Открытый урок по ИЗО Колорит - душа живописи 2 класс ФГОС

Предлагаю вам конспект урока для 2 класса по теме «Колорит – душа живописи», по программе КуревинойО.А., Ковалевской Е.Д. «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. – М.: Баласс, 2011. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства. Это конспект урока, направленный на комплексное формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников. Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока ИЗО для 2 класса по теме: «Колорит - душа картины».

Автор: Губеева Елена Михайловна, учитель изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе МБУ лицея №19, высшей квалификационной категории, города Тольятти Самарской области.


Описание материала:

Предлагаю вам конспект урока для 2 класса по теме «Колорит - душа картины», по программе Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д. «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. - М.: Баласс, 2011.

Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства. Это конспект урока, направленный на комплексное формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников.


Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой графического рисунка; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.

Цели по линиям развития:

1ЛР: Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Уметь выполнять простейшие рисунки в определённом колорите. Овладеть приёмами работы в технике графического рисунка.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Выполнять упражнения на штриховку.

Обязательный минимум содержания: колорит, графика (Н), тёплый и холодный колорит, тональный колорит, графический рисунок (П).

(Н - необходимый уровень, П - повышенный уровень.)


Задачи:
Образовательные:
- Расширить познавательную сферу обучающихся о различных видах изобразительного искусства, гармонии цветовых отношений и графических материалах.
- Формировать информационные компетенции через работу с учебником.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке;
Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Воспитывающие:
- развивать коммуникативные умения учащихся через организацию коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.


Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства в графическом рисунке: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже средствами графики;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности;
- выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи и фрагментов музыкальных произведений,
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.
Коммуникативные УУД:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства,
- уметь выказывать свое мнение,

- выслушивать мнение свих товарищей
Регулятивные УУД:

- уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка,
- обдумывание замысла, выполнение работы в материале,
- оценивание результата своего труда.
Материально-техническое обеспечение урока:

- учебник Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»), 2-й класс.- М.: Баласс, 2011;

- серия книг «Большая энциклопедия маленького мира» Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Большой лес» - М.: Сфера,2009.;

- презентация,

- репродукции пейзажей с изображением осени;

- таблицы по цветоведению;

- схемы построений и этапы выполнения рисунка;

- фрагменты из концерта фа мажор «Осень» соч. 8 №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии; художественный руководитель Лев Шиндер: Allegro и Adagio molto;

- мольберты.

Вид занятия: рисунок по заданной теме - тематическое рисование; серия графических упражнений.
Тип урока: комбинированный.
Организация учебного пространства: пространство класса поделено на зоны для теоритической (парты) и практической (мольберты) работы.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа по картинам П. Кузнецова и М. Волошина.

  3. Показ последовательности рисования осеннего пейзажа при помощи масленой пастели.

  4. Самостоятельная работа учащихся. Изображение осеннего пейзажа в технике графического рисунка.

  5. На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года».

  6. Подведение итогов урока. Выставка, коллективное обсуждение детских работ.


Содержание урока


Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас в этом кабинете, прошу приготовить к уроку за мольбертами бумагу для пастели формат А №3,набор масляной пастели и занять свои места за партами.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

1-й урок темы

действия учителя

действия учеников

I. Создание проблемной ситуации.


Учитель записывает тему урока: «Колорит - душа картины», рассказывает сказку о двух братьях-близнецах и просит ответить на вопросы:

- Жили-были два брата-близнеца, внешне они были очень похожи, их никто не мог отличить. Но вот по характеру эти братья были диаметрально противоположными. Однажды пригласили они к себе гостей на день рождения, собрали всех в каминном зале за большим столом, но хоть друг другу и пообещали, что не будут спорить и ругаться, опять затеяли ссору.

- Надо разжечь камин посильнее, мне хочется тепла, - говорил один из братьев.

- А мне хочется прохлады, надо погасить камин, - отвечал другой.

Долго бы они спорили, если бы не вмешался в спор их друг художник. Достал он из своей папки две картины, одну подарил одному брату, а другую - второму. Братья успокоились, любуясь картинами. Один нашёл свою прохладу, другой - тепло.

- Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?

- Как вы думаете, эти картины были одинаковые?

- Что удалось передать художнику в одной и другой картинах?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):






- С помощью картин.

- Нет, разные.

- Прохладу и тепло

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.


Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.


Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству - как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

II.

Формулирование проблемы.

- Какой вопрос возникает?

- Как художникам удаётся передавать прохладу или тепло в своих произведениях?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

III. Выдвижение гипотез. Актуализация знаний.

- Может быть, у вас есть какие-то предположения?

Предполагают. Вспоминают то, что знают о живописи и графике.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 44, рассмотреть работы Павла Кузнецова «Натюрморт» и «Весна в Крыму» и ответить на вопросы:

- Чем отличаются эти картины?


- А теперь скажите, от какой картины веет теплом, а от какой - прохладой?

1. Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы.

- На одной изображён натюрморт, на другой - пейзаж.

Одна картина написана жёлто-оранжево-розовыми цветами, а вторая - зелёно-голубыми.

- «Натюрморт» - тепло, «Весна в Крыму» - прохлада.

2. Учитель предлагает ребятам поработать с текстом на с. 44 учебника, используя технологию продуктивного чтения.

До чтения.

- Прочитайте заголовок текста, выделенные слова и скажите, о чём будет текст?

- Предположите, что такое колорит.


Во время чтения.

Хорошо читающий ребёнок читает вслух текст, учитель останавливает чтеца, чтобы задать вопросы автору, спрогнозировать ответ, комментирует по необходимости.

После чтения.

- Какие цвета используют художники, чтобы получить тёплый колорит? А холодный колорит?


- О колорите. О тёплом, холодном колорите.

- Колорит - система соотношений цветовых тонов и их оттенков. Он может быть теплым или холодным, ярким или блеклым.

Выполняют.


Перечисляют.

3. Учитель предлагает рассмотреть картину М. Волошина «Пейзаж».

- Обратите внимание на работу Максимилиана Волошина «Пейзаж»: какую особенность колорита вы замечаете?

- Да, и такой колорит называется тональным, так как насыщенность цвета (светлее, темнее) можно назвать тоном.

3. Выполняют.

- Здесь тёплый колорит,

и похоже, что в картине использован в основном один цвет, но разной насыщенности.

V. Выражение решения проблемы.

Пластическое интонирование (олицетворение)

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

-Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А. Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:

- Как у дерева растут ветви?

- Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер?

- Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону.

- Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с другой стороны.

- Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе.

Молодцы! Я надеюсь, что то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших практических заданий.


Отвечают.

Выполняют.

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает ребятам выполнить за мольбертами рисунок деревьев в тёплом или холодном колорите.

Если ребёнок выполнил работу быстро, то можно предложить ему затонировать фон.

- Большое значение имеет выбор формата. Правильно выбранный формат создает нужное ощущение. Рисуя высокое дерево и желая подчеркнуть его высоту, устремленность вверх, следует выбрать вертикальный формат.

- Есть и выразительные возможности композиции. Предметы, удаленные от зрителя, кажутся меньше своих размеров. Используя это свойство, можно передать пространство в рисунке. Например, нужно нарисовать два дерева одной высоты, одно из которых ближе к зрителю, другое - дальше; первое рисуется крупнее, основание его опущено к нижнему краю листа бумаги, второе - меньше, основание выше по отношению к нижнему краю листа бумаги.

Выполняют.

VII. Итог урока.





Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

- Что тебе нужно было сделать?

- Какие краски нам приносит осень?

- Как называют художника, которой изображает природу?

- Что означает слово «графика»?

- Что тебе помогло передать красоту осени, её настроение?

- Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

- Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

- Как бы ты оценил свою работу?

- Ребята, наш урок подходит к концу. В благодарность за работу дарю вам раскраски на тему осени, которые дома вы можете оживить с помощью цветных карандашей и фломастеров вместе с родителями.

Отвечают.

Варианты ответов:

Художники, которые своё творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины пейзажами.

Слово «графика» происходит от греческого «пишу», «рисую».

Отвечают.

VIII. Домашнее задание.

Домашнее задание предполагает поиск зрительного ряда (фотографий, рисунков зимних деревьев) для коллективной работы к следующей теме «Выразительные возможности графических материалов». Знакомство с углем сангиной.

Записывают.

Литература:

1. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба, и игра: изобразительное искусство». Ярославль:1997.

2. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». М.: Просвещение, 1989.

3. «Энциклопедия художника». М.: Астрель, 2002.

4. Конева Л.С. «Пейзаж. Натюрморт». М.: Современный литератор,2002.

5. Алехин А.Д. «Когда начинается художник»: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, владос,1994.



© 2010-2022