Конспект урока по теме Икона по ОПК 5 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Икона - образ духовной красоты

Цель: сформировать представления у учащихся о православной иконе, ее назначении и значении для православных христиан.

Задачи:

- познакомить с историей появления первых икон, с различиями в написании иконы и картины;

- показать детям, какими способами и средствами изображается духовный мир на иконе;

- воспитывать уважительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов;

- расширять кругозор учащихся.

Ключевые слова: икона, образ, нимб, свет, лица (лики).


Ход урока:


1. Организационный момент. Формулирование темы урока. Актуализация знаний к новой теме

Учитель:

На прошлом уроке мы говорили с вами о храме. Чем отличается православный храм? Каково убранство храма? (иконостас, подсвечники, солея, клирос, аналой, алтарь, царские врата).

Учитель:

Назовите самое главное место в храме (алтарь), с помощью чего он отделяется от собственно храма (его средней части) (иконостасом).

Учитель:

Что на нем расположено? (Иконы)

Учитель:

-О чем сегодня пойдет речь на уроке? (об иконах)

- А что называется иконой?

-Где мы можем ее увидеть?

- Какие иконы в нем присутствуют всегда?

Учитель (читает стихотворение):

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

2.Эвристическая беседа. Открытие знаний. Формулирование задач

- К кому обращается поэт? (Ответы учащихся).

- Я не случайно начала наш урок стихотворением «Молитва», написанным великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя, таким образом, его жителям. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме. Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой иконы, и на груди вместе с крестом нередко носили маленькую иконку, как говорят в народе - «образок». Икона, в переводе с греческого языка, означает «образ, изображение».

Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь - по окончании земной жизни. И если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то язык иконы понимал каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать». Потому что они не только показывают, они и рассказывают, и объясняют. Просто они повествуют и раскрывают священную историю особым языком. Попробуем и мы прочитать иконы, как это умели делать наши предки.

- Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства - иконам, познакомимся с историей появления первых икон, с различиями в написании иконы и картины.

Откуда же появились иконы? Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви…(* Священное Писание - Библия, то есть Откровение Божие, записанное в виде книг. Священное Предание - это священные знания, не вошедшие в Библию, но также свято сохраняемые церковью.)

Ученик:…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса - Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

3. Создание проблемной ситуации

Учитель: Икона похожа на картину, но есть и отличия.

- Ребята, определите, где икона, а где картина?

-Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

4. Работа в группах

Сравните икону и картину художника (таблица на доске, по ходу чтения текста она заполняется) Перед вами икона «Донской Богоматери» Феофана Грека и картина «Секстинская мадонна» Рафаэля, чем они отличаются друг от друга (раздаточный материал).

вопросы

картина

икона

Главная задача

Может быть любая

Показать сокровенный мир души святого

Как показан свет?

Падает на человека,
образуя тень

Проступает через
фигуру святого

Каким бывает фон?

Фон может быть
любого цвета

Золотой фон - символ
божественного света

Нимб - золотой круг вокруг головы святого

Нет

Нимб - знак вечности и
Божией благодати

Задний план
и линия горизонта

Есть

Отсутствуют

Отметь те характеристики, которые подходят к иконе:

  1. реалистичность изображения отражение Божие, выраженное в линиях и красках

  2. подчёркивает духовность

  3. проработаны детали фона

  4. показаны человеческие качества

  5. напоминает о долге

  6. младенец похож на маленького взрослого

(Икона - отражение Божие, выраженное в линиях и красках. Оно дано всей церкви и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - это мировоззрение Церкви. Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора и картина передаёт его мироощущения. Авторство иконописца намеренно скрывается.

Второе отличие - это принцип изображения пространства.

Картина построена по законам прямой перспективы. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке.

Третье отличие - в отсутствии внешнего источника света на иконе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их. Нет и падающих фигур теней. Технически это достигается за счёт того, что белый грунтовой слой - левкас, просвечивает сквозь красочный слой. Нимб на иконах представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. На картине нимб в виде круга висит над головой святого. Четвёртое отличие в использовании цвета. Цвет несёт символическую функцию в иконе. Например, красный цвет - символ царского достоинства или жертвенности, ради Христа. Золото - символ Божественного света. Знак причастности к Божеству по благодати. Цветовые синонимы золоту - это золотисто - жёлтая охра, красный и белый цвета. Белый также цвет жертвенных животных. Глухой чёрный - это символ зла и преисподняя. В картине же нет символической функции.

Пятое отличие - для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. События священной истории, происходящие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном).

ВЫВОД: картину - произведение искусства- мы созерцаем, а перед священным изображением - иконой - предстоим в молитве. Картина - веха на пути эстетического становления человека, икона - веха на пути спасения!

5.Работа в « Книге мудрых мыслей» с ключевыми словами.

Учитель: для восприятия иконы, понимания ее, нам необходимо уяснить значения некоторых терминов. Запишите их: Икона, свет иконы, нимб, лик . Учащиеся записываю толкование слов в КММ.

6. Икона и молитва.

Учитель: Икона и молитва - неразделимы друг от друга

Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Учитель: О чем это стихотворение? (Ответы детей).

Учитель: Ребята, православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.

Сообщение учащихся: Русские мастера иконописи.

1 учащийся: 14 - 17 век.

2 учащийся: 18 - 20 век.

Иконописное искусство прославляли такие мастера как Феофан Грек (14 век), Даниил Чёрный, Прохор с Городца, Андрей Рублёв (15 век), Дионисий (16 век), Симон Ушаков (17 век), П.А. Карманов, И.П. Чернобровкин (19 век), Зенон, Инок Григорий (20 век).

7. Просмотр фильма «Перед святыми иконами»

8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы заглянули в прекрасный мир иконописи. В иконе мы находим полное изображение всей внутренней истории русского религиозного и вместе с тем национального самосознания и мысли. Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, почувствовать радость мира и согласия. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самых почитаемых и высокоценных жанров живописи. Не оскудеет земля русскими талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, такие же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о её славе.

Вопросы:

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

3. Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

9. Домашнее задание.

1. прочитать параграф учебника ( 1 группа)

2. ответить на вопросы ( 2 группа)

3. написать мини - сочинение «Моя первая встреча с иконой», «Моё восприятие иконы» ( 3 группа)


© 2010-2022