Раскрытие творческого потенциала ребенка

В теоретической части данного материала рассматриваются вопросы по созданию условий для творческого роста ребенка и внедрению работы по развитию творческих способностей в педагогический процесс. Представлена организация работы по рисованию в нетрадиционных техниках изодеятельности, которая позволила избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий; способствовала накоплению у детей положительных эмоций, что в итоге и повысило уровень их творческих способностей. В приложении представлены конспекты занятий: по рисованию методом «тычка», «набрызга», «пальчиковой живописи», «игрушки из ладошки», в технике рисование «по-сырому», с «промыванием» рисунка, «граттаж», по освоению техники «пластилинография»; а также представлены игры на развитие творческого воображения и мышления.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Украинец Олёна Владимировна

МБДОУ «Аленький цветочек», г. Ноябрьск, ЯНАО


Раскрытие творческого потенциала ребенка


Творческая самореализация, раскрытие творческого потенциала - цель, добродетель и залог успешного и здорового существования человека в мире, смысл и сущность жизни человека.

Аристотель

Почему малыши с таким упоением водят (вернее - возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя.

Познавая красоту окружающего мира, произведений искусства, как классического, так и народного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность.

На основе положительного отношения к окружающему миру и эстетической деятельности у детей формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, эстетические суждения. Все названные психические процессы и качества личности необходимы для успешного развития творчества ребенка.

Что же понимается под художественным творчеством детей дошкольного возраста? Когда говорят о феномене творчества, то имеют в виду создание нового, общественно значимого продукта. И с этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективно и принципиально нового. И, тем не менее, отечественные психологи и педагоги - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Н.А.Ветлугина и др. - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.

Е.А.Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».

Таким образом, детское творчество - это сознательное отражение ребенком окружающей действительности, в которой появляется новизна, оригинальность, самостоятельная и познавательная активность. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

Из предлагаемого понимания детского художественного творчества становится очевидным, что одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.

Художественно-творческая деятельность создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, занятия художественно-творческой деятельностью выполняют терапевтическую функцию: отвлекают детей от грустных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

- Но как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Для этого необходимо:

  1. Творчески работающий и высоко квалифицированный педагог, который должен создавать мотивацию, развивать потребность детей в творческой деятельности.

  2. Программы и методики, разрабатываемые совместными усилиями педагогов и ученых.

  3. Создание эстетической среды.

Возникает вопрос: как включить работу по развитию творческих способностей в педагогический процесс?

  1. Планирование работы в первой половине дня (утром). Это наиболее благоприятное время для индивидуальной работы с детьми.

  2. При обучении детей различным техникам изобразительного творчества делать акцент на эстетической сущности изготавливаемого продукта, а не на формальном копировании образца.

  3. Сочетание индивидуальных и коллективных видов деятельности. В коллективных работах создание условий для самореализации каждого ребенка.

  4. Интегрированные формы художественно-творческой деятельности как наиболее оптимальные (например, на занятии по математике дети изготавливают рисунок, аппликацию «Нарисуй (сложи) узор»).

  5. Сочетание различных видов изобразительной деятельности на одном занятии (так, дети рисуют силуэт вагона, а затем приклеивают из цветной бумаги мордашки животных-пассажиров - они смотрят из окна).

  6. Создание условий для самостоятельного изготовления рисунка, аппликации, поделки.

  7. Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги; различных материалов для изобразительной деятельности.

  8. Создание обстановки общей увлеченности и творчества.

  9. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через информационные центры; обмен мнениями и творческими идеями между педагогами и родителями на семинарах-практикумах, игровых тренингах и др.

- А какие условия необходимы для развития творческих способностей детей в рисовании?

ОРаскрытие творческого потенциала ребенкарганизуя работу с детьми по развитию творческих способностей в рисовании, во-первых, нРаскрытие творческого потенциала ребенкаами обращалось внимание на обучение различным техникам: кляксография, рисование пальцами, рисование поролоном, рисование по мокрому, набрызг, отпечаток ладони с преобразованием в рисунок, граттаж, рисование с «промыванием» рисунка и др., применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды.

ПРаскрытие творческого потенциала ребенкареимущество заключалось в том, что каждое из предложенных занятий варьировалось. Например, работа в технике граттаж проводилась на нескольких занятиях, но при этом изменялась тематика: «Вечерний город», «Сказочный лес», «На морском дне», «Весна в образе девушки».

Рисование с «промыванием» рисунка также было разнообразным «Дождь», «Осень», «Мое настроение», «Настроение в природе».

Уникальные получились рисунки из ладошки «Птички», «Грибы в корзинке (на полянке)», «Цветы в кувшине (на полянке)».

РРаскрытие творческого потенциала ребенкаисование по сырой бумаге использовалось на следующих занятиях: «И поплыли по небу облака», «Листопад», «Радуга-дуга» и т.д. Кроме того, каждое новое занятие требовало от детей несколько по-другому изобразить предмет, персонаж (в другой позе, другим цветом, ввести в сюжет и т.п.) используя разнообразные изобразительные материалы. Поэтому у детей не закреплялся определенный шаблон в изображении.

Во-вторых, на многих занятиях использовались игровые приемы для создания игровой мотивации и для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, задания типа «Что произойдет, если…», «Выведение следствий», «Цепочка слов», «Укрась слово» и др. Перечисленные задания, упражнения способствовали развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

В-третьих, при рассматривании и оценке детских рисунков выделялось и оценивалось: его общее настроение, сюжет, смысловая и эмоциональная трактовка, композиционное решение; поощрялось: самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, использование различных изобразительных материалов и возможностей инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений; было проявлено: доброе внимание, понимание и желание увидеть все содержание рисунка ребенка.

Такой подход к проведению занятий по рисованию помог художественно-изобразительному развитию детей, что позволило избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий; способствовал накоплению у детей положительных эмоций, что в итоге и повысило уровень их творческих способностей.

Несмотря на то, что занятия были направлены на развитие творческих способностей, почти у всех детей произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных решений. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием, появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В определенной степени у детей сформировалась привычка к свободному самовыражению.

Можно с уверенностью сказать, что, развивая творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, чтобы построить свои взаимоотношения с их учетом.

Приложение 1

Занятия для развития творческого потенциала детей в рисовании


Занятие «Котенок»

Цель: вызвать желание рисовать котенка методом тычка, используя кисть, на которой вместо ворса, прикреплен поролон; закреплять представление о разных цветах и умение рисовать разными способами (тычком, кончиком тонкой кисти), развивать творческое воображение.

Материал: контур котенка, гуашь коричневого, черного, оранжевого, серого, зеленого, красного цветов, мягкая и поролоновая кисть (на каждого ребенка); иллюстрации с изображением котят.

Ход занятия:

1.Загадка: «Мохнатый, усатый, молоко пьет, песни поет» (котенок). Обратить внимание детей на изображение котят, на цвета (сами котята черные, глаза зеленые, язык красный, коготки черные); вспомнить вместе с детьми названия частей их тела, предложить рассмотреть иллюстрации.

2. Воспитатель обводит пальцем контур котенка со словами: «Ведем карандашом по спине, хвосту, задним лапкам, брюху, передним лапам, голове, ушам». Затем дети обводят графитным карандашом контур своего котенка, набирают кистью по своему выбору гуашь и рисуют тычками сначала по контуру, потом внутри него.

3. Физкультминутка «Кошка с котятами»:

Дети - «котята», один ребенок надевает маску - «кошка»; котята потеряли свою мать и ищут ее - идут на носках и жалобно мяукают, найдя ее, весело прыгают, радостно мяукают. Игру можно повторить.

Воспитатель предлагает детям занять свои места: гуашь уже подсохла, и можно рисовать глаза, язык, коготки (уточнить, что каким цветом). В конце занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает всех котят, отмечает, какие они получились (как живые, озорные, красивые).

Занятие «Белая метелица»

Цель: вызывать желание передавать в рисунке картину зимы; работать в новой технике «набрызг»; привлекать к рассматриванию рисунков, давая им образную характеристику; развивать творческое воображение, воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: белая метелица; набрызг.

Предварительная работа: наблюдение за снегопадом, метелью; рассматривание и беседа по тематическим альбомам «Зима», «Деревья»; чтение произведения С.Маршака «Сыплет, сыплет снег».

Материал: иллюстрации с изображением снегопада; тонированная бумага (голубого цвета) ½ альбомного листа; коричневая и белая гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой; зубные щетки, стеки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель (читает отрывок из стихотворения):

Снег, снег кружится

Белая вся улица.

Воспитатель: Дети, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Но зимой много снега не только во дворе, но и в лесу.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением снегопада. Спрашивает, что нарисовано на картинах (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, как во время сильного снегопада снег покрывает все предметы вокруг: и крыши домов, и ветки деревьев, и столбики забора, и скамейки и т.д. Снежинки летят повсюду. Мы видим все предметы как бы сквозь летящие снежинки на сером небе, на предметах (темно-зеленых елях, черных стволах деревьев и др.).

Воспитатель: Сегодня вы будете рисовать картинку «Белая метелица в лесу». Сначала надо нарисовать деревья. А потом вы будете учиться рисовать метель.

Путем вопросов педагог закрепляет представления детей о последовательности выполнения рисунка. Спрашивает нескольких человек, что они нарисуют в своем лесу, и предлагает всем приступить к работе.

В процессе работы надо следить, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (деревья), потом предметы меньшего размера (кустики, маленькие елочки). Напомнить, что надо дождаться, пока высохнет одна краска, и только тогда накладывать на нее другую.

Когда рисунки готовы, воспитатель предлагает детям нарисовать метель (снегопад).

Воспитатель: Зубную щётку держим в левой руке, набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё. Вот и получилась метель в лесу.

В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд для просмотра.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти рисунки, они очень подходят к хороводу «Снег, снег кружится, белая вся улица». На рисунках больше всего белого цвета. Все деревья видны сквозь падающий снег.

В конце занятия все работы рассматриваются. При анализе отмечается разнообразие решений, выразительность образа.

Детям предлагается рассказать о содержании своей работы.

Все рисунки объединяются в одну картину «Белая метелица в лесу».

После занятия - хоровод «Снег, снег кружится…».

Занятие «Мы идем знакомиться с соседями»

Цель: вызывать желание рисовать кулачками, пальчиками, ладошками; развивать творческое воображение; воспитывать дружелюбие, желание знакомиться с другими детьми.

Материал: большой лист бумаги, гуашь, салфетки.

Ход занятия:

- Ребята, вам нравится ваш детский сад? (да).

- А почему? (потому что здесь много мальчиков и девочек, с которыми можно играть, дружить, заниматься).

- Но мы можем и с другими ребятами познакомиться, например, с нашими соседями по группе.

- Хотите пойти знакомиться? (да).

- Давайте на листе бумаги мы нарисуем, как мы пойдем в гости. Сначала идут ножки (дети отпечатывают кулачками «ножки», пальцами - пальчики на ногах).

- Потом мы протянем детям свои руки, а они протянут нам навстречу свои руки (дети отпечатывают ладошки левую и правую).

- Мы спросим, как детей зовут, и скажем им свои имена. Вот и подружились. А когда мы подружимся, встанем в хоровод «Гости»:

К нам гости пришли. Мы не зря кисель варили.

Дорогие пришли. Пироги пекли.

Занятие «Птичка»

Цель: вызывать желание работать в технике «игрушки из ладошки», развивать творческое воображение.

Материал: гуашь всех основных цветов; листы цветной бумаги основных цветов для заготовки деталей (голова, крылышко, лапка, кружочки для украшения хвоста), дырокол для вырезания глаз; клей ПВА; кисти жесткие, плоские.

Ход занятия:

Обратить внимание детей на разнообразие птиц на иллюстрациях, фотографиях.

Попросить детей показать на примере иллюстраций отличительные черты у птиц: клюв, хвост, крылья.

Предложить детям вспомнить и прочитать потешки, стихи про птиц.

Далее предложить нарисовать по желанию детей какую-нибудь птицу. И предложить новый способ для рисования «игрушки из ладошки»: опустить левую ладошку ребенка в синюю краску. На белый лист бумаги приложить ладонь с растопыренными пальцами так, чтобы получился яркий отпечаток. Промыть ладонь от краски. Синий след от ладони на белом фоне - это силуэт птички. Используя вырезанные детали, составить изображение птицы. Детали закрепить клеем.

Дети приступают к работе, в процессе которой они самостоятельно выбирают цвет для будущей птицы и для заготовок деталей, вырезают и наклеивают детали.

По окончанию занятия все работы выставляются на выставку и анализируются.

Занятие «И поплыли по небу облака»

Цель: овладение техникой рисования акварелью «по-сырому», школьными мелками, развитие творческого воображения.

Материал: репродукции картин с изображением неба; акварельные краски; школьные мелки; бумага; картон; слайды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, каждый день мы с вами видим небо, многие не раз его рисовали. Скажите, какого оно цвета? (Обычный ответ - голубое, серое, ночью - черное, при ярком солнце - синее.) Действительно, небо всегда разного цвета. Давайте подумаем, от чего это зависит. Одна причина - погода, облака. Найдите репродукции с изображением неба, покрытого сплошными облаками. А теперь вспомним, всегда ли в течение суток небо бывает одного цвета? (дети могут описать небо, освещенное лучами восходящего или заходящего солнца. В случае затруднения это делает воспитатель.) А ночью? Ночью небо черное, темно-синее, на нем могут быть звезды и луна, если оно не закрыто облаками. Посмотрите на эти фотографии звездного неба. Ребята, говоря о времени суток, мы совсем забыли, что еще есть и времена года. Может быть, зимнее небо отличается от весеннего, от летнего? (Дети могут определить, что зимой небо светло-серое, весной - голубое.) Но не всегда зимой небо бывает серым. А. С. Пушкин писал:

Под голубыми небесами Блестя на солнце,

Великолепными коврами, Снег лежит...

А когда падает снег, небо бывает светлым, почти белым. В ясные солнечные дни оно может быть ярко-голубым, даже изумрудно-зеленым. Это хорошо видно на картинах Б. Кустодиева «Масленица», В. Кандинского «Зимний пейзаж», Р. Кента «Эскимос в Каяке». А теперь вспомним небо летнее. Посмотрите на картину Г. Манизера «Байкал». Летом небо светло-голубое, облака - белоснежные. В жаркий летний день за городом небо кажется даже золотистым. Особенно это заметно на юге. Кто из вас был летом на юге? Помните, какое там небо?

Давайте-ка поиграем. Я буду показывать репродукции картин, а вы постарайтесь угадать по цвету неба, северный или южный пейзаж изобразил художник. (Кроме уже названных репродукций, воспитатель показывает «Обь у Салехарда» и «Заход солнца в Индийском океане» Г. Манизера). Какой яркий закат изображен на этой картине. Его цвет не бывает постоянным, он меняется. Небо прямо-таки разноцветное! Посмотрите на эту картину (показывает репродукцию «От штиля к шторму» И. Айвазовского). А эта фотография запечатлела необычное явление. Это северное сияние осветило небосвод своими огнями. Итак, мы увидели, как неодинаково бывает небо по цвету.

А теперь мы поиграем в эту игру наоборот. Отгадывать, какое небо, буду я, глядя на ваши рисунки. Придумайте, какое небо изобразите: в солнечный летний день, в осенний пасмурный, ночное звездное или на рассвете, а, может, придумаете еще что-то. Давайте договоримся - вслух о своем небе не говорить. Постарайтесь нарисовать так, чтобы, глядя на ваш рисунок, можно было узнать, какое небо вы хотели изобразить.

Я хочу вам напомнить, как лучше нарисовать небо. Кто помнит, как мы рисовали акварельными красками «по сырому»? (Ребята вспоминают). Поскольку работа в данной технике требует быстроты и собранности, важно сразу точно задумать, что будешь рисовать, какими красками. Можно использовать и другой способ - рисование на картоне школьными мелками, если для замысла достаточно тех оттенков, которые есть у нас в запасе.

Воспитатель участвует в обсуждении вместе со всеми детьми, а во время рисования помогает каждому ребенку индивидуально по мере необходимости.

Рисунки после занятия важно аккуратно высушить, разгладить и подготовить к выставке.


Занятие «Вечерний город»

Цель: освоение техники «граттаж», развитие творческого воображения.

Материал: листы бумаги, подготовленные для работы в технике «граттаж»; перьевые ручки; схемы изображения старинных фонарей; свеча; черные тушь и гуашь; изображение городских пейзажей в разное время суток.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, все эти картины - городские пейзажи. Посмотрите, какие они разные. И отличаются они не только тем, что на них изображены разные уголки города, есть еще отличие. Кто его назовет? (Дети отмечают различие - время суток, изображенное на картинах)

А как вы думаете, люди каких профессий часто видят город вот таким? (Демонстрирует пейзажи вечернего города. Дети перечисляют специалистов, которые могут оказаться на улице поздно вечером: врачи, водители «скорой помощи», городского транспорта, милиционеры...).

Давайте представим, что мы оказались на улице вечернего города. Какой мы ее увидим? Сумрачное небо, темные здания, силуэты деревьев, только фонари ярко освещают то, что находится рядом с ними. Отгадайте, эти фонари мы увидим в старой части города или в новых районах? (Показывает схемы изображения разных фонарей. Дети определяют, насколько они современны).

Художники придумали интересную технику рисования, которая, по-моему, очень подойдет для изображения вечернего города. Это - граттаж. Посмотрите, как рисуют в этой технике. Сначала нужно подготовить бумагу Плотный лист натираем парафиновой свечой, затем слой парафина покрываем смесью черной туши и гуаши. Пока лист высыхает, можно поразмыслить над композицией будущего рисунка и сделать эскиз.

Дети придумывают содержание пейзажа, воспитатель напоминает об интересных зданиях и сооружениях, которые можно увидеть в городе.

Затем на подготовленных листах ребята выполняют рисунок по эскизу.

Можно опробовать эту технику на маленьких вспомогательных листах, убедиться, что плоскость листа, с которой пером сняли краску становится светлой, а светлые пятна хороши для изображения светящегося фонаря, ореола света вокруг него, горящих окон на фоне темных стен, освещенных деревьев, оград, звезд и месяца, контуров зданий, заснеженных тротуаров.

По окончании работы все работы объединяются в одну общую картину «Вечерний город».

Работы, выполненные в технике «граттаж», хорошо смотрятся на выставке в белых рамках.

Занятие «Чудесные превращения»

Цель: овладение техникой рисования с «промыванием» рисунка, развитие творческого воображения.

Материал: альбомные листы, кисти, акварель, емкость с водой.

Ход занятия:

Самое интересное в процессе рисования - «волшебная» вода, которая помогает делать рисунки более выразительными. Главное - дать им хорошо просохнуть. Желательно, чтобы последующую работу выполнил взрослый.

Рассматривая лист, воспитатель набирает кистью синюю акварельную краску и проводит вверху сплошную линию - это «осеннее небо». Говорит, что «волшебная» дождевая вода сделает рисунок по-настоящему «осенним». Берет лист за два конца, опускает его в воду, быстро вынимает и держит над водой под наклоном. Рисунок на глазах детей преображается - появляется «пелена дождя».

Для просушки желательно подвесить рисунок за один угол: под наклоном, если нужен «косой» дождь; прямо, если хочется видеть сплошной ливень.

Одно из занятий хорошо проводить тогда, когда дети в один из осенних дней будут удивляться такому природному явлению, как туман.

Воспитатель загадывает загадку К.Чуковского:

«Много этого добра А рукою не возьмешь

Возле нашего двора, И домой не принесешь». (Туман).

Отгадав ее, дети рисуют по мокрой бумаге.

Занятие «Смешанный лес»

Цель: освоение техники «пластилинография»; закрепление понятия «пейзаж»; развитие творческого воображения.

Материал: репродукции осенних пейзажей; картон; цветной пластилин; стеки; тканевые салфетки; фонограмма «Лесные голоса».

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадки:

Есть у людей зеленый друг, Весной веселит,

Веселый друг, хороший, Летом холодит,

Он им протянет сотни рук Осенью питает,

И тысячи ладошек. Зимой согревает. (Лес)

Лес можно назвать и другими словами, все зависит от того, какие деревья в нем растут. Если в лесу растут ели - это ельник, лес, где растут дубы - дубрава, а если вокруг сосны, значит, ты в сосновом бору. Березки собираются вместе в березовой роще, роща осин называется осинник, а ореховая - орешник.

Но обычно в лесу растут вместе самые различные деревья, тогда он называется смешанный лес. Его-то мы и нарисуем. Давайте начнем. (Ребята удивляются, не находя привычных изобразительных материалов). Воспитатель предлагает попробовать рисование в технике пластилинографии, показывает приемы изображения деревьев цветным пластилином. Изображение сначала моделируется из тонких пластилиновых жгутиков нужного цвета, которые раскладываются на картоне, а затем «примазываются» пальцами. Стекой удаляется лишний пластилин, оформляется контур изображения.

Звучит аудиозапись «Лесные голоса». В процессе рисования воспитатель индивидуально обсуждает с детьми композицию рисунка, напоминает не только о разнообразии пород деревьев, но и об их разном возрасте.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает все работы, отмечает, какие они получились (как живые, красивые). Из картонных листов с рисунками можно склеить ширму, которая устойчива и удобна для оформления помещения.

Игра-занятие «Рисунок в несколько рук»

Цель: развитие творческого воображения, эмоционального потенциала.

Материал: цветные и графитные карандаши, фломастеры, маркеры, мелки и т.д. - можно менять в зависимости от желаний детей.

Ход игры-занятия:

Всем участникам предлагается вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа.

Второй участник игры, обязательно отталкиваясь от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и остальные участники.

Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.

Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.


Игра-занятие «Волшебники»

Цель: развитие творческого воображения.

Материал: по 2 одинаковых контура «волшебников» на каждого ребенка, карандаши, фломастеры, маркеры, краски гуашь по желанию детей.

Ход игры-занятия:

1. Вначале каждому ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго волшебника», а другую в «злого волшебника». Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

2. Ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой волшебник» и как его победил «добрый».

Данное занятие можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Если в занятии участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребенка хорошо развито воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.




Приложение 2


Игры на развитие творческого воображения и мышления


Игра «Укрась слово»

Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, ассоциативных процессов.

Задача: подобрать к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается одно существительное и ставится задача за определенное время подобрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному.

Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных.


Например:

существительное

прилагательное

платье

Красивое, нарядное, легкое, теплое, праздничное, красное и т.д.

солнце

Яркое, блестящее, лучистое, доброе, горячее, желтое, ослепительное

Игра «Выведение следствий»

Цель: развитие творческого воображения, словесно-логического мышления.

Ход игры:

Детям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…?». Задача детей дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

  • «Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»

  • «Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

  • «Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»

  • «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»

  • «Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?»

  • «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»

  • «Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?»

Игра «Цепочка слов»

Цель: развитие творческого воображения, ассоциативных процессов.

Ход игры:

Детям предлагается составить длинный поезд из слова случайно (или намеренно) сказанного, вызывающего определенные ассоциации, воспоминания, представления. Каждое слово - вагончик, а вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой по смыслу. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее. За каждое названное слово выставляется вагончик.

Например: зима (какая?) - холодная, снежная

(что еще бывает холодным?) - мороженое, лед, снег

ветер (какой?) - сильный, северный и т.д.

«Сочини загадку»

Цель: развитие творческого воображения, ассоциативного мышления.

Ход игры:

Для осуществления этой игры необходимо создать таблицу - опору. В первом столбце будут слова (их можно заменить рисунками или символическими изображениями), которые заключают в себе смысл: «Какая?», а во втором - «Что такое же?».

Предположим, пришли к решению составить загадку о моркови. Следует заполнить следующую таблицу-опору:


Какая?

Что такое же?

Длинная

Сосулька

Оранжевая

Апельсин

Хрустящая

сухарь

Получилась загадка: Длинная - как сосулька,

Оранжевая - как апельсин,

Хрустящая - как сухарь.

Или, например, загадка о снеге. Можно применить такую таблицу-опору:


На что похоже?

Чем отличаются?

На вату

Тает

На покрывало

Утюгом не погладишь

На сухарь

Нельзя есть

Получилась загадка: Как вата - но тает,

Как покрывало - но утюгом не погладишь,

Как сухарь - но есть нельзя.

Игра «Танец»

Цель: развитие творческого воображения.

Ход игры:

Детям предлагается потанцевать. Причем каждый танцует «что хочет». Ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам, при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказок: станцуй «бабочку», «зайчика», «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету», «молоток» и т.д.

Темы для второй части задания: станцуй «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, а не изображали соответствующие чувства мимикой.

Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловыми, понятным для детей текстом.
















Используемая литература:


  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. - Москва: «Знание», 1994.

  2. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? - Москва: «Знание», 1994.

  3. Дьяченко О.М., Астаськова Н.Ф., Булычева А.И. Дети, в школу собирайтесь. - Москва: «Просвещение», 1996.

  4. Милашевич В.А., Дубрович В.И. Воспитатель: в чем секрет успеха. - Витебск, 1995.

  5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: «Академия развития», 1996.

  6. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004.

  7. Научно-методические журналы:

  • «Детство»

  • «Дошкольная педагогика»

  • «Дошкольное воспитание»

  • «Ребенок в детском саду»






© 2010-2022