Радостно наблюдать, как лучи Преподобного Сергия рассеивают тьму. Не успел игумен Филарет клеветнически просветиться, как на вчерашнем церковном торжестве Нестор произнёс по моему адресу многолетие с блестящей речью, в которой огненно ответил всем зримым и незримым клеветникам. Закончилось эта вереница тёмных злопыхательств тем, что « ко мне пришёл «пресловутый отец Филарет», который не только извинился за прошлые свои поступки, но «ушёл уже в совершенно другом настроении…»Много стрел тёмных было принято в Щит, но только ярче, мощнее горело Сердце Воина, и в этой борьбе помогал ему образ Преподобного.

Учитель подводит итоги:

(Звучит колокольный звон).

Посмотрите на эту горящую свечу. Она согревает своим пламенем всё, что находится рядом с ней. Так и эти два человека Сергий Радонежский и Николай Константинович Рерих согревают нас примером своего самоотверженного труда. Светочем называл Николай Константинович Преподобного Сергия, а это значит, что Сергий Радонежский не только Сам нёс Свет, побеждая тьму, но и возжигал сердца многих. Именно эти возжённые сердца несли просвещение, объединение, защиту и возрождение России. Точно также и Николай Константинович - Светоч Культуры. Сколько сердец он возжёг, устремив к Свету, в Будущее! Николай Константинович призывал своих сотрудников и сам утверждал Имя Преподобного. Этот наказ звучит в статье «Свет Неугасимый»: «Нужно создавать часовни и алтари во Имя Преподобного Сергия и это радостное явление нужно расширить везде и всюду, где позволят обстоятельства водружать его образ и возжигать лампаду Света».

Н.К.Рерих писал с любовью и гордостью: «Дивно и чудно видеть, как даже в наше смятенное, отягощённое мраком время всюду возносятся светочи храмов и часовен во Имя Преподобного… повсюду раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу… Всюду благовестит это непобедимое Имя». Так чувствовать, понимать значение, утверждать Имя Преподобного Сергия может только человек духовно близкий Ему. Таким и был Николай Константинович Рерих. Между ними была крепкая духовная связь, на Русской земле встретились в разных образах Учитель и Ученик: Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры, и Николай Константинович Рерих - Знаменосец, Утвердитель и Охранитель Культуры, посвятивший этому служению всю жизнь.

Домашнее задание (по выбору):

1.Сделать проект на тему «Образ Преподобного Сергия Радонежского в творчестве Н.К.Рериха».

2.Вспомнить Заповеди Блаженства (в прошлогодних дневниках) и сопоставить жизнь Сергия с каждой из них.

Рекомендуемая литература:

1. Алпатов М. Краски древнерусской живописи. М.: Изобразительное искусство, 1974.

2.Ерёмина Т.С. Предания о русских иконах. М.: Владос, 1994.

3.Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.

Бусева-Давыдова И. Художественная культура Древней Руси. Иконография святых / Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. № 11.

4.Из «Жития Сергия Радонежского» // Древнерусская литература. Хрестоматия / Сост. О.В. Творогов. М.: Просвещение, 1995.

5.Князева В.П. Н.Рерих. М.: Изобразительное искусство, 1968.

6.Хоничев Н. Памяти Сергия Радонежского // Русский крест: Поэтический сборник, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Совместное издание Томского Благочиния и Томской писательской организации. Томск, 1994.

7. Яровская Н. (Рерих Е.И.) Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск: Гелиос, 1991. С. 33.

Ресурсы интернет:

aphorisme.ru/about-authors/rerih/?q=4034

Приложение 1.

Житие Преподобного Сергия Радонежского

Годы жизни: 03.05.1314-2-08.10.1392 г.

Сергий Радонежский - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси.

Сергий Радонежский получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье знатного боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Петр.

Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.

ОИнтегрированный урок по МХК для 8 классаднажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел

старца священника. Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учебе и попросил помолиться о нем. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Старец пошел в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

Примерно в 1328 году он вместе с семьей переехал из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.

После смерти родителей Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.

Затем он стал игуменом в Богоявленском монастыре, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.

Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнес несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырем. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, в основании которых был заложен устав общинножития, сложенный Преподобным Сергием. Главным в нём была высоконравственная жизнь, трудолюбие, добрые взаимоотношения. Эти монастыри и явились очагами просвещения, Культуры. При них стали открываться школы, мастерские, строились храмы с более развитой архитектурой. Преподобный Сергий благословил на это своих учеников. Более 50 монастырей было построено на Земле Русской.

Из описания его жизни видно, что Преподобный Сергий был основателем очищения религиозного пути России, человеком, проложившим путь возрождения духовности России, а мы знаем, что без духовной составляющей нет Культуры во всей её полноте, и не может быть! Возросшая духовность привела к заложению новых очагов Культуры.

Аскет и мистик он, тем не менее, выступал и как мудрый политик, стремящийся к усмирению раздоров и сплочению русских земель во времена татарского разгрома русской земли. В 1366 Сергий разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 выехал послом к Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой. Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). Собираясь идти на Мамая, Дмитрий Донской приехал за благословением к Сергию. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших.Он также, согласно легенде, послал с ним на брань двух иноков своей обители, Пересвета и Ослябю, погибших в бою.

Однажды к Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом - что делать?
Сергий ответил: «Помоги земле Русской».
Когда Сергия спросили крестьяне - что делать? - он ответил: «Помогите земле Русской».
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!»
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов - князья, бояре, священники, иноки - пришли проводить святого Сергия.

Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Но как писала о Сергии Радонежском Академик Л.В.Шапошникова:
«Жизнь Преподобного Сергия прошла устремленно, плодотворно, и путь его был удивительно прям и походил на несущуюся во Времени стрелу, пущенную чьей-то невидимой, но мудрой рукой. Прямой путь - не значит путь легкий. На этом пути было столько предвиденных и непредвиденных трудностей и тяжелого труда, что хватило бы на целую братию не одного монастыря. Влияние этого человека на многие стороны русской жизни было длительным и прочным».

Н.К.Рерих писал: «Преподобный Сергий неотступно бодрствует над своей Обителью и над любимою им Россиею». «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».

Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.



Приложение 2.

Краткая биография Н.К.Рериха

Годы жизни: 9.10.1874 - 13.12.1947


Художник родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих, мать - Мария Васильевна. В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.

Духовником семьи Н.К.Рериха был замечательный подвижник и прозорливец конца XIX века святой отец Иоанн Кронштадтский. Именно отец Иоанн благословил Николая Рериха на великое служение напутствием: «Не болей! Придется для Родины много потрудиться».

В 1897 г. Н.К.Рерих окончил юридический факультет Петербургского университета и живописное отделение Академии художеств .

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, которая стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга.
В мае 1917 года из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию. После революционных событий 1917 года с приходом к власти большевиков во главе с Лениным, Финляндия закрыла границы с Россией, и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины. Оттуда он выехал сначала в Швецию, затем в Лондон и в США.

Рерихи много путешествовали по Индии. Они учили духовности, писа­ли о красоте, о том, что культура спасет мир. Они призы­вали к терпимости и к уважительному отношению ко всем религиям.

Пророчества Иоанна Кронштадтского сбылись. Н.К.Рерих много трудился. Где бы ни был он, в каких бы странах ни путешествовал, он всегда работал во имя горячо любимой Родины, мысль художника и ученого никогда не останавливалась в своем стремлении принести пользу миру. Об этом говорят тысячи его светоносных полотен, его литературные труды, а также такая область его мысли и творчества, как религиозная живопись. В картинах Н.К.Рериха на темы древней Руси заметно не только освоение современной ему живописной техники, но и блестящее использование приёмов древних иконописцев.

Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника.

«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град - врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
В своем художественном творчестве Рерих очень часто обращался к образам подвижников, оставивших яркий след в истории разных народов. Но особо почитался в семье Рерихов великий заступник земли русской Преподобный Сергий Радонежский (картины: «Сергий-Строитель» 1924 и 1942гг., «Сотрудники» 1940г., «Сам вышел» 1922г., «Мост Славы» 1923г., «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» 1934г., «Сергиева Пустынь» 1933, 1936гг., «Святой Сергий Радонежский» 1932г., «Русь Славянская» 1943г. К деяниям Преподобного и обители Сергиевой можно отнести серию картин «САНКТА» (Святая, Священная) созданную Н.Рерихом в Америке в 1922 году).

Николай Константинович называл Преподобного Сергия строителем русской духовной культуры. «Как бы ни болело сердце русское, - писал он, - где бы ни искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».

Идея создания часовен Святого Сергия, которая прослеживается в деятельности и творчестве Н.К. Рериха, начинается с 1920-х годов. В конце 1920-х годов Н.К. Рерих, находясь в Индии, задумывает построить в Кулу часовню Преподобного Сергия. Затем последовали комната-часовня в Музее Н.Рериха в Нью-Йорке,часовня Святого Сергия в Чураевке близ Нью-Йорка., часовня во Имя Святого Сергия в Бариме в Харбине. «Дивно и чудно видеть, как даже в наше смятенное, отягощённое мраком время всюду возносятся светочи храмов и часовен во Имя Преподобного» - писал Н.Рерих.

Защитником Культуры мы называем Николая Константиновича Рериха. Защитник - он же и воин. Знаем, как выявлял и боролся он с невежеством, равнодушием, предательством. Чужд ему был и компромисс. Весной и летом 1934 года в эмигрантской среде Харбина были распространены клеветнические слухи о том, что Рерихам якобы поручено «от американского правительства вводить новую религию для разложения православия». Об этом факте Н.К.Рерих так писал: ««От веры и от отцов моих не отрекусь…Радостно наблюдать, как лучи Преподобного Сергия рассеивают тьму. Не успел игумен Филарет клеветнически просветиться, как на вчерашнем церковном торжестве Нестор произнёс по моему адресу многолетие с блестящей речью, в которой огненно ответил всем зримым и незримым клеветникам… Закончилось эта вереница тёмных злопыхательств тем, что « ко мне пришёл «пресловутый отец Филарет», который не только извинился за прошлые свои поступки, но «ушёл уже в совершенно другом настроении…»Много стрел тёмных было принято в Щит, но только ярче, мощнее горело Сердце Воина, и в этой борьбе помогал ему образ Преподобного. Был Он тем прибежищем, на который опирался дух Николая Константиновича Рериха.

Николай Константинович Рерих часто называл свои картины вестниками. В разные страны несли они весть о Красоте, о Добре и Подвиге.

Картина «Святой Сергий» была создана Рерихом в 1932 году. На картине Рериха великий русский Подвижник XIV века благословляет русское воинство на решающее сражение - Куликовскую битву. В руках Преподобный Сергий держит храм - символ будущей, возрождённой Руси. Наверху изображено Всевидящее Око. А внизу картины Рерихом была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь». Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», сбылось в годы Великой Отечественной войны, но оно дано было и на всё будущее нашей страны. Ведь не только от внешних врагов спасает Сергий Россию, главный Его подвиг заключается в поднятии духа народа.

Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа.

В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создает ряд картин - «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.

Большое значение в деле сотрудничества между народами сыграл так называемый "Пакт_Рериха", предусматривающий охрану памятников культуры всего человечества. В 1954 году в Гааге на основе пакта подписан акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в военное время.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: "Там где культура, там и мир... Пока культура лишь роскошь,... она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца".

Не в гордыне, но с гордостью и радостью произносит Николай Константинович, что именно на Русской Земле, жил и трудился Преподобный Сергий. На этой же Земле родился и он сам, и куда стремился вернуться. Николай Константинович всегда и везде называл себя русским.

Н. К. Рерих всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали. По свидетельству Елены Ивановны Рерих, жены художника, Святой Сергий явился художнику незадолго до его кончины.

Рерих пламенно любил Россию. Он зорко провидел её великие возможности и её великое будущее. "Народу русскому суждена великая судьба", - писал он.

© 2010-2022