Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по рисованию на тему: «Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово»

5 класс МОУ СОШ №1 3 четверть, март

Цель урока: продолжить ознакомление декоративно-прикладным искусством нашей страны на примере Гжели, Хохломы, жостово

  • ознакомление с промыслом на конкретных примерах; историей возникновения и особенностями росписи;

  • выполнить роспись предметов

  • выполнить в конце урока коллективное панно

Задачи урока:

-Обучающие - расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

активировать творческое воображение, ознакомить особенностями росписей , углублять представление о разнице реальных и декоративных цветов, передача характерного стиля, совершенствование техники работы с акварелью гуашью.

-Развивающие - развивать чувство композиции;

-формировать графическое умения в рисовании кистью декоративного мотива:

-развивать художественный вкус;

-содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей.

Воспитательные - воспитать интерес и любовь к искусству своего народа;

  • чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиции;

  • воспитывать уважение к людям труда;

  • воспитывать трудолюбие, воспитание аккуратности;

  • увидеть прекрасное в произведениях народного творчества.

Материалы и оборудование:

Магнитофон ( диски с записью песен «Золотое кольцо», «Иван Купала») наглядные пособия, предметы посуды с данными росписями. Так же присутствуют помощники (Мастера) , демонстрирующие предметы, раздающие индивидуальные работы, помогающие оформлять коллективные панно.

Ход урока

I . Организационный момент.

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Тема нашего урока «Народные промыслы России. Гжель, хохлома, жостово». Всегда интересно узнать тайну искусств, тайну мастерства. У каждого художника свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусств.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми .

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в своих работах.

Учитель : Сейчас я приглашаю вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом - гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов М.В. сказал: "Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее".( входит Мастер Гжели) .Мастер одет в народный костюм с росписью Гжели, в руках поднос, на подносе гжельская посуда. Читает стихи:

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

В Гжели любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Гжели слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней гжельской посуде

Поведем сейчас рассказ.

Мастер Гжели обходит класс и показывает ребятам посуду. Во время обхода учитель рассказывает:

Еще в 14 веке на гжельской земле была обнаружена особая глина, пригодная для приготовления керамических изделий. Благодаря этой находке, сложилось гончарное производство. Почти все жители 30 окрестных деревень работали у гончарного круга и лепили из глины сначала игрушки, а со временем разнообразную посуду. Изделие расписывали цветами, птицами, жанровыми сценками, украшали скульптурами.

Возможно, что само название села, давшего имя всей округе, как-то связано с обжигом керамики - измененное «жгель».

Вторая половина 18 века - расцвет творчества мастеров Гжель. Здесь стали делать нарядные кувшины, квасники, чашки с росписью по светлой глазури с преобладанием 3-4 цвета, зеленого, желтого, лилово - коричневого..

Современный гжельский фарфор называют декоративным, подарочным. Главное назначение - радовать людей, украшать жилище.

Особенностью гжельского фарфора является сочетание разных оттенков синего цвета на белом фоне.

Мастер Гжели останавливается около доски.

Учитель:

А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Входит Мастер Жостово:

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство.

Венки цветов, букеты роз -
их аромат неувядаем.
Ах, это жостовский поднос
благоухает русским чаем.

Мастер Жостово обходит класс и показывает ребятам посуду. Во время обхода учитель рассказывает:

. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам. Подносы из металла. Покрыты черным лаком. Роспись производится масляными красками.

Мастер Жостово останавливается около доски.

Учитель:

Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области. Ныне существует фабрика "хохломской художник" в селе Семино.

Входит Мастер Хохломы:

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома

Мастер Хохломы обходит класс и показывает ребятам посуду. Во время обхода учитель рассказывает:

Цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому

Мастер Хохломы останавливается возле доски.. Теперь все мастера стоят у доски с подносами.

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

Учитель: А теперь вы сами распишите свою посуду. Предметы росписи вам выдадут мастера. Обратите внимание - какой мастер вам дал задание, такова и роспись. (роспись выполняется по рядам 1-гжель, 2-хохлома, 3- жостово)

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

Самостоятельная работа учащихся. 20 минут. У каждого учащегося картонный шаблон какой-либо посуды : кружки, подносы, кувшины, солонки. Так как времени мало, шаблоны должны быть заранее покрыты фоном: жостовские предметы : черный, красный, бирюза; хохлома 6 желтый, красный, черный; гжель :чуть-чуть голубоватый(белила с кобальтом, белила с церелиумом)

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

В это время Мастера готовят фоны для выставки работ. Это может быть листы в рамах 50х70 на которых нарисован стол со скатертью. Желательно, чтобы они были Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.в рамах.(коллаж, аппликация)

Работы выполнены. Учащиеся приносят их к выставочным панно и наклеивают. Мастера помогают. Получаются красивые народные натюрморты

Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово.

Учитель : Итак, ребята, сегодня на уроке мы ознакомились с народными промыслами Гжели, хохломы и Жостово. Выполнили в итоге коллективную работу.. С работой вы справились, из вас получится хорошие художники.

Урок окончен. Всем спасибо! Можете идти.


© 2010-2022