- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово
Урок по теме Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Никифорова Е.А. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок по рисованию на тему: «Народные промыслы России. Гжель, Хохлома, Жостово»
5 класс МОУ СОШ №1 3 четверть, март
Цель урока: продолжить ознакомление декоративно-прикладным искусством нашей страны на примере Гжели, Хохломы, жостово
-
ознакомление с промыслом на конкретных примерах; историей возникновения и особенностями росписи;
-
выполнить роспись предметов
-
выполнить в конце урока коллективное панно
Задачи урока:
-Обучающие - расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;
активировать творческое воображение, ознакомить особенностями росписей , углублять представление о разнице реальных и декоративных цветов, передача характерного стиля, совершенствование техники работы с акварелью гуашью.
-Развивающие - развивать чувство композиции;
-формировать графическое умения в рисовании кистью декоративного мотива:
-развивать художественный вкус;
-содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей.
Воспитательные - воспитать интерес и любовь к искусству своего народа;
-
чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиции;
-
воспитывать уважение к людям труда;
-
воспитывать трудолюбие, воспитание аккуратности;
-
увидеть прекрасное в произведениях народного творчества.
Материалы и оборудование:
Магнитофон ( диски с записью песен «Золотое кольцо», «Иван Купала») наглядные пособия, предметы посуды с данными росписями. Так же присутствуют помощники (Мастера) , демонстрирующие предметы, раздающие индивидуальные работы, помогающие оформлять коллективные панно.
Ход урока
I . Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Тема нашего урока «Народные промыслы России. Гжель, хохлома, жостово». Всегда интересно узнать тайну искусств, тайну мастерства. У каждого художника свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусств.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми .
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в своих работах.
Учитель : Сейчас я приглашаю вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом - гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов М.В. сказал: "Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее".( входит Мастер Гжели) .Мастер одет в народный костюм с росписью Гжели, в руках поднос, на подносе гжельская посуда. Читает стихи:
В Гжели любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
И пошла о Гжели слава,
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней гжельской посуде
Поведем сейчас рассказ.
Мастер Гжели обходит класс и показывает ребятам посуду. Во время обхода учитель рассказывает:
Еще в 14 веке на гжельской земле была обнаружена особая глина, пригодная для приготовления керамических изделий. Благодаря этой находке, сложилось гончарное производство. Почти все жители 30 окрестных деревень работали у гончарного круга и лепили из глины сначала игрушки, а со временем разнообразную посуду. Изделие расписывали цветами, птицами, жанровыми сценками, украшали скульптурами.
Возможно, что само название села, давшего имя всей округе, как-то связано с обжигом керамики - измененное «жгель».
Вторая половина 18 века - расцвет творчества мастеров Гжель. Здесь стали делать нарядные кувшины, квасники, чашки с росписью по светлой глазури с преобладанием 3-4 цвета, зеленого, желтого, лилово - коричневого..
Современный гжельский фарфор называют декоративным, подарочным. Главное назначение - радовать людей, украшать жилище.
Особенностью гжельского фарфора является сочетание разных оттенков синего цвета на белом фоне.
Мастер Гжели останавливается около доски.
Учитель:
А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Входит Мастер Жостово:
Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство.
Венки цветов, букеты роз -
их аромат неувядаем.
Ах, это жостовский поднос
благоухает русским чаем.
Мастер Жостово обходит класс и показывает ребятам посуду. Во время обхода учитель рассказывает:
. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам. Подносы из металла. Покрыты черным лаком. Роспись производится масляными красками.
Мастер Жостово останавливается около доски.
Учитель:
Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области. Ныне существует фабрика "хохломской художник" в селе Семино.
Входит Мастер Хохломы:
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
Мастер Хохломы обходит класс и показывает ребятам посуду. Во время обхода учитель рассказывает:
Цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.
Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому
Мастер Хохломы останавливается возле доски.. Теперь все мастера стоят у доски с подносами.
Учитель: А теперь вы сами распишите свою посуду. Предметы росписи вам выдадут мастера. Обратите внимание - какой мастер вам дал задание, такова и роспись. (роспись выполняется по рядам 1-гжель, 2-хохлома, 3- жостово)
Самостоятельная работа учащихся. 20 минут. У каждого учащегося картонный шаблон какой-либо посуды : кружки, подносы, кувшины, солонки. Так как времени мало, шаблоны должны быть заранее покрыты фоном: жостовские предметы : черный, красный, бирюза; хохлома 6 желтый, красный, черный; гжель :чуть-чуть голубоватый(белила с кобальтом, белила с церелиумом)
В это время Мастера готовят фоны для выставки работ. Это может быть листы в рамах 50х70 на которых нарисован стол со скатертью. Желательно, чтобы они были в рамах.(коллаж, аппликация)
Работы выполнены. Учащиеся приносят их к выставочным панно и наклеивают. Мастера помогают. Получаются красивые народные натюрморты
Учитель : Итак, ребята, сегодня на уроке мы ознакомились с народными промыслами Гжели, хохломы и Жостово. Выполнили в итоге коллективную работу.. С работой вы справились, из вас получится хорошие художники.
Урок окончен. Всем спасибо! Можете идти.